Мои усилители
Автор Сообщение
Аббас Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Васильков,Украина
Сообщений: 461
Репутация: 157
RE: Мои усилители / 16-10-2013 02:22
Новый усилитель на 45 триодах.
Три каскада:МЛ6-27-45
Максимальная мощность 2 ватта,чувствительность 0,8в,уровень фона очень низкий,1,5мв при точной балансировке выходной лампы и при питании всех накалов переменным током.
Кенотрон 4004

Из особенностей:

Питание без анодника,напрямую от сети.Хотя не совсем напрямую-на накальнике имеется небольшая домотка,позволяющая получить при ОППВ выпрямлении 260в анодного

Отдельный накальник на входной каскад,кстати позволяющий устанавливать как 4 вольтовые,так и 6 вольтовые лампы,к примеру МН4 ,МЛ4,РЕН904,хотя прямой перетык с переключением накала но без изменения режимов возможен только для МЛ4

Как я уже писал,и не раз,отдельный накальник на входной кскад дает отчетливый эффект "прочищения" звука,правда тем менее заметный,чем выше качество компонентов.

Никакой физикой,разумеется,этот эффект не объяснить,потому что в проводах косвенного накала нет никаких существенных помех,проникающий в сигнальные цепи,который бы потребовали отдельного трансформатора.Емкости между обмотками тоже ничего не объясняют,так как никто не мешает сделать их весьма малыми.
Я в последнее время считаю,что загадочные поля,которые АМЛ называл "ингридиентом Х",любят простор и свободу и не терпят,когда их заневоливают каким либо способом-будь то совмещенные обмотки на трансформаторе,чрезмерно затянутые акустические клеммы,пластины трансформатора или груз на верхней крышке,равно как и сама крышка.
Наверное многие обладатели золотых ушей замечали,как "сдавливается" звучание,если усилитель придавить чем то тяжелым и большим.То же самое относится к верхним крышкам СД проигрывателей.
А зажимные разъемы?Я когда то был поражен,когда вокалист подавился и спрятался вглубь колонки при фанатичном затягивании гайки "до упора" на проводе ключом.Прошу прощение за лирическое отступление от темы,но неведомые поля настоятельно требуют свободы и пространства.Из за этого в конструкции усилителя то тут то там возникают точки компромисса.Это и хомуты на проводах,слишком туго затянутые гайки на винтовых контактах ,и.т.п.Я давно уже с этим смирился и стараюсь не жертвовать качеством понапрасну,однако конструкция,сделанная на заказ,все таки должна быть прежде всего прочной и крепкой,поэтому я всегда закрепляю компоненты и закрашиваю все резьбовые соединения,чтобы они не раскручивались.А также подбираю-подвязываю провода,чтобы не дать им шанса оторваться при пересылке.

Вернемся к отдельному трансформатору.
На втором силовике кроме накальной обмотки находится 60вольтовая обмотка,поскольку смещение выходного каскада фиксированное,а фиксированому смещению требуется если не подземный резистор,то отдельный трансформатор непременно.Обмотка смещения на общем силовике "съедает" часть достоинств фикса,хотя формально мы избавляемся от лишней детали-дополнительного трансформатора.Почему-потому.Потому что неизвестная науке энергия,отвечающая за такие качества звука как живость и яркость,разнообразие настроений и эмоций,силу воздействия на живого человека,не любит,когда ей приходится тесниться и жаться в прижатых друг к другу обмотках.
Выпрямление напряжения смещения- диодом телефункен(марка диода строго секретна),ОППВ,проволочный розенталь,П образный фильтр.Второй конденсатор фильтра бумагомасляный сименс емкостью 10мкф-тип и размер этого конденсатора играет примерно ту же роль что и "зум" в фотоаппарате.Мы буквально можем менять размеры и объем картинки.Очень важная точка в усилителе!Иногда сюда лучше становится электролит,иногда большая бумажная банка.В пентодникак с фиксированным смещением как правило!
Само фиксированное смещение по моим ощущениям дает прежде всего более стабильную,четкую структуру звука,менее "плывущую" во времени,но за эту стабильность нужно платить тщательным выбором компонентов,поскольку цепь смещения в любом случае оказывается гораздо длиннее РС цепочки автоматического смещения.Представьте хотя бы смещение на подземнои резисторе-добавляется как минимум два резистора,два конденсатора и несколько проводов.
Этот огород принесет плоды только если его как следует прополоть и удобрить!В противном случае лучше не вделываться и применить автомат.
Все элементы фиксированного смещение.как впрочем и другие цепи,требуют тщательного отслушивания по направлениям и совмещения друг с другом для достижения гармонии.
У меня в последнее время выработалось какое то чутье,я иногда беру в руки железки и понимаю,что вот эти два хороших компонента будут играть вместе,а другое сочетание не споется никак,хотя по отдельности это могут быть прекрасные конденсаторы ,резисторы и лампы.

Так я совершенно определенно могу сказать,что каскад нужно всегда рассматривать как единое целое:лампа-анодный резистор(дроссель или трансформатор)-развязывающий конденсатор-эти три компонента должны дополнять друг друга,как пазлы мозаики,а не просто складываться механически,из того что есть под рукой или дешево отдают бомжи на ближайшей барахолке.Именно поэтому часто встречается ситуация,когда в каком то винтажном усилителе никак не становятся телефункены,а в другом играю прекрасно.
Однако этим эффектом можно управлять!


И еще несколько слов о 45 триоде-если хотите узнать на что способна эта лампа-берите только дорогие ранние глобе версии РСА,кэннингэм,потому что поздняя 45-я в фигурная колбе это ничем особо не примечательная лампа, 2А3 с отрезанными яйцами.
А вот ранние глобе это нечто,их сладкий обволакивающий голос так представляет хороший женский вокал,что хочется тут же бежать за алюминиевыми одеялами Козырева для повышения потенции

Провода,их подбор и сочетание,направление-это один из самых важных приемов настройки звука.Почему любители пренебрегают этим и разводят все в лучшем случае одним понравившимся проводом я до сих пор не пойму,но такие усилители отличаются удручающе однообразной манерой исполнения,как известный советский скрипач,игравщий Баха,Моцарта и Паганини совершенно одинаково.
Когда же подбору проводов вообще не уделяют внимания,то даже суперлампы с хорошими трансформаторами играют тоскливо.
Я использовал много интересных проводков,большей частью американцев 20-х годов,подбирая их в связки на испытательном стенде,а в самое чувствительное место-участок от анода до начала первичкки выходного трансформатор я поставил свой плетеный провод.А также на вход,от потенциометра до входных гнезд

Входной регулятор громкости английский сдвоенный проволочник.Такие я ставил в пентодники,вы перестраиваемые выравнивающие РС цепочки(см предыдущие сообщения).Ясный и достаточно нейтральный компонент,чтобы не ломать себе голову,что делать с регулировкой громкости,а поставить компонент и забыть.

Как обычно,все трансформаторы и дроссели я мотаю сам,своими руками.Выходники мотал давно,но они мне и сейчас нравятся своей музыкальностью и широкополосностью-10гц-40кгц на полной мощности на 8 омной нагрузке!Проволка в выходниках отличная,пакет железа-традиционный бутерброд пластин М102 разных годов выпуска и разной окраски.Это тоже важный момент в построении усилителя,так как выходник-один из самых окрашивающих и лимитирующих качество звука элементов конструкции.
Расширить пределы возможностей трансформаторов можно лишь тщательно выбирая и комбинируя материалы в катушке и сердечнике.Однако насколько я знаю,этим приемом никто не пользуется,хотя эффект на выходе потрясающий.

Попробуйте хоть раз намотать первичку не одним типом провода,а к примеру двумя,так чтобы один из них обладал глубоким грудным окрасом с оттенком меланхолии,а другой имел жезнерадостный тон,а также ясный и звонкий верх.Положительные качества их сложатся.Поверьте,ваш выходник запоет так проникновенно,и станет так откликаться на разные записи,стили и эпохи,что вы забросите все свои дела и захотите только слушать музыку!

Это же относится и к железу в сердечнике.Отслушайте пластины по методу Степичева,рассортируйте,а потом пробуйте различные комбинации.Веселые и грустные пластины пополам :crazy: -первая ступень мастерства.Но уже достаточно показательная.Вы сразу услышите,чего можно достичь таким способом компоновки материала,особенно если мыслить образно и подходить к делу творчески.
И не забудьте использовать старинные партитуры в качестве прокладок между слоями!
Современной бумагой или пленкой можно угробить изделие уже на стадии зачатия.
Древние ноты на аукционах стоят копейки,только нужно обязательно проверить бумагу на проводимость-иногда попадается подлая типографская краска на основе каких то металлов.Такую бумагу следует обязательно пропитывать хотя бы простейшим спиртовым лаком-шеллак с канифолью(а лучше скрипичным,в составе которого присутствует хиосская мастика,придающая необыкновенное благородство звуку).Но и тут следует быть осторожным,красные сименсовские провода в полиуретановой изоляции,к примеру,не выдерживают спирта,изоляция растворяется,если быстро не высушить обмотку.С эфирным маслом в качестве вспомогательного растворителя процесс разрушения изоляции пойдет еще быстрее.
Как всегда,нас поджидают многочисленные грабли и подводные камни,но преодолевший все препятствия будет вознагражден лучшими выходниками на свете!
Само собой разумеется,что никакими измерениями,к сожалению,вы не сможете оценить,подтвердить или опровергнуть данные рецепты,только своим восприятием,поэтому если вы не доверяете собственным ушам,но свято верите цифрам и картинкам на мониторе,даже не пробуйте окунаться в это безумие!

Остальные приятные и важные мелочи:
Реле задержки анодного "аббасаудио",около минуты.

Составной анодный резистор драйвера.Кстати,кто нибудь мне объяснит,зачем многие производители параллелят анодные резисторы?Этот шаг,конечно,позволяет относительно простым и не затратным способом достичь комфортности,параллельное соединение резисторов и как бы"полирует" поверхность звука,снимая излишнюю шершавость от плохих цифровых источников,однако отрицательные моменты этого приема на мой вкус перевешивают положительные.Касание клавиш фортепиано становится менее осязаемым и определенным.По струне конечно бьет молоточек,но попросите,к примеру,пианиста сыграть в толстых перчатках-вы с закрытыми глазами услышите,как испортился звук,хотя по струне по прежнему бьет молоточек,а касания не слышно!Вот тут,с параллельными резисторами,то же само,может быть в более мягкой форме.
Я предлагаю резисторы соединять не параллельно,а последовательно,по вышеописанному принципу подбора железа и проводов.Так в аноде драйвера я поставил филипсовские константан в форме спирали на стеклянной оправке,отлично справляющийся с голосом и струнными,а на второй этаж американский угольный композит,который здорово передает игру трубы,тробмона,корнета и вообще медных,с их агрессивной,режущей атакой-ударом.Как и следовало ожидать,положительные свойства двух резисторов успешно суммировались.

Блок питания организован следующим образом.Анодника нет,как я уже упоминал,но на накальнике небольшая домотка,т.е. по сути автотрансформатор для небольшого повышения напряжения,буквально на 25в,которых мне не хватало для комфортной настройки выходного каскада.ОППВ выпрямитель,массивный кенотрон вальво 4004,так как 45-аю нужно чем то вытягивать-балансировать в нижней середине.
Первый дроссель общий,я его намотал двумя разными проводами до заполнения каркаса,получилось 3,8гн на 100гц,45ом,железо от древней сабы с воздушным зазором-просечкой.
Сразу после кенотрона 16мкф,после первого дросселя 32мкф
Далее индивидуальные на каждый канал дросселя,снова на железе саба,но теперь на Ш образном,также с обмотками по 50ом,индукивностью 5 гн
Бумагомасляные конденсаторы БОШ 30мкф,замены которым найти так и не могу.
Конденсатор на выходной каскад и драйвер общий,конденсатор на входной каскад индивидуальный.
Что оначает общий конденсатор?27 и 45-я питаются из одной точки-старый прием,встречающийся у Райчерта,позволяющий вытащить взрывную динамику,близкую к возможному пределу свободы(предел свободе динамики отмеряют как раз РС и ЛС цепочки в фильтрах,т.е. даже самые лучшие резисторы и дроссели это зло,увы!)

Конденсаторы древние фольговые ,переваренные в воске с канифолью и другими смолами,в анодах кстати бумага-масло и hunts

Опробовал новый припой и новый лак для покрытия паек,пока звук продолжает меняться.

                                   
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: alex0665 , Андрей Стельмах , georgeohm , Ygens67 , t.800 , viking122 , apr.kobra , M@$TER , gregory , Mysso , stereophile111 , ССМ , navigant , Audiodoom , FIL65 , PnL , Юрий Р. , Igor65


Сообщения в этой теме
RE: Мои усилители - Аббас - 16-10-2013 02:22
RE: Мои усилители - NIKKK - 23-03-2014, 22:21
RE: Мои усилители - SORG - 14-08-2016, 02:39
RE: Мои усилители - LRB - 15-08-2016, 21:55
RE: Мои усилители - O V K - 05-12-2016, 11:42
RE: Мои усилители - O V K - 05-12-2016, 16:13
RE: Мои усилители - O V K - 05-12-2016, 16:52
RE: Мои усилители - O V K - 06-12-2016, 00:08

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS