|
|
Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений?
|
| Автор |
Сообщение |
penderecki
Ветеран
    
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 08-01-2016 21:38
(07-01-2016 23:36)Upgrader писал(а): ...К тому же на этом виниловом двойнике записан и упомянутый "Квартет..."! (Здесь - СашкоГаврилофф/ Алоис Контарски/ Зигфрид Пальм/ Ханс Дейнцер - не знаю, хорошо это или плохо? Все есть. Только жены композитора нет!) Не могу ничего сказать конкретно об этом исполнении. Постараюсь послушать. О Квартете хотел написать, да вспомнил, что делал это ранее. С трудом нашлось сообщение, если не читали - то пожалуйста, вот.
(12-01-2014 19:48)penderecki писал(а): Часто возвращаясь к прослушиванию уже давно известных (казалось бы "до дыр") произведений, невольно ловишь себя на мысли, что ценность их не только в стройности и цельности замысла, или великолепном исполнительском составе, или... Не проходящая со временем ценность их в человечности, нравственных идеалах, способности донести до слушателя целый комплекс положительных эмоций.
Одним из таких произведений является удивительное по силе воздействия сочинение О. Мессиана Квартет для фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета (более известный как Квартет на конец времени). В наиболее проникновенной и выдающейся записи Квартета принимало участие два участника одного из так любимых мной французских струнных трио первой половины 20 в. Trio Pasquier. Вот полный состав исполнителей, сделавших записи в 1956 и 1969: О. Мессиан, фортепиано / Ж. Паскье, скрипка / Э. Паскье, виолончель / А. Васселер, кларнет.
В тяжелое военное время судьба свела виолончелиста трио Этьена Паскье с французским композитором Оливье Мессианом. Познакомились они в 1941 году в немецком концентрационном лагере. Как известно, именно там Мессиан, выпросив нотную бумагу у немецкого офицера, большого любителя музыки, написал свой знаменитый Квартет на конец времени. Конечно, создание музыки за колючей проволокой явление очень редкое, но самое интересное, что произведение впервые было там же и исполнено. Необычный состав ансамбля был продиктован наличием в лагере имеющихся музыкальных инструментов. В 30 градусный мороз, на расстроенных инструментах (с западающими клапанами у кларнета и расстроенном фортепиано) премьера состоялась перед несколькими сотнями военнопленных, прекрасно понявших скрытую программу произведения. Как впоследствии вспоминал Мессиан: «Никогда меня не слушали с таким вниманием».
Все восемь частей произведения - картины-символы, исходя из их названия. Первая часть с названием "Литургия кристалла" - образ первозданного, чистого мира. Вторая - "Вокализ ангела, который возвещает о конце света". Его появление показано громовыми ударами всех инструментов ансамбля. Третья часть - "Бездна птиц", проникновенное соло кларнета, одно из самых сильных мест в Квартете. Четвертая часть "Интермедия", Пятая - "Хвала вечности", удивительный по красоте дуэт виолончели и фортепиано. Шестая - "Танец ярости семи труб", сигналы Страшного суда, Седьмая часть имеет название "Хаос небесных радуг", резкое звучание всех инструментов квартета и молящие соло отдельных инструментов. И, наконец, финал - "Хвала бессмертию", музыка растворяется, уходит в "неземные выси", что по авторскому представлению выражает вознесение человека к богу. Но в гораздо в большей степени она возносит к возвышенным идеалам, к миру чувств и страстей. Финал не может и не должен восприниматься как конец бытия, скорее наоборот - вселяет веру в жизнь.
Что касается записей с Лорио (некоторые, в дуэте с Мессианом), то они ранее издавались на таких фирмах, как Accord, Ades, Deutsche Grammophon и др.
|
|
|
|
| Сообщения в этой теме |
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? - penderecki - 08-01-2016 21:38
|
Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)
|

|