Сразу, как говорится, "на берегу" оговорюсь: меня тошнитт от кочующих из сериала в сериал, из передачи в передачу, из фильма в фильм "кассовых медиа-персон". - Гоша Куценко, Безруков, Аверин и т.д. Это что-то типа пролога. Зачем - сейчас поймёте.
Вот что рассказывал сам Алексей Герман о процессе подбора актеров в свою "Операцию "С Новым годом!" ("Проверка на дорогах") на роли Заманского и командира партизанского отряда Локоткова.
- Главную роль в "Проверке на дорогах" хотел сыграть Высоцкий. (!!!) Но это была бы катастрофа. Был бы фильм-клубника. Он бы там еще песенку спел. Он прекрасный артист, однако он не был бы простым русским солдатом; великий Высоцкий не годился. Он был бы народным пониманием солдата, он - нечто большее, чем солдат А требование мое было - рассказ о судьбе простого русского солдата. Никто не подходил на роль так, как Заманский...
Владик Заманский был скромный, улыбчивый и прелестный. Я к нему давно присматривался. Он очень тяжело воевал: остался из всей бригады один его танк, и все ждали, когда его сожгут. К тому же Заманский сидел во время войны; был арестован и получил срок за то, что ударил офицера. А потом как заключенный строил химический факультет университета. До моего фильма он играл довольно мало – где-то сыграл уголовника, еще у Тарковского в «Катке и скрипке». Артист он не сильный, с Роланом не сравнить… Но мы довольно близко сдружились. Он даже жил в нашей московской квартире."
О пробах на роль Локоткова:
- На роль Ролана (Локоткова) пробовал Евстигнеева. Приехал артист, перед которым я благоговел, мы с ним сели. Оделся он очень театрально, я его долго переодевал. Потом я стал ему рассказывать, что надо сыграть русский народ. А он вдруг сказал: «Слушай, у вас смена с четырех, а сейчас два. Ты раскладушку достать не можешь? Я посплю. Ты не волнуйся, я тебе все сыграю, а пока дай поспать». Ну, что делать – великий артист! Прошу раскладушку, отгораживаю угол павильона, стелю простыню. Все ходят на цыпочках – спит Евстигнеев. Потом его будим, он долго вспоминает, кто я такой. Появляется партнер, с которым они когда-то снимались, долго хохочут по этому поводу…
А потом – цоп! – он ничего не может сыграть. Глупо, непохоже, театрально. Три, четыре, пять, семь раз. Наконец я говорю: «Можно мне сказать, что я думаю? Вы играете глупо, непохоже и театрально. Это даже показывать худсовету срамно – это срам для артиста вашего класса». Дублей девять мы с ним сняли, ничего не получилось. Он походил-походил и говорит: «Знаю, что тебе надо, сейчас сделаю. Надо социалки прибавить». Это меня потрясло в великом артисте, и я сказал: «Давайте, пока я вас уважаю, а вы мало обо мне знаете, расстанемся. Ничего не получается. Не ваша роль». Мы расстаемся.
А вот какой была следующая встреча. Много лет спустя я выхожу на сцену страшно набитого зала объявлять премьеру «Астенического синдрома» Муратовой, и ко мне подходит маленький человек: «Просим объявить, что в Англии только что скончался великий русский артист Евстигнеев». Я объявил. Зал ахнул. А я заплакал.
- То, что в «Проверке на дорогах» как минимум четыре актера Тарковского – Быков, Заманский, Солоницын и Бурляев, – случайность?
- Это не совпадение и не случайность. Это жалкость моя. Если бы я снимал фильм через два года, мне уже не был бы нужен Солоницын. Бурляев – тоже пустяки, можно было найти другого. Только Ролан Быков мне был необходим. Я, кстати, специально ездил в Москву и два дня смотрел пробы к «Андрею Рублеву».
...Что интересно, мне не утвердили на «Проверку на дорогах» ни одного актера! Ни Быкова, ни Солоницына, ни Заманского. Ролану очень радовались, а утверждать не хотели. На его роль мне утвердили Глазырина или Санаева. А еще утвердили Юрия Соловьева из Ленинградской студии киноактера, хорошего артиста. Я же был молодой режиссер, дебютант! Я не имел права пробовать только одного – я должен был пробовать разных. Даже на роль деда-партизана мне утвердили довольно привычного Трусова и не утвердили Федю Одинокова, который представлял собой образ партизана с плаката. (Конец цитаты).
- Это из потрясающей книжки-интервью Антона Долина "Герман". Обязательно почитайте! И смех и слёзы.
Очень долго искала своего актера "с глазами Христа" и Лариса Шепитько для "Восхождения". нашла далеко за Уралом актера городского театра Плотникова. Вот так! Для фильма о войне, рискуя "положить свой фильм на полку", но обязательно "с глазами Христа"! Что, нельзя было взять стопроцентно проходного Народного артиста?
Вот почему я говорю о лицах. Поймите и Вы замечательного, но невероятно требовательного, строгого, жестокого Германа.
Знаете, с "17 мгновениями..." там другая заковыка была. Когда еще до премьеры фильм посмотрели члены "худсовета", то обратили внимание на то, что многие фашисты имели очень даже семитскую внешность! Ну, вот Лиознова таких подобрала на роли второго плана Вот на чем прокололись. Просто не обратили внимание... Фильм вернули на доработку.
Ну, а что касается нашивок и формы... Вы, видно, человек, хорошо разбирающийся в этих вопросах. Я бы сказал "спец". Вот Вы и конкурируете с теми "спецами"-консультантами. (Кстати, совершенно серьезно говорю, Ваши знания сильно пригодились бы современным кинематографистам! Но ведь теперь в кино все решает бюджет и бизнес-план...)
А для меня эта картина... это - Тихонов, его лицо, речь, осанка. Музыка. Актеры. Голоса. Характеры. "Не такие", как на плакатах, фашисты. И жестокие документальные кадры.
Этот фильм, кажется, раскрасили. Вот это - полнейшее безобразие. Это сводит на нет замысел авторов - сшить художественное и документальное так, чтобы комар носу не подточил.
Ну, а что касается "Освобождения", то сделано практически безукоризненно. И "Они сражались за Родину" - со всех точек зрения великолепно.
Возможно, где-то и были ляпы. Тут Вы правы. Но я старался разглядеть другое. - Идею. Суть. Градус кипения.
(06-08-2016 22:34)toyo писал(а): ...
У меня сыну 25, дочери 20. Я даже предлагать к просмотру и не думаю. И дай Бог, что бы они никогда в своей жизни не увидели подобного даже в кино. Ни они сами, ни их дети, ни их внуки и правнуки. А ещё лучше, что бы они никогда и не знали абсолютно ничего про войну. Только как исторические факты, цифры, даты. Не более. Ни про воевавших прадедов, дедов, отцов. Что бы они не знали что такое разруха. Что бы они в своей жизни только созидали, растили, воспитывали. И почвой для воспитания у них был только мир и ни какого "деды воевали". Я не отрицаю историю. Её нужно знать и помнить. Но кино это не история. Это художественные образы и не более. Пусть лучше фантастику смотрят.
Вот пока были живы наши дедушки и бабушки, они нам рассказывали о войне. Авторы "лейтенантской прозы". Актеры-фронтовики. И вот их не стало. И уже "старшими" стали мы с вами. И теперь я (мы) ответственные за то, чтобы и дочери и сыновья, и внуки ЗНАЛИ, что пережили наши бабушки и дедушки. Как сказал однажды Жуков, "если мы это отдадим, то они, фронтовики, погибшие нас проклянут". Цитата не дословная , но суть такова.
Мы всей семьей смотрим фильмы и о гражданской войне ("Служили два товарища" т .п.), и о Великой Отечественной ("Они сражались за Родину", "Освобождение", "В бой идут одни старики" и т.п.) Обсуждаем, объясняем. Дети понимают. Подрастут, расскажут следующему поколению. И тогда наша Победа останется с нами. Это - важно.
Фантастикой, для того, чтобы это не повторилось, не отделаемся.
На снимках - пробы на роль Локоткова ("Проверка на дорогах") - Е.Евстигнеев, Р.Быков. И фронтовик - Юрий Никулин (справа).