RE: Музыкальное искусство / 27-08-2018 13:29
Иногда, замечательные сочинения возникают на благодаря, а вопреки… Речь пойдет о главном фортепианном трио русской музыки – «Памяти великого художника» П. Чайковского.
При всей разносторонности своего творчества, Чайковский не уделял внимание ансамблям с участием фортепиано. Еще бы, известно его же высказывание по этому поводу: «… По устройству своего акустического аппарата я совершенно не переношу комбинации фортепиано со скрипкой и виолончелью. Эти звучности кажутся мне взаимно отталкивающими друг друга…». Тем не менее, личная утрата близкого человека (пианиста Н. Рубинштейна) заставляет пересмотреть свои же взгляды и принципы. Перед Чайковским стал вопрос – каким образом увековечить в музыке память замечательного артиста? Концерт или симфония – слишком торжественно и объемно, соната – слишком «мелко» и бедно. К тому же, просто необходимо использовать рояль. Здесь приходит идея остановиться на форме трио, хотя и в довольно нестандартном на тот момент виде.
Около двух месяцев понадобилось композитору на сочинение удивительного по форме и кругу образов произведения. Такого опуса еще не знавала русская музыка! Всего две части вместо обычных трех-четырех, вариационная тема, необычайная инструментовка, драматичность и, пожалуй главное – симфоничность звучания. Не все слушатели смогли на премьере оценить по достоинству новаторские идеи воплощения творческого замысла Чайковского. Рецензии на первые исполнения были либо нейтральными, либо довольно критическими. Все же, время расставило все на свои места и в дальнейшем, благодаря замечательной музыке, Трио нашло свою дорогу к сердцу слушателей.
Огромное число русских и зарубежных исполнителей включали в свой репертуар фортепианном трио. Довольно много из этого записано на пластинки и диски. Из всех исполнений, хотелось бы выделить одно.
Трио Оборин, Ойстрах, Кнушевицкий вошло в мировую историю исполнительского искусства, как один из самый значительных ансамблей подобного рода. Близость творческих индивидуальностей артистов в простоте, ясности и гармоничности предопределила высокий исполнительский уровень ансамбля. Не будем забывать, что участники являлись еще и прекрасными, самобытными солистами, и к причинам их выдающихся достижений необходимо добавить редкую способность каждого музыканта, при всем этом, уступать друг другу, подчинять свое «я» требованию музыки.
Ансамбль практически сломал старую традицию исполнения только произведений венских классиков, и постоянно обращался в своем творчестве к музыке русских композиторов. Программы артистов были не только продуманны, но и чрезвычайно разнообразны. При прослушивании записей ансамбля, мы являемся свидетелями замечательных концертов трех выдающихся музыкантов, которые, собравшись вместе, способны выдать совершенно потрясающий художественный результат. К наивысшим достижениям трио, без сомнения, относятся великолепные, неподражаемые интерпретации сочинений Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Танеева, Дворжака, в которых раскрылись лучшие стороны таланта музыкантов. Рождается ощущение, что это играет один человек, одно понимание и видение музыки, общее устремление к цели. Благородство выразительности и абсолютное совершенство мастерства живут в этих записях.
|