Доброго времени! Данная тема будет интересна, прежде всего, самодельщикам-энтузиастам, коим и сам являюсь. Здесь я расскажу о своём новом изделии – любительских однотактных моноблоках на лампах 6Ж11П-Е и 6П36С в триодном включении. Почему два буксира? Ну уж больно напоминают мне какие-то старинные буксиры Да и разве усилитель – это не буксир аудио системы!
В последние годы меня увлекла тема однотактных триодных усилителей звуковой частоты. Звучат они наиболее естественно, а слушаю я преимущественно музыку инструментальную, джазовую и классическую. Открытому и естественному звучанию однотактного усилителя на триодах способствует, прежде всего, отсутствие общей отрицательной обратной связи, губительно действующей на звуковой сигнал, которую не миновать в двухтактном усилителе. А относительно высокое выходное сопротивление однотактного усилителя без ОООС (и ПОС), может быть снижено использованием выходного трансформатора с высоким КПД, использованием в выходном каскаде триодов с низким внутренним сопротивлением. Повышенная же вторая гармоника – облагораживает звук, сродни взятию на музыкальном инструменте не одной ноты, а созвучия из двух нот с интервалом в октаву, где вторая нота звучала бы с громкостью в неком процентном отношении от первой. То есть, однотакный усилитель суть гармонизатор (только не пересластить!).
Данные моноблоки представляют собой классические двухкаскадные усилители мощности ЗЧ. Делал их для себя, потому к корпусам высоких требований не было - выполнены из подручных материалов, за исключением экранирующих колпаков трансформаторов (их заказывал). Габариты моноблоков по ширине выбраны такими, чтобы оба рядом стоящих уложились в 430 мм (в стойку аппаратуры). Исполнение зеркальное - так удобнее манипулировать органами управления рядом стоящих блоков, да и красивее (не два левых ботинка )). Деревянные боковые стенки являются не только элементом декоративным, но и основным несущим – к ним крепятся все панели корпуса. При этом конструкция вышла очень прочной – ничего в руках не шатается даже без нижней предохранительной крышки. Внешний вид, возможно, оставляет желать лучшего, особенно учитывая саморезы из «Эпицентра» (других было не сыскать; в дальнейшем можно будет заменить), но это, наверное, не самое главное. Внутри шасси, на монтажных стойках, разместились две печатные платы, на которых собран усилитель – плата собственно усилителя, и плата блока питания. При необходимости платы могут быть легко отсоединены и демонтированы, например, для ремонта (или в другой корпус переставить ежели). Снаружи, на шасси, установлены силовой и выходной трансформаторы, лампы. На печатной плате усилителя, те элементы, которыми возможно захочется поиграться, припаяны к стойкам из лужёной медной жилы. К таким элементам, прежде всего, относятся анодные и катодные резисторы каскада усилителя напряжения (далее КУН), разделительный и катодные конденсаторы. Последние могут быть легко выведены из работы при помощи перемычки.
Первый каскад – усилитель напряжения (УН), выполнен на лампе с низким внутренним сопротивлением, что позволяет развить необходимую для работы с последующей нагрузкой амплитуду тока звукового сигнала, имеющего, как известно, импульсный характер. Также лампа УН должна обеспечивать и требуемую для работы выходной лампы амплитуду напряжения ЗЧ - до 50 В при применении 6П36С в оптимальном расчётном режиме. Исходя из данных условий, можно использовать лампы 6Ж11П, 6Ж23П, 6Ж43П, 6Ж52П, 6Э5П, 6Э6П и другие. Первые четыре - взаимозаменяемы, благо цоколёвка и режимы позволяют, и есть возможность выбрать лампу наиболее подходящую по звучанию. Для обеспечения высокой линейности КУН питается относительно высоким (420 В) стабилизированным напряжением. Анодной нагрузкой является батарея параллельно соединённых прецизионных резисторов С2-29, установленных на специальных стойках (подобных быльцам армейской кровати), что позволит без труда изменить их количество для желаемого режима работы лампы КУН. Разделительный конденсатор – ФТ, с фторопластовой изоляцией. Конденсаторы в цепи катода - ROE, зашунтированы конденсатором К71-4 с диэлектриком из полистирола. Я не сторонник использования конденсаторов в катодных цепях, и поставил их «на всякий случай». В выходном каскаде (ВК) использованы подобранные лампы 6П36С пр-ва «Светлана», которые без каких-либо препятствий могут быть заменены на 6П44С (с подстройкой тока покоя). Режимы этих ламп схожи. Максимальная выходная мощность с 6П44С в данных моноблоках будет такой же - 6 Вт, но несколько возрастёт КНИ, а спектр гармоник - более длинный. Также незначительно снизится чувствительность усилителя, и в случае неиспользования катодного конденсатора, во избежание появления сеточных токов и искажений, выходную мощность следует ограничить пятью Ваттами, или изменить режим лампы УН. В сравнении с 6П36С, в звучании 6П44С субъективно отмечаю больше составляющих высших звуковых частот. Звучание же 6П36С - более телесное что ли. Смещение лампы ВК – фиксированное. Выходные трансформаторы выполнены на железе от ОСМ-0,16. Секционирование 1/4(I) + II + 1/2(I) + II +1/4(I), Ra = 4,5 кОм, r1 = 90 Ом, r2 = 0,2 Ома. КПД = 0,92%.
Блок питания выполнен на печатной плате, и связан с платой усилителя короткими проводниками. Выпрямительные диоды – ультрафаст. Питание КУН и ВК раздельное, от своих электронных фильтров, а для КУН – стабилизированное. Силовые трансформаторы – новые ТАН-45, военной приёмки, отличного качества. Электролитические конденсаторы в анодных цепях - Nippon Chemi-Con и др. Шунтирующие конденсаторы по цепям питания – К78-2, Wima и др.
Входные цепи усилителей выполнены витой парой из тонкого провода МГТФ, и имеют ёмкость около 30 пФ. Хочу обратить внимание, что аналогичный по длине отрезок аудио кабеля может иметь ёмкость почти на порядок выше, что «больно ударит» по фронтам звукового сигнала. От применения во входных цепях экранированных проводов, и аудио кабелей в частности, я отказался.
Электрические параметры усилителя:
Максимальная выходная мощность до начала ограничения – 6 Вт
Номинальная выходная мощность – 5 Вт
Диапазон воспроизводимых частот при номинальной выходной мощности –
15 Гц … 34 кГц (- 1 дБ)
9 Гц … 55 кГц (-3 дБ)
Коэффициент гармоник (F=1 кГц, Рвых=5 Вт) – 1% (зависит от применяемых экземпляров ламп и выбранного режима лампы ВК).
Выходное сопротивление – 1,0 Ом.
Уровень шумов на выходе – менее 50 мкВ
С лампой 6Ж11П общий КНИ в 2-2,5 раза выше, но увеличивается вторая гармоника, а нечетные – уменьшаются. Звучание инструментальной музыки с этой лампой самое проникновенное и «обертонированное».
Звучат моноблоки очень чисто, и с ламповой теплотой. Живые инструменты, вокал – натуральны, выразительны. Естественно и кристально чисто звучат тарелки. К басу претензий нет.
Прослушивание проводилось на акустике Dali 5005 JUBI от разных источников фонограмм.
Считаю поставленную цель достигнутой.
Ниже привожу принципиальную электрическую схему одного моноблока, спектр на эквиваленте нагрузки при выходной мощности 2 и 6 Вт с лампой 6Ж52П, осциллограмму меандра Т = 1 мс.