6 декабря новая, 12-я по счету, студийная пластинка стала достоянием широкой музыкальной общественности. И уже сегодня она доступна для скачивания в разных форматах на разных трекерах. Надеюсь, кто-то из форумчан уже успел ее послушать и сложить свое мнение.
А пока приведу выдержки из статьи Александра Кана, обозревателя по вопросам культуры русской службы ВВС,
"Новый альбом The Who - громогласный и дерзкий аккорд. Последний ли?":
Почти 55 лет прошло с заявления Пита "Надеюсь, я помру, прежде чем состарюсь". Половина The Who - барабанщик Кит Мун и бас-гитарист Джон Энтвистл - таки выполнили пророчество своего лидера и в подлинном акте саморазрушения умерли либо совсем молодыми (Муну было 32), либо вовсе не старыми (Энтвистлу было 57).
Несмотря на все это, The Who по-прежнему живы, и только что - 6 декабря - 74-летний Таунсенд и 75-летний Долтри выпустили новый альбом с простым, будто для начинающих дебютантов, названием Who.
Первые же аккорды первой же песни "All This Music Must Fade" звучат с такой же неуемной энергией, с такой же молодежной силой и яростью, которая отличала лучшие альбомы The Who пятидесятилетней давности.
Но в отличие от так же сохранивших энергию и заряд молодости их сверстников Пола Маккартни и Rolling Stones, которые и содержанием своих песен делают вид, что они совсем не постарели, The Who отважно решились создать альбом, главная тема которого - рефлексия на возраст, рассуждения о том, каково оставаться рокером на восьмом десятке.
И если Боб Дилан или Леонард Коэн эти свои рефлексии облекают в меланхоличный, грустный, а то и мрачный мелодизм, то взрывная, брызжущая через край энергия гитарных пассажей Таунсенда и по-прежнему ревущего вокала Долтри дает уникальный, и, пожалуй, до сих пор невиданный в роке пример сочетания зрелости и мудрости в оценке пройденного пути с неувядающей дерзостью музыкального языка.
Я давно поседел
Вся эта музыка пройдет
В ней нет новизны
В ней нет разнообразия
И она не попадет в ваши парады
И это справедливо
поет Долтри, казалось бы, полный смирения, если не отчаяния текст "All This Music Must Fade" .
Но тут же в конце песни, дерзкий подростковый вызов устами самого Таунсенда: "А мне пофиг!"
Такой же вызов и в "Rocking in Rage": "Мой рок полон ярости. Да, я прошел свою золотую пору, но я не хочу видеть опускающийся занавес, я не хочу терять время, я не уйду со сцены!"
Об этом же и в "I Don't Wanna Get Wise":
Мы так старались остаться молодыми
Но высокие ноты нам уже не пропеть
Мы покрыты шрамами
Мы усыпаны наградами
Но ты видишь в моих глазах -
Я не хочу становиться мудрым
Несколько песен альбома - что ранее было для The Who нехарактерно - прямой отклик на политические реалии последнего времени.
Ball and Chain - новая версия изданной Таунсендом еще в 2015 году песни Guantanamo - о заключенных американской базы на Кубе. Street Song посвящена взбудоражившему всю Британии весной прошлого года пожару в жилом доме Гренфелл-тауэр, в результате которого 72 человека погибли.
Особо стоит сказать об оформлении альбома. Его автор - знаменитый британский художник поп-арта Питер Блейк, уже оформлявший обложку альбома The Who Face Dances и больше всего известный как создатель легендарного визуального облика битловского "Сержанта Пеппера". Как и в "Сержанте Пеппере", обложка Who представляет собой коллаж из символов и образов, знаковых для истории группы: рекламный плакат к альбому The Kids Are All Right с крушащим гитару Таунсендом и надписью "Этой гитаре осталось жить считанные секунды"; мопед - памятный всем по рок-опере Quadrophenia неотъемлемый атрибут модов - молодежной субкультуры 60-х, из которой выросли The Who; британский флаг "Юнион Джек"; фигуры Чака Берри и Мохаммеда Али и многое другое.
Пусть Who и не дотягивает по качеству песен до лучших альбомов группы 60-х и 70-х годов, но это редкий случай когда ушедший, казалось, в безвозвратное прошлое бренд остается мотором для исследования новых идей и движения вперед.
Who - достойное пополнение дискографии великой группы, и если альбому суждено стать ее лебединой песней, то мы можем только радоваться. The Who уйдут со сцены так же, как они и жили на ней все эти десятилетия - громогласно и дерзко.