Хочу рассказать о своём пути в активный триампинг.
Лет надцать назад, я вычитал что в многополосных колонках львиную долю проблем связанных с «согласованием» динамиков и УНЧ можно решить путём активного разделения полос, т.е. применить активный фильтр, а на каждый динамик поставить свой УНЧ. Меня это заинтриговало и я реализовал такую АС, взял S90B за основу, СЧ и ВЧ динамки заменил, взял трёхполосный фазолинейный фильтр четвёртого порядка на ОУ, а динамки подключил через УНЧ Д класса на микросхемах IRS2092, и чудо таки произошло. Колонка начала играть более достойно и детально, причём удалось малой кровью разкочегарить 75ГДН1-8 до приемлемого НЧ. В общем мой опыт показал что активный триампинг это путь который позволяет малой кровью достичь некоего более лучшего результата чем пассивное разделение полос. Но собранный мною триампинг, всё таки не настолько гибок как хочется, хотелось иметь возможность гибко корректировать АЧХ колонки, вносить задержки в полосы, применять разные типы фильтров для разделения полос, всё это можно было делать с помощью промышленных цифровых кроссоверов либо с помощью спец программ на компьютере, до тех пор покуда фирма аналогдевайс не выпустила линейку цифровых процессоров в одной микросхеме с очень развитым софтом для настройки этого процессора. После беглого ознакомления с возможностями цифрового процессора типа ADAU1452 у меня интенсивно началась выделятся слюна и начало зудеть в одном месте, возникло острое желание собрать активный триампинг на основе этого проца. Сел я в спринтлейаут и начал ваять печатную плату. По ряду объективных причин я ограничился тремя каналами мощностью 50Вт на канал, для того, что бы перевести свои полочные трёхполоски типах XECO PCX-1 в актив. В общем цель понята и процесс пошёл, в итоге я собрал такую плату.
Эта плата выдаёт 50Вт на канал на нагрузку 4Ом, питание однополярное 24В от 150Вт ИБП, в холостом ходу плата потребляет 4.5Вт, аудиопток плата принимает по оптике, а оптический выход позволяет транслировать адуиопоток на вторую колонку. На плате выведен на пины I2S вход, выведены три порта общего назначения, так же на всякий пожарный я вывел все шесть вспомогательных ADC на внешние «потенциометры» с помощью которых можно реализовывать разные регулировки. Плата получила название MDAC и была рассчитана на установку в корпус серии UNI-S-BOX 130х90х35мм. По своей сути это мощный трёхканальный АЦП с ДСП на борту. В основу MDAC лёг проект моего хорошего знакомого, который разработал прямое преобразования PCM в PWM с внешней коррекцией PWM сигнала для уменьшения коэффициента гармонических искажений и т.д. и т.п. Такой подход позволяет избавится от уймы проблем связанных с переводом РСМ в аналог, а потом аналог в PWM, в итоге удалось получить приемлемые показатели и весьма неплохой звук.
Замеры в рмаа на нагрузке 4Ом показали такие результаты.
Архив измерений в рмаа
RMAA.rar (Размер: 103.92 Кб / Загрузок: 7)
Один канал имеет чуть больше повышенный уровень шума и Кг чем другие, этот канал я назначил на «обслуживание» НЧ динамика.
Что бы ненароком не спалить динамки в XECO PCX-1, я решил потренироваться на более дешёвой АС. За основу взял корпус от S30B, но эта колонка двухполосная, а я хочу три полосы, при внимательном рассмотрении этой колонки я понял то, что она относительно легко переводится в три полосы с помощью добавления ВЧ динамика в место многозначительной картинки АЧХ на панели АС, по стечению обстоятельств у меня на руках оказались динамки от трёхполосных колонок музыкального центра фирмы LG, замеры показали что НЧ динамику хватит объёма S30B. В общем разобрал я колонку, расширил посадочные места под динамки, добавил посадочное место под ВЧ динамик, прикрепил корпус для MDAC на задней стенке колонки, просверлил отверстия под провода, БП поставил во внутрь колонки, распаял провода, и подключил программатор ДСП к компу. Как не странно, но оно заработало как только я разобрался как запустись ДСП проц.
Когда я разобрался как в сигмастудио запустить цифровой кроссовер то начал играться с частотами раздела динамиков. В общем долго я игрался с разными порядками фильтров и с разными частотами раздела полос, в итоге по результатам измерений я разделил полосы так - 300Гц НЧ/СЧ и 2500Гц СЧ/ВЧ. А дальше я начал играться с тем, ради чего я это всё это затеял, я начал корректировать АЧХ колонки при разных типах фильтров. И вот тут меня ждала большая неожиданность, оказалось что меняя принцип коррекции АЧХ и тип фильтра, можно получить совершенно разный характер звучания колонок, можно увеличить детальность звучания, можно увеличить сцену не сильно потеряв в детальности, можно изменять тембральный баланс. В общем игрушка получилась интересная и весьма гибкая.
Ниже, красная АЧХ до коррекции, а синяя после коррекции АЧХ. Замер сделан с 1м в комнате.
В целом радует то, что результат не разочаровал т.е. время убил не зря, а XECO PCX-1 я решил не переделывать т.к. не вижу смысла, то что я выжимаю из этих АС меня более чем удовлетворяет и я решил что нужно иметь в запасе пассивную АС на всякий пожарный. :-)