Как то авторский блок застопорился на проводах и прочих довольно скучных моментах.
Предлагаю поговорить о более интересных вещах.
Уже многие любители винила перешли на балансное подключение головки к фоно, но этой теме поговорим не просто о фонокорректоре с трансформатором на входе, который позволяет реализовать балансное подключение, а о полностью балансном фоно.
Как известно, головка звукоснимателя является идеальным источником балансного сигнала (как и мембрана микрофона) и грех не воспользоваться в полной мере этой возможностью, что и было реализовано в данном проекте.
Кратко: представлен балансный фонокорректор с дифференциальной индуктивно-емкостной коррекцией, в качестве межкаскадных элементов применяются трансформаторы.
Принцип работы:
Балансный сигнал от головки подаётся на первый дифференциальный ламповый усилитель с питанием от динамически управляемого источника, усиливается и проходит на буферный каскад.
Буферный каскад обладая огромным входным сопротивлением, малой входной ёмкостью обеспечивает оптимальную нагрузку для дифкаскада.
В свою очередь, для обеспечения максимально идеальной пассивной коррекции необходимо соблюсти выходные и входные импедансы в дифференциальной линии.
Для коррекции используется 4 индуктивности и 3 ёмкости. На плате: 2 больших черных цилиндра + 2 малых.
В данном случае коррекция производится в линии 600+600/600+600 Ом.
Далее, после коррекции, сигнал попадает на первый межкаскадный трансформатор, который обеспечивает развязку по постоянному току, дополнительно компенсирует синфазную составляющую в сигнале и обеспечивает срез инфранизких частот (ниже 12-10Гц).
Сигнал с трансформатора подаётся на второй дифкаскад, он аналогичен первому, поэтому останавливаться особо не будем.
Выходной буферный каскад передает сигнал на второй межкаскадный (можно с натяжкой сказать выходной) трансформатор и далее на балансные или не балансные выходные терминалы.
Все очень просто и понятно.
В данном проекте я хотел соединить схемотехническую стилистику как классической ламповой аппаратуры, так и новомодные веяния.
Питание: каждый каскад фонокорректоре, на плате имеет свой терминал для высоковольтного питания и для накала. Что позволяет как все 4 сдвоенных каскада (для стерео) запитать как от одного общего источника, так и сделать полное двойной моно, запитав каждый канал от своего трансформатора и высоковольтного стабилизатора. Приветствуется питание каждого сдвоенного каскада от своего источника напряжения, тогда их применяется 4.
Платы имеют довольно большой размер и полностью заполняют пространство стандартного корпуса 2U 430*320*88мм, поэтому данное устройство выпускается только в двухблочном, с внешним БП, варианте.
Лампы:
ДК есс88, есс85, 6н23п, 6н1п и все аналоги
БК 6н6п
Все резисторы 1% вишай и цинетеч, ёмкости в коррекции Эпкос.
Дроссели и межкаскадные трансформаторы можно изготовить на множестве материалов, либо приобрести готовые. К примеру набор только дросселей японского производства для этого фоно выйдет в $1200 + доставка и расстаможка.
В данном случае я разработал и изготовил дроссели и трансформаторы на низкочастотном материале от фирмы Эпкос, который и предназначается для этих целей.
Применение таких материалов с одной стороны позволило получать индуктивности с очень большой точностью, тк существует возможность корректировать ее номинал непосредственно при установке на плату, так и вводить немагнитный зазор по необходимости, а также получать межкаскадные трансформаторы с довольно высокой индуктивностью (порядка 19Гн) и малой межобмоточной ёмкостью (порядка 80-70пФ), при оммическом сопротивлении обмотки до 140Ом. Кроме того, такие сердечники не требуют экранирования.
В данный момент экспериментирую с наноматериалом для межкаскадных трансформаторов, проект таки довольно старый, более 2х лет и хочется что то изменить.
Отдельная благодарность господину Карпову, за его прекрасные статьи, которые меня во многом вдохновили.