Читая всякие разные темы, на форуме Отечественной радиотехники 20 века, наткнулся на несколько отзывов о колонках ЛОМО из комплекса "Солист" 30А-188.
Положительные, малочисленные отзывы были от людей можно сказать специфических, которые любили охаивать почти всю советскую бытовую аудиотехнику и превозносили европейскую кинематографическую аппаратуру выпуска годов до 80-х. Так же люди эти плевались от слов S-90. Для меня S-90 колонки весьма слушабельные при нормальной расстановке и небольших уровнях громкости. Тем более что на данный момент из отечественных колонок есть 35АС-208 Корвет, 35АС-028 Корвет, 35АС-212, 35АС-1, 35АС-013, 25АС-302, 10МАС-1. Были S-90B, 150АС-009.
В общем решил проверить, что ж там за ЛОМО такие.
По началу конструкция насторожила.
1) Эстрадные
2) Двухполосные
3) Рупорные
4) Фазоинвертор
5) Широкополосники выполняют функцию басовиков.
6) Диапазон от 50 до 16000Гц
Для меня, на тот момент, этот список не укладывался в каноны хай-фая, которые сформировали современные форумы.
Типа эстрадная акустика дома звучать не может. Двухполоска никогда не сыграет нормальную середину. Рупор вещь узконаправленная со своим окрасом и на ряду с широкополосниками может играть только маленькие джазовые коллективы.
Так же меня очень интересовало как данный фазоинверторный тип акустики будет звучать в моей комнате 3х3. И хватит ли мне баса который начинается всего от 50Гц. И не будет ли акустика глуховатой.
В общем с этими вопросами начал смотреть объявления. В не сильно коцаном состоянии и с родными динамиками нашёл объяву. Продавец выставил цену в 2000грн. Другие варианты были все с неродными динамиками и высокими ценами.
В общем спросил у автора:
- А за 1000 продадите?
И забыл за это объявление и за колонки.
Через пару дней приходит ответ:
- Да продам.
Продавец оказался очень порядочным и ответственным, за что ему громаднейшее спасибо. Сделал 98 фотографий колонок со всех ракурсов и ещё штук 20 фото в упаковке.
С его слов, колонки были в оркестре, на предприятии, а предприятие это расформировали лет 15 назад. После чего колонки пылились где придётся.
Обошлось всё счастье вместе с наложенными платежами и такси в 1300грн + 88грн замена поролона + 44грн клеммы и 10грн тушь канцелярская для обновления покраски.
Конструкция у колонок прочная как и вся фурнитура. Корпус из фанеры. Фанера шипованая или как ещё говорят, посаженая на шип. Когда торцы стенок сделаны в виде зубьев.
Вес колонки 45кг.
Все декоративные накладки из алюминия. Сетки прочные. Трубы фазоинверторов металлические. Короче внушает
Внутри каждой колонки пара 12" широкополосных динамиков 4А-32-2 У4 и рупорная пищалка 1А-22.
Чувствительность у акустики 95-96дБ, сопротивление 8Ом.
Сначала, когда принёс домой, поставил колонки одна на одну, подцепил AKAI AM-2950. Включил, играет, показалось резковато.
Решил сразу заменить поролон, так как старый рассыпался, ну и привести колонки в нормальный вид.
Когда всё доделал, поставил их для сравнения с 35АС-1. Так как на тот момент я в основном слушал 35АС-1.
Не скажу что 35АС-1 плохие и тд и выбрасывать их не побегу. Они со своим окрасом, почерком. Но ЛОМО очень сильно их переиграли в моём понимании и на мой слух.
Если сказать одним словом, то в сравнении с ЛОМО, 35АС - мутные.
Гитарка где-то там, в них. Тогда как в ЛОМО гитара в комнате. Басок на 35АС подгуживает в моей комнате, в ЛОМО всё чётко, без гула и бубнения. Бас и мид бас ЛОМО - вдавливает. Высоких намного больше чем в 35АС с тканевой пищалкой. Это как сравнить кассетный плеер не особо качественный с такой же записью с нормального качества CD плеером.
Чувствительность у ЛОМО большая, поэтому от 2Ватт меня наверное слышно на несколько этажей вверх и вниз.
В самом начале, при сравнении, был слышен небольшой рупорный окрас. Но на данный момент его не слышно и я его не замечаю. Оглох наверное
В основном слушаю тихо и соседи никогда не жаловались. Что б не подумали что я аудио террорист и всё такое.
Так же не хватало нижней середины на металле. Но возможно так красили звучание 35АС-1. Пресловутое мясо в исполнении S-90.
Сейчас, на слух, всё на месте.
Нижнего баса в колонках нет, но зато бас и мид бас такой что про нижний забываешь. Хотя и бывают в некоторых треках места, когда все инструменты замолкают и бас начинает идти вниз. Так вот на ЛОМО присутствует тихое начало этого звука и наступает пауза.
На композиции Bassotronics - Bass, I Love You нижний бас можно услышать в очень зачаточном состоянии.
Но зато никакого гудежа и бубнежа в комнате 3х3. И лично меня это радует.
В целом, звучание колонок можно охарактеризовать как напористое.
Как спортивное авто провоцирует водителя к агрессивной езде, так и ЛОМО подают музыку. Но как оказалось, такое звучание есть только в связке с Акаем. Я приобрёл два ламповых, родных моноблока на 100Ватт в классе Б, ЛОМО УО-4. Их тоже хвалили и говорили про напористость звучания. Но скорее всего мои блоки надо доделать, так как есть и фон и шуршание с гулом. В общем звучанием не порадовали с родной акустикой. Напор пропал, как будто вместо ЛОМО подцепили 35АС-1. Мутненько всё так, бас раздут и не собран.
Хотя один форумчанин называет эти усилители умственно отсталыми(УО)
и говорит что толку от них не будет.
Что ещё сказать про данные колонки? Выпускались они с 84 года. Инструкции на них отпечатали в 84 году. В году 89 уже начали ставить 4А-32-6 которые уже на феррите и сделаны по ТУ 84 года. То есть динамики 4А-32-2 У4 начали производить с 1984 года.
На морде колонок есть крепления для металлического щита, который закрывает морду при транспортировке.
Мои колонки 84 года выпуска. Заводские значения резонансной частоты на динамиках указаны 40-45Гц в одной и 45-46Гц в другой колонке.
Говорят что в то время колонки стоили полтора Жигуля и очень ценились. Ценников на колонках нет. Так ли это я не знаю, но всё могло быть. Динамики 4А-32, многие уважаемые люди, называют чуть ли не лучшими динамиками в СССР. Копировали их с Гудманс Аксиом 10 (вроде).
В общем я от колонок в восторге.
Но есть у меня ещё и 30А-218
Данные колонки шли в составе звукового комплекса "Звук" и применялись для озвучивания залов кинотеатра, устанавливались на боковых стенах. Было в комплексе до 8 штук АС. Колонки можно было вешать на стену. Состоят они из динамиков 4А-32-2 У4 и 1А-22 но уже с чуть большим рупором. Сопротивление где-то 16-18Ом, точно уже не помню. По характеру звучания те же ЛОМО Солист. Только из-за высокого сопротивления звучат чуть тише. По идее у данных колонок, самый большой внутренний объём для динамика 4А-32-2 У4. Потом стали выпускать 30А-142, 30А-190 с чем-то там, так у них уже объём меньше был. Эти колонки 30А-218 чуть больше басят чем Солисты.
Фазоинверторной трубы нет. Резонансные частоты динамиков 50Гц.
Одна колонка из самых первых, серийник 840016. Вторая колонка 85 года выпуска. Колонки начали выпускать с 84 года.
И этими колонками я тоже доволен
Но возникает пара вопросов. А не грохнется ли вся конструкция?
И зачем мне столько мощных усилителей(поглядывая на Маяк 300УМ и с недоумением читая про киловаттных монстров в соседней ветке про Динаудио)
Короче колонки классные и если будут в поле зрения, и за недорого, то как говорил один форумный классик, по отзыву которого я и купил ЛОМО
"Брать и бежать!" Таща этих монстриков к себе в норку.
P.S. Тут на форуме меня упоминали в одной теме, типа я с Ямахи Соаво перешёл на S-90 и тд. Всё не так. Ямахи стоят в коробках, так как тащить современные, фазоинверторные колонки играющие от 35Гц в комнату 3х3 - не особо мудрая затея. Да и проскочил я для себя сектор колонок СССР. Вот и играюсь. Но ЛОМО Солист, я думаю, смогут с теми же Ямахами потягаться на равных. И возможно в чём-то уступят, а может и нет.
В общем если у Вас есть какая-то информация про акустику ЛОМО и аналоги - делитесь, будет интересно. Про них не так уж и много информации в сети.
Спасибо за внимание.
Ниже мои и не только фото акустики и современного клона Солистов.
Вот тут фото Солистов 89 года с 4А-32-6 на ферритовых магнитах.
Хотя слухачи со стажем говорят что разницы в звучании кобальта и феррита - нет.