комната гудит при прослушивании. что делать?
|
Автор |
Сообщение |
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 19:01
В статье по ссылке описываются различные принципы звукопоглощения... И какое отношение это имеет к " "отсасыванию" части акустической энергии через малое отверстие (меньше 1/4 длины волны) или узкую щель"? .
В большинстве случаев установка напольных АС на шипы значительно улучшает артикуляцию баса. В случае же "полочников" вопрос развязки корпуса АС с полкой стойки, действительно, неоднозначен, но вот сами стойки обычно "развязываются" с полом, опять же, посредством всё тех же шипов .
Что касается щели между нижней стенкой АС и поверхностью пола, то думаю, куда важнее и заметнее эффект от выбора оптимальной высоты размещения вуфера полнодиапазонной АС от поверхности пола (конечно же, не забывая, при этом, о высоте размещения твитера и СЧ динамика, относительно горизонтальной плоскости ушей слушателя) .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
PnL
Ветеран
Откуда: Київ
Сообщений: 3 536
Репутация: 169
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 19:20
Шипы - плохо, если есть что-то лучше. В данном случае, развязать АС от пола важнее, чем проверка чужих (тараканов) гипотез.
Я брал монакоровские шипы - они есть разной длины, расцветки и в комплекте идут сразу с пятаками. Качество очень понравилось. Посмотрите в их каталоге.
Длинные после замены задних на короткие, у меня остались 4 штучки, пятаки новые. Цвет - позолота. Если кому надо - могу уступить со скидкой. Или подскажите куда их еще применить
Если производитель рекомендует ставить АС параллельно, значит так и надо делать - именно под такое расположение оптимизирована их конструкция. Другое дело, что, как у Вас, если по длинной стене и близко точка прослушивания, то чуть повернуть внутрь будет правильно. У Вас так?
Правильно звучащие компоненты звучат одинаково хорошо, а плохие - каждый по-своему :)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 19:58
По поводу доворота АС в сторону точки прослушивания.
С одной стороны, многое зависит от типа используемых динамиков (в частности, от их диаграммы направленности и степени отличия внеосевых АЧХ от снятой на акустической оси), конструкции АС (отчасти, также определяющей конфигурацию диаграммы направленности), схемотехники кроссоверов (порядок фильтра также влияет на диаграмму) .
С другой стороны, доворот АС в сторону точки прослушивания фокусирует главный центральный стерео-образ и делает звучание более "контрастным" за счёт относительного увеличения доли прямого звука в воспринимаемом музыкальном сигнале и, соответственно, относительным уменьшением доли интенсивных отражений .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 21:03
В Вашем случае ситуация отличается от стандартной, поскольку точка прослушивания расположена в нише, что нарушает естественную структуру распространения звуковых волн в комнате прямоугольной конфигурации. Помимо этого, имеется множество крупных отражающих поверхностей у тыловой стены, в частности, шкафы-купе. И всё это в условиях заведомо высокого времени затухания реверберации и "флаттера" в двух плоскостях: "фронтальная стена-зеркала шкафов-купе", а также между оконным стеклом слева и "голой" боковой стеной справа (речь идёт только об областях в плоскости АС) .
Именно поэтому, с моей точки зрения, самое главное и рациональное, что можно и нужно сделать, это снизить уровень гулкости, суть, сократить время затухания реверберации или, проще говоря, "заглушить" комнату и купировать "флаттер" .
Что касается площадок первых отражений от боковых стен, то конкретно в Вашем случае, этот вопрос менее актуален, поскольку расстояние между этими стенами более 5-и метров и, следовательно, при симметричном размещении АС в комнате временная задержка данных отражений относительно большая со всеми вытекающими... .
Перечисленные выше мероприятия призваны обеспечить доминирование прямого звука над отражениями. И уже только после этого, когда основная "грязь" будет убрана, имеет смысл экспериментировать с разворотом АС .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Kir9790
Ветеран
Откуда: Мелитополь
Сообщений: 2 742
Репутация: 352
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 21:27
Victor-Blues - это всё понятно... Вы ведь читали мой пост в этой теме #174?
Время ревербации (расчётное по калькулятору) около 0,5 (при закрытом окне):
Время ревербации комнаты.pdf (Размер: 1.38 Мб / Загрузок: 7)
(18-11-2016 21:23)PnL писал(а): Вы сидите между двух параллельных поверхностей и слушаете отражение между ними. Я тоже так думал... Однако отражения непрямые (если колонки не крутить)...влияют не сильно...заглушал боковые стенки почти до самого верха подушками - влияния не ощутил. А если учесть, что сзади теперь (с книгами) неплохое поглощение-рассеивание в зоне первых отражений и я сижу не между ними, а немного впереди этого закутка - то и подавно влияние очень и очень небольшое. Так показала практика.
(18-11-2016 21:23)PnL писал(а): Что бы я пробовал - АС все-таки чуть сдвинуть и самому придвинуться вперед.
Придвигался вперёд... АС сдвигал вперёд - это всё опробовано. Это первое, что приходит в голову при такой ситуации... и вроде как теоретически ну точно должно давать результат, но... но нет. Попыток выдвинуть АС вперёд было много на протяжении последнего полугода, но всё время возвращался в это положение (или даже ближе к задней стене).
(18-11-2016 21:23)PnL писал(а): шкафы переставить на противоположную сторону, где АС.
А, там дверь с одной стороны, тогда шкафы вдоль короткой стены.
Шкафы передвинуть? Вы серьёзно Кхм... ))) Ну допустим...я думал и об этом (только не шкафы передвинуть, а колонки-диван поменять местами). И? АС будут в закутке из стены и шкафов? - Будет ужас. Или АС будут стоять попами к зеркалу? Ужас-ужас. Гипоскартонная стена будет открыта? Ужас-ужас-ужас.
Шкафы вдоль короткой стены? Балкон закрыть?
Я конечно благодарен за желание помочь, но... давайте ближе к реальности ).
(Отредактировал 18-11-2016 в 22:27 Kir9790.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 21:50
"Время реверберации (расчётное по калькулятору) около 0,5 (при закрытом окне)" - ну, во-первых, 0,5 сек. в данном случае - это однозначно очень много, думаю в районе 0,3 сек. - более или менее будет... .
Опять же, имеет значение равномерность графика RT60 во всём частотном звуковом диапазоне (примерно от 100 Гц. и выше) .
Я так понимаю, что фраза: "при закрытом окне" подразумевает использование шторы? .
Во-вторых, результаты расчёта на калькуляторе могут оказаться не совсем корректными, хотя бы по причине некорректного ввода информации и т.д... Поэтому, корректные результаты можно получить только проведя натурные измерения .
В-третьих, по причине того, что в маленькой комнате говорить о естественной реверберации и полноценном диффузном звуковом поле, в принципе, некорректно, рассматривать и анализировать этот вопрос, как мне кажется, нужно комплексно... (с учётом графика Vaterfall для анализа НЧ диапазона) .
Практические выводы. Если использовать отражение во благо проблематично, то есть, осуществить их целевой и прогнозируемый контроль не представляется возможным, то, очевидно, хотя бы в плане эксперимента, имеет смысл их "тупо" заглушить до субъективно приемлемого результата .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Kir9790
Ветеран
Откуда: Мелитополь
Сообщений: 2 742
Репутация: 352
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 22:12
(18-11-2016 21:50)Victor-Blues писал(а): [ 0,5 сек. в данном случае - это однозначно очень много, думаю в районе 0,3 сек. - более или менее будет... .
Если использовать отражение во благо проблематично, то есть, осуществить их целевой и прогнозируемый контроль не представляется возможным, то, очевидно, хотя бы в плане эксперимента, имеет смысл их "тупо" заглушить до субъективно приемлемого результата .
0,3? Почему 0,3? Везде читал 0,40-0,45 (у Лихницкого 0,45, в более современных публикациях 0,4). Там же на графике указаны опт. диапазон 0,3-0,6...и график равномерности есть. Понятно, что приблизительно, но вобщем там практически всё учтено - площади, виды покрытий... даже учёл зеркала шкафов-купе.
Про "тупо заглушить в плане эксперимента" - полностью согласен... Этот процесс (улучшения КДП) практически бесконечен. Планирую ещё заглушить подручными одеялами и прикупить пару листов мапписила (по 1 - 1,5 м.кв) - поиграться с ними, подставляя, то туда, то сюда.
Субъективно приемлемый результат уже получен ), однако к хорошему быстро привыкаешь и хочется ещё и ещё лучше.
(Отредактировал 18-11-2016 в 22:14 Kir9790.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 18-11-2016 22:26
По поводу оптимального значения времени реверберации в музыкальных комнатах.
В международных рекомендациях приводится диапазон значений 0,45+/-0,15 сек., то есть, от 0,3 до 0,6 сек. Собственно, отсюда и "... на графике указаны опт. диапазон 0,3-0,6..." .
Но минимальный размер музыкальной комнаты подразумевает объём не менее 70 м.куб. (раньше было не менее 100 м.куб.). Это я к тому, что оптимальное значение RT60 зависит от объёма помещения, то есть, чем просторнее помещение, тем оптимальное значение времени реверберации больше и, наоборот. Например, в больших концертных залах это значение может доходить до нескольких секунд .
Для справки, оптимальное время реверберации в ДК значительно ниже - порядка 0,25 сек. Аналогично для маленьких студий звукозаписи .
Опять же, это отчасти также зависит и от музыкальных предпочтений слушателя - грубо: для прослушивания "лёгкой" музыки больше подойдёт относительно "живая" акустическая среда, а для "тяжёлой", наоборот, более "глухая", поскольку в противном случае звучание будет " грязным" .
Ну, это так - в общем .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Earnest
Ветеран
Откуда: Мариуполь
Сообщений: 810
Репутация: 591
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 19-11-2016 02:53
Посмотрел на схему комнаты, думаю, стойка и колонки, должны стоять под окном - будет возможность избавится от всего, что Вас волнует. Если звук Важнее, чем какие-то шкафы с зеркалами, сделайте перестановку. Фронтальную стену закроете плотной шторой. 2 фронтальных угла образуются- можно собрать т.н. "супер-чанк", навсегда забудете о гудении, бубнении и т. д. В тылу, что-то рассеивающее (та же полка с книгами), на боковых стенах легко сможете смонтировать и разместить в нужном месте, панели для поглощения-рассеивания п.о. При нынешнем положении, так и будите носится со своими подушками по комнате, лучше на них поспать и принять правильное решение. Ни в коем случае, не хотел обидеть, искренне желаю помочь.
|
|
|
|
PnL
Ветеран
Откуда: Київ
Сообщений: 3 536
Репутация: 169
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 19-11-2016 11:55
Согласен, все зависит от приоритетов, если важен звук - без перестановки в данном случае не обойтись. Комната не большая и любая лишняя мебель, тем более установленная так, делает невозможным получение хорошего (правильного) звука. Вы пытаетесь изловчиться в заданных условиях, а надо бы поменять сами условия. Слушать музыку сидя, по сути, в шкафу - это даже не "ужас-ужас-ужас-ужас"... Задняя полка - хорошо, но это как мертвому припарки.
С другой стороны, мы все пытаемся получить максимум из возможного. И в этом смысле еще что-то посоветовать... думаю, уже разберетесь сами Это только Ваши ощущения и предпочтения. Но главное в Вашем случае - приоритеты.
По поводу реверберации - можно вообще не париться, это нужно знать разработчикам АС, ну и чисто теоретически ознакомиться не плохо. А так, практически любая типичная комната лежит в нормальных пределах и именно под них и разрабатываются АС. Если только комната не полностью пустая или полностью забита разным хламом.
(18-11-2016 19:01)Victor-Blues писал(а): В большинстве случаев установка напольных АС на шипы значительно улучшает артикуляцию баса. В случае же "полочников" вопрос развязки корпуса АС с полкой стойки, действительно, неоднозначен, но вот сами стойки обычно "развязываются" с полом, опять же, посредством всё тех же шипов .
Не важно - напольники или полочники, важно к какой поверхности привязываются шипами - именно привязываются, тогда понятен механизм взаимодействия с поверхностью. Если пол в месте установки напольников будет висеть над лагами, то можно получить гудеж еще по-больше, чем при установке на полку. Так вот, эта поверхность в идеале должна быть максимально тежелой и твердой как монумент! И привязка - то, что между АС и поверхностью, тоже должны быть твердыми. К примеру, мягкими сорботановыми ножками можно устранить нежелательные вибрации, но при этом падает отдача АС, особенно внизу диапазона. Потому металические ножки - наше все.
(Отредактировал 19-11-2016 в 12:09 PnL.)
Правильно звучащие компоненты звучат одинаково хорошо, а плохие - каждый по-своему :)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 19-11-2016 12:38
(19-11-2016 11:55)PnL писал(а): ... По поводу реверберации - можно вообще не париться, это нужно знать разработчикам АС... А так, практически любая типичная комната лежит в нормальных пределах и именно под них и разрабатываются АС. Если только комната не полностью пустая или полностью забита разным хламом. Это глубокое заблуждение .
Дело в том, что реверберация - это собственная акустическая характеристика комнаты, а не АС. И, грубо говоря, комнате всё-равно звучат ли в ней АС или кто-то разговаривает, или музицирует на "живых" инструментах, или работает радио/телевизор, или тарахтит строительный инструмент... .
Причём, время реверберации в музыкальной комнате является одной из основных её акустических характеристик, наряду с проявлениями НЧ комнатных резонансов .
В качестве примера - просто послушайте одни и те же АС в комнатах с разным уровнем реверберации... .
А фразу: "... практически любая типичная комната лежит в нормальных пределах и именно под них и разрабатываются АС...", пожалуй, просто оставлю без комментариев... .
(19-11-2016 11:55)PnL писал(а): Не важно - напольники или полочники, важно к какой поверхности привязываются шипами - именно привязываются, тогда понятен механизм взаимодействия с поверхностью. Если пол в месте установки напольников будет висеть над лагами, то можно получить гудеж еще по-больше, чем при установке на полку. Так вот, эта поверхность в идеале должна быть максимально тежелой и твердой как монумент! И привязка - то, что между АС и поверхностью, тоже должны быть твердыми. К примеру, мягкими сорботановыми ножками можно устранить нежелательные вибрации, но при этом падает отдача АС, особенно внизу диапазона. Потому металические ножки - наше все. С моей точки зрения, суть акустической развязки (именно "развязки") таки состоит в обратном, а именно, в минимизации влияния собственных резонансов пола на работу АС, с одной стороны, и в минимизации "утечки" акустической энергии от корпуса АС к массивным объектам .
С тем, что в месте установки АС "... поверхность (пола) в идеале должна быть максимально тяжелой и твердой как монумент!", в принципе, согласен. Но физические свойства конструкции пола определяют, главным образом, степень влияния её собственных резонансов на качество работы АС, поэтому иногда АС устанавливаются шипами непосредственно в пол, иногда АС шипами в дополнительную (промежуточную, как правило, деревянную) плиту, которая, в свою очередь, устанавливается шипами в пол. В некоторых случаях АС устанавливаются шипами на тяжёлую (например, гранитную) плиту, которая лежит плашмя непосредственно на поверхности пола и т.д. Но, обратите внимание! Ключевым моментом таки является то, что практически всегда напольные полнодиапазонные АС устанавливаются именно на шипы. Думаю, какое решение и в каких случаях является более рациональным, в пояснении не нуждается .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: комната гудит при прослушивании. что делать? / 19-11-2016 13:14
Ну, так здесь всё достаточно очевидно. Например, если конструкция пола представляет собой массивную стабильную конструкцию, скажем, плита перекрытия толщиной порядка 25 см. да ещё со стяжкой толщиной порядка 5-7 см., то и требования к акустической развязке меньше, то есть, можно попробовать установить АС шипами непосредственно в пол. А вот, в случае, когда пол "гуляет" (например достаточно хлипкие полы на лагах в старых постройках или шатровые плиты перекрытия в многоэтажках толщиной порядка 7 см. и тонкой лёгкой стяжкой поверх неё), то следует сначала положить на такой пол в месте установки АС массивную гранитную плиту и уже на неё на шипах установить АС .
На самом деле, в данном вопросе многое также зависит и от самих АС, в частности, от их массы и геометрии в плане устойчивости. И высота установки АС (высота шипов+толщина плиты) в каждом конкретном случае тоже очень заметно влияют на качество воспроизведения баса. Например, во многих случаях "отрыв" АС от уровня пола в пределах, скажем, 5-12 см. здорово улучшает артикуляцию баса (его чёткость, детальность, разборчивость, то есть, субъективно бас становится более коротким, плотным и чётким) за счёт уменьшения составляющей НЧ гула .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|