Небольшой экскурс о развитии отечественной микроэлектронной базы
Наукоград Сколково стал первым в постсоветской истории проектом создания с нуля специальной территории, ориентированной на развитие науки и технологий. В годы советской власти таких наукоградов построили предостаточно, от строго секретных ядерных центров Арзамаса-16 или Железногорска до почти совсем мирных Пущино или Новосибирского академгородка. Хотя проект Сколково имеет демонстративную коммерческую направленность, он имеет много общих родовых черт с начинаниями советского периода. И почти сразу стало очевидно, что, несмотря на все старания инициаторов, получается пока не очень, и без поддержки федеральных властей проект Сколково умрет мгновенно – намного быстрее, чем это случилось после падения советской власти со многими старыми техноградами. Нельзя ли извлечь из старого опыта какие-то уроки, чтобы попытаться исправить положение?
Одним из самых масштабных и успешных проектов такого рода в советские времена стал Зеленоград – центр отечественной микроэлектронной промышленности в 60–80-е годы. И своей историей, и самим статусом Зеленоград сильно отличался от других наукоградов. Тогда власти уже не требовалось убеждать в жизненной важности атомной (Дубна) и ракетно-космической (Королёв) программ, в необходимости развития авиации (Жуковский) или даже специфических направлений в биологии и химии (Кольцово).
А вот ситуация с полупроводниками и микросхемами, сложившаяся в те годы, напоминает историю отношений современного Российского государства с интернетом – для советских чиновников слово «транзистор» звучало примерно так же, как для сегодняшних депутатов Госдумы термин «IP-адрес». В начале шестидесятых приходилось выворачиваться наизнанку, чтобы довести до руководства страны факт, что развитие электроники для будущего не менее важно, чем ядерная и космическая программы.
Создатель советской электронной промышленности Александр Иванович Шокин при жизни ничем не выделялся из большого количества других деятелей советской эпохи, занимавших иногда даже очень высокие посты, но почти не известных широкой публике. Он сторонился политики, не сделал ярких и запомнившихся открытий, не сидел в лагерях и шарашках, не участвовал в громких кампаниях разоблачений с последующим разоблачением разоблачений предыдущих. Не будет преувеличением утверждать, что своими достижениями советская власть и обязана вот таким не слишком известным деятелям, которые, ругаясь, смиряясь, участвуя в интригах и преодолевая сопротивление немыслимого по сложности бюрократического аппарата, умудрялись все-таки продвигать что-то новое.
Поразить Хрущева
В 1959 году на XXI съезде КПСС был задан курс на увеличение производства товаров народного потребления. Совет Министров СССР выпустил постановление «О мерах по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода», которое предусматривало среди прочего увеличение выпуска радиоэлектронной продукции – радиоприемников, радиол, телевизоров и магнитофонов.
Для современного читателя стоит пояснить, что в те годы практически все высокотехнологичные товары, от холодильников и пылесосов до пластиковых игрушек, выпускались на заводах, основным назначением которых был выпуск военной продукции. Именно к тем годам относится нашумевшая во времена перестройки цифра о том, что около 80% всей советской промышленности было ориентировано на войну.
Как можно было нарастить производство и улучшить потребительские качества электронной продукции? Нужно было наладить выпуск современной элементной базы. Руководство страны эту задачу понимало крайне слабо. К тому же была у проекта и влиятельная оппозиция, полагавшая, что все эти полупроводники и микросхемы – полная ерунда и электронщики просто хотят заграбастать побольше денег из государственного кармана.
Сын А. И. Шокина в своей книжке об отце так пишет о замысле создателей Зеленограда: «Основная идея состояла в создании комплексного, замкнутого Научного Центра микроэлектроники из ряда сосредоточенных в одном месте научно-исследовательских институтов с заводами, которые бы работали один на другого, создавая последовательную цепочку для получения интегральных микросхем и аппаратуры на их основе».
Сам по себе подход к решению научно-технических задач государственного значения, заключавшийся в строительстве закрытых городов, был не нов – наукоградов, как я отмечал выше, к тому времени построили уже достаточно. Отличие Зеленограда состояло в том, что сама постановка задачи о создании совершенно новой отрасли была не слишком понятной начальству. Даже многоопытный министр радиопромышленности В. Д. Калмыков, прекрасно знавший проблемы своего ведомства, не слишком разбирался во всех этих полупроводниках и микросхемах.
В этой ситуации было очень важно правильно ориентировать самого Хрущева, который легко поддавался влиянию и принимал решения на эмоциях. К этому делу Шокин привлек иммигрантов из Америки Ф. Г. Староса и его главного инженера И. В. Берга. Хрущев их прекрасно знал и сам принимал участие в устройстве судьбы американских беженцев. В результате они стали руководителями ленинградского КБ-2, конструировавшего управляющие ЭВМ для самолетов и атомных подводных лодок.
В мае 1961 года Хрущев посетил КБ-2 в сопровождении влиятельного председателя ВПК Д. Ф. Устинова и главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова. Ему продемонстрировали управляющую ЭВМ УМ-1, умещавшуюся на столе, и самый маленький в мире радиоприемник «Микро», прикреплявшийся к уху. Хрущева удалось поразить – и убедить в необходимости отдать под электронику целый город, первоначально планировавшийся как центр легкой промышленности. Это был подмосковный Зеленоград.
В течение следующих десяти – пятнадцати лет в Зеленограде развернули целый комплекс полупроводниковых КБ и заводов при них. Многие из них существуют и до сих пор. «Ангстрем» и «Микрон», например, в сегодняшней России остались основными производителями интегральных схем, где иногда даже осваиваются новые технологические нормы. В комплекс входил и учебный институт МИЭТ, готовивший кадры для электронной промышленности – один из немногих сегодняшних вузов, получивших статус университета, но сохранивших старое название. К оформлению зданий в Зеленограде был привлечен опальный скульптор Эрнст Неизвестный, который впоследствии прославился знаменитым черно-белым памятником Хрущеву.
Власть без ответственности
Часто упоминается, что отечественная полупроводниковая промышленность лишь слепо копировала западные образцы полупроводниковых приборов, не пытаясь изобрести что-то свое. Во-первых, это во многих случаях совсем не так – предприятия часто проектировали и изготавливали особые продукты по заказам тех же военных. А во-вторых, в электронной промышленности была совершенно иная ситуация, чем, например, в том же построении компьютеров, где копирование IBM/360 отбросило отечественную отрасль на много лет назад. Кирпичики, из которых собирают электронные схемы, одни и те же, и выдумывать что-то совсем оригинальное тут нет нужды. К тому же Запад решительно отказывался продавать нам какие-либо полупроводниковые технологии в силу их двойного назначения, и все приходилось поднимать самим, при необходимости меняя и иногда даже улучшая заимствованные образцы.
Работу тех, кто в советские годы умудрился создать передовую систему ПВО, ракетно-космическую и атомную отрасль, радиотехническую, а затем и электронную промышленность, я бы оценил как героическую без всяких скидок. Нынешняя сложность и запутанность закона о госзакупках, немало способствующая коррупции при выполнении государственных контрактов, ни в какое сравнение не идет с теми проблемами, которые приходилось разгребать Шокину и его соратникам.
Бюрократическая вертикаль прохождения решений, громоздкая и до этого, в хрущевские годы многократно усложнилась. Создание совнархозов, объединявших промышленность по региональному, а не отраслевому принципу, привело к тому, что, к примеру, завод радиокомпонентов где-нибудь в Казани оказывался в подчинении властей Татарской Республики, бесконечно далеких от интересов и нужд высоких технологий. Не было и четкого разделения полномочий между партийными и местными властями. Как раз во времена Хрущева все эти секретари райкомов-обкомов полностью осознали, как замечательно властвовать, ни за что не отвечая.
Но и независимо от совнархозов бюрократических сложностей было предостаточно. Если исполнителю требовался килограмм гвоздей, выпускавшихся в другом регионе, то он должен был либо предусмотреть это за год до того, как возникла такая потребность, либо проводить внеочередной заказ по всей цепочке инстанций, через начальников всех уровней.
И для реализации инициатив со стороны начальства тогда тоже было недостаточно отдать приказ – смысл и цели которого исполнителям совершенно неясны из-за тотальной секретности, – и недостаточно периодически контролировать его выполнение. Надо было с самого начала самому вникать во все возможные мелочи, вплоть до снабжения заводской столовой овощами. Предусматривать вероятные проблемы и разруливать их, не дожидаясь, пока остановится все дело из-за того, что где-нибудь в Мухосранске железнодорожники загнали вагон с дефицитными заготовками на запасной путь и забыли о нем.
В сталинскую эпоху, как гласит легенда, на производстве существовала жесточайшая дисциплина труда, за нарушение которой могли и расстрелять ненароком. Моя бабушка, работавшая в годы войны машинисткой в одном из оборонных КБ, рассказывала, что за незамеченную опечатку в документации могли запросто уволить с работы со всеми вытекающими. Но в следующие десятилетия контроль стал менее жестким, а самое главное – и в военные годы, и после речь шла о контроле за простейшими, очевидными вещами: явка на работу, выполнение норм, брак, мелкие хищения.
Как только речь заходила о менее очевидных вещах, жесткая командная система справляться переставала, и в ее рамках начинали происходить невообразимые, по современным понятиям, вещи. Технологию, с большим трудом разработанную усилиями многих институтов, украденную или купленную на Западе, запросто мог испортить какой-нибудь малограмотный заводской «рационализатор», придумавший способ «упростить» или «удешевить» производство, выкинув из него важный, но сложный в освоении этап и тем самым обессмыслив все мероприятие.
Подкованная блоха как тормоз инновационного развития
Отечественная среда во все времена, начиная, наверное, с петровских реформ и даже ранее, славилась одной уникальной особенностью: граждане одной шестой части суши могли сделать эффектное открытие и на голом энтузиазме изготовить какое-нибудь восьмое чудо света, которое потом долго будет удивлять весь мир. Эти качества в полной мере получили развитие в советскую эпоху, при всемерном одобрении и поощрении сверху. Классический образ такого поведения – лесковская блоха, – был создан задолго до полетов Гагарина и «строек коммунизма». Но и освоение целины, и строительство гидростанций, и даже, по большому счету, создание атомного оружия в этот образ неплохо вписываются.
Но электронная промышленность изначально требовала принципиально иных трудовых качеств, более характерных даже не для европейцев и американцев, а, как показала новейшая история, скорее китайцев. Туда совершенно не укладывается образ рекордсмена Стаханова, могущего выдать четырнадцать норм угля за смену. В электронике важно скрупулезное соблюдение технологий и строгое планирование. Монотонная ежедневная работа на конвейере совершенно не в отечественном духе. И то, что Шокину и его соратникам удалось-таки в этих условиях поднять с нуля новую отрасль, безусловно, одно из самых значительных достижений советской эпохи.
В результате на рубеже 1970–1980-х отставание полупроводниковой отрасли от западной оценивалось в полтора-два года. Однако спустя всего десятилетие отрасль рухнула, уступив место иностранным фирмам.
Почему все это рухнуло
Еще в начале этой деятельности сложилась парадоксальная ситуация, когда при общем дефиците полупроводниковых приборов в стране склады предприятий оказались затоваренными. Секрет открывался просто: большая часть выпускаемой продукции занимала нишу «второсортных» изделий. Не все понимали, что разделение продуктов электронной промышленности на разные категории – не попытка всучить бракованное изделие, а норма для отрасли, где точные параметры выдержать теоретически невозможно. То, что «отбракованные» продукты вполне годились для производства бытовых изделий – тех же приемников «Микро» или кассетных магнитофонов «Электроника», – приходилось внедрять в головы конструкторов насильно.
Высокий порог освоения новых изделий, оказавшийся существенным тормозом и на Западе, казался почти непреодолимым в советских условиях, многократно осложненных режимом тотальной секретности. В 1970–1980-е годы бытовые справочники по отечественным транзисторам и интегральным схемам сметались с прилавков почище бестселлеров Стругацких. Заводская документация с грифом «для служебного пользования» работникам гражданских КБ была доступна исключительно по знакомству и выносилась с оборонных предприятий из-под полы.
Все это огромное количество предприятий, где работали десятки тысяч человек (имевших немало выходов во внешний мир), было строго секретным. До середины восьмидесятых, когда туда уже давно возили на экскурсии иностранные правительственные делегации, в том числе и американские, официально даже не признавалось, что в стране существует подобный центр и что расположен он в Зеленограде. И это несмотря на то, что бытовые зеленоградские разработки даже получили собственный фирменный знак. Торговая марка «Электроника», под которой выпускались компактные телевизоры, кассетные магнитофоны и другие товары, стала в 1970–1980-е годы одной из самых распространенных. Но адреса и иногда даже названия производителей в паспорте не указывались.
Это сочетание внутренней секретности и открытости иностранцам было довольно характерным для хрущевских и брежневских времен. Я уже упоминал, как радиотелефонная система «Алтай», о которой многие советские граждане и не слышали, получила диплом на промышленной выставке в Брюсселе в 1963 году. Были и еще более абсурдные истории. В 1959 году Хрущев снял с выставки на ВДНХ несколько разработок, в том числе действующую модель аэропорта и эхолот для поиска косяков рыбы, обвинив руководство Государственного комитета по радиоэлектронике в пособничестве шпионам. Но одновременно почти все это поехало на Национальную выставку СССР в США. Еще один пример – Звездный городок, само расположение которого было засекречено даже в середине семидесятых, когда в нем уже вовсю шла подготовка астронавтов к совместному полету по программе «Аполлон – Союз».
Аналогичная история приключилась и с Зеленоградом. И именно в этом возведении стены из секретности и эксклюзивности вокруг целой отрасли хай-тека, на мой взгляд, и заключался главный промах советского руководства. Этот барьер не позволил воспитать настоящую школу из тех, кто не по обязанности и не по милостивому разрешению начальства, а по собственной воле хотел быть допущен к информации. Да и к самой элементной базе тоже: меня всегда поражали семь миллионов подписчиков журнала «Радио» в условиях, когда ни единого транзистора в свободной продаже найти было нельзя.
И когда отрасль оказалась лицом к лицу с внезапно открывшимся мировым рынком, просто неоткуда было взяться людям, способным отреагировать на изменившиеся условия. Те, кто привык работать по указке начальства и без оглядки на реальную потребность и стоимость, конечно, в этих условиях ничего сделать не могли.
Отдельно взятая зона
В истории советской науки и техники большую положительную роль сыграл маршал Д. Ф. Устинов, будущий министр обороны и член «малого» Политбюро брежневских времен. При его участии и поддержке были развернуты все крупные проекты советского времени – от атомного и ракетно-комического до электронного. Вот только в одной вещи добрый гений советского ВПК капитально промахнулся. Он не учел, что нельзя создать устойчивую систему возникновения и внедрения инноваций в масштабе страны через учреждение островка стабильности в одной отдельно взятой зоне, на заборе которой написано большими буквами «Не твоего ума дело!».
И в проекте Сколково сегодняшние власти попытались соединить несоединимое. Российский обыватель привык к тому, что инициативы исходят преимущественно сверху, а за попытку продвинуть что-то свое можно и больно получить по шапке. В результате задачи проектировщиков Сколково даже сложнее задач, стоявших перед Шокиным при создании Зеленограда: теперь требуется не только убедить начальников всех уровней в необходимости инноваций и воспитать новое мышление у исполнителей, но еще и выстраивать по ходу дела новые финансовые модели в эклектичной смеси рынка с государственной вертикалью.
Удивительно ли, что проект уже неоднократно подвергался обвинениям как очередной способ «распила», а про достижения семисот зарегистрированных на конец 2012 года в фонде «Сколково» компаний никто особенно и не слышал? Я нисколько не собираюсь оспаривать, что среди проектов, финансируемых фондом, действительно есть очень интересные. Но извне совершенно незаметно, чтобы эти проекты оказывали какое-то влияние на общий инновационный климат в стране, где все – от министров до владельца торгового ларька – привыкли к тому, что проще и надежнее купить что-то у западной фирмы, чем возиться с капризными отечественными изобретателями и ненадежными производителями. Эта отечественная особенность ярко расцвела во времена Сталина и Хрущева, но она куда старше самой советской власти, и здесь ничего не изменилось до сих пор.
И велика ли разница, какой именно барьер выстраивать – из грифа секретности или из умений написать и презентовать толковый бизнес-план? Может быть, нам сначала попробовать сделать из страны одну большую экономическую зону, где будут реально работать конкуренция, рынок и долгосрочные инвестиции? А потом можно и позволить себе строить иннограды с самым компьютеризированным городским хозяйством на свете.
Электроника от Марантца
С 1987 года на Харьковском ПО "Монолит", который выпускал для меломанов продукцию марки "Романтика", и на котором я имел честь трудиться, запустил цех выпускавший сендастовые головки 3Д24-8440 (аналоги "Мицуми"), предназначавшиеся для магнитофонных дек (приставок) "Романтика" 220-й серии. Отчасти, благодаря ей "романтики" имели приятное сочное звучание. Эти головки, смею вас заверить, были годны не то что на 2-й класс дек, а и на 1-й, да еще и с лихвой.
Для информации: магнитные головки делятся на обычные (терпимые), сендастовые (очень хорошие), и стеклоферритовые (просто замечательные). У "буржуинов" есть головки и из аморфного сплава. Они занимают нишу где-то между ферритками и сендастовыми, в смысле - хорошо-плохо. Это я как уточнение, популярно и доходчиво ... ;;)
Понятное дело, что всяк кулик свое болото хвалит, но деки "Романтика" были очень недурственными аппаратами. Вообще-то, Романтика-220-стерео была своего рода клоном 231-го "маяка", но есть отличия: другой дизайн (более утонченный и модерновый (а-ля "радиотехника", в заводском КБ были мнения, что есть схожесть с "Dual" ;;) ) чем темноокрашенный, смахивающий на танковую радиостанцию "маяковской" деки "231"), иная трассировка плат, дорожки не плавно поворачивали, а под прямыми углами, с завода стояла своя (081-я) фирмовая "монолитовская" сендастовая голова (за счет весьма хорошей "головы" и правильной коррекции на заводе значительно превосходила по звуку "маяки" 230-й серии, также сборка была более добротная, логичность построения, блочность и ремонтопригодность, и благодарность к модернизации (доработанная "рома" (220 и 221) выдает параметры на уровне топовых импортных ;;) ну и возможностью прямой замены на импорт без эл. доработок. проводков разных поменьше :ymblushing: . Записывали "Романтики" ОЧЕНЬ хорошо, аналогичными в этом плане могу назвать лишь первоклассные модели Орели и Вильмы. Недостаток у "Романтики" был только один: стрелочные индикаторы были спрятаны за затемненным стеклом и не имели подсветки. Однако впоследствии этот недостаток отпал, однако ж и дизайн очень уж "опластмассился" и стал аляповато пестреньким, дань моде, которая и привела к мыльницам. Но это, как говорит в своей передаче Каневский, уже другая история.
Впоследствии ПО "Монолит" поставляло сендастовые головки собственного производства в Днепропетровск, Киев, Новосибирск ..., на предприятия выпускавшие кассетные деки и магнитолы. Модели продукции этих предприятий с "монолитовскими" головками снискали авторитет не только у советских меломанов, но и за пределами. :-B
Гораздо большей проблемой, чем "маги" и их "головки", были отечественные магнитные ленты. Вот тут уж ничего не скажешь, проблема была еще та. Хотя для военки "СВЕМА" таку ленту делала (тот кто служил в частях радиоразведки - знает B-), что двадцть-тридцать ходов перезаписей на онные радиопереговоров заморских супостатов, давали в результате вполне качественный для профессионального анализа "звукачей" результат.
(12-03-2015 01:01)Yuri S писал(а): Не нашёл Акаяна с которого Яузу драли....
Драли с Пионера какого-то 300го. По крайней мере знаменитая Матсуки с Кэноном именно там стояла.
(12-03-2015 08:04)o-leg писал(а): А что вообе можно считать легендарным? Самый распространённый?Самый качественный по звуку? Где этот критерий оценки ,чтоб можно было не стесняясь сказать "легендарный"!!!
Во первых по массовости выпуска и по периоду производства. Во вторых по массе использования насеоением, массовости упоминаний в печати, прессе, кино, ТВ и тд. В третьих по каким то выделяющимся особенностям, например, надежности. В четвертых по какой-либо интересной истории создания, легенде.
Т.е легендарность - это такая комплексная оценка, где "легенда", (буквально) тоже имеет значение.
Например, однозначно, легендой можно назвать переносной советский кассетник Э-302. Он кстати соответствует теме ветки... Потому что содран почти 1в1 с Телефункена-201. Протяг Филипс ЕЛ-3000, правда произведенный в Венгрии на заводе BRG. Стоит в ИТТ, ФИллипсах, Телефункене-201, и еще ряде переносных аппаратов. На РТ20 есть фото. Комплектуха ЛПМа венгерско-японская. Схема наша, Колосова, но на основе тенденций конца 60х гг, впервые применена в Э-301 и впоследствии перекочевала в Э-302.
В целом аппарат получился очень надежным и популярным ввиду отличного дизайна и невысокой цене, массовости. Выпускался с 73г до примерно середины 90х гг. Первая цена была 168р, потом опустилась до 144р. Было несколько модификаций и вариантов схем, выпуском занимались три завода ТМ (точмаш) в Зеленограде и Минске и ИЖ в Ижевске.
Очень много букв.Про Романтику 220......не заслуживает она таких "дифирамбов".Хотя при нормальной регулировке,результат записи был неплохой.Недостатки.....как и у Маяков 231 и др...... плохой механизм(хотя и простой).Вырывал ленту из кассеты в конце перемотки вследствии излишне мощного двигателя.Не знаю,откуда взялись головки 8440,но изначально, клонов мягких(пермаллой) головок Митцуми,линия завода Шевченко не производила.Производила сендастовые:080,081 и 082(для 2-го класса).Зачем сендаст для второго класса?........Первоночально,головки были хорошего качества,затем........очень много нареканий на качество.Даже установлены причины,почему.
(20-03-2015 08:28)element писал(а): как и у Маяков 231 и др...... плохой механизм(хотя и простой).
Я недавно совершенно случайно нарвался на видео. Там была показана работа деки Neal-302. По сути-тот же маяк-но-3-х двигательный. И я думаю так-если бы у маяка выдрать фрикцион, и поставить на подкассетники по двиглу(пусть даже простые коллекторные, то никаких вырываний ракорда бы не было.
Еще про копирование. Разобрал в свое время первую появившуюся у меня Сони ТС-К666-и увидел(и понял), с чего ЛПМ Веги-120-й копировался(ну или что служило источником вдохновения).У 120 только второго тонвала нет.
(19-03-2015 09:24)Falerist писал(а): Для информации: магнитные головки делятся на обычные (терпимые), сендастовые (очень хорошие), и стеклоферритовые (просто замечательные). У "буржуинов" есть головки и из аморфного сплава. Они занимают нишу где-то между ферритками и сендастовыми, в смысле - хорошо-плохо. Это я как уточнение, популярно и доходчиво ... ;;)
Хм-а по моему, просто мимо. Первое-пермаллоевые(для звука)-приоритетнее всего. Минус-невысокая живучесть в долговременной перпективе. "Стеклоферритовые"-они вообще-то очень разные. ИПФ, ГПФ, МКФ-все это общее семейство "стеклоферрритовые". Соотв.-по звучанию могут отличаться кардинально. Я не помню, из какого материала(ГПФ или ИПФ) Сониевсикй феррит\феррит. Аморф-я бы сказал, что на самом деле это топ-по совокупности хар-к и долговечности. По последнему-конечно, не так как МКФ-но весьма долгоживущие.
(20-03-2015 08:28)element писал(а): Производила сендастовые:080,081 и 082(для 2-го класса).Зачем сендаст для второго класса
Изначально эти головки начали производить в Вильнюсе, для магнитофонов Вильма. Потом ставили в 120 Маяк, потом в Орель. Потом в России сделали клон 3Д24.120.Делали то ли в Новгороде, то ли в Саранске.
Головки 3Д24.810 (840, 830,820) "Монолит" выпускали впервые в Новосибирске для Вег120/122/124. Впоследствии они были заменены на более простые Д8440.
P.S.Faleristу респект за историю Брига и др! Очень интересно написано.
В начале 90-х,когда покупалось буквально всё что продавалось,купил такую Романтику...в каждом кассетоприёмнике стоял двухмоторный механизм.Помню было в то время ещё две штуки "Рапри"(уже упоминаемых здесь, с японскими ЛПМ и головками Canon),внешне ЛПМ Романтики был копией Рапри.У товарища в Севастополе видел кассетник "Рута" первого класса,кажись даже трёхмоторный,тоже редкий для тех времён(правда 80-е) советский аппарат с горизонтальной загрузкой кассеты(у этой Руты всё время выгорал один и тот же транзистор,так товарищ,не будучи мастером,уже насобачился его менять с определённой периодичностью).В это время уже сложно было определить кто у кого и из чего передирал,потому как был закат магнитофонной эры.
VeschiiOleg,к сожалению продукция Харьковского завода им Шевченко в Москву не доходила(не нужна была она у вас).Так что,некоторых нюансов Вы не знаете.Естественно,головки для кассетных магнитофонов,выпускались многими производствами в СССР.В конце 80-х годов в Японии была закуплена и установлена линия по производству магнитных головок для кассетных магнитофонов и на Харьковском з-де им.Шевченко,производившим аудио продукцию под торговой маркой "Романтика".В частности для своих нужд(производства)кассетников Романтика 220,221,двухкассетника Романтика 225,позднее-однокассетника Романтика 224.Установке и производству на купленной и установленной линии по производству головок 080;081 и позднее-082,предшествовала покупка в Японии партии пермаллоевых головок бренда Mitsumi,которые были установлены в первые образцы магнитофона Романтика 225 и некоторые экземпляры Романтика 220.Остальные,как и "положенно"-разошлись.
Двухкассетник Романтика 225 имел двухмоторные лентопротяжные механизмы (с движками EG-530-2B.CW-то есть-правого вращения)Двигатели при установке переделывались:у ведущего переполюсовывалась плата встроенного стаб.оборотов.У подмоточного, удалялялся стабилизатор вообще)аналогичные Яуза 220/Рапри,но своего,Харьковского производства.(содрали таки).Схемотехника 225-й очень приличная,качество звучания и записи,при должной регулировке-могло быть на очень достойном уровне.Но,как всегда-были и плохие моменты......
Производимые на линии головки,отличались от Вильнюсских внешним видом,компаундом заполнения сердечника,его цветом.Первоначально-были очень приличного качества головки.Затем качество сильно ухудшилось.Это произошло после 5-6 лет работы линии.Приезжали японские специалисты и выяснили причину ухудшения качества.
(20-03-2015 10:15)AlexR2 писал(а): Хм-а по моему, просто мимо. Первое-пермаллоевые(для звука)-приоритетнее всего. Минус-невысокая живучесть в долговременной перпективе. "Стеклоферритовые"-они вообще-то очень разные. ИПФ, ГПФ, МКФ-все это общее семейство "стеклоферрритовые". Соотв.-по звучанию могут отличаться кардинально. Я не помню, из какого материала(ГПФ или ИПФ) Сониевсикй феррит\феррит. Аморф-я бы сказал, что на самом деле это топ-по совокупности хар-к и долговечности. По последнему-конечно, не так как МКФ-но весьма долгоживущие.
Действительно если исходить из "звуковых" приоритетов.
То пермаллой - будет вне конкуренции, проблема только в "долговечности".
Следующие - из аморфного металла.
А дальше уже сендастовые(альсиферовые), и разнообразные ферритовые.
(20-03-2015 12:04)element писал(а): VeschiiOlegВ конце 80-х годов в Японии была закуплена и установлена линия по производству магнитных головок для кассетных магнитофонов и на Харьковском з-де им.Шевченко,производившим аудио продукцию под торговой маркой "Романтика".... на купленной и установленной линии по производству головок 080;081 и позднее-082,предшествовала покупка в Японии партии пермаллоевых головок бренда Mitsumi,......
Производимые на линии головки,отличались от Вильнюсских внешним видом,компаундом заполнения сердечника,его цветом.Первоначально-были очень приличного качества головки.Затем качество сильно ухудшилось.Это произошло после 5-6 лет работы линии.Приезжали японские специалисты и выяснили причину ухудшения качества.
С самого начала, более менее "приемлемые" головки отбирались 1шт. из более 100шт. Сказывалась "культура производства" нашего рабочего персонала. На територии завода можно было купить кучу головок по цене рупь/ведро - отбраковка. С ужасными геометрическими отклонениями и пр.- откровенный брак. Проходил практику в начале 90-х на Монолите и Элитане.
Историю с японскими спецами, также слышал. Они были просто шокированы условиями при выпуске точнейших изделий.
Прецизионное оборудование было смонтировано рядом с цехом штамповки!!!
И работающие многотонные пресса, создавали такой уровень вибрации, что ни о каком "качестве" и говорить не приходилось.
Напомню ширина зазора всего несколько мкм, а допуски на соосность и пр. составляют уже доли мкм.
Выпускаемые головки, только по электрическим параметрам(индуктивность) имели расброс в сотни %?!!
Помню для себя, приходилось даже отбирать стрелочным тестером, по минимальному расбросу активного сопротивления. Чего в принципе быть не должно!!! Но и те увы по "геометрии" были "просто шлак".
У них мах. допуск по электрическим параметрам - 5%. В реальности и того меньше. Что позволяло, в массовой аппаратуре, практически полностью отказаться от операции - регулировки.
П.С. Я честно говоря не понимаю тех людей, кто до сих пор имеет иллюзии относительно жизненного устоя в СССР.
Увы, мне приходилось воочию наблюдать на многих предприятиях, наш (советский и постсоветский) и их (на их предприятиях) стиль работы и пр.
И увы сравнение далеко не в нашу пользу.
Многие если не большинство заводов, предприятий, производственных линий, станков и пр. Были или непосредственно построены ихними компаниями (ВАЗ, МЭЛЗ). Или же вывезены в процессе репараций. Куплены через третьи страны и пр. Но увы даже производительность труда, у нас почему-то была в два раза ниже?! На их же оборудовании?! Да это и не удивительно. Посмотрите на раздутый штат всевозможных "управленцев", "профсоюзных активов", и пр. и пр.
А относительно техники, и радиотехники в частности.
То "сдирали" практически все. "Покупали" - заводы, станки, "опытные образцы", чертежи. В Александрии например, в конце 70-х, французы(сейчас одно из подразделений "Шнайдер Электрик") построили завод по производству магнитных пускателей. В 90-х минизавод по производству печатных плат. Которые кстати до сих пор выпускают конкурентноспроможную продукцию.
Конечно были и свои собственные успехи и продвижения во многих сферах. Но увы, система не позволяла сколько нибудь продолжительному движению в этом русле. Успеха добивались лишь стукачи и подхалимы.
Яркий пример: Авария на ЧАЭС. Сахаров - всемирно принятый специалист в ядерной физике, отец - водородной бомбы, в ссылке в Горьком.
А "решения на местах" принимают никому неизвестные "светила", которые потом стреляются, осознав через время абсурдность своих "решений".
Ведь как написал один в блоге один белорусский инженер.
"Инженер это ведь не просто хлопчик с дипломом. Инженер это - особый стиль жизни".
В США инженера по уровню годового дохода занимают третью позицию, после юристов и медиков, а дальше идут различные менеджеры клерки и пр.
В СССР после войны, младший научный сотрудник(по сути выпускник ВУЗа) получал большую зарплату чем директор предприятия. А вывезенные немецкие инженера имели в два раза большее обеспечение чем наши. Поэтому и получились эти прорывы в космосе и пр.
И сопоставьте теперь зарплату инженера в 120руб., в "период развитого социализма". Когда любое "быдло" на шахте и пр. получало в несколько раз больше, отчасти этим и вызвано - "огромное стремление народных масс назад в СССР".
...
Гораздо большей проблемой, чем "маги" и их "головки", были отечественные магнитные ленты.
...
По сабжу (*) есть на рутреккере книжка "Красные уши", посвящённая советским "военным" ЛАМПОВЫМ радиоприёмникам. Исторически берёт задушу (наречие). Всем советую прочитать. Я в своё время служил ямщиком на глушаке (нач.смены), в книжке и про это есть, чуть-чуть... (хтитипи://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4323458 )
По магнитной записи. Вообще, в МЗ носитель (в народе -"тип ленты") всё определяет, включая голову, механику и электронику, а не наоборот. Объективно, на "обычных транзисторах и пермаллое" можно заделать такое, ого-го какое! Только ленту подавай (кстати, от наличия у абсолютно ни от чего не зависимого конструктора "измерительной ленты" зависит только адекватность обмена фонограммами с другими независимыми конструкторами , главное, чтобы ленты было несколько сотен километров). У "наших магнитофонов" проблемы такие же, как у наших дорог и дураков. На первом месте "наших проблем" была таки механика, а не теоретическое-логическое - "носитель" точнее - совместимость этой механики с доступными носителями. Помню, купив в 81-м Комету212 (уже с 18-й катушкой и стерео уже по "УМу" ), разобрал до винтика в прямом смысле. Выровнял и выпрямил, подпилил, подрихтовал, отцентрировал, заменил на лучшее, но совместимое (направляющие стойки, головы), но НИЧЕГО нового не добавлял- всё по задумке авторов, но аккуратно и тщательно (около недели по четыре часа после работы). Оно перематывало плёнку в полторараза быстрее, в пять раз ровнее и равномернее (детонация упала на грань прибора - 0,1%, но до японцев, конечно далеко )). При этом ручки перемотки и скорости переключались очень легко и надёжно, а электромагниты не клацали аки голодные волки. Затем, просто настроил электронику (ничего в электродеталях не менял! но голову и некоторые шурупчики с шаёбочками пришлось). С макселом, агфой и басфом оно требовало крутить режимы подмагничивания и коррекции и оно ваще пело, а с нашими - шо свема, шо школьная - чуть чуть у шостки получшее, а так - только режим осыпания менялся . Затем у меня случился Илеть 110 с тиковыми головами (аморф, кстати, аморфный ПЕРМАЛЛОЙ!). На макселе и девятнадцатой - 50кГц (-10дБ) и перегруз (3% Кг3) - +15дБ (по стандарту -256нВб - +20дБ), но пришлось менять электродетали и увеличивать частоту подмагничивания (голова стетирающая - замена наш стеклоферит, были и такие стирающие). Но винил всёравно победил, а домашними записями я не страдал (и плохо! надо было всё подряд писать, включая оры детей и тёщ!)А кассетника у меня никогда не было
(20-03-2015 18:45)Igor Gaponov писал(а): , разобрал до винтика в прямом смысле. Выровнял и выпрямил, подпилил, подрихтовал, отцентрировал, заменил на лучшее, но совместимое (направляющие стойки, головы), но НИЧЕГО нового не добавлял- всё по задумке авторов, но аккуратно и тщательно (около недели по четыре часа после работы). Оно перематывало плёнку в полторараза быстрее, в пять раз ровнее и равномернее (детонация упала на грань прибора - 0,1%,
Я пошел несколько другим путем. В студенческие годы денег не хватало на нормальную аппаратуру, а хотелось слушать качественную музыку. Вот что получилось. Ролики большие и маленькие на подшипниках (выточены по образцу и снятым чертежам от студийного магнитофона за пару литров тех спирта). Внутри собран УВ Сухова, который значительно превосходил штатный. УМ выброшен. Цифровой счетчик ленты с часами и таймером на газоразрядном индикаторе. Улудшенный пиковый светодиодный индикатор. Самодельный пульт ИК ДУ. Это я к тому что советская техника даже по цене 740руб как этот магнитофон всего лишь большой набор "сделай сам". Если бы были деньги на Акай энергия потраченная на техническое и радиолюбительское творчество могла уйти в другое русло
Читая здесь некоторые строчки о "якобы качественных" наших изделиях. Производимых нами на "их" оборудовании, и с применением комплектующих "от-туда". У меня это вызывает лишь ухмылку. Двухкасетный Шарп привезенный братом с Японии в начале 80-х (служил на флоте во Владивостоке, потом работал на рыболовецких траулерах), выдавал такое звучание, что все наши супер-касетники нулевой групы сложности, и в подметки не годились ему.
Очень показателен пример: приходилось работать в некоторых харьковских "почтовых ящиках", и увы там также для записи сигналов радиолокации, применялись их професиональные "TEAK-и", их магнитные ленты и пр.
Наши "аналоги", просто "пылились в стороне", мало того, что по параметрам они уступали.
А уж по удобству работы, и особенно по надежности - совершенно не сопоставимы.
(20-03-2015 19:56)Kozak писал(а): Двухкасетный Шарп привезенный братом с Японии в начале 80-х (служил на флоте во Владивостоке, потом работал на рыболовецких траулерах), выдавал такое звучание, что все наши супер-касетники нулевой групы сложности, и в подметки не годились ему.
Да ладно!
Банальная Яуза-220 вполне по звуку конкурировала со средней импортной декой, какие там Шарпы. Другой класс совсем.
Да дизайн, кондовый, согласен, надежность зависела от времени года и степени подпитости сборщиков-настройщиков (но это же все наши собственные беды, не так ли?).
Но звук - извольте. Если сделано было нормально то и играло нормально. Вполне себе минимальный Хай-Фай, который устойчиво радовал многих долгие годы. В 77г 35АС-1 получила международную премию, а премии на зарубежных выставках нахаляву не давали, коррупцией на мировом рынке тогда не пахло.
Это сейчас мы избаловались всяким топом и эксклюзивом, но опять все забывают (или не знают), что многое из этого на момент своего производства было такж недоступно многим у себя на родине.
(20-03-2015 20:03)WoWaN писал(а): Ну допустим инженер получал квартирку максимум через 5 лет
Это где ж такое допускали?
Только на строящихся предприятиях, и то не везде.
Основное, что было хорошего в совке - наша молодость, от того и воспоминания больше позитивные. А сама система была искусственная и неконкурентоспособная.
Строителей коммунизма больше 70 лет воспитывали, и что эти воспитанники сделали в результате.
система неправильная была это да,но сбрасывать со счетов,что большинство мостов,дорог,школ,детских садов,жилого фонда ,электростанций и др. построено именно в то время ,было бы не справедливо
Тоже копия?
На 1970-80-е пришлось самое интенсивное развитие ПО «Вильма».
Начался выпуск кассетных стереофонических магнитофонов «Рута» (конструкторы А.Яскелявичюс, А.Кибартас, А.Тринкунас), «Вильма», «Тоника», стереодиктофонов «Нида», «Омега», переносных кассетных магнитофонов «Скиф», двухкассетных магнитофонов, магнитофонов для правительственных автомобилей, магнитных головок для стерео- и видеоаппаратуры. Продукция изготавливалась для всей страны и 27 зарубежных государств Европы, Азии, Африки.
На средства, выделенные правительством СССР, Р.Ясинавичюс (впоследствии генеральный директор ПО «Вильма» и будущий первый министр промышленности независимой Литвы) закупил в Японии комплекс по производству высококачественных износоустойчивых магнитных головок для стереофонических магнитофонов и видеомагнитофонов.
Для их производства был создан научно-производственный комплекс «Магнит».
Заместитель генерального директора В.Айзенас (впоследствии ставший руководителем департамента по внешним связям в первом правительстве Литвы) обеспечил завод первыми персональными компьютерами.
В Венгрии был закуплен комплекс для покраски пластмассовых деталей магнитофонов, в ФРГ - лицензия для производства лентопротяжных механизмов, в Швейцарии - лицензия для производства электродвигателей для магнитофонов.
Завод посещали высшие руководители СССР, Литвы (А.Снечкус, А.Бразаускас), руководство МО СССР, космонавты Г.Гречко, В.Кубасов и многие другие.
На заводе работали представители 23 национальностей: литовцы, поляки, русские, евреи, татары, караимы, белорусы, украинцы – всех не перечислишь. Работал на предприятии и председатель общества караимов Литвы И.Фиркович - лучший главный технолог завода.
Мужскому хору ПО «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики. Интересно, что заместитель директора по экономическим вопросам В.Бузас (заслуженный экономист ЛССР) был солистом этого хора.
Художественный коллектив завода с эстрадным оркестром, солистами которого были супруги С. и В.Дмитрович, Н.Сухорукова, выступал не только на заводе, но и в подшефных организациях и воинских частях.
Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР, завоёвывали призовые места.
В великолепном актовом зале ПО «Вильма» проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими.
Для работников предприятия было построено 3 общежития, выделялись квартиры, они отдыхали на заводских базах отдыха в Бебрусай, Швянтойи, Паланге, бесплатно ездили в туристические поездки в республики СССР и за границу.
Действовала столовая, в которой можно было отмечать юбилеи и свадьбы как работников, так и членов их семей. В объединении были библиотека, поликлиника, комплекс бань, фотоателье с отлично оснащённой фотолабораторией, своя типография, газета «Вильма», в которой освещались все события, происходящие на предприятии. При заводе работал магазин «Вильма», продававший свою продукцию.
Было учреждено звание «Ветеран объединения», передовики производства награждались почётными грамотами и ценными подарками.
Многие работники были удостоены высоких правительственных наград, избирались депутатами городского совета, Верховного Совета ЛССР и Верховного Совета СССР, награждались золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР. Хочется вспомнить некоторые фамилии, и пусть не обижаются те, кого не назову - всех невозможно перечислить.
Лучшие технологи - А.Ефремов, Ж.Никифоров, И.Кипервас, В.Разиньков, М.Кузьминов, лучший фрезеровщик – В.Бацманов, лучший слесарь В.Ташланов
Большой вклад в развитие завода внесли Э.Пигага (первый директор филиала в Юрбаркасе, впоследствии генеральный директор ПО «Вильма»), Д.Фролов, О.Емельянов, начальник ОТК Б.Афанасьев, В.Ишкаускас (впоследствии стал генеральным директором предприятия), В.Ганзюк, Р.Янулявичюс, В.Борисов, В.Ерёмин, З.Миклашевичюс, В.Сергиенко.
Многие работники завода прошли путь от простого рабочего или инженера до начальников цехов, отделов: Л.Лазукин, С.Юращук, В.Подольский, А.Уемов, Б.Зеленчёнок, Е.Коссо, А.Сисас (ныне член Сейма Литвы), Г.Шапиро, В.Минаев, А. Глейзерис, Г.Литвинов, Л.Соколовский, А.Киндерявичюс.
Оптикошлифовщик Б.Куляев и его жена, монтажница Т.Куляева, были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Б.Куляев позже был избран депутатом Верховного Совета ЛССР.
Пользуясь случаем, передаю привет всем бывшим работникам ПО «Вильма».
С уважением начальник отдела, ветеран труда ПО «Вильма» Юрий Махлин, Вильнюс
Да,многое,что производилось в СССР из аудиотехники, по дизайну не дотягивало до западных образцов.Многое производилось мёртворождённым.Примеров много:Все 0-го класса кассетники,высокозатратная в изготовлении техника,типа вертушки Электроника 004.Катушечники,которые планировались к производству на предприятиях,не "заточенных" на производство техники "народного потребления".Проблемы с поставками смежников,использование импортных комплектующих,которых можно было купить одну партию,и больше не получалось.И др.трудности.Но ведь производилось.Оглянуться,даже сейчас можно потрогать эту технику руками.Многое ещё и работает.Много работает в доработанном виде и с параметрами не хуже,чем у зарубежных аналогов.
(20-03-2015 19:24)serg6677 писал(а): 1. Я пошел несколько другим путем. ...
2. Если бы были деньги на Акай энергия потраченная на техническое и радиолюбительское творчество могла уйти в другое русло
Ну, когда я занимался Илетем110 в 1989м (онже Снежеть-Союз-Ростов и т.д.), я имел гораздо лучший, чем суховский усилитель и записи и воспроизведения и уже был знаком с самим товарищем Суховым через киевский политех (в начале 87-го мне на кафедре магнитной записи там именно по дружбе-симпатии сказали, что ловить без киевской прописки аспирантуру нечего) . Слишком он коньюктурен в своих стремлениях был и кенвудовский корректор с кучей неполярных электролитов и сдп как нашесоветское долби икс "вовремя" и ВВВ с проводами и контактами охв. ОС - тоже и детонометр закаким-то опубликовал в радио и т.д. (не знаю как сейчас). А в свой кассетник (231) вынужден был влепить двигун от 201-205 маяков, не стал бороться как один из основных авторов, а ведь имел полное право!
Я вообще поступил именно так. Перешёл на винил, купил дорогую ортофоновскую голову (привезли оттуда познакомству безспекуляции за 400рэ вместо "видика" ) и электронику 017 (270р) (звиняйте, Корвет я оценил очно и сразу), продал Илеть, сделал свой УМ и корректор и стал покупать на сходке пластинки.
Я
(20-03-2015 19:24)serg6677 писал(а): 1. Я пошел несколько другим путем. ...
2. Если бы были деньги на Акай энергия потраченная на техническое и радиолюбительское творчество могла уйти в другое русло
Ну, когда я занимался Илетем110 в 1989м (онже Снежеть-Союз-Ростов и т.д.), я имел гораздо лучший, чем суховский усилитель и записи и воспроизведения и уже был знаком с самим товарищем Суховым через киевский политех (в начале 87-го мне на кафедре магнитной записи там именно по дружбе-симпатии сказали, что ловить без киевской прописки аспирантуру нечего) . Слишком он коньюктурен в своих стремлениях был и кенвудовский корректор с кучей неполярных электролитов и сдп как нашесоветское долби икс "вовремя" и ВВВ с проводами и контактами охв. ОС - тоже и детонометр закаким-то опубликовал в радио и т.д. (не знаю как сейчас). А в свой кассетник (231) вынужден был влепить двигун от 201-205 маяков, не стал бороться как один из основных авторов, а ведь имел полное право!
Я вообще поступил именно так. Перешёл на винил, купил дорогую ортофоновскую голову (привезли оттуда познакомству безспекуляции за 400рэ вместо "видика" ) и электронику 017 (270р) (звиняйте, Корвет я оценил очно и сразу), продал Илеть, сделал свой УМ и корректор и стал покупать на сходке пластинки.
Я