Сказать, что это абсолютно новый проект – наверно нельзя. Собственно, на основе этой идеологии (http://next-tube.com/articles/princess/princess.pdf) несколько усилителей работает уже лет пять. И если к качеству звука претензий не возникало и не возникает, то всякие мелкие «грабли» вылезали довольно длительное время и исправлялись по ходу жизни. Ну, и я сподвигся (вернее, меня сподвигли) на вторую ревизию.
В итоге, получился совсем другой усилитель.
Минимальные изменения коснулись выходного каскада, на плату был интегрирован узел защиты от перегрузок и щелчков и немного изменена схема стабилизации тока покоя лампы. Теперь ток покоя удерживается точнее, выходной каскад выводится на режим плавно. Ток покоя лампы довольно велик – порядка 300mA, КПД выходного каскада (без учета накала) – около 31%.
Усилитель получил абсолютно новый драйвер, число ламп уменьшилось, существенно подросла линейность. Полностью была пересмотрена система питания в сторону упрощения и повышения надежности.
Цепей общей ОС ни в драйвере, ни во всем усилителе – нет.
Частотный диапазон усилителя был сознательно ограничен и снизу (для исключения конфликтов между сигналом и сервосистемами стабилизации) и сверху (для любителей экспериментов по подаче на вход нефильтрованных сигналов ЦАП). Исходя из будущих условий эксплуатации, и для уменьшения тепловыделения, была немного ограниченна и выходная мощность. Изменилась конструкция выходного трансформатора, теперь используется технология реализующая тесную магнитную связь, что позволило получить очень низкую индуктивность рассеяния. Усилитель был реализован в открытом корпусе как два независимых моноблока. Моноблоки установлены на стальные каленые шипы с подпятниками. Установка шипов преследовала две цели - улучшить механическую развязку между корпусом и опорной поверхностью, и поднять корпус для оптимальной работы охладителей. Немного неожиданно был получен бонус, несмотря на массивность моноблока, на тонких шипах выглядит он довольно изящным и легким (пока не пробуешь поднять).
Основные параметры усилителя такие:
Номинальная выходная мощность - 20 W
Максимальная выходная мощность - 25 W
Сопротивление нагрузки (номинальное) - 8 Ohm
Выходное сопротивление - 0.6 Ohm
Коэффициент гармоник (не более) - 3.5%
Мощностная полоса - 5Hz - 60kHz
Чувствительность - 0.57 V
Уровень шума и фона - -78dB
Потребляемая мощность - 330 W
Напряжение питания - 220+-10% V
Диапазон рабочих температур - +10-+30С
Габариты - 305х480х250 мм
Вес - 19 kg
Объективно, усилитель ведет себя как классический SE усилитель. Короткий гармониковый «хвост» с экспоненциальным спадом и преобладанием второй гармоники, быстрое уменьшение уровня и количества гармоник при уменьшении выходной мощности, плавное ограничение выходного сигнала при небольших перегрузках.
Субъективно, отличия конечно есть, и как по мне – лучшую сторону. Усилитель певуч, но любителей немного вяловатого звука классических SE с подрезанным диапазоном и «сиреневым туманом» над трансформатором, может и слегка испугать прекрасной динамикой и широким частотным диапазоном.
Как это выглядит внутри, снаружи, без кожухов и в собранном виде – можно глянуть на картинках.
Ну, Костя – теоретически можно, практически – получается монстр.
Элементарная прикидка:
Усилитель однотактный, соответственно – класс «А». Реальный КПД находится в пределах 15-30%. Ну, возьмем 30% (что для классических схем практически недостижимо при приемлемом качестве), 100 ватт на выходе, быстренько перемножаем – 230 ватт надо превратить в тепло. И это, так сказать, без подоходного налога. Реально, надо будет рассеять ватт 400-500.
В принципе, такая штука делалась на киловаттном прямонакальном триоде, там, на выходе, было больше чем 100 ватт. Лампа размером с конскую голову (среднее пони), все вместе – приличного размера тумбочка из двух блоков. Но это для сцены, дома такое поставить – бооольшой вопрос.
Ближе к жизни, это гибридный усилитель с аналогичной структурой. Там КПД можно дотянуть до процентов 45, но, все равно, печка будет еще та.
Кстати, в этом усилителе 90% характера звука определяет выходной каскад. В гибридной структуре все наоборот – определяющим является ламповый драйвер
(08-03-2016 23:40)Eugene. писал(а): Кстати, в этом усилителе 90% характера звука определяет выходной каскад. В гибридной структуре все наоборот – определяющим является ламповый драйвер
С уважением.
А чем гибридник отличается? Транзисторный звук с ламповыми мотивами, которые еле угадываются. Не слышал как здесь, но полупроводники внедрять в ламповую технику надо оооочень осторожно.
Несколько слов о том, как моноблоки прозвучали в моей системе.
Прежде всего хочется отметить общую музыкальность изделия. Верхний диапазон порадовал деликатной, изысканной подачей знакомого материала, ненавязчиво демонстрируя те нюансы, которые ранее не то чтобы не замечались, но воспринимались под другим "углом зрения". Если сравнивать с моим двухтактником, я бы сказал, что моноблоки в верхнем диапазоне звучат более утонченно и "атмосферно", создавая некую ауру вокруг записи. Очевидно, это естественные отличия между классами усилителей, тем не менее заслуживающие упоминания.
Средние частоты абсолютно комфортные и информативные. Вокал передается с завидной плавностью, нет и намека на зернистость. Рояль звучит матово, но не тускло, тембрально опускаясь непосредственно в мидбас. Именно эта "сшивка" делает средние частоты незаметными и приятными для восприятия.
Нижние частоты исполняются мощно и разборчиво, крупными, сильными мазками. В атаке присутствует удар. Могу предположить, что такая интерпретация басовых партий может порадовать любителей несложного рока, тем более, что скорость весьма высокая.
Звуковая сцена достаточно глубокая, инструменты хорошо локализованы. Общее звучание, несмотря на плавность и теплоту, свойственные данному классу, можно назвать современным. Если говорить о недостатках, я бы ограничил использование этих усилителей исключительно в больших комнатах, так как звук даже из небольшой акустики получается, простите за эту игру слов, действительно большой. Мои Harbeth с чувствительностью 85 дб и сопротивлением 6 ом оказались легкой нагрузкой для Принцессы, вплоть до минимальной громкости, где отчетливо выступал четкий артикулированный бас. Эти усилители дествительно мощные и музыкальные!