(07-09-2019 20:10)Athenon74 писал(а): Я лично с удовольствием .......почитаю.
Кстати расскажи местным форумчанам свою историю про сапоги и поляков в ЧССР))))
У тебя как главного участника она прозвучит правильнее и точнее, чем в моем фантазийном пересказе)))))
вот попалоась и зацепила колоритная и сочная вещь-мемуар одного господина-перетаскиваю его сюда :
Автор- Air Viper 04-09-2019
"....Весной 1987-го года я вернулся из армии и сразу озадачился покупкой нового аппарата. Когда я в армию уходил, то продал свой Sharp GF-555 за полторы тысячи рублей, положил их на книжку под проценты и счастливо ушел служить. Из армии я вернулся не с пустыми руками, так случилось, что мне удалось подзаработать там немного денег, да и бабуля еще подкинула, в общем получилось у меня где-то две с половиной тысячи и я окрыленный решил купить себе столь желанный Sharp GF-777. Эта модель на 87-ой год была уже далеко не новой и я расчитывал, что цена на нее будет уже гораздо меньше трех тысяч, то есть мне должно было хватить…)
Я начал объезжать комиссионные и по какой-то причине, сейчас уже не помню почему, оказался я со своим другом у комиссионки на Шаболовке. Там традиционно перед магазином толпилась толпенька каких-то темных личностей, через которую нам пришлось буквально пробираться. К моему глубокому огорчению Шарпов Три Семерки на полках практически не было. Стояли пару аппаратов, но какие-то были они потертые и интереса у меня не вызвали. Там же я впервые увидел Sharp GF-767, при знакомстве с которым у меня возникло недоумение переходящее в глубокое неприятие в связи с отсутствием второго стрелочного индикатора записи-воспроизведения.
В прродаже были представлены разные аппараты, в основном GF-575, GF-700, и GF-800. Но главное это то, что на полках буквально царил совершенно другой аппарат, ни на что не похожий Sharp WF-939! Должен честно признаться, что этот аппарат буквально снес мне крышу своим спектральным аналайзером и клавишами управления кассетными деками, выполненными в стиле клавиатуры фортепиано. Да еще и звучал он сногшибательно, но стоил больше моих двух с половиной тысяч, поэтому купить я его не мог! Разочарование было страшнейшим - ни Трех Семерок нет, ни 939-й купить не могу. Я так расстроился, что уже направился на выход, чтобы ехать домой, как вдруг к нам с другом подходит какой-то тип странной наружности и почему-то в черном кожаном плаще в пол, как у Клинта Иствуда, и поинтересовался что мы искали. Я сказал что искал Три Семерки, но готов рассмотреть покупку 939-го, но за две с половиной. Чувак сказал что у него есть оба аппарата и предложил поехать их посмотреть. Мы с другом никуда не торопились и согласились.
Здесь необходимо сделать лирическое отступление и немного рассказать о моем друге. Это был мой армейский друг, отличный парень, мастер спорта по боксу. Дело в том, что служил я в специальном подразделении, где формально числились спортсмены, которые на самом деле служили в спорт-роте в Лефортово в Москве. А у нас они числились только формально, до момента дембеля или сурового залета, после которого их возвращяли из спорт-роты обратно в войска. Вот таким спортсменом-залетчиком и был мой лучший армейский друг. Он в то время был очень высоким и ему была положена двойная порция жратвы, которую ему в армии никто, разумеется не давал, поэтому после изнурительных тренировок, на голодное брюхо, он был вынужден приворовывать жратву в продовольственных магазинах. Ну и однажды его поймали на колбасе, отправили сначала на гауптвахту в Алешинские Казармы, а потом через пару дней уже обратно к нам в батальон. А в батальоне у нас, слава богу, со жратвой все было в порядке, особенно на ученьях и после. Ну мы его быстро откормили до нормального состояния, он обжился, привык к строевому поклу и, в общем был счастлив. А на ученьях так мы вообще жировали! Уж не знаю почему, но в мое время службы у нас было просто завались венгерского гусиного паштета “Фикат” в таких тонких банках типа как от шпрот. Я такого паштета на гражданке в глаза никогда не видел, а тут буквально ящиками у нас его было. Ну мы на ученьях в Гороховце возили этот паштет продавать или менять на что-нибудь другое, в основном пельмени, в разные окресные поселки. Так и накопили под конец службы денег, рублей по триста каждый, что для 1987-го года были нормальные деньги на дембель!…))
Короче, мой друг завис у меня в Москве на пару недель и он в тот знаменательный день был со мной у комка. И еще у меня с собой не было наличных денег, ну рублей пятьдесят было, а остальные деньги на книжке, но именной, то есть получить их в сберкассе мог только я. К чему я все это рассказываю! А вот к чему! Вышли мы из магазина с этим странным чуваком, который мне как-то сразу не понравился, к нам присоединился какой-то субтильный парень лет двадцати, типа мол тоже аппарат едет посмотреть, и мы пошли пешком по аллейке в сторону от магазина. Где-то метров через сто они остановились у скамейки и предложили подождать своего знакомого, который якобы должен был подойти через пару минут, а пока мы его ждем предложил нам сыграть в карты в игру типа “Сики” по-копейке на кон. Мы, два барана, согласились и не заметили как ставки выросли до тысячей рублей. Хорошо наличных у нас не было, а они согласились играть в долг. При этом сами ставили наличные и клали их в полиэтиленовый пакет. Я сидел на спинке скамейки, слева от меня сидел субтильный чувак, прямо передо мной стоял “Черный Плащ”, а слева от него стоял мой друг. Мы уже смекнули, что нас разводят на деньги и когда они поставили на кон ключи от Жигулей, я перемигнулся со своим другом и мы поняли друг друга без слов. Короче, я пробил субтильного чувака ребром ладони по кадыку и он кубарем свалился со скамейка, а мой друг коротко, без замаха пробил Плаща в левое ухо, да так, что у того кровь из правого уха брызнула и он упал как подкошенный. Мы молча забрали пакет с деньгами и ключами от машины и спокойно пошли обратно к магазину. Потолкались там с полчаса, смотрим идут эти два чувака. Отозвали они нас в сторонку, там еще один подошел, вероятно смотрящий. Посмотрел он на нас, а у нас даже одежды еще гражданской не было, мы в комуфляжной форме были без знаков отличия. Сначала попытался на нас наехать, но мы его просто послали. Он тогда на своих наехал, мол сами не видите с кем связывались, чего с солдата возьмешь. Мы им их бабки отдали и ключи от Жигулей и поехали домой. Вот так закончилась моя послеармейская эпопея с покупкой Шарпа в тот день. Но одно я вынес из этого урока на всю оставшуюся жизнь: НИКОГДА не играй в азартные игры с незнакомыми людьми. И со знакомыми тоже не играй! Эта прививка оказалась у меня настолько сильной, что потом никогда в жизни я не играл в азартные игры. Даже когда в первый раз попал в Лас Вегас и вместе с партнерами пошел в казино, разменял сто баксов по четверному на четыре фишки, поставил их четыре раза на кон, четыре раза проиграл и с чистой совестью пошел спать в номер с чувством выполненого долга. В Лас Вегасе был? Был. В казино играл? Играл. Выиграл? Нет. Все, тема закрыта!…))
А 939-й я тогда так и не купил, и Три Семерки тоже не купил… Один знакомый по-случаю предложил миди-систему Пионер моноблок с двух-кассетной декой, приемником и усилителем в одном корпусе, виниловой вертушкой в комплекте и двумя колонками с квадратными дифузорами FLAT SQURE. Очень красивая была системка начального уровня, а колонки так вообще шедевр дизайна, и я таким образом закрыл для себя магнитольную тему. Справедливости ради стоит сказать, что в последствии я намучился с этой системой - автореверс стал ломаться года через два и я утомился ее чинить и вскоре продал, причем опять за те же деньги что и купил. Но в течении двух лет она работала очень хорошо и приносила мне массу удовольствия, как звукового так и эстетического!
А потом, четверть века спустя, когда я уже во всю увлекся коллекционированием магнитол, я, разумеется, не мог пройти мимо 939-й! Однако, не могу сказать, что этот аппарат сразу был в зоне моего пристального внимания. Даже скорее наоборот. Я не стремился купить его как можно скорее, вероятно потому, что у меня не было эмоциональной связи с этим аппаратом. Даже скорее связь была негативная, принимая во внимание ту неприятную историю, которую я вам поведал. Но однажды мой хороший немецкий знакомый дилер написал мне в почту что у него был этот аппарат в хорошем состоянии и предложил мне его за вполне разумные деньги и я его купил."
раз я уж упомянул в своем мемуаре Севу-то подробнее повспоминаю эту тему.
Какого то толкового, регулярного и адекватного источника информации о мировой поп-с и рок музыке на русском языке не существовало в Совдепии до конца 80-х годов. Все что печатолось до примерно 1987-88 годов в сов. прессе было случайным, нечастым, банальным и часто бесполезным по скудости и исковерканности изложения. Это ежели вспоминать "лучшие" по качеству публикации, а более половины их на эту тему состояло из изощренного бреда псевдополитического, коммуно-пропагандисткого замеса, типа или статеек "про фашистов с гитарами" или же про "прогрессивных представителей запада, поющих песни протеста". Вообще бредовый термин "песни протеста" широко кочевал в 70-е и начале 80-х по страницам сов. печати и был штампом, оправдывающим вообще наличие самой публикации про такое сомнительное дело как "западные музыканты".
Я начиная с 1984 года стал крутить по вечерам или утрам коротковолновый приемник Океан. Целью было найти послушать Радио Китая, Голос Америки и Немецкую Волну . Отчасти от скуки, отчасти что бы получить фактическую информацию про Олимпиаду-84, проходившую в то лето в Лос-Ангелосе, штат Калифорния. СССР по задумке тогдашних савецких умирающих один за одним старцев отказался от участия в ней. Соответсвенно телетрансляций не было, СМИ и газеты почти ничего не сообщали о ней, кроме пересказов о каких то скандалов, а Советский Спорт посвящал ей три абзаца результатов в стиле телеграммы "бабушка скончалась выезжаю самолетом наследство вася тчк")))) Из соц стран бойкот не поддержали Китай, Румыния и Югославия. Вот китайское радио подробно освещало в выпусках новостей олимпийские соревнования на русском языке ну и конечно Голос Америки. Я и начал слушать их по утрам в дни летних каникул, что бы что то узнать. Однако вскоре олимпиада кончилась, а привычка и тяга к мировому радиоэфиру и неподцензурной информации у меня сохранилась и развилась. Мировые радиоголоса на русском языке были тогда неким подобием нынешнего интернета. Слушал я все подряд, что попадалось. По русски вещало Радио Швеции, Радио Канады, Израиль, Индия, даже КНДР и Албания (!). Попался разок и Сингапур. Это не говоря уже про Свободу, Свободную Европу, радио Монте-Карло, часами рассказывашие библейские притчи и толковашее их для непосвященных марксистких атеистов вкупе с исполнением псалмов. Попадалось и британское ВВС, но с ними было две проблемы. Мое местожительство было отдаленнно даже от европейской части СССР. А у ВВС был довольно умеренный по мощности передатчик, к тому же расположенный в самой Британии, в отличие к примеру от Голоса Америки, чьи передатчики были на пару тысяч км ближе, в Греции. И соответственно британская радиоволна даже до европейской части СССР доходила уже растеряв по дороге половину мощности, а до наших краев добиралась вообще уже на излете. И громкость ее даже при благоприятных условиях была ненамного выше уровня эфирных шумов. Но главной бедой была не только слабая громкость - а глушение, которым совковая власть пыталась помешать радиовещанию. В СССР иностранные станции до 1987 года глушились специальными мощными радиопредатчиками, гонявшими в эфире шум циркулярной пилы на частоте вещания атакуемой инорадиостанции. Правда сказать надо было что по причине наличия множества иностанций и недостатка технических ресурсов в СССР не могли заглушить их все, поэтому глушение было выборочным как по времени так и по ассортименту. Голос Америки насколько помню почти не глушился, Радио Свобода в ноль глушилась днем, но чаще все же спокойно принималась вечером, нещадно глушилось Радио Албании, а Канада, Китай, Швеция, Израиль и божественные передачи монтекарловцев были свободны от глушения. Чаще всего свободно принималась и Немецкая Волна. А британское ВВС в ноль глушилось в утреннем блоке программ, но вечером их иногда все таки можно было послушать. Правда ВВС само немного вещало по времени, пару часов вечером и повтор этой же программы утром. И поэтому ВВС я слушал редко и даже не искал его специально- их или глушат, или просто плохой прием, или их вообще нет сейчас в эфире по времени-обычно была такая ситуация.
И увлекшись с 1984-85 и западной поп-с музыкой я также надеялся узнать что то и по этой теме из иностранных радиопредач. К моему сожалению иностанции ничего не давали на эту тему, долгое время я вообще не мог найти каких то регулярных программ в ежедневной сетке их вещания. Правда Голос Америки почти ежедневно гонял часовую программу "49 минут джаза"-состоявшую из краткого вступления диктора, читавшего названиие диска и исполнителя и далее этот диск в эфире проигрывали целиком, прерываясь на середине на пятиминутную сводку ежечасных новостей. И передача совершенно не глушилась-как впрочем и другие вечером на Голосе Америки. Но от джаза я тогда был далек безмерно и он меня интересовал менее чем скажем монгольский язык....
И эти "49 минут джаза" я воспринимал как нудное бесконечное треньканье)))))
В конце концов я нашел что то за что можно было зацепится-на том же Голосе Америки. По выходным (кажется в вечером в пятницу) попалась мне программа, являвшаяся регулярной. Полчаса о современной поп музыке, исключительно американской. Вел ее по очереди через неделю некий американец и затем другой кадр-Евгений Аронов. Американец был скучен и немногословен, как и подборка треков от него. Аронов же наоборот был весельчак, балагур, музычку ставил более интересную и понятную для "нашего" человека, хотя и он толковой информации не давал-а больше пытался хохмить. Ставил он иногда и "русский рок", обычно Машину Времени и сопровождал все это своими комментарииями. Забавным приколом было то, что в время исполнения в эфире трека он подпевал в микрофон своим гнусоватым голосом, чаще на Машине Времени)))
Вообщем я иногда слушал эту программу и каждый раз радовался, что ее сегодня ведет все-таки Аронов, а не нудный американец.
С 1987 года иностранные станции в СССР глушить перестали. И британское ВВС в эфире с приемлемым качеством мне попадатся стало чаще. Однажды в августе 1987 года я и попал в очередной раз на волну ВВС. Услышал приятный голос, что то рассказывающий про поп-музыку, про некие даты и юбилей этой недели по музыкальной теме. Заинтересовался и стал слушать дальше. И тут было понеслось! Чувак, невероятно(как мне тогда показалось) остря и прикалываясь, рассказал о альбомах, выходящих в продажу в ближайший понедельник в Британии, сообщил об уже вышедших недавно дисках и зачитал их текущие места в хит-парадах, проиграл фрагменты из них. Под конец сообщил, о чем будет следующая передача через неделю.
Я понял что наткнулся на то что давно искал. На самое то.
Это была моя первая встреча с Севой Новгродцевым. Не буду далее расписывать его и его программы. Одни и так знают-нет надо их просвещать. А те, кто не знает-про это дело вкратце не рассказать.
Слушал я Севу еженедельно лет 10 регулярно, а потом уже пореже. Потом все таки отошел от темы.
Сева-это была эпоха.
Для тех кто знаком и уважает Севу, но не знает его нынешних дел-сообщу, что хотя ему и под 80 лет, но судьба и Господь за все добрые дела вознаградили его не токмо здоровьем-но и неувядающей энергией. Британию он покинул уж как несколько лет, по его словам она перестала его устраивать, "она уже не та", что была в 70-80-е годы. С очередной женой приобрел он дом и землю в южной Болгарии, в лесных горах. Живет на природе в малонаселенной местности, с соседями крестьянами от земли, скромными и трудолюбивыми истинными христианами. Овцы, молоко, сыр и чистый воздух с туманами по утрам. Время от времени совершает короткие путешествия, залетая на пару дней и на бывшую первую родину. Написал за прошедие годы несколько новых увлекательных книжек мемуарного и просветительского толка-я их все приобрел и прочитал. Кому интересен Сева-рекомендую сии книги к прочтению.
П. С. колоритное фото. Те самые старцы, в эпоху правления которых я и искал инфу про олимпиаду-84 и поп-с рок-музыку))))
попался мне господа на одном известном ресурсе вот такой текст-
"...JVC RC-828 L
Цена в прошлом: 328$
Первый в мире аппарат , оборудованный системой Biphonic ,был анонсирован в августе 1977 года. Именно с этой модели началось триумфальное шествие по всему миру магнитол компании JVC с уникальной системой стерео звучания. По рассказам очевидца, кто привёз эту магнитолу в 1978 году из Швейцарии, продавец посадил его в кресло на расстояние 2,5 метров и поставил запись самолёта идущего на посадку.Эффект был ошеломляющим, такого реального и живого звука с перемещением звуковой панорамы не было в мире, а для советского человека это был шок. Не задумываясь наш скромный офицер СВР выложил стоимость советского автомобиля за этот аппарат- 600 швейцарских франков. В сети магазинов "Березка" это был лидер продаж. Что-же было убийственное в этом аппарате в 1978 году? Что определяло флагманские позиции? Помимо уникальной системы звука, в кассето приёмнике было большое окно, что позволяло читать лейблы на кассетах, без вытаскивания их наружу. Двухполосная акустика-это было передовым решением для того периода.Беспрецедентно низкий коэффициент детонации. 6-полосный тюнер. Воздушное демпфирование кассетоприемника, в последующих было заменено на масляное демпфирование, что обеспечивало бесшумное открывание крышки. Ручная и автоматическая возможность регулировки записи. Подключение головных телефонов. Подсветка шкалы з-ёх полосная...."
Из приведенного отрывка я обращаю ваше внимание на центровой факт этой душераздирающей истории. Магнитолу прикупил за 600 франков офицер СВР СССР. То бишь офицер Службы Внешней Разведки СССР. Шпиен, мать его, полковник Штирлиц.
И во множестве иных рассказов-мемуаров СЕЙЧАС про ТЕ ВРЕМЕНА на все лады повторяется этот сюжет в разных вариантах. Привез некий "аппарат" советский дипломат из Копенгагена, советский адмирал на плавучем ракетовозе из боевого похода в Индонезию, советский доктор из умирающей от голода и вшей братской Африки, привез журналист-международник из первой своей командировки в Вену или Рим. И здеся, уже в Москве, все соседи и родственники, особенно младшие и двоюродные братовья оных советских путшественников за три моря, увидевшие сие изделие ширпотреба японской конвеерной промышленности стоимостью 328 американских убитых енотов впадали в нирванну и молились встав в полукруг, а хозяин отгонял напирающую толпу на положенные ( как в футболе) 9 метров и измерял эти метры рулеткой...
А представьте себе аналогичный-но зеркальный вариант. Какой-нибудь британский агент № 0007, Джеймс понимаете ли ихний Бонд, сэр, отправленный под прикрытием с фальшивыми документами как профсоюзный лидер британских шахтеров-углекопов в командировку в СССР, с официальной целью изучить тонкости проведения первомайских демонстраций трудящимеся АЗЛК, начинает питаться на чужбине, во время выполнения шпионского задания всухомятку сырками "Дружба", курить ради экономии подобранные бычки с тротуара, что бы копеечка к копеечке сэкономить выданные ему в командировку аж 600 савецких рубликов. И вот выполнив доблестно по ночам свое настоящеее задание, и нашпионив как последний сукин сын, узнав количество сабель и штыков в буденновских учебных эскадронах и перефотографировав чертежи автомобиля Москвич-412, в последний день командировки приходит наконец к ГУМу, прямо на Красной площади. И выпустив на волю дрессированного голубя, к лапке которго привязана микропленка с чертежами Москвича и бухгалтерским отчетом о буденновцах, и убедившись что вышколенный голубок взял курс прямо на Лондон, заходит в этот роскошный ГУМ. И протиснувшись в отдел радиотоваров, просит продавца дать послушать ему несколько самых лучших советских магнитофонов. И навострив шпионское ухо, вслушивается в тональный баланс Весны-202-стерео или оценивает сногсшибательный дизайн Ноты-203. И наконец решившись, дрожащими руками выкладывает кассиру пачку полусотенных купюр с профилем Ульяноффа-Ленина Ильича, а затем еще торопливо бежит с коробкой на плече в отдел грампластинок, что бы прикупить на оставшиеся рубли свежие ( за этот год!) диски Зыкиной Любови, ансамбля Ореро и сольник Роксаны Бабаян.
И вернувшись самолетом домой, в родовой замок в Шотландии, водружает ватными от счастия руками Весну-стерео на каминную полку, прямо под фамильным щитом на стене. И сбегаются домочадцы, писается литром кипятка его сынишка-шестиклассник, приезжает, отказавшись от очередной охоты на ирландского оленя его батя, виконт и алкоголик, и один за одним появляются у ворот замка соседи на лимузинах, засвидетельствовать свое давнее почтение а заодно взглянуть и послушать чудесную сладкоголосую заморскую диковину, изготовленную хитроумными и умелыми аборигенами далекой и загадочной страны, где зимой по слухам носят шапку из медведя, а летом не то стальную каску, не то тюбитейку со звездой.
К чему я это острю? Да не я это острю-а сама жизнь острит.
Никого ни тогда, ни сейчас не смешила и не смущала ситуация, когда советский шпион, проучившись полжизни шпрехать по англицки и ныкать в носки секретные бумаги, и тщательно отобранный перед этим заданием за массу других ловких способностей ко всему на свете и заброшенный в Швейцарию (вариант в ФРГ, вариант во Францию) что бы противостоять, разрушить вражеские планы и не допустить его до стен Тагила, на самом деле работал ( да и то как выяснилось в 1991 году- бестолково и бесполезно) лишь на то, что эта несчастная пластмассовая магнитола JVC ценой в месячных ползарплаты дворника-турка в Швейцарии, никогда не была в продаже новой, запечатанной и не задроченной в рязанском сельпо или в тагильских "Культоварах" для тамошних токарей с завода и их сынишек из ПТУ, по ее реальной цене-в ползарплаты за месяц май одна тыща девятьсот семьдесят восьмого года от Рождества Христова.
Проходил сегодня мимо здания старого савецкого гастронома. Кинул взгляд на стену, увидел СЛЕД еще есть и вспомнил старую смешную историю. Дух раньшего времени еще есть на стене)))
Был это 1986 год. "Перестройка" в классическом виде еще не наступила, в кипеше была ее предтеча- "ускорение". Сов. пресса и ее отдел "комсомольской" прессы еще не писали взахлеб "про русский" и даже "советский" рок. Кинчева, БГ и Витю Цоя комсомольске газеты еще не признавали "своим всем" и т. д. Наооборот, по провинциям за "рок" провинциалов и пэтэушников еще гоняли ( тогдашний уфимец Ю.Шевчук с тогда же помятыми малость ребрами не даст соврать), да, гоняли помаленьку менты и гэбэшники, хотя и еще более вяло чем и ранее..
И в это вот время, в нашенском рудокопском ауле, некий продвинутый и утомленный нарзаном поклонник этого самого рока, школяр или пэтэушник, вечерком видимо, намалевал не то гудроном не то "кузбасс-лаком" на боковой стене гастронома в центре города надпись "Даешь советский рок!". Даж ведь не русский, а советский, и лозунг в стиле любимом и изобретенном профессиональными вождями комсы. И надпись по размеру была не велика, видимо не много гудрона было у ночного партизана, всего метра два с половиной в длину. Однако ж и это всполошило начальство. Просуществовала эта надпись в первозданном виде меньше недели. Сначала ее счистили, но краска или гудрон, въелись в штукатурку и убрать ее получилось только выскоблив и лишь углубив буквы, хотя и сделали их бесцветными)))) В таком виде надпись прожила еще несколько недель. Затем штукатурку подковыряли и замазали. Сделано энто было конечно в савецком стиле-плохо. Надпись перестала быть читаемой ясно, но что то все проглядывало. Так и осталось на многие годы. Да я и забыл вскоре про нее.
Прошли десятилетия-иду я мимо и бросил взгляд на стену. Ба! Есть СЛЕД. Место позднее все-таки заштукатурено было уже нормально, но трехметровая полоса более свежей штукатурки ясно выделяется на старой, сработанной крупножопастыми маляршами еще при Сосо Джугашвили...Что написано школяром-не вырубили таки топором)))) Оставил пацан СВОЙ СЛЕД В ИСТОРИИ РОКА.
Long Live Rock n Roll !
П, С, Самое смешное что в том же главноначальственном "желтом доме", где и ныне как три - четыре десятка лет назад заседает аульское хмурое местное начальство, сидят и типа как "рулят" те же космюки как раз того времени , кои еще не померли и токмо состарившиеся...
вспомнилось мне несколько забавных историй истоком коих послужила мне уже неоднократно упомянутая выше "савецкая пресса" эпохи ускорения и перестройки.
первый эпизод связан с журналом Юность. Сей ежемесячый манускрипт для романтичных интеллигентов городского разлива ( "с бородками в свитерах") с началом ускорения стал протискивать понемногу всякую крамолу на животрепещущую какую-нибудь тему, для начала в формате наладонного размера вещичек в конце номера. Опять же это где то 1986 годик или около того (ежли предъявят мне несоответствие знатоки), точнее уж не вспомню номерок, а искать -лень.
В то благословенное мое юношеское время я был поклонником поп-с музыки, всякого итало диско и тому подобного. Про "рок" хардо-металллического направления представление конечно имел, но он лежал еще в стороне моих интересов. И я не вникал глубоко в названия этих групп, составы и биографии, лишь откладывалось в памяти что про это слышал со стороны. Да и Севу я еще не слушал по БиБиСи.
И вот в это самое время в конце свежего номерка журнала Юности попался мне странный рассказик, я вначале и не понял и его жанр и его суть и смысл появления. Хотя рассказик был впечатан редактором как я понимаю с целью похулиганить на страницах официозной пропартийной печати.
Жанр типа сказки-фантастики. Весьма странный по сюжету для того времени и места появления. Некий савецкий ПТУ-шник, утомленный леонтьевыми и пугачихами, фанатеет от харда, рубится и рассекает в этой теме. Всех подробностей сюжета уж не вспомнить. Но помню, что в рассказике к пацану, камлающему как якутский шаман дома по хард-року, является не то дух, не то видение Ричи Блэкмора. И между ними происходит какое-то общение и всякая нирванна, и Ричи бацает на гитаре дым над водой в хрущовке на фоне настенного узбекского ковра)))). Я тогда впервые встретил и упоминание Ричи в савецкой прессе, да и уяснил для себя что-он гитарист из тяжелорокового Диип Перпл)))
Чуть позднее на пару месяцев в совпрессе пронеслась еще заметка с упоминанием Ричи Блэкмора. Речь в ней шла о рассекреченном социалогическом опросе, проводившимся среди молодежи 18-30 лет по всяким городским общагам и шарагам, с целью выяснить что савецкий пипл вообще знает, что их волнует и что они ценят. Ну и среди сотни пунктов анкеты, причем состоящей в основном из социально-бытовых вопросов, выяснилось, что в плане культурных запросов простой молодежный народ знает и уважает из западных звезд прежде всего Ричи Блэкмора и высоко, в ретйтинге всех затронутых тем он где то в первой десятке интереса. Из чего делался удивленный вывод что даже актуальная политика КПСС менее волнует шаражную молодежь)))))
Третье запомнившееся мне явление-чуть позже. Журнал Ровесник с 1987 года уже капитально перешел на "пропаганду рока", печатал и свою энцеклопедию музыки и вообще тащил в номер все что можно было протолкнуть проходящее цензуру о этой теме. А я как раз в это время овладевал информацией о новейших изобретениях и тенденциях в мировой электронной технике. В институте осваивал первые персональные импортные компьютеы и программирование, читал в журнале Радио об еще сенсационной для савецкой заоконной действительности лазерной и цифровой записи, о DAT-магнитофонах, о спутниковом радио и телевидении, о том, что оказывается существует в мире множество форматов видеозаписи (кроме VHS) и так далее, и вообще о перспективах развития мировой бытовой электроники. И соответственно любая новая инфа о прогрессе по этой теме воспринималась мною как само сабой разумееющееся и не подлежащая сомнению.
И тут в свежем Ровеснике снова попадается ( как и ранее в Юности) странный рассказ, который я вначале принял совершенно за чистую монету. Якобы сделано изобретение, позволяющее на диск вместе с записью аудио записать также эмоциональное состояние музыканта во время сессии. А при воспроизведении на специальном аппарате слушатель может его прочувствовать. И некая фирма уже делает такие записи. Читая этот рассказ я принял его за реальное описание уже текущих событий))) Кончилось в том рассказе тем, что музыкант, писавший диск по новой технологии внезапно помер (перекурил косяк крэка-тоже тогдашняя новинка!), и ему на замену дописать пару треков привезли другого гитариста. И тот послушав для вдохновения уже сделанные записи "с психикой", так проникся, что сначала доиграл "один в один", а когда дверца бронированной камеры записи открылась, из нее вышел уже не он, а тот, прежний померший музыкант. Новый чувак так проникся-что сам переродился в прежнего - как Иванушка в сказке про конька-Горбунка))))) Тут только до меня дошло, что весь этот рассказ - "гон", говоря сленгом пту-ушного народца тех лет.....
В институте гоняли нас ежегодно по осени в лагерь на картошку на месяц а то и полтора. Жили мы в бараках в сельхозлагере. Местность была нерусская, вокруг деревни и совхоз сибирско-татарского преобладающегоо населения. Между собой они говорили только по татарски, с приезжими-по русски. Отношения студентов с ними были прохладные, до вечерних кулачных и палочных стычек. Бывали и ножи. Но это поздним вечером, а днем на работе в поле никаких экцессов не бывало. Работали местные в совхозе по новому хозрасчетному методу-весь год получали ежемесячно аванс рублей в 40-50, а в конце года по итогам уборки урожая расчет в несколько тысяч рублей. Однако кроме денег у них у всех было хозяйство надворное, козы , овцы, коровы и огороды. Кормами для своего скота они не озабачивались, везли домой совхозное бесплатно как свое, да и скотину выгоняли пастить на совхозные кукурузные и турнепсовые поля как на свои. Ходили весь день в фуфайках, спецовках и сапогах выданных совхозом. И мотоциклы и машины свои заправляли слитым совхозным бензином. Словом деньги на жизнь им были и ненужны и в совхозе был уже полный коммунизм да еще бонусом хозрасчет.
Мне через некоторое время удалось схалявить с тяжелой работы в поле по 12 часов и я пристроился в хозбригаду. Была это осень 1986 года. Определили меня помошником к молодому татарину-трактористу. На его мини-тракторе "Кишиневец" (размером с Запорожец и двигателем от него же) ездили мы через день с цистерной-прицепом набирать в нее воду. Дорога была час туда и час обратно и парень все дорогу трещал о жизни со мной.
Выяснилось, что служил он в морфлоте мотористом на корабле. А морская тема меня тогда интересовала)))) Не без труда вытянул из него, что корабль на котором он служил был по его словам "блин, как его там...большой..., да, большой он назывался". Я уточнил- "Наверное класс БПК -большой противолодочный корабль?". "Да! ДА! Точно, точно так его называли, а ты откель знаешь?" Плавали они в загранку, "ходили по всему океану"- по его словам. "В Индию, во Въетнам и еще хрен знает куда заходили, уж не помню...."
На вопрос а что он видел в загранке-"а ничего не видел!" Его из трюма не выпускали. "Как полезу на стоянке наверх по трапу, мне ногой в рыло-куда лезешь-сиди в трюме!"
После моих расспросов пришла очередь его меня расспрашивать)))).
"Сколько тебе учиться? "-спросил он. Пять лет говорю в институте. "А в школе сколько учился?"-не унимался он. Десять-говорю. "Пятнадцать лет подряд! Ох..ть!"-воскликнул он, даже бросив рычаги своего трактора. "Я восемь лет в школе еле-еле вытерпел! Последний год дни считал! Учится же это ж такая тоска невозможная! Целый день за партой, ни побухать, ни покурить толком, ни подраться, ни бабу вые..ть нельзя!"
После этого он меня спросил-а чем я еще занимаюсь? Сказал что кроме учебы в институте я увлекаюсь музоном. Спросил меня про аппаратуру. Я ответил не без гордости что фонотека моя состоит из десятков катушек акаевских записей с фирменного винила, а слушаю я их на катушечном магнитофоне, усилителе Радиотехника -У101 и колонках S-30. Тракторист поинтерсовался стоимостью моей техники, я ответил что рублей 800 все вместе стоит. На что он воскликнул - "Ха! У меня магнитофон двухкассетный Шарп! Слышал про такой? Шарп-90! Колонки отстегиваются! Купил я его за 1900 рублей, как с армии прошлой весной в совхоз вернулся, трактористом устроился, сезон проработал, так мне к новому году расчет в три тысячи рублей начислили. Я сразу двухкассетный Шарп и купил. У него ускоренная перезапись есть. Пока сигарету куришь, с кассеты на кассету блатняк и переписался уже. Ты блатняк слушаешь?"
"Отношения студентов с ними были прохладные, до вечерних кулачных и палочных стычек. Бывали и ножи".
Выпендрились и пошли по селу вечером гулять. Надо было без выпендрежа уважение заслужить - ходить и кричать: "телевизоры, магнитотолы ремонтируем за еду!" Помница за жареную картошку с помидорками и солеными огурчиками - слух пошел, так аж из соседних сел тащили..
(14-10-2019 19:18)SolAndr писал(а): [i]"Отношения студентов.....
Помница за жареную картошку с помидорками и солеными огурчиками - слух пошел, так аж из соседних сел тащили..
повспоминаю на эту тему)))) Для тех кто из нонешних по малолетству не застал то время, для тех у кого там и тогда бывало не так, и для тех кто в те времена университетов не оканчивал - а сразу шел в революцию....
Каждую осень, начиная прямо "с абитуры" ( то бишь сразу после зачисления после удачно сданых вступительных экзаменов в универ) в первых числах августа этих вчерашних абитуриентов собирали в "сельхозотряд" и отправляли в "лагерь", километров за 100 "от города", в картофельный совхоз. Уклонение хитрожопых каралось отчислением. Числа с 10 августа вчерашняя "абитура" уже в поте лица и жопы собирала на совхозных полях "летний" катрофель. В последних числах августа к ним подтягивались 2-й и 3-й курсы. Им также крайне не рекомендовалось уклонятся от сей эпопеи, даже тем, кто все лето ебошил или халявил в стойотряде у черта на куличках на просторах СССР. К началу "осеннего сезона" все должны были прибыть на место. Отставших и отслоившихся немедля начинали разыскивать по домашним адресам с настойчивым напоминанием о неминуемом и скором отчислении за неявку. 4-й курс пока же 1 сентября же начинал учебу в универе. При необходимости 4-й курс привозился во второй половине сентября, если уборка из за погоды затягивалась.
Лагерь представлял собой ряды из 5-6 одноэтажных длинных бараков, пары небольших корпусов для преподов, столовой и душевой. Сортиры типа "очко" распологались чуть поодаль, рядом с живописной березовой рощей.
Из общего состава "студеозисов" формировались бригады по 10-12 человек по личному желанию и интересу. Каждой бригаде ставилась норма. Собрать вручную такое количество гектаров сколько человек в бригаде. Называлось это "отпускная норма". То бишь бригада из 12 человек, убравшая картофель с 12 гектаров считалась выполневшей норму и отпускалась домой, независимо от того на какой стадии находился общий фронт работ. По окончании каждого дня специальные землемеры обсчитывали площадь участков и вели строгий учет на каждую бригаду. Кроме того их суммарные ежедневные подсчеты сверялись с общей площадью убираемого поля, котороя была заранее известна, во избежание мухлежа, ошибок и приписок. Надо сказать что поля татарского совхоза были высокоурожайными. Рос на них элитный сорт картофеля максимальной урожайности. В хороший год грядки были просто устелены настоящей дорогой из крупного, с литровую банку и более клубнями, лежащими широкой сплошной полосой, так что между ними даже не видно было черной земли. Стоя прямо на месте можно было набрать несколько ведер картофеля, не сделав ни единого шага в сторону. А ведь надо было этот картофель таскать за десятки метров в контейнеры, вдобавок катать сии контейнеры ближе к своему участку, чинить поломанные у них стенки.
По незнанию первокурсники работали теми группами, что были сформированы при зачислении-по 20-25 человек. Это был наихудший и самый тяжелый вариант работы. На 2-ом курсе с первого дня в бригаду, которая ставила перед собой задачу пораньше выполнить "отпускную норму" и свалить домой числа 16-17 сентября (когда остальным работать до конца месяца а то и далее) сбивались уже бывалые и опытные, числом не более 10 человек, а лучше даже по 7-8. Девки и парни поровну-это тоже было важно. Девки в полтора два раза быстрее могут собирать клубни и при этом меньше уставать (низкий рост, меньший собственый вес, гибкий позвоночник), а парни (кроме сбора клубней) еще и таскают их ведра, охотятся за пустыми контейнерами (их обычно не хватало) и катают их за сотни метров при необходимости.
Рабочий день-минимум 12 часов-а то и более. При том до поля утром и вечером часто идти пешком, с полчаса.
Так что в лагерь попадашь часам к 9 или даже 10 вечера, надо еще успеть поужинать. После 10 вечера есть час-полтора до отбоя. В это время проводилась "дискотека". В одном из пустых отсеков жилого барака устанвливалась пара колонок типа С-90, притаскивался усилок, пара магнитофонов и микрофон для ведущего. Была и самодельная цветомузыка из 40 ватных крашенных лампочек. Эта же стереосистема использовалась и для утренного подъема, ее врубали без пятнадцати семь утра на весь лагерь.
Так что при таком графике какие либо походы " в деревню" практически были исключены. Но это только в сухую погоду, пока нет дождей. Если начинались затяжные дожди и трактора с прицепами-копалками не могли пройти по полю-начиналась и другая жизнь. Иногда дожди длились неделю-а то и две. Все это время работ не велось, студенты круглосуточно находились в лагере и искали всевозможных приключений на свою задницу)))) Это отдельная занимательная тема, полная множества забавных, печальных и даже кровавых эпизодов-вкратце не пересказать....
Из темы хай-фая запомнилось мне что один из студентов привез в лагерь магнитолу Филипс. Моноблочную, серебристую, с большими динамиками. Выставлял он ее в центре барака на табурет. Играла громко и сочно, с хорошим объемом, присутствовало расширение стереобазы. По словам хозяина была она куплена в 1984 году в Березке за 600 "чеков". Бедой было то, что к ней он привез не более 4 кассет и проигрывал их непрерывно по кругу. По очереди шли Модерн Токинг, итальянцы и Алла Пугачева в Стокгольме на английском))).
1987 год осенью выдался дождливым, уборка затянулась до октября, подвезли 4-й курс. Познакомился с двумя друзьями с этого курса. Оказалось, что у одного из парнишек батя главный специалист на радиозаводе, выпускавшем аппаратуру для военной авиации. Завод кстати не был закрытым почтовым ящиком, а считался гражданским, хотя и участвовал в выпуске оборудования для военной авиации также. Батя же был также ранее участником разработки бортовой аппаратуры для МИГ-25, который дерзкий летчик Беленко угнал в Японию в конце 70-х годов. По казенным делам батя этого студента ездил также в загранку, подыскивать нужное западное оборудование для завода. Парень рассказал, что из Франции он привез домой кассетную деку Акай. Я уже знал о Акаях - "семерке" и "девятке", догадывался что должны быть и другие номера в этом модельном ряду. И состроив из себя бывалого знатока спросил его-"Акай-наверное семерка?" (ибо я предполагал что "девятка" все таки слшком дорога по цене была бы для савецкого командировочного инженера). Но парень обескуражил меня ответом-"тридцать первый". Номер модели был для меня неожиданный и не слышанный и ничего мне не говоривший. Хотя много позже я с некоторой гордостью понял, что оказался таки прав в своей догадке. Упомянутый 31-й - самая младшая модель в своем ряду)))
А у второго парнишки батя никуда не ездил, хотя также работал на этом же радиозаводе. И этот батя по иному решил проблему домашнего хай-фая. Он собрал сам кассетную деку хорошего класса, используя производственные возможности на работе.
Затронув в предыдущем посте тему самоделок, хочу вспомнить о своем школьном приятеле-золотые руки. Это Серега Гладышев, озвучу его личность, что бы знали и уважали. Парнишка простецкой пролетарской семьи. Батя евоный рассекал на Запорожце, в постоянном сервисе коего также помогал ему и Серега. Также же Серега все школьные годы мастерил всяческие самоделки, в старших классах школы перейдя уже к миниатюрным радиоприемникам. Добрашись к теме хай-фая запилил он из подручных динамиков и акустическую колонку, причем одну. Размером она была с небольшой холодильник, а динамиков стояло штук 6-7, разных и направленных также в разные стороны. Не знаю, кто надоумил его так сделать, наверное интуиция. В результате звук этой колонки был очень интересен и неожиданно объемен. Я всегда когда заходил к нему, заслушивался этим звуком, что то в нем было, знакомые записи диско-попсы играли своебразно трехмерно и по особому пространственно. Много позднее я вычитал, что это техническое решение применяла американская фирма BOSE, и мало того, и в Японии в 90-е годы существовала целая самурайская секта поклонников монозвука, для воспроизведения которого они также использовали одну моноколонку с несколькими разнонаправленными динамиками. А Серега сварганил это совершенно самостоятельно и намного раньше.
Но главная его конструкция была запилена им уже после этой колонки. В журнале Радио была напечатана статья с чертежами как сделать самодельный портативный кассетный аудиоплеер, типа вокмэна. Схема непростая по механике, требовашая токарных работ и точного изготовления миниатюрных деталек, рычагов и пружин. Мой приятель совершенно не испугался и перерисовав каждую детальку на тетрадные листки и изготовил таки их все по очереди. Всю токарку-валы и маховики заказал за пару пузырей знакомому хорошему токарю. Сделал также и корпус плеера из листовой трехмиллиметровой полированной нержавейки. Ну и электронику с платами он спаял сам, это для него вообще не было проблемой. Собранная конструкция прекрасно заработала, четко и надежно. Вес получился правда запредельный, не менее одного килограмма, но это не беда, он и не рассчитывал на ее карманное применение, а позицировал как забавный оригинальный мини-магнитофон. Беря в ладонь этот блестящий увесистый, удобно ложащийся в ладонь стальной кирпичик, так и хотелось не просто его держать, а с размаху вмазать им по чьей нибудь наглой роже))))
как я уж вспомнил в предущих мемуарах встретил я в казенном сельхозлагере студента, чей батя служил спецом-электронщиком и участвововал в оно время в разработке аппаратуры для тогдашнего савецкого суперсамолета МИГ-25. Немного об этой истории. Сия история попала на первые страницы тогдашних мировых газет и радиоголосов. Произошло это на 10 лет ранее той моей встречи со старшекурсником.
Дерзкий и молодой савецкий летчик по фамилии Беленко угнал свою боевую тачку с дальневосточного аэродрома в Японию, подавшись за свободой, джинсами и новым фирменным хай-фаем. Описана она подробно в Википедии, наберите там статью "Беленко Виктор Иванович".
Ну а встреченный тогда студент поведал мне со слов своего бати (лично бышего в теме), что западники были изумлены конструкцией бортовой электроники этого самолета, ибо выполнена она была с применением миниатюрных радиоламп, что объяснялось их устойчивостью к радиации и электромагнитному импульсу от ядерного взрыва, разрушающему транзисторы и микросхемы. Однако посчитали фирмачи такое решение через чур радикальным и архаичным.
Но это тогдашние дела больших дядек. Ну а в те же примерно времена в моей провинциальной школе произошла маленькая, но не менее драматическая история на эту же тему. Подробностей нам начальство школьное не рассказывало, но время от времени с досадой упоминало это проишествие, и тут же замолкало, переводя разговор на другую тему и отбиваясь от внезапных вопросов что не вашего ума знать все про это дело.
Ну а суть его была в том, что на несколько лет ранее, чем мне пришлось учится в выпускных классах ( по моей прикидке это произошло скореее всего в лето 1981 или 82 года), пара друзей-старшеклассников из нашей школы решили уйти в побег на Запад.
Замысел был конечно наивен и губителен. И практически неисполним для детей-подростков. Границы СССР в Европе проходили только со странами соцлагеря, граница с Финляндией была неприемлема, ибо финны беглецов обязательно и гарантированно выдавали назад, граница с Норвегией шла в ледянном заполярье и тщательно охранялась, Иран и Китай же были еще более печальным вариантом чем сам СССР, и таким образом единственнным, хотя также очень сомнительным сухопутным вариантом была попытка перехода турецкой границы. Пацаны видимо были неглупыми, заранее уже знали об этом раскладе и выбрали турецкий путь. Можно конечно покритиковать их авантюризм и наивность, но в 15-16 лет, ежели есть соображение и некоторый кругозор, в савецкой действительности тех лет хотелось им не только пустые бутылки собирать для сдачи с целью покупки портвейна-72, не только Беломор курить за гаражами и там же устраивать "махачи" (драки на престиж) с ровесниками из паралелльного класса, не только кривые гайки из ржавых прутков точить в УПК на токарном, не только кошек у помойки кирпичами гонять, но и хотелось приключений настоящих, самоуважения (а не повестки в стройбат или в Афган через пару лет), хотелось для себя свободы, джинсов и адидасовских кроссовок (а не тряпичных кед), хотелось собственных магнитофонов Шарп здесь и сейчас, а не черт знает когда.
Ну и не вытерпев этого расклада и двинули они за всем вышеназванным. Пан или пропал.
Доехали они на поезде через полстраны до кавказских гор, где и были пойманы. Что и как произошло в подробностях-мы никогда и не узнали. Также неизвестна мне и их дальнейшая судьба-попали ли они далее в специнтернат, в колонию или еще куда. Только упоминала про них время от времени наша директрисса или завуч словосочетанием "эти двое"......
вспомнилась мне еще одна характерная история из раньшего времени)))
Слышал я ее в 90-е годы уже, в одной компании. Место происходивших событий запамятовал, точнее не уловил в начале рассказа самого участника этой истории. Рассказывал малый от первого лица.
Дело было в конце 80-х, в самый разгар талонной эпохи. Происходило это в каком то поселке при железнодорожной станции, недалеко от крупного города. На носу было 8-е марта. Местная молодежь мужеского пола предпризывного возраста решила организовать себе праздник души и тела по случаю женского дня с приглашением поселковых девчонок. Деффки с радостью были заранее согласны и ожидали с нетерпением приближающегося действа. Дело было за главным. За водкой.
Водка была тогда в продаже исключительно по талонам, а в самом поселке ее не было совсем. Время от времени ее завозили в местное сельпо, но полагаться на этот случай компания не хотела. Даже в случае если водку и подвезут к празднику-ее может не хватить или они могут не успеть. Более надежным вариантом было приобретение заранее в городе, благо поселок относился к городской черте и поселковым выдавались такие же водочные талоны как и имевшие хождение в городе.
Вообщем компания собрала имевшиеся талоны в кучку, кучка была вручена гонцу (коим и был рассказчик этой истории) и гонец двинул в город на электричке. Поездка прошла удачно, и расторопный гонец через неколько часов уже вышел из вагона электрички на родной станции с искомой водкой.
Тут надо напомнить, что пластиковые пакеты тогда были еще редкостью, а главной тарой при походе в магазин составляли или хозяйственные сумки, или "сетки", веревочные или капроновые. Но капроновые плохо складывались в карман, поэтому для удобства в дороге дальней использовали веревочные, из довольно тонких нитей. Вот в такой сетке гонец-рассказчик и привез шесть или семь бутылок водки. Выйдя из вагона он ступил на единственное твердое покрытие в поселке-длинную бетонную платформу. Тут же на станции по каким то своим делам оказался местный поселковый алкаш и ханыга ( уж не помню как ее назвал рассказчик, назовем его условно Витьком), добрый молодец неопределенного, но еще почти комсомольского возраста, проживавший с кормящей его матушкой-пенсионеркой и носящей вторую пятилетку всесезонные тапочки, телогрейку и трико. По злому року судьбы в ту весну Витек давно был измучен нарзаном и давно же употребил все что горит и течет в пределах доступности его возможностей. Увидав сетку с целой батареей водочных бутылок он потерял самообладание. Увязавшись за гонцом и не помня себя от волнения начал канючить - "ну дай бутылочку, ну дай, у тебя же много, я потом рассчитаюсь, потом, у меня будет, будет скоро чем рассчитаться". Гонец брезгливо и спокойно послал его куда подалее и неспешно зашагал по единственной в поселке бетонке.
Витек же, видя такую по его мнению несправедливость, решился на отчаянный шаг. Подскочив сзади он ухватил одну бутылку за горлышко и дернул ее из сетки с намерением бежать с нею как Паниковский с гусем. Но на беду бытылка застряла в ячейке сетки и сетка, не выдержав нагрузки порвалась, и бутылки кучей полетели на бетон. Звон стекла и разлитая водка.
Рассказчик замолчал. Молчала и компания слушателей, представляя эту картину и прикидывая всю ситуацию в комплексе. И тут один из слушателей наконец спросил-"ну вы с пацанами хоть морду то этому Витьку набили?"
Ответ был таков - "ну вы что, мужики, мы его вообще нашли и убили на х...й!"
начинал я эту ветку мемуаров мемуаром с упоминанием своего старшего брательника и его магнитофона Астра, на коем он крутил Обратную Сторону Луны и втирал мне, второкласснику, про полет на Луну.
Однако шли годы, я и брательник росли над собой, мужали, и дело в конце концов пришло к тому, что его забрили и загребли в армию после окончания средне-специального учебного заведения.
Времена были непростые и тревожные, плыхал Афган. Но ему повезло, вместо Востока была ему дорога на Запад, к самым воротам НАТО. У сих ворот он провел полтора года и с немалой пользой. Пристроился он там на службе по блатному-ежели говорить напрямоту и называть вещи своими именами. На грани и за гранью криминала по тогдашним савецким законам. Но пронесло. В сухом остатке поглядел и Европу, и пошуршал озираясь гансовской валютой в рукаве солдатской гимнастерки и немало пошастал с нею по богатым гдр-овским магазинам. С сих магазинов он и вывез домой в ноябре 1981 года два дембельских чемодана, набитыми невиданными в наших краях роскошными вещами. Добротными гдр-овским и западными. Настоящие джинсы Вранглер с комплектным ремнем (цветной эмалевый портрет АББЫ на пряжке!), великолепные модные штиблеты, диванные пледы умопомрачительных рисунков (леопардовая шкура!) и чудесного качества материала, всякие полезные сувениры и безделушки, от коих мои школьные приятели увидав раскрывали рты. Упомянутые пледы живы и крепки кстати до сих пор и украшают диван, нисколько не потеряв шарма за прошедшие десятилетия. То было еще правильное время и настоящее немецкое качество, неизвестное и забытое при нынешней китайщине.
Мне же лично были привезены шикарнейшие белые кроссовки, гдр-овские, но не хуже, если не лучше западных "адиков". В тот день, когда я в них впервые пришел в школу, за мной бегала толпа школяров и приходили поглядеть на них с другого этажа. А одна училка, остановив в коридоре, зашептала мне жарко на ухо, не спрошу ли я у своей матушки во сколько она сии кроссовки оценивает, ибо училка готова выкупить их не скупясь и не торгуясь...
Ну и в нагрузку к роскошным кроссам брательник вручил мне двухкилограмовый мешок жевательной резинки, пары десятков марок и видов, в красочных обертках, великолепнейших вкусов и ароматов. Я кстати никогда не был любителем жевательных резинок и большую их часть быстро, легко и бесжалостно раздал школьным однокашникам совершенно нахаляву, впрочем так и не удостоившись от них какого либо малейшего спасибо. По пролетарской своей привычке социального класса-гегемона отпрыски шахтеров-"рудокопов", водил, слесарей и освободившихся после второй ходки урок (составлявших тогдашнее мое школьное окружение) все дареное мною воспринимали как должное и как признак заслуженного уважения дарящего к крутизне личности получающего дар....
Впрочем все это прилюдия к рассказу о более поздних событиях.
Устроившись пролетарием на "рудник", брателло мой повкалывал в поте лица с полгода и накопил немалую сумму "на книжке". Надо сказать, что на нашем "руднике" еще в то время заведено было не выдавать зарплату наличкой в кассе, а прям как сейчас переводить ее в банк (точнее в Сберкассу) на личный счет.
И в один из теплых майских дней 1982 года, бывших у него выходным, забрел мой брателло в наше центральное сельпо, носившее гордое наименование "Культтовары".
И среди прочих культурных товаров увидал он свежезавезенную и не виданную ранее стереосистему отечественную Электроника-Д1-012-стерео. На тот момент это было лучшее что можно было купить из отечественной аудиотехники. Проигрыватель винила высшего класса-полный автомат, со встроенным 20 ваттным усилителем, с зеленым люминисцентным индикатором и тяжелыми трехполосными колонками. Цена 870 руб, что по тогдашнему являлось з/п за три а то и четыре месяца даже на руднике.
Товар был в единичном экземпляре, привезен в магазин вчера или сегодня и по тогдашней ситуации вряд ли простоит в продаже больше 1-2 дней. У брателло была нужная сумма и с запасом, но не в кармане-а на "книжке".
А в Сберкассе по тогдашней же организации дела просто так крупную сумму было не получить сразу. Дефицит наличных купюр. Записывайтесь в очередь, пройдет 2-3-4 дня, ваша очередь подойдет и получите заказанную сумму. Но ему ждать столько нельзя, уйдет Электроника.
Брат рысью к нашей матушке, на ее казенную службу. А служила она машинисткой в одном УЧЕРЕЖДЕНИИ, имевшим практический авторитет. Изложил брат второпях ситуацию, матушка поднялась в кабинет начальника в немалых погонах и переизложила ситуацию ему. Тот снял трубку, позвонил в отделение Сберкассы и представвшись попросил их не отказать, изыскать возможность и помочь в нынешней ситуации. А взамен гарантировал, что когда придет время и кому нибудь из сотрудников Сберкассы потребуется помощь в щекотливой проблеме, они не будут забыты и УЧЕРЕЖДЕНИЕ со своей стороны посодействует им всем чем можно.....
Брат рысью в кассу, там для него уже приготовлена и лежит в сейфе у кассирши требуемая стопка новеньких купюр с портретами Ульяноффа-Ленина Ильича. Брат рысью на горвокзал, и далее на взятом там такси в "Культовары".
Через полчаса Электроника-012 уже распакованная стояла на полированном столе у нас дома. Подключены провода, игла опустилась на пластинку. Грянул мощный и мягкий виниловый звук из массивных трехполосников.
Через пару недель в гости к своим родителям из соседнего подъезда приехала молодая семейная пара из Москвы. Дядька и тетка продвинутые и волокущие, жившие очень кучеряво, хваставшие в дворовых разговорах, что московская их квартира полна импортных вещей и имеют они доступ к "загранке". И вот сидя на июньском солнышке в нашем дворе и услыхав через открытое окно брательниковую стереосистему, эта парочка сказала нашей матушке - "а вас что то очень хорошее "из музыки" появилось, чувствуется, звук прекрасный по качеству, не хуже настоящей "фирмы".
Спустя несколько лет мой дружок из "писателей" ( о коем я уж не раз расскаывал в прошлых своих постах) приобрел Дюал-741. И когда я зашел к нему глянуть его свежеее суперприобретение, решил он поразить меня работой автоматики на этом аппарате. С заговорщицким видом подозвал он к нему и глядя прям на меня, нажал кнопку "плей". Но я уж догадался что ждет он охов и ахов моих от того что тонарм Дюаля сам снялся и поехал на канавку грампластинки. Я же лишь с улыбкой сказал что мне это совсем не в диковину и все это я уже видал еще 4 года назад))))
Как раз в продолжение темы предыдущего поста, про ГДР.
Попался интересный мемуар некой тетки, чье детство пришлось на конец 80-х и службу в ГДР ейного бати-офицера.
Самую суть пертаскиваю сюда-
"....Юлиана Бардолим — родившаяся в ГДР дочь советского офицера, а сейчас берлинский художник. Она рассказывает о последних годах существования ГДР и о жизни советских людей в этой стране.
— Чем для тебя была ГДР конца 80-х — начала 90-х? Какие образы, эмоции и краски составляют для тебя портрет той, старой Германии?
— Я родилась в Потсдаме в 1979 году. После того, как мой отец пробыл шесть месяцев на Чернобыльской АЭС, стала возможна повторная командировка в ГДР — редкая удача для обычного советского офицера (и я бы сказала, заслуженная награда за мужество при ликвидации аварии в Чернобыле). Поэтому я, в отличие от большинства остальных детей военнослужащих, ехала на «родину», что придавало моему личному состоянию некий ореол «избранности». Папа уехал на службу в 1987 году, из-за болезни бабушки мы с мамой и братом приехали в Вердер на Хафеле летом 1988 года.
Типичная воинская часть, кирпичные двухэтажки для военнослужащих, большой гарнизон, состоящий из нескольких полков, военные городки, разбросанные внутри Вердера. Это, вероятно, самое важное, что стоит знать о той жизни: мы не были закрыты за забором воинской части, а жили среди немцев. И если я приехала из Литвы и прусская архитектура с местечковым укладом вокруг ратушной площади и действующими костелами (в данном случае с евангелическими кирхами) была мне хорошо знакома, то мне трудно представить ребят, да и взрослых, которые до службы в этом абсолютно пряничном, пасторальном городке не покидали пределы, например, дальневосточного военного округа.
А так лето как лето: отец взял в дом щенка-дворняжку, купили у немцев поддержанные велики, ездили купаться на озера, лазили по деревьям, играли во всяких казаков-разбойников, покупали черешню и клубнику, правда, в красивых бумажных пакетах, как в кино.
И в целом оказаться в кино было большим потрясением для человека. Оказаться в мире красивых вещей, окружавших тебя повсеместно: не только мебели и шмоток, которые еще можно спрятать, а то, что немцы выставляли напоказ: красивые дома, красивые изгороди, красивые клумбы, красивые улицы и фантастически красивые рождественские и пасхальные убранства.
Но надо сказать, что помимо материального для нас, подростков и, думаю, молодых офицеров огромную роль играла нематериальная часть, когда в обычном гэдээровском киоске за пять марок можно купить журнал BRAVO или Rolling Stone и завесить всю комнату плакатами Metallica, Alice Cooper, Kiss и всякой попсы типа Bon Jovi. Ты совершенно спокойно настраиваешь свой телек на MTV, где тебе все это поют. На другом канале показывают диснеевские мультики, а вечерами нормальное голливудское кино. Правда, из-за языковых сложностей мы предпочитали смотреть боевики. Совершенно открытая доступность контента «для взрослых», учитывая, что это все-таки армия, была психологически очень важным фактором ощущения времени и пространства: «Я — на Западе».
Поэтому понимание, что за этим «нашим» Западом, где-то за стеной есть еще более западный Запад, большинство советских граждан не тревожило.
— Что вы знали о Берлинской стене? Как это мрачное явление воспринималось: город, разделенный стеной?
— Армия — это стены. Везде и повсюду. В любой стране. Гарнизон за стенами, особо охраняемые объекты за стенами, всякие военные тайны — тоже стены. Униформа — это стена. Менталитет, незнание языка — это все стены. И эти стены, гораздо прочней, чем бетонные блоки. И главное, что они не кончаются. Пройдя одну стену, ты обязательно упрешься в другую. Я не думаю, что наши военные сильно рефлексировали по поводу Берлинской стены — они в большинстве своем с молодости где-то заперты, а потомственные военные вообще с детства. Сейчас я понимаю, что Берлинская стена для наших была как океан для человека не умеющего плавать. И все, ты просто стоишь на берегу.
Кончено, были чисто бытовые нюансы, например, наших не особенно и в Восточный Берлин пускали. В Восточном Берлине стояли несколько отдельных полков, вокруг посольства, и они жили своей особенной, абсолютно закрытой жизнью. Наших же вылавливали на вокзалах конвои. Потсдам находится с западной стороны, то есть до Западного Берлина можно дойти пешком через Цецилиенгоф. Но электричка объезжала весь Западный Берлин и приезжала на Карлсхорст в Восточном Берлине. Оттуда уже можно было пересаживаться на внутренний транспорт. И на станции Карлсхорст всегда дежурил конвой и проверял выходящих. Было понятие «одеться под немку», совершенно уничижительное: это означало смыть с себя голубые тени, снять все золото с рубинами, и надеть джинсы, джинсовую куртку, кроссовки. Кто из теток так умел, например, моя мама (но она все-таки по менталитету больше литовка) — того не замечали, и такие женщины могли гулять по Восточному Берлину. Мужчинам было сложней, и для них могли возникнуть, как для военных, проблемы. Но мой отец, хоть и внешне вообще никак не похожий ни на одного из немцев, в какую джинсу ты его не одень, как-то проскальзывал. Но тут дело риска и собственной заинтересованности. Лично я Восточный Берлин знала вдоль и поперек, мы с мамой почти каждые выходные ездили туда, в основном на шоппинг. Ну и плюс тусня на Александр-платц, большая сосисочная, фарцовщики. На Александр-плац я купила свой первый плеер с рук у какого-то азиата.
— Как твоими родителями и их сверстниками было воспринято падение стены? Не было ли обусловленного историческими причинами страха перед объединенной Германией?
— Такого страха не было, а был страх потерять самое лучшее, что случилось в их жизни — пребывание в Западной группе войск. В 1989 году пала стена, через какое-то время военные (и солдаты) стали получать зарплату один к одному. То есть офицеры, которые получали 1000 гэдээровских марок, стали получать 1000 дойчемарок. Для внутренней жизни это была потеря: ГДР была намного дешевле ФРГ, но с зарплатами в СССР это было несопоставимо.
Это был большой удар по психике: солдаты курят Мальборо, офицеры вдруг стали, по сравнению со всей страной, богатейшими людьми, деньги по волшебству из фантиков стали реальными деньгами, жены офицеров, рискуя карьерой мужей (потому что если бы поймали, были бы проблемы) устраиваются на так называемую «халяву» — на работу к немцам, на поля, на фабрики. В самой армии воровство запредельное, а с ним связанные интриги, борьба, доносы, подставы. Если раньше в ГДР можно было спокойно служить, потому что ничто не провоцировало эксцессов (ни сама ГДР как страна, ни условия службы, ни спокойная политическая обстановка), то после падения стены этот мир рухнул. Рушилась и твоя страна, под флагами которой ты служил, каждый день арестовывали и депортировали какие-то семьи, как, например, мою, какие-то семьи сбегали из армии, кто-то спился, кто-то застрелился — атмосфера была настолько нервозной и накрученной, что никому уже не было дела, что случится с Германией. На Германию было всем наплевать.
— Можно ли говорить о какой-то особенной «магии» ГДР, особенном обаянии ГДР?
— Я не отношусь к поклонникам гэдээровской «магии», наоборот, считаю, что ГДР была самой скучной, самой закомплексованной, самой унылой социалистической страной Восточной Европы. И это связано именно с тем, что в ГДР жили немцы, а не чехи или хорваты.
— Уместен ли термин «эстетика ГДР»? Например, у Третьего рейха была своя эстетика. Даже у Веймарской республики была: декаданс, изысканный мрак, «ревущие двадцатые». А у ГДР?
— Безусловно, у ГДР была свой уникальная эстетика, свой почерк и своя атмосфера, которая во многом сохранилась и до сих пор. Противостояние «осси» и «весси» чувствуется до сих пор, а иногда этот внутренний конфликт специально подсвечивается, что хорошо видно на примере творчества, художественных произведений. Как сказал один мой знакомый куратор, западный немец, про немецкие песни, рок, панк-музыку до объединения: у нас была лучше музыка, а в ГДР — тексты. И таких примеров, что лучше там, а что здесь — масса.
— У одного из исследователей ГДР, американского журналиста Джона Келера, есть такая фраза в одной из книг: «Коммунистическая безалаберность начала разъедать германский дух». Как тебе кажется, «коммунистическая безалаберность» действительно разрушила традиционный германский дух в ГДР? Или наоборот, получилась зловещая симфония тоталитарной коммунистической идеологии и этого германского духа?
— Не согласна ни с высказыванием Келера, ни про зловещую симфонию. Мне кажется, что социализм гэдээровского образца просто очень подходит немцам, это естественное продолжение прусского милитаризма, протестантизма, потом национал-социализма. Уж если говорить про пресловутый «германский дух», то Запад в знакомом нам понимании оказался для этого духа гораздо более токсичным и губительным. Восточные немцы жили в более традиционной немецкому духу парадигме."
Вспомнилась мне короткая история в продолжение гдр-овской темы)))
Как я уж упоминал, вывез оттуда мой брательник кучу фирменных вещей в дембельских чемоданах, сенсационных для нашей захребетно-рудничной провинции.
Среди прочего были солнцезащитные очки, модная "фирма" французского производства. На стекле была наклейка в виде флага Франции с надписью France. Именно такие очки я позже увидал в каком то кино в кинотеатре на Жане-Поле Бельмондо, показали его в них крупным планом на пару секунд. Поносил эти очки брателло для понта немного и забросил в шкап, где они и начали валятся. Прошло пару лет и как то я упомянул в школе, ссылаясь на фильм с Бельмондо, что есть дома такие клевые очки и не нужны они ни мне ни брателле))) Проходит несколько дней и внезапно раздается звонок в дверь. На пороге стоит (нет, не грузин, как в "Мимино"), а мой одноклассник, а рядом с ним какой-то взрослый амбал, незнакомый мне. Как я потом догадался наверное его старшой родственник. И говорят мне-у тебя вроде есть ненужные фирменные очки-покажи, я готов купить задорого. Я притащил, амбал повертел их и тут же спросил-сколько? Ну а мне семикласснику неизвестна их савецкая цена с "рук". Я конечно догадывался, что должно быть дорого и вещь "фирма", но даже приблизительно не представлял сумму. Вспомнил, что видел в киоске савецкие отдаленно похожие уродцы рублей за пять госцены. Решил удвоить ставку и сказал-десять. Амбал вдруг дернулся лицом (!) и сразу полез в карман. Вынул савецкий "чирик" и молча протянул мне. Парочка тут же свалила. Я то же был доволен. А потом я узнал что такие очки на областной "барахолке", где фарцевали "фирмой", шли по 150 рублей)))))
обратите внимание на фото меломана в моем преыдущем посте. Характерная деталь того времени. Как стоит акустика. Никто из меломанов не заморачивался с расстановкой акустики. Ставили где было место в 10-метровых комнатешках хрущовок, часто на шкафы или вешали на стены под потолок. Никто не выслеживал в звуке локализации, заднего-переднего плана, глубины и перспективы. Слушали музон, а не панораму)))))
(16-11-2019 13:13)LongPlay писал(а): обратите внимание на фото меломана в моем преыдущем посте. Характерная деталь того времени. Как стоит акустика. Никто из меломанов не заморачивался с расстановкой акустики. Ставили где было место в 10-метровых комнатешках хрущовок, часто на шкафы или вешали на стены под потолок. Никто не выслеживал в звуке локализации, заднего-переднего плана, глубины и перспективы. Слушали музон, а не панораму)))))
...не все и не так... имхо всегда старался расставить в 70-х любые колонки по комнате - и маленькие от Мелодии и S-90... и даже квадро пытались по углам развесить...
BearS Music Hall
(я не меломан и не аудиофил, а технократ - люблю технику)
(22-11-2019 13:50)spl38 писал(а): ...не все и не так... имхо всегда старался расставить в 70-х любые колонки по комнате - и маленькие от Мелодии и S-90... и даже квадро пытались по углам развесить...
Так?
Это не просто рисунок, а портрет с натуры (не мой ), но одного из героев из моих мемуаров, относится он к 1985-86 годам.
Зарисовано все с предельной точностью, правда аффтору холста не хватило мастерства вырисовать в подробностях и он набросал лишь схематично венгерский настенный календарь на 1985 год, изображавший на солнечном пляже в полный рост обнявшихся обнаженными апполоновских статей иуношу и соответствующую нимфоподобную девушку а также фирменный постер с мордой киссовского Симмонса, с длинного языка коего стекала алая кровь...
Также герой сей картины никак все не соберется с духом изложить здесь свое занимательное армейское приключение, связанное с голливудским кинобоевиком, савецкими армейскими сапогами и панами-поляками, совершавшами вояж не только корысти ради...
еще немного живописи на меломанскую тему