Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) сообщает о том, что специалисты определили новую цель для забора марсианских пород при помощи бурильной установки на борту ровера Perseverance.
Напомним, первую попытку получения образцов грунта названный марсоход осуществил в начале августа. Однако она окончилась неудачей: из-за слишком высокой сыпучести образец высыпался, не попав в контейнер.
Для второй попытки получения пород выбран валун под названием Rochette. В ближайшее время ровер отшлифует поверхность этого камня, после чего специалисты решат, стоит ли выполнять его бурение.
Если выбранная цель удовлетворит всем требованиям, образец пород будет помещён в одну из 42 оставшихся титановых колб. В дальнейшем эти резервуары будут оставлены в специально выбранных точках на поверхности Красной планеты. В перспективе образцы планируется доставить на Землю при помощи будущих автоматических аппаратов. Таким образом, учёные получат возможность тщательно исследовать марсианские породы в лабораторных условиях.
Предполагается, что подготовительные работы для второй попытки получения образцов грунта будут выполнены до конца текущей недели.
Японский стартап Astroscale провёл испытания «космического мусорщика» — аппарата ELSA-d: находящийся в космосе спутник успешно произвёл захват модели космического мусора. На этом завершилась первая фаза демонстрационной миссии.
Система ELSA-d (End-of-Life Services by Astroscale demonstration) была выведена на орбиту 22 марта. Вместе с основным 175-килограммовым спутником-уборщиком в космос отправилась модель мусора — 17-килограммовый спутник кубической формы с магнитной стыковочной пластиной. В ходе эксперимента, проведённого 25 августа, операторы наземного центра удалённо раскрыли запирающий механизм и поймали «мусорный спутник» основным модулем. Два аппарата удерживались вместе при помощи магнитной системы, предназначенной для сбора мусора. Далее меньший аппарат был полностью высвобожден и повторно захвачен, не успев отойти от крупного модуля на большое расстояние. Данный манёвр повторялся несколько раз. В ходе демонстрационной операции специалисты Astroscale провели тестирование и калибровку датчиков сближения, обеспечивающих безопасный подход и захват летящих объектов.
Контроль операции осуществляли специалисты в центре, расположенном в британском Харуэлле. Команда Astroscale в ходе эксперимента использовала мощности 16 наземных станций, расположенных в 12 странах по всему миру, благодаря чему удалось обеспечить постоянный контакт с аппаратом, поддерживая непрерывную связь сеансами до 30 минут.
Компания Astroscale заявила, что в ближайшие месяцы будут проведены более сложные испытания. Малый модуль будет удаляться от основного на большое расстояние, сохраняя при этом стабильную позицию. Далее он будет дестабилизирован и продолжит движение подобно настоящему космическому мусору. В ходе последнего эксперимента специалисты Astroscale запустят реалистичный сценарий: основной модуль должен будет осмотреть свою цель, проанализировать её движение и приблизиться к ней максимально безопасно и эффективно.
За все время человечество запустило на орбиту более 11 тыс. спутников, 7 тыс. из которых продолжают оставаться на орбите, и только около 3,4 тыс. работают. По данным Европейского космического агентства в настоящий момент на орбите находятся более 34 тыс. единиц космического мусора размером более 10 см, около 900 тыс. единиц размером от 1 до 10 см и около 128 млн объектов от 1 мм до 1 см. Все эти объекты могут вызывать столкновения и повреждения рабочего оборудования, поэтому удаление космического мусора становится насущной проблемой, требующей срочного решения.
Цитата: запуск разработанной американской компанией Astra ракеты-носителя не удался.
"Мы столкнулись с техническими трудностями, но собрали данные о полете за две с половиной минуты. Наша команда изучит эти данные и использует их в будущих запусках", - заявили в Astra.
Ракету запустили с площадки "Тихоокеанский космопорт", расположенной на острове Кадьяк в штате Аляска, 28 августа в 14:36 по местному времени.
На старте ракета немного отклонилась, однако через несколько секунд все же полетела вверх. Спустя две с половиной минуты она потеряла устойчивость из-за отключения двигателей. Astra разрабатывает ракету для космических сил США, носитель должен был доставить на орбиту груз.
Американская аэрокосмическая компания Blue Origin осуществила очередной суборбитальный запуск многоразовой ракеты New Shepard, который был выполнен в 17:31 мск с её стартовой площадки Launch Site One в Западном Техасе (США). Это была четвёртая космическая миссия компании в этом году, 17-я за всю её историю, а для данной ракеты-носителя это был восьмой полёт.
В отличие от предыдущего запуска, когда на борту космического корабля New Shepard находился экипаж, включая основателя Amazon Джеффа Безоса (Jeff Bezos), миссия NS-17 была посвящена научным экспериментам. На борту New Shepard было установлено 18 единиц оборудования для проведения исследований, включая 11 экспериментов, финансируемых американским космическим агентством, и это был уже второй полёт космического аппарата для демонстрации технологии посадки на Луну в рамках совместной работы с NASA. Кроме того, на борту космического корабля находятся тысячи детских открыток от некоммерческой организации Blue Origin Club for the Future, а его корпус украшает художественная инсталляция — «Суборбитальный триптих», созданный художником из Ганы Амоако Боафо (Amoako Boafo).
Достигнув высоты 105,6 км комический корабль New Shepard благополучно вернулся на Землю. Полёт продлился 10 минут 38 секунд. Максимальная скорость составила 3586 км/ч. Как ракета-носитель, так и космический модуль успешно приземлились после запуска и вероятнее всего смогут принять участи в будущих пусках.
НАСА объявило о выборе двух космических аппаратов с названиями «Синий» (Blue) и «Золотой» (Gold), которые будут запущены в окне Марса 2024 года, для прибытия на Красную планету в 2026 году. Общая миссия носит название Escape and Plasma Acceleration and Dynamics Explorers (ESCAPADE) и возглавляется Лабораторией космических наук Калифорнийского университета в Беркли. ESCAPADE стоит всего 80 миллионов долларов и является частью инициативы НАСА по созданию недорогих, быстро собираемых межпланетных миссий, называемой программой малых инновационных миссий для исследования планет (SIMPLEx). Для сравнения: этап разработки космического корабля НАСА MAVEN обошелся в 367 миллионов долларов.
«ESCAPADE и две другие недавно утвержденные миссии НАСА - это эксперименты, цель которых - увидеть, могут ли успехи космической отрасли за последние пять-десять лет привести к гораздо большей отдаче с точки зрения науки в расчете на доллар», - говорит Роберт Лиллис (Университет г. Калифорния, Беркли) в недавнем пресс-релизе. «Отправка двух космических кораблей на Марс общей стоимостью 80 миллионов долларов - это просто неслыханно, но нынешнее руководство НАСА идет на риск».
------------------
Интервью Владимира Соловьева РИА Новости. Часть 1
_https://www.roscosmos.ru/32355/
О непростом спасении «Науки» и перспективах его использования в составе станции, а также будущем российского сегмента МКС в интервью РИА Новости рассказал генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС, космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Соловьев.
***
"-- Сообщалось о целом ряде нештатных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться после запуска модуля «Наука». Расскажите о них.
-- Перечень возникших в ходе автономного полета Многоцелевого лабораторного модуля «Наука» нештатных ситуаций, к сожалению, оказался достаточно обширным. Комиссия Ракетно-космической корпорации «Энергия» закончила свое расследование, материалы переданы комиссии Роскосмоса. После завершения работы этой комиссии определенная информация может быть предана огласке. Если говорить без конкретики, то у нас возникли проблемы двух типов: с топливной системой и датчиками. Третья проблема, связанная с программным обеспечением, возникла уже после стыковки. Несмотря на проблемы с клапанами топливной системы, из-за чего топливо в баках перераспределилось не очень удачно, и нам стало не совсем удобно с ним работать, удалось сохранить возможность проведения маневров. По замечаниям к датчиками инфракрасной вертикали мы еще проведем разбирательство с производителями, но резервирование и дублирование за счет звездных датчиков позволили сохранить режимы ориентации модуля.
-- Насколько эти нештатные ситуации стали неожиданными?
-- Они все были в разряде нерасчетных нештатных ситуаций, все были неожиданными.
-- А насколько были серьезными?
-- Все что происходило с запасами топлива и программным обеспечением -- это достаточно серьезные нештатные ситуации."
Команда Perseverance планирует взять следующий образец камня.
На этой неделе марсоход сотрет участок камня, что позволит ученым и инженерам решить, выдержит ли эта цель мощное бурение.
В поисках признаков древней микробной жизни на Марсе марсоход НАСА "Perseverance" вновь готовится собрать первый из многих образцов керна горных пород, которые в конечном итоге могут быть доставлены на Землю для дальнейшего изучения.
На этой неделе инструмент на роботизированной руке марсохода длиной 7 футов (2 метра) сотрет участок поверхности камня по прозвищу "Rochette" --"Рошет", позволяя ученым заглянуть внутрь и определить, хотят ли они взять образец с помощью сверла для вырезания сердцевины. Немного толще карандаша, образец будет запечатан в одну из 42 оставшихся титановых трубок на борту марсохода.
"В регионе" Южная Сита "впереди у нас есть потенциально более старые породы, поэтому наличие этого более молодого образца может помочь нам восстановить всю временную шкалу Езеро", - сказала Вивиан Сан, один из ученых миссии в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.
Команда добавила один шаг в процесс отбора проб для этой предстоящей попытки: после использования системы камер Mastcam-Z для просмотра пробирки с образцами, марсоход приостановит последовательность отбора проб, чтобы команда могла просмотреть изображение, чтобы убедиться, что ядро породы присутствует. Как только образец будет подтвержден, они запечатают пробирку.
Продолжение работы с камнем Рошетт.
27 августа (185 сол) ровер Perseverance продолжил изучать камень Рошетт (кажется это он, текстов пока от НАСА нет) на предмет взятия образца. Для этого с помощью абразивного плоского сверла была сделана небольшая выемка (лунка), после чего образовавшийся шлак и пыль были сдуты потоком газа.
Здесь использовалась связка из камер SHERLOC WATSON. Пока SHERLOC ищет биосигнатуры, определяет состав и бог знает, что еще, WATSON снимает это место своей цветной камерой.
Если будет принято решение брать образец из этого камня, сверлить будут рядом с выемкой.
29 августа (шел 187 сол на Марсе) камера снимала сделанное углубление в камне Рошетт.
Скорее всего образец для отправки на Землю будут брать здесь. В нескольких сантиметрах от исследуемой лунки.
Долго думал, надо ли выкладывать эти фото. Ведь народные исследователи могут поднять крик - мол на одном фото космоса звезды есть, но на другом - нет! непорядок!
Цитата:Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс», входящий в государственную корпорацию «Роскосмос», разработал эскизный проект на космический ракетный комплекс «Амур-СПГ».
Речь идёт о создании многоразового двухступенчатого носителя среднего класса. В качестве компонентов топлива будут использоваться сжиженный природный газ (метан) и жидкий кислород.
Предполагается, что первая ступень сможет использоваться до десяти раз. Стартовый комплекс для новой ракеты планируется построить на космодроме Восточный. Носитель сможет выводить на низкую околоземную орбиту 9,5 тонны груза (12 тонн при однократном использовании первой ступени).
Как сообщает ТАСС, РКЦ «Прогресс» уже направил эскизный проект ракеты в головные научно-исследовательские институты ракетно-космической отрасли. Отмечается, что большинство НИИ выдало положительные заключения, однако не исключается возможность увеличения сроков разработки проекта с учётом необходимости его улучшения. Связано это с подключением к проекту организаций ПАО «Газпром», а также с проведением в опережающем порядке работ по рекогносцировке на космодроме Восточный. Первый пуск новой ракеты состоится не ранее 2026 года.
Мамадарагая
У Илона Маска уже в металле, испытан и установлен на носитель, а в рашке только на бумаге
Специалисты инвестиционной компании Ark Invest подсчитали объём дохода, который сможет получать компания SpaceX от спутникового интернета Starlink, когда на орбиту будут выведены 12 тыс. аппаратов. На запуск такого количества спутников связи компания Илона Маска (Elon Musk) уже получила разрешение Федеральной комиссии по связи (FTC) США. По оценкам Ark Invest, объём дохода от спутникового интернета Starlink может составить $6 млрд в год.
В ходе исследования специалисты оценивали доступность интернета в разных странах. Они учитывали ежемесячные тарифы на услуги широкополосного доступа в интернет, среднюю скорость соединения и глобальную стоимость интернета с поправкой на валовой внутренний продукт. В итоге Ark Invest предложила два ценовых диапазона, которые могут устраивать пользователей сети Starlink.
Один из вариантов предполагает, что стоимость спутникового интернета Starlink будет находиться в диапазоне от $75 до $100. Это соответствует тому, что можно видеть во время проходящего сейчас бета-тестирования, в течение которого пользователи платят $99 в месяц. Второй вариант предполагает, что стоимость использования услуг Starlink составит от $10 до $20. При этом оба варианта имеют примерно одинаковый целевой рынок.
Если SpaceX выберет первый вариант, то пользователей Starlink будет значительно меньше. Аналитики подсчитали, что при ориентации на более дешёвые тарифы SpaceX привлечёт 30 млн постоянных пользователей, которые будут приносить $6 млрд дохода ежегодно. Если же стоимость интернета будет находиться в районе $85 в месяц, то количество постоянных пользователей Starlink составит 5 млн человек. В настоящее время количество пользователей сети Starlink составляет более 100 тыс. человек.
Я за оптический интернет плачу аж 4 доллара в месяц. И без всяких погодных помех. Я что идиот Маску платить от 10 до 100 долларов за это околоземное б...во?
Ну я как раз Маска и не считаю идиотом. Если он такие деньги в это вкладывает, то значит уверен в прибыли. Да, согласен, что в СССР много чего запрещали, оправдывая это классовой борьбой, борьбой с разлагающей советское общество капиталистической пропагандой, защитой здоровья советских граждан... Стоп! Не исключаю, что и сейчас мой оптический интернет по 4 доллара в месяц могут запретить. Ну там лицензированием, борьбой с пиратством, декоммунизацией... Еще какой-то хренью. Я просто поражаюсь, что до сих пор существуют особи, которые считают, что при капитализме ничего не запрещают. И побежим мы все, как стадо баранов, подключаться к глобальному интернету Илона Маска по 100 долларов в месяц. Другого же просто не будет!
«Звездолет» на орбите должен стать переломным моментом для политиков
Автор: Дуг Плата, понедельник, 30 августа 2021 г.
Мы являемся свидетелями исторических изменений.
Starship является поворотным моментом в истории человечества, потому что он станет транспортным средством экспансии людей за пределы Земли. Когда Starship достигнет орбиты, это событие поставит принципиальную задачу — какой путь развития в космосе следует выбрать Соединенным Штатам. Учитывая вероятность того, что многоразовая, очень экономичная сверхтяжелая ракета (SHLV), с высокой скоростью повторного старта, станет доступной для использования в стране, мы призываем лиц, принимающих решения в Вашингтоне (т. е. Администрацию, Конгресс , и NASA), сделать Starship центром программы пилотируемых космических полетов страны после того, как он выйдет на орбиту.
Последние разработки
SpaceX добивается больших успехов в Бока-Чика, штат Техас. Персонал компании активно работает над подготовкой орбитального полета Starship. Ракета-носитель Super Heavy, предназначенная для орбитального запуска, построена, и на нее установлены двигатели. Орбитальный корабль Starship был временно установлен сверху ракеты-носителя для проверки совместимости. Точно неясно, когда состоится первый орбитальный запуск Starship, но это, безусловно, скорее произойдет раньше, чем позже. SpaceX не только разрабатывает самую большую и мощную ракету в истории, но и строит фабрику, которая будет выпускать их сотнями.
SpaceX кажется неудержимым
Похоже, что у SpaceX есть финансовые возможности, чтобы довести разработку Starship до конца. Недавно был подтвержден контракт с NASA на 2,9 миллиарда долларов по лунной программе HLS.
Starship станет поворотным моментом для человечества, поскольку мы начнем экспансию за пределы Земли. Это событие на уровне любого из великих моментов исследования и развития в истории цивилизации.
Но SpaceX способен получить достаточное финансирование независимо от NASA. Мало того, что Илон Маск входит в число самых богатых людей в мире, SpaceX также может привлечь очень большие суммы финансирования для разработки Starship. А если Starlink начнет работать так, как задумано, SpaceX ожидает, что годовой доход будет равен всему бюджету NASA. Давно прошли те времена, когда SpaceX изо всех сил пыталась обеспечить собственное финансовое выживание. Когда очередной Starship разбивается во время испытаний прототипов, ни один серьезный человек не задается вопросом, сможет ли SpaceX продолжить работу. Даже существующие производственные мощности позволяют производить больше носителей за месяц-два, что гарантирует отсутствие длительных задержек в программе испытаний из-за неудач. Всегда есть в наличии следующий прототип, близкий к завершению. Кажется, SpaceX может выстоять, даже если дальнейший путь развития Starship будет сложным.
Значение Starship
SpaceX полностью переписывает «книгу о ракетах». Полностью многоразовая SHLV с быстрым оборотом ставит под сомнение конкурентоспособность почти всех других ракет. Возьмем, к примеру, план SpaceX по выводу на орбиту 400 спутников Starlink за один запуск, при котором большую часть затрат составляет только топливо. Кто сможет с этим конкурировать? Все существующие в мире одноразовые ракеты просто не смогут составить конкуренцию Starship. И те компании или страны, которые стремятся сейчас разработать полностью многоразовые ракеты, на годы отстают от SpaceX. Они обнаружат, что SpaceX значительно продвинется вперед к тому времени, когда их конкуренты достигнут повторного использования. Трудно поймать цель, которая непрерывно идет вперед с ускорением.
Но у Starship также есть важное историческое значение. Как бы ни были примечательны первая женщина и первое цветное лицо на Луне, реальный исторический приз, который нужно захватить, — это создание первого плацдарма человечества за пределами Земли. Starship станет поворотным моментом для человечества, поскольку мы начнем экспансию за пределы Земли. Это на уровне любого из великих моментов исследования и развития в истории цивилизации.
Уровни успеха Starship
Тот факт, что SpaceX намеревается производить полностью и быстро повторно используемую SHLV, не означает, что успех проекта неизбежен. SpaceX может вывести Starship на орбиту, но масса теплозащитного экрана и топливо для приземления ставят вопрос — сколько полезной нагрузки Starship сможет вывести на орбиту? Это довольно важный вопрос. Если полезная нагрузка на LEO будет умеренно ниже 100 метрических тонн, это повлияет на то, сколько запусков топливозаправщиков потребуется для полета Starship за пределы LEO. Оно может стать чрезмерным.
Тем не менее, полная возможность повторного использования — не единственный уровень успеха, которого может достичь Starship. И даже самый скромный успех ставит под сомнение необходимость SLS. Если Starship сможет достичь орбиты с достаточной полезной нагрузкой, даже без повторного использования Super Heavy и без повторного входа, посадки и повторного использования Starship, это все равно будет гораздо более рентабельным SHLV, чем SLS. Если Starship сможет достичь орбиты и успешно посадить свой сверхтяжелый ускоритель, это сделает его значительно более экономичным, чем SLS. И если Starship выйдет на орбиту, успешно посадит свой сверхтяжелый ускоритель, безопасно возвратится и приземлиться, тогда SLS становится странной исторической сноской: ужасно дорогая, летал несколько раз, а затем ушла в отставку.
Проблема пилотируемых полетов
Единственный оставшийся веский аргумент в пользу SLS заключается в том, что он, вероятно, достигнет готовности к пилотируемым полетам для миссий в дальний космос до того, как Starship достигнет такого же уровня безопасности. Если срочность важнее устойчивости, то, возможно, есть основания для продолжения разработки и использования SLS до того, как Starship будет готов для пилотируемых полетов.
Если Lunar Starship когда-либо стыкуется с Gateway, сравнение его размеров с Gateway покажется глупым и вызовет вопрос, действительно ли необходимы Gateway.
Но система SLS/Orion предназначена для отправки на лунную орбиту меньшего количества астронавтов, чем может поместиться в корабле Dragon или Starliner. И корабль Orion также может добраться до LEO, используя другие носители, в том числе на Delta IV Heavy или Falcon Heavy. Будет интересно посмотреть, как экипаж миссии dearMoon будет выведен на орбиту, потому что самый быстрый и безопасный способ сделать это — запустить экипаж на одном или двух Dragon, а затем пересадить их на Starship. Если Lunar Starship окажется достаточно безопасен, чтобы доставлять астронавтов с Gateway на поверхность Луны и обратно, разве он не будет достаточно безопасным средством полета астронавтов между LEO и Луной? Если бы NASA было открыто для всех потенциальных архитектур, оно могло бы увидеть, как те же миссии могут быть выполнены с использованием только SpaceX с аналогичной безопасностью и с гораздо, гораздо более низкими затратами.
Starship для пилотируемых полетов
SpaceX имеет опыт работы с транспортными средствами для пилотируемых полетов (Falcon 9 и Dragon), и они полностью привержены разработке Starship до такой степени, что планируют запускать экипажи, начиная с миссии dearMoon, намеченной на 2023 год. Поскольку у SpaceX есть контракт на 2,9 миллиарда долларов на разработку Starship по лунной программе, чтобы они могли переправлять астронавтов с Gateway на поверхность Луны и обратно, тогда разве не будет ли безопасно перевозить астронавтов с LEO на Луну? И по достижении этого момента, даже если Starship еще не будет соответствовать требованиям пилотируемых полетов для запуска, есть безопасные способы доставки астронавтов на LEO, а именно в корабле Dragon и/или Starliner. Таким образом, можно легко представить себе архитектуру перевозок Земля-Луна, в которой не требуется SLS ни для тяжелых грузов, ни для запуска корабля Orion на LEO.
Неловкие моменты
Будет несколько моментов, которые окажутся неудобными для NASA.
Во-первых, когда Starship развернет до 400 спутников Starlink одновременно, станет ясно, что возможности SLS для перевозки тяжелых грузов могут быть обеспечены другой системой за центы против доллара.
Во-вторых, если Lunar Starship когда-либо стыкуется с Gateway, сравнение размеров с Gateway покажется глупым и вызовет вопрос, действительно ли необходимы Gateway. Имеет ли это вообще смысл? Два Starship просто могут состыковаться друг с другом и перекачать топливо от одного к другому. Действительно ли нужен посредник?
Третий момент наступит, когда SpaceX будет проводить частные полеты на Луну с гораздо меньшими затратами, чем те, которые NASA планирует потратить на запуск экипажа на Gateway. Неизбежный вопрос, который зададут журналисты и законодатели: «Почему бы не использовать 3 миллиарда долларов в год, потраченные на SLS, и купить на них десятки запусков Starship?» Действительно, почему?
Наконец, когда два Starship состыковываются друг с другом и перекачивают топливо, его возможности значительно превосходят возможности SLS. Я разговаривал с аэрокосмическими инженерами, которые работают над перекачкой криогенного топлива, и они согласны с тем, что это, вероятно, не будет особенно трудной операцией.
Срок готовности SLS
Вот примерный график первых трех миссий Artemis:
Artemis 1 — не ранее (NET) ноября 2021 г. — Беспилотная орбита Луны.
Artemis 2 — NET Сентябрь 2023 г. — Пилотируемый облет Луны.
Artemis 3 — вероятно, после 2024 года — пилотируемая миссия на поверхность Луны, вероятно, не через Gateway.
Итак, что должны делать лица, принимающие решения, после того, как Starship достигнет орбиты? Они должны взять на себя обязательство полностью использовать возможности Starship.
Итак, что должны делать лица, принимающие решения в Вашингтоне, когда они сталкиваются с конкурирующими вариантами дорогостоящего и старого, но проверенного уровня безопасности устаревшего оборудования (например, SLS) по сравнению с гораздо более экономичным подходом (например, Starship), который в пределах нескольких лет обеспечить аналогичный уровень безопасности? В какой-то момент станет очевидно, что SLS — излишне дорогая альтернатива Starship. Кто-то может возразить, что правительственный SHLV необходим в качестве резервного варианта для частного Starship. Но, учитывая, сколько рейсов Starship можно купить только за счет одного полета SLS, этот аргумент в конечном итоге несостоятельный.
Будет ли NASA рисковать?
Когда дело доходит до национальной программы пилотируемых космических полетов, NASA очень долгое время находится у руля. Но как долго это может продолжаться? В зависимости от того, насколько успешным станет Starship, NASA может оказаться в неловком положении, потеряв лидерство как в лунных, так и в марсианских полетах человека в космос. В этом случае NASA не проиграет конкурирующей стране (например Китаю), но вместо этого оно просто станет неактуальным, когда страны и частные лица смогут покупать билеты непосредственно в SpaceX. Конечно, NASA все еще может делать планетарные зонды и вездеходы, но чтобы продолжать лидировать в космосе, оно должно продолжать играть ведущую роль в космических пилотируемых полетах.
Что должны делать лица, принимающие решения в области космической политики?
Учитывая все вышеизложенное, разработчикам космической политики действительно следует принять реальность того, к чему все идет. Когда Starship выходит на орбиту, судьба SLS будет предрешена. Чем раньше мы начнем переход на Starship как центральное место в национальной программе пилотируемых космических полетов, тем лучше.
Старая пословица гласит: «Если ты не можешь их победить, присоединяйся к ним». Итак, что должны делать лица, принимающие решения, после того, как Starship достигнет орбиты? Они должны взять на себя обязательство полностью использовать возможности Starship. NASA должно провести оценку того, какие транспортные средства действительно необходимы. Когда им позволили сделать это в прошлом, они пришли к выводу, что Falcon Heavy было достаточно для миссии Europa Clipper вместо SLS. Они также пришли к выводу, что Artemis 3 может обойтись без Gateway и отправиться прямо на Луну. В какой-то момент бывший администратор NASA Джим Бриденстайн даже описал архитектуру лунной экспедиции, используя комбинацию Falcon Heavy и Delta IV.
Но лицам, принимающим решения, следует также рассмотреть возможность создания разнородной резервной транспортной системы Земля-Луна, использующей водородные двигатели, которые в конечном итоге могут использовать полярный лед Луны в качестве топлива. Blue Origin — логичная компания для этого. Учитывая ожидаемые возможности Starship (то есть 100 тонн груза или более 100 пассажиров на поверхность Луны), ограниченная по возможностям исследовательская база NASA должна уступить место тому, где возможностей больше: большой международной лунной базе, которая в конечном итоге может стать постоянным поселок. Любая конкурирующая транспортная система Земля-Луна должна подняться до этого уровня, и лица, принимающие решения, должны этого требовать.
Жилые системы на Луне
Честно говоря, SpaceX не нужны полные 2 миллиарда долларов в год, которые получает сейчас SLS. Компания прогрессирует быстрее и с меньшими затратами. Но учитывая, что Starship приближает будущее с большой лунной базой в нашем обозримом будущем, NASA действительно должно приступить к разработке жилой базы полностью использующей возможности Starship, как только они станут доступны. Нам нужно прекратить бесконечные фазы изучения и вместо этого финансировать работу над всевозможными альтернативными концепциями. Нам нужно действовать так, как будто мы приближаемся к крайнему сроку (а это так и есть), выбрать окончательную архитектуру базы и построить ее. Что касается базы, нам очень скоро понадобятся очень большие обитаемые объемы, потому что Starship сможет доставить, возможно, сотню людей за раз. Надувной обитаемый модуль массой 100 метрических тонн будет занимать площадь около 21000 квадратных футов (полакра), не считая оборудования, которое будет отгружено и установлено позже. Нам нужно отложить бесконечные проблемы с 3D-печатью на потом и перейти к надувным конструкциям — технологии, три примера которой можно уже сейчас найти в космосе. Лунные базы и лунная инфраструктура — гораздо лучший способ тратить 2 миллиарда долларов в год.
Международное лидерство
Лица, принимающие решения, должны признать, что Starship предоставит замечательные возможности для внешней политики. Нихкая цена за место на полностью повторно используемом Starship означает, что даже относительно небольшие страны могут приобрести «билет» для своих национальных астронавтов для исследования поверхности Луны от имени своих граждан и своей национальной программы. Если есть растущая международная лунная база, многие страны могут захотеть принять участие.
Когда Starship выйдет на орбиту, этот момент должен заставить их фундаментально переосмыслить нашу программу пилотируемых космических полетов и принять решения, чтобы в полной мере воспользоваться этой замечательной возможностью.
Америка должна активно играть ведущую роль в исследовании Луны (а затем и Марса) для народов мира, поощряя национальную гордость и возглавляя развитие международной лунной базы, в которой свобода и демократия являются основополагающими принципами по мере того, как человечество начинает распространяться за пределами Земли. Добрая воля, порожденная этим, станет огромным достижением во внешней политике. Учитывая количество стран, которые смогут позволить себе отправить своих астронавтов, нам нужно иметь гораздо более широкое участие в «Соглашении Артемиды», чем дюжина стран, подписавших его до сих пор.
Заключение
Starship действительно меняет все не только для исследования Луны, но и для следующего шага для человечества в Космос. Лица, принимающие решения в Вашингтоне, должны увидеть и принять то, куда нас ведет Starship. Когда Starship выйдет на орбиту, этот момент должен заставить их фундаментально переосмыслить нашу программу пилотируемых космических полетов и принять решения, чтобы в полной мере воспользоваться этой замечательной возможностью.
==============================
Кажется сегодня ночью взят первый образец породы на Марсе.