Я редко берусь за апгрейды по целому ряду причин. Но иногда таки берусь.
Оказался у меня DAC американской компании VTL, довольно любопытный. Две заказные (как утверждает мануал) сборки UltraAnalog, ФНЧ - пассивный RC и затем ламповый выходной каскад. Собрано в типичном для небольших фирм тех времен стиле, почти кустарном, но хорошо продуманном.
После прослушивания стало понятно, что с аналоговой частью делать ничего нельзя - это будет уже не VTL... а с цифровой можно и нужно.
Вместо Ямаховского цифрового приемника установлен Вольфсон 8804 с опорным генератором с малым джиттером (около 30пс) и питанием от персональных малошумящих стабилизаторов, а древний цифровой фильтр заменен на новый NPC 5847, который не только лучше выполняет свою задачу, но и поддерживает так называемый хай-рез. Понадобился еще микроконтроллер, на нем реализованы индикатор частоты дискретизации и управление цифровым фильтром.
Все перечисленное выполнено в виде модулей, установленных в панельки, что позволяет одним махом оперативно вернуться к первоначальной конфигурации - просто установив вместо новых модулей старые чипы.
Результат порадовал. Стало лучше и на обычном материале (44.1 и 48кГц), плюс появилась возможность работы с 88.2 и 96кГц - и скажем так, с немного неожиданным результатом. Великие Вещи Века эти Ультрааналоги, по другому не скажешь.
(15-09-2017 10:09)vd-two писал(а): Вместо Ямаховского цифрового приемника установлен Вольфсон 8804 с опорным генератором с малым джиттером (около 30пс) и питанием от персональных малошумящих стабилизаторов, а древний цифровой фильтр заменен на новый NPC 5847, который не только лучше выполняет свою задачу, но и поддерживает так называемый хай-рез. Понадобился еще микроконтроллер, на нем реализованы индикатор частоты дискретизации и управление цифровым фильтром.
Мне повезло быть счастливым обладателем аппарата, изображенного на фото. Несколько дней после апгрейда слушаю свою коллекцию музыки и, честно говоря, оторваться от прослушивания сложно. Со многими исполнителями, переслушанными сотни раз на протяжении многих лет, приходится знакомиться заново. Да, звучание аппарата осталось знакомым, специфическим, присущим именно этому ЦАПу, общая концепция звука не изменилась. Но в звуке появилось столько новых деталей, нюансов и эмоциональных оттенков, что на многие треки смотришь по-другому, лучше понимаешь замысел автора. Понял, что некоторые альбомы придется найти и скачать заново, в высоком разрешении, а некоторые придется просто удалить. Если запись изначально была шедевром, то ЦАП стал подавать её в достойном красивом исполнении, акцентируя внимание на её самых лучших и тонких моментах. Если же запись была сделана изначально плохо, либо прошла плохой ремастеринг, то все её недостатки стали буквально резать слух. Это примерно, как с женщинами, - на празднике, после бокала шампанского, в красивых одеждах и под слоем макияжа все они красивы и желанны. Но если познакомиться с любой из них поближе, увидеть её утром без макияжа и одежды, понимаешь, кто из них действительно красив, а на кого без бутылки водки смотреть страшно. Так и ЦАП после апгрейда стал показывать музыку в её изначальном состоянии, без прикрас и макияжа, с хирургической точностью. Тут уже, как говориться, чего изволите, - либо слушать все записи в достаточно хорошем, но замыленном состоянии, либо быть готовым к голой правде, быть ближе к живому исполнению, которое может быть и прекрасным, и ужасным. Эти изменения коснулись не только треков в высоком разрешении (88,2 и 96 кГц), но и старых записей в обычном CD формате. До этого много внимания уделял совершенствованию аналоговой части своей системы, - акустике, лампам, кабелям и т.д. Не думал, что изменения в цифровой части сделают такой прорыв в звучании, результатов апгрейда ждал немного скептически. Думал, - ну добавиться возможность слушать Hi-Res, будет чем хвастаться перед сторонниками современных ЦАПов. Сам же услышать разницу в звучании цифровых фильтров и приёмников не надеялся услышать. Оказалось, зря, разница есть и очень существенная, намного больше, чем от замены ламп или кабелей.
Многие при поиске идеального ЦАПа сталкиваются с подобной проблемой. Либо старые мультибитные ЦАПы с их живым и волнующим звучанием, лучшими представителями которых являются ЦАПы на Ultraanalog D20400, но которые не понимают Hi-Res. А ведь многие старые треки оцифровывались с мастер-лент именно в таком формате, а потом уже перекодировались в CD формат, и хочется услышать их в качестве, максимально приближенном к оригиналу. Либо современные дельта-сигма ЦАПы, которые понимают Hi-Res, объективно имеют запредельные технические характеристики, но звучание которых субъективно проигрывает старым мультибитным ЦАПам. Многие специалисты пытались решить эту проблему, - создать для старых и хороших микросхем ЦАП современную обвязку, позволяющую подавать на вход сигнал высокого разрешения, но, насколько мне известно, безрезультатно. Крупным корпорациям, производящим ЦАПы, и обладающим необходимым оборудованием и специалистами, это коммерчески не выгодно, - новые мультибитные микросхемы не производятся, а выискивать их на вторичном рынке и заниматься мелкосерийным производством не интересно. Мелким фирмам и мастерам-любителям не хватает необходимых знаний и оборудования. Специалистов такого уровня, готовых решить эту проблему, за рубежом мало, в Украине, насколько мне известно, до настоящего момента ни разу никто подобного не делал. Мне повезло больше других, я оказался земляком Владимира (vd-two), который блестяще справился с этой проблемой. Приятно, что в нашей стране есть специалисты такого уровня. Апгрейд сделан на высочайшем уровне, схемотехника продумана до мелочей, качество изготовления плат лучше, чем у оригинальных плат VTL. Вдвойне приятно, что аппарат, при желании, можно в течении нескольких минут вернуть в оригинальное первозданное состояние, заменив несколько плат. Но делать это, услышав звучание после апгрейда, совсем не хочется. Обладателям ЦАПов на Ultraanalog, учитывая небольшую стоимость апгрейда и огромный прирост в звучании, очень рекомендую сделать подобное и вдохнуть новую жизнь в их любимые аппараты. Владимиру – огромное спасибо!
Если быть точным, то звучит не "он", а фонограмма. Сравнивая одно и то же, но в разных форматах (например http://www.hdtracks.com/gustavsen-trio-being-there и его версию на CD) - 24/96 однозначно лучше.
Я так понимаю, что некоторых смущает, что сам ЦАП 20-ти битный. Не вдаваясь в технические подробности (по этому поводу есть хорошая специальная литература) могу сказать, что получить реальную точность даже в 20 бит - уже совершенно непростая задача. При корректном "округлении" из 24 в 20 (а цифровой фильтр делает это достаточно корректно) все работает очень хорошо.
Заметка на полях. Если вы изучите ассортимент ЦАПов от Analog Devices для космоса, милитаристов и медиков, то обнаружится,что приборов с точностью больше 20 бит нет и не предвидится. Ответ прост - им всем хватает, чтобы летало, искало и лечило и что то еще делало. И ориентируются эти ребята на реальные вещи, а не на много непонятных (уже до 32 дошли! ) битиков на бумаге.
(21-09-2017 10:56)vd-two писал(а): Я так понимаю, что некоторых смущает, что сам ЦАП 20-ти битный. Не вдаваясь в технические подробности (по этому поводу есть хорошая специальная литература) могу сказать, что получить реальную точность даже в 20 бит - уже совершенно непростая задача.
Это всё понятно. 20ти битный ЦАП требует 20ти битного сигнала с цифрового фильтра.
ТЕ сигнал 16 или 24 бита необходимо пересчитать на 20 бит, в Вашем случае в ЦФ есть отключаемая функция dithering, как Вы настроили эту функцию в этом конкретном случае?
Вопрос почти понятен, т. к. задан он по сути неправильно
"сигнал 16 или 24 бита необходимо пересчитать на 20 бит" - ошибочное утверждение.
Цифровой фильтр прозводит вычисления с точностью 25 бит и округлять нужно с 25 до величины, выбранной в настройках длины выходного слова. Модуль позволяет включать и выключать дизеринг, в данном случае мне чуть больше нравится когда включен. Слово "чуть" написал потому, что включение низкоуровневого дизеринга 5847 слышно очень слабо.
(22-09-2017 10:09)vd-two писал(а): Вопрос почти понятен, т. к. задан он по сути неправильно
"сигнал 16 или 24 бита необходимо пересчитать на 20 бит" - ошибочное утверждение.
Цифровой фильтр прозводит вычисления с точностью 25 бит и округлять нужно с 25 до величины, выбранной в настройках длины выходного слова. Модуль позволяет включать и выключать дизеринг, в данном случае мне чуть больше нравится когда включен. Слово "чуть" написал потому, что включение низкоуровневого дизеринга 5847 слышно очень слабо.
То что включение дитеринга слышно слабо это скорее всего вопрос системы. Оно не может быть не слышно, но в принципе, согласен что потрясающего изменения быть не может.
Да, я не внимательно читал спецификацию и не дочитался что там всё в 25 бит пересчитывается, в этом случае конечно по правилам надо включать дитеринг, слышно должно быть хорошо.
В таком случае не совсем понятно почему так отчётливо слышна разница 24 бита или 16, она должна быть меньше чем включение/выключение дитеринга ?
В принципе там разница только в том что при 16 бит два раза подмешивается дитер в сигнал, что в принципе не проблема, тем более у Вас это вообще слабо слышно.
(21-09-2017 10:56)vd-two писал(а): Я так понимаю, что некоторых смущает, что сам ЦАП 20-ти битный. Не вдаваясь в технические подробности (по этому поводу есть хорошая специальная литература) могу сказать, что получить реальную точность даже в 20 бит - уже совершенно непростая задача.
Я вибачаюсь, це дійсно і є проблема для мультибітів , технологічність (точність підгону резисторів у матриці), яка зумовлена кінечною ціною.
У однобітів такого нема, там інші проблеми.
І не треба з цого створювати якісь акустичні постулати, це зовсім різні області пізнання.
А так, мені подобається підхід