Сколько стоит открыть свой магазин, есть ли спрос в регионах и можно ли на этом заработать — мнения предпринимателей из Казани, Перми и Санкт-Петербурга.
Мы с партнёром Булатом со школьных лет играли в разных группах, активно давали концерты. Музыка всегда была важной частью нашей жизни, поэтому мы решили попробовать поделиться своими музыкальными вкусами с аудиторией.
Весной 2017 года в Центре современной культуры «Смена» в Казани, где я работаю, появились свободные площади под аренду. Нам показалось органичным соседство небольшого магазина виниловых пластинок и независимого книжного магазина с кофейней. Под нашу точку отвели 15 м².
После заключения договора с собственником помещения, обговорив небольшие «каникулы» на ремонт и подготовку, мы закупили необходимую технику: проигрыватель, усилитель и колонки и своими силами собрали необходимую мебель. Подготовительные работы заняли две недели, после мы запустились в тестовом режиме. А уже через месяц состоялось официальное открытие с вечеринкой в баре друзей.
К открытию у нас с Булатом сложилась широкая база контактов коллекционеров и представителей лейблов, поэтому особенных сложностей с поиском пластинок не было. Изначально в продажу пошла личная коллекция винила моего напарника. Позже сделали первые небольшие заказы, оформили страницы в социальных сетях и начали работать. Через полгода после открытия Булат переехал в Москву, и я остался в магазине за главного.
Первоначальные затраты не превысили 200 тысяч рублей. Основными статьями расходов стали техника и комплектующие, аренда пространства, строительные материалы, первые заказы.
На технику ушло 40 тысяч рублей, остальное — на покупку стройматериалов, первые заказы, в том числе у дистрибьюторов, полиграфию, аренду. Расходы на открытие удалось сократить за счёт того, что многое — от мебели до SMM — делали своими силами.
Закупки
Мы работаем с несколькими крупными отечественными дистрибьюторами, постоянно поддерживаем контакты с независимыми лейблами, регулярно покупаем и берём на реализацию пластинки у обычных людей и привозим пластинки на заказ из-за рубежа.
Наценка может составлять от 30% на новые издания и до 1000% — на подержанные. Иногда в купленной оптом коллекции может оказаться пластинка, рыночная цена которой будет в несколько раз превышать сумму, потраченную на всю коллекцию. Но такие случаи бывают нечасто. Пластинки появляются у нас каждую неделю, на закупку уходит 60% месячного оборота.
Сейчас в нашем каталоге больше 2000 пластинок, и количество наименований постоянно растёт. Средняя стоимость пластинки — 1000 рублей, но есть пластинки и за 50 рублей, и за 5000. Также в продаже — компакт-диски, аудиокассеты и предметы от местных дизайнеров.
Покупатели
Если верить статистике нашего сообщества во «ВКонтакте», ядро аудитории — мужчины от 25 до 35 лет. На деле же к нам часто заходят люди постарше, а также студенты и школьники, диджеи, тусовщики и домоседы. Наша аудитория в широком смысле — люди, любящие музыку.
Винил сегодня в моде. Очень хорошо эту тенденцию передают голливудские картины, сегодня чуть ли не в каждом фильме в кадре мелькают «вертушка» и полочка с пластинками. Популярности также способствует так называемая «ретромания». Возможно, люди устали от гигантского потока цифрового контента и хотят потреблять информацию более вдумчиво.
Тем менее в России рынок виниловых пластинок развит не так, как в США и Англии. Безусловно, ощущается рост, но непонятно, как долго он будет продолжаться. Сложно рассматривать наше дело в контексте «настоящего бизнеса». Мы занимаемся тем, что нам близко. Сейчас удаётся зарабатывать, и это здорово.
За прошлый год мы продали около 2500 пластинок, а общая выручка магазина составила 2,5 млн рублей. Ежемесячная чистая прибыль — 10–15% от выручки.
Затраты: 60% — закупка пластинок, 25–30% — текущие расходы (аренда, налоги, уборка, мелочи по благоустройству, доставка и зарплата одного сотрудника).
Бюджета на рекламу у нас почти нет. SMM занимаемся сами, с удовольствием общаемся с журналистами, участвуем в ярмарках, устраиваем акции и мероприятия. На недавнем Record Store Day в апреле нам удалось собрать много людей. Выручка в этот день была сопоставима с предновогодней.
Кроме нас в Казани работают два магазина винила. Мы не рассматриваем их как конкурентов, потому что у каждого свой ассортимент, который почти не пересекается. Если говорить про проблемы, как и во многих сферах, чувствуем давление больших интернет-магазинов.
За счёт оборотов они могут предложить очень привлекательные цены. Но мы стараемся следить за ценообразованием и работать над лояльностью — постоянные клиенты всегда могут рассчитывать на скидки.
https://vc.ru/trade/67579-vinil-segodnya...ii-biznesa