Ребят, такой вопрос. Представьте год эдак 1993-94й. Каким образом писали аранжировки? Сейчас всё делается на компах дома, а тогда? Предположим, принес автор на студию кассету, где записал под гитарку или фо-но свою песню и просит сделать на неё аранжировку. Как аранжировщики справлялись с этой задачей? Как они демки делали? Может кто-то объяснить?
Чо тут объяснять? Профессиональная музыкальная рабочая станция. Kurzweil 2000-2500, Yamaha SU77-99, Ensonic TS10-12 - и вперёд.
Так мы и справлялись. 120 кб ram, 8 мб ром, флоппик + руки не из ж...пы.
С появлением scsi-2 (hdd, cd-rw) и хотя бы 10 мб simm 30 pin для сэмплов стало существенно легче.
О цене лучше не спрашивай. 3090 на сегодняшний день стоит существенно дешевле, чем хотя бы один синт из вышеуказанных.
И, прикинь, ресурсов железа хватало! Больше бесили 16-дорожечный секвенсор и, особенно, 24-хголосная полифония (когда всего лишь одна нота могла занимать сразу 3-5 голосов) - сделал аккорд из 3-4 нот - 9-20 голосов занято. А всего - 24. А тебе ещё надо - бас, ударные, и ещё чо-нить насыпать. И выкручивайся, как хочешь. Выкручивались, обманывали железо и слух, проявляя чудеса изобретательности.)))
P.S. Очень бы хотелось сегодня посмотреть - что на 120 КИЛОбайт оперативки смогут сделать нынешние ваятели шедевров. И на 8 мб встроенных сэмплов)))
Спасибо за ответ, но можно как для дебилов?)) Я не музыкант и ничего не понимаю в звукозаписи, а понять надо для работы. Я представляю себе это так: к рабочей станции подключалась клавиатурка и по партиям писалась песня (ударные, бас, фо-но итд)? Потом дорожки сводились в одну. Или музыкант подключался к рабочей станции и просто играл каждый инструмент? И потом, опять-таки, все это сводилось в одну.
Если на примере, то, допустим, пришла условная Алла Пугачева в 93-м году с новой сырой песней. Нужно накидать аранжировку, хотя бы примерную концепцию, от чего плясать. Уже были клавиатуры, на которых можно было сыграть все инструменты и всё это записать? Или какая-то другая процедура была?
Были рэк-модули, к которым подключались клавиатуры. Были полноценные синтезаторы - см. фото (те, что посерьёзнее, называли рабочими станциями за их самодостаточность, в отличие от всяких ресторанных ямах PSR и древних агрегатов, не позволявших внутри себя реализовать проект целиком, типа культовой ямахи DX)
16 дорожек - на каждой свой инструмент (внутри одной дорожки можно было переключать и разные (если они играют по очереди, а не одновременно: например - сначала фортепиано 10 тактов, потом скрипка 20 тактов... если нужно, чтобы фортепиано со скрипкой звучали одновременно (и с разными мелодиями относительно друг друга) - тогда надо было писать их на отдельных дорожках)
Что значит - "потом сводилось"? Можно было сводить и сразу внутри синта - выставлять громкость каждой, панораму и т.д. Одну дорожку в память прописал, потом другую, потом третью. Выровнял, как надо - дальше чаще всего на MD.
Для более серьёзной работы (для настоящей записи альбома и издания CD) требовались уже внешние устройства - эффектов, сведения, записи и т.д.
Но для демки (да и для полноценной "альбомной" записи артиста провинциального уровня) даже одной станции - за глаза. У того же курца был мощный серьёзный "жирный" самодостаточный звук - садись и пиши.
Всё больше упиралось в недостаток всяких "эффектовных" и "компрессорных" дел, получающих распространение в то время - в этом плане возможностей станции было недостаточно для полноценного издания на CD (и у современных точно так же однозначно недостаточно).
Где-то в 96-97 даже в провинциях уже начали масштабно использоваться компы - что существенно упростило работу.
Особо богатенькие использовали цифровые магнитофоны ADAT для сведения и вывода (ещё до появления компов).
В провинциях хватало и MD - издания на лейблах им не светили, а гастролировали вообще все одинаково - что крупняки, что провинциалы исключительно с MD.
О! Спасибо, вот это уже понятнее) То есть, выходит, уже тогда было достаточно иметь такую вот станцию (как на фото) и склепать демку для артиста? А с такого синтезатора готовую фонограмму можно было перегнать сразу на кассету? Я смотрю на фото, слева в синтезаторе дисковод имелся.
Понятно, что для полноценной студийной аранжировки со всякими фишками — это уже более объемный/сложный процесс. Плюс кто по денежнее, записывал живые инструменты.
Было за глаза и за уши. Только ещё раз повторяю - сейчас с майнерами цена самой топовой и дорогущей видеокарты NVIDIA RTX 3090 - меньше, чем цена одной рабочей станции тогда..
А если учесть даже долларовую инфляцию, то... 3500 баксов тогда - это ~10 000 баксов сейчас.
Можно было обойтись каким-нить коргом подешевле - но они звучали хуже (для провинции бы сошло на ура).
Дисковод - это для дискет 3.5 - аж целых 1.44 мб.)) На одну можно было записать ВЕСЬ АЛЬБОМ (если не использовал внешние сэмплы). 1 МЕГАбайт 440 КИЛОбайт - "а вам слабо"?)))
Вывод - хоть на кассету, хоть на MD или CD-рекордер или DAT - по аналогу, позже по spdif.