Немного истории. Усилитель КА7
Автор Сообщение
AVM На форуме
Ветеран
*****

Откуда: Новая Каховка
Сообщений: 3 301
Репутация: 724
Немного истории. Усилитель КА7 / 12-03-2016 23:58
В первых студиях звукозаписи послевоенного СССР, использовалось первое оборудование отечественного производства, это например студийный магнитофон МЭЗ. К нему шло в комплекте остальное оборудование студии: микшерный пульт, контрольный монитор и пр. Интересным компонентам студии были контрольные агрегаты КА7. Это пожалуй первые контрольные мониторы для студий, выпускавшихся в СССР. Представляли собой приличных размеров деревянный ящик, в оформлении с ПАС. Внутри в ранних версиях устанавливалась широкополосная головка от Ленкинап 4А18, в более поздних уже эллипсный ШП 5ГД14.
Сам монитор был активный - внутри деревянного ящика размещался усилитель мощности. В дальнейшем о нем и пойдет речь. Эти мониторы и усилители к ним - редчайшая вещь, практически выпущено было очень мало, и очень мало сохранилось, это самый настоящий раритет в пост советском аудио и поэтому вызывает повышенный интерес и особое отношение.
Усилитель собран на лампах октальной серии, имеет двухтактный выходной каскад на лучевых тетродах 6П6С.
Входная лампа/фазоинвертор - 6Н9С, питание кенотронное на 5Ц4С.
На входе усилителя имелся согласующий трансформатор. Схема усилителя классическая, очень похожа на схему УНЧ приемника "РИГА 10".
Сам усилитель собран весьма основательно, на стальном штампованном шасси, трансформаторы входной и выходной размещены в экранах/колпаках. Питание выполнено на кенотроне и бумажных конденсаторах КБГ-МН, и конечно нет никаких полупроводников. В схеме был единственный электролитический конденсатор серии КЭГ-1.
Итак, поступило предложение восстановить и доработать по необходимости, два моноблока-усилителя от мониторов КА7.
Моноблоки прибыли, распаковал, безумно интересно!
Конечно включил проверил... один из моноблоков, прилично "поковырян" - явные следы вмешательства в схему, некоторые детали выпаяны, уже доустановлены современные гнезда входов/выходов, питания. Но усилитель работал скверно: искаженный звук, провал низких частот, фонил очень заметно.... Второй моноблок был близко к заводскому варианту, но уже имел так же современные гнезда входов/выходов, питания. Звучание усилителя так же было неудовлетворительным... похоже на первый, немного больше низких и явный завал на ВЧ... Единственно что хорошо воспроизводили моноблоки - это фон переменного тока с частотой электросети.... В последствии выяснилось, что один из моноблоков был ранний - под ГГ 4А18 с сопротивлением 15Ом, а второй для 5ГД14 - 4Ом. В этих версиях КА, при одинаковой схеме, были разные выходные трансформаторы... Но приложив усилия, невероятно, но удалось найти еще один выходной трансформатор, который имел обмотку на 15Ом - как раз у владельца моноблоков и планировалась такая нагрузка. Итак к делу. Моноблоки были полностью разобраны. Металлические детали и корпуса отпескоструены, убраны лишние крепления и заварены лишние отверстия. В дальнейшем корпуса были дополнительно прошпаклеваны и окрашены заново "молотковой" эмалью.
После окончания покрасочных работ, наконец то пришло время полной сборки усилителей. Конечно я сразу воспроизвел родную схему... и получил отрицательный результат. Оказалось что один из выходных трансформаторов имеет КЗ в первичной обмотке. Пришлось заняться перемоткой. Причем естественно сразу обоих - чтоб были одинаковы.
При размотке трансов, оказалось что они намотаны самым примитивным способом - слой вторички, потом вся первичка "в навал" с отводом от середины, и сверху снова слой вторички. Неудивительно что усилители, при первом прослушивании, имели явно слышимый завал верхних частот. Так же в родной схеме, участок анод-катод выходных ламп, шунтировались конденсаторами 2200пФ- намеренный завал ВЧ. Но это и понятно - тот студийный МЭЗ, выше 8-9кГц и ничего не в состоянии был воспроизвести.
Ну и намотка первички "в навал" - привела к витковому КЗ - при размотке в этом месте была обнаружена "зелень" - явное окисление провода в месте пробоя.
Трансформаторы пришлось рассчитать заново, "по всем правилам".
Увеличено секционирование, увеличен диаметр провода первички и вторички, все обмотки намотаны строго "виток к витку", конструкция намотки вторичных обмоток теперь позволяет подключить весь стандартный ряд ГГ 4-8-16Ом.
Параллельно, во втором моноблоке, была собрана своя, альтернативная схема. По результатам прослушиваний и измерений, выяснилось что альтернативная схема заметно превосходит родную. Так как моноблоки уже вряд ли когда будут работать с МЭЗом и его полосой в 9кГц, было решено оба моноблока собрать по новой схеме. Но по всем традициям того времени (1956-59годы) я постарался воспроизвести монтаж, соединения, проводку и применил так же старые советские электрокомпаненты.
Все соединения произведены проводом увязаным в жгут. Применен провод МПО, провода с сигналом - витые пары в экране, провода с накалом и переменкой свиты так же. Это позволило избавиться от фона. Так же правильное трассирование шин питания и общего провода, накалов, позволили полностью избавиться от слышимого фона и помех. Основной монтаж выполнен на контактной панели - это позволяет при необходимости легко тестировать схему, а так же запросто менять радиодетали (например сделать сравнительное прослушивание конденсаторов). Новая схема и выходные трансформаторы, позволили расширить диапазон частот примерно до 50кГц, хотя с низу все не так радужно - трансформаторы не позволяют воспроизвести низ(слишком мало сечение сердечника), но выше 60Гц "в ноль" практически и уверенно .Выходная мощность каждого моноблока 6 Ватт, при КНИ не более 1%, при этом усилитель работает в кл "А". Максимальная мощность достигает 10ватт.
По входу, можно подавать сигнал минуя входной трансформатор - тогда чувствительность усилителя становиться 750мВ, характер звучания несколько изменяется.
В целом, усилители позволяют получить удовольствие от прослушивания музыки, есть свой особый шарм, что то неуловимое - ну в общем как в всегда у "ламповиков", особенно с лампой 6П6С.
На фото процесс.

                                       
(Отредактировал 13-03-2016 в 00:09 AVM.)

Лучше знать, чем верить.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: shmayser , vd-two , android67 , cosmos , Cox. , Wehr-wolf , Karp , andreas1 , zbutmash , Андрей Киев , oleg2566 , KT , urdos , pvm , doorg , powercord , DORKS1 , NEGRIY , Ygens67 , Vic61 , Audiodoom , t.800 , gregory , Вячслав_М , malyshev 2 , S`ema
PvS Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Белая Церковь
Сообщений: 668
Репутация: 88
RE: Немного истории. Усилитель КА7 / 28-10-2020 14:38







Меломан ♫ | «Качество звука улучшится, но ты этого не заметишь.»
PC (BLACKOS-lite v6.42) -> Ugreen US135 USB-A 2.0 -> USB DAC (XMOS U8 + AK4495SEQ + ADA4898-2YRDZ) -> Canare L-2T2S + Monacor T-716G -> Advance Paris X-P700 -> Neutrik XLR + Canare L-2T2S -> Advance Paris X-A160 EVO -> Neotech NES-5002 4х2.1 + TTAF 93189/93190 / TTAF 93405 -> Heco Victa Prime 702
Найти все сообщения
 
Цитировать


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS