памяти Хирояши Кондо...
|
Автор |
Сообщение |
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:29
дабы отвлечься от оскорблений в свой адрес решил почитать и вспомнить одного из Вееликих мастеров звука....
итак продолжаем - Хирояши Кондо - основатель Аудио Нот.
СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕР
Д. ЗИЛОВЯНСКИЙ
В конце семидесятых годов один токийский торговец серебром получил необычный заказ: мистеру Кондо, владельцу фирмы "Audio Note", требовалось доставить килограмм провода из чистого серебра. Серебро в таком виде было в Японии редкостью - для ювелирной промышленности оно производилось только в виде отрезков очень тонкой проволоки, но она мистеру Кондо не подходила: он уже пробовал работать с таким материалом и отказался от него, как и от использования плетеного серебряного кабеля. Ему нужен был цельный провод из чистого серебра, которое, как выяснил мистер Кондо, не только может использоваться для изготовления столовых сервизов или ювелирных украшений, но и способно существенно улучшить качество звучания аудиоаппаратуры.
Хирояши Кондо родился в Хоккайдо в 1942 году, или по японскому календарю в 25-й год эры Шова. Он был младшим сыном буддийского монаха, и с раннего детства его окружали религиозная музыка и песнопения. В своих многочисленных интервью он говорит, что именно тогда, в детстве, научился слышать самое главное - "беззвучную музыку тишины". То, что этот человек впоследствии полностью посвятил себя созданию аппаратуры для усиления звука, в этой связи кажется довольно забавным и даже напоминает какую-то загадочно-поучительную дзэн-буддистскую притчу, из тех, которыми Кондо так склонен обильно уснащать свои статьи и интервью, замечая, впрочем, при этом, что для него важна сама музыка, а не ее религиозное содержание. Возможно, именно поэтому он с такой легкостью сразу же принял и полюбил европейскую классическую музыку.
В 1958 году 16-летнему Хирояши Кондо попалась пластинка с записью симфонии "Из Нового Света" Дворжака, дирижировал Артуро Тосканини. Эта музыка, по словам Кондо, оказала на него настолько мощное, поистине магическое воздействие, что именно тогда он решил посвятить свою жизнь воспроизведению музыкальной звукозаписи. Кстати, для того чтобы прослушать эту пластинку ("сорокопятку"), ему пришлось самостоятельно переделать свой старенький проигрыватель, имевший только одну скорость - 33 1/3 об/мин.
В середине пятидесятых в Японии появляются первые образцы hi-fi-аппаратуры, сделанные энтузиастами-самодельщиками. Отец Кондо тоже увлекается сборкой самодельных усилителей, и вскоре сын паяет свой первый усилитель, мощностью в 3 Вт на одной лампе 2АЗ. Увлечение становится страстью, и с тех пор паяльник Хирояши Кондо не остывает ни на один день. В школе он записывается в кружок радиолюбителей, и, поскольку младшему сыну по японской традиции позволено выбирать профессию по собственному усмотрению, радиоэлектроника становится естественным выбором.
Карьера Хирояши Кондо, рано проявившего исключительные, если не гениальные способности в области аудио-электроники, была поистине стремительной. По окончании Токийского университета с дипломом по электронике он был принят на работу в научно-исследовательский отдел компании "ТЕАС". Компания в те времена славилась своими магнитофонами, и, работая там, Хирояши набирался опыта и знаний в области транзисторных технологий и цифровой звукозаписи, то есть был на переднем крае аудиоиндустрии. Проработав несколько лет в "ТЕАС", он подает заявление о приеме на студию звукозаписи "CBS Sony". Студия только что открылась и набирала инженерный персонал. Из 6000 поданных заявлений было отобрано 80, в том числе заявление Хирояши Кондо. Вскоре после поступления на работу в "CBS" Кондо публикует свои первые технические статьи в японских аудиожурналах. Он превосходно разбирается в технической и музыкальной стороне дела и становится признанным специалистом в области звукозаписи. При этом Кондо продолжает заниматься разработкой собственных усилителей. На смену первым простым ламповым моделям приходят популярные в шестидесятые годы транзисторные. Хирояши Кондо делает первый японский дифференциальный транзисторный усилитель и, кажется, на время забывает свое дзэнское отрочество и лампы, к которым он вернется только в 1976 году, основав собственную фирму "Audio Note".
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:30
Сборочные цеха "Audio Note" располагаются в самом сердце Токио, в районе Шипагава. Фирма маленькая, в ней работает всего пять человек, каждый из которых настоящий мастер своего дела. Вся продукция собирается исключительно вручную, две трети в Японии, одна треть за границей, нреимущественно в Европе. Первый коммерческий продукт фирмы - повышающий трансформатор для головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС) - имел медную обмотку и пользовался довольно умеренным успехом на фоне продукции конкурентов. Успех пришел с использованием серебряного провода сначала для первичной, а затем и для вторичной обмотки трансформатора. "С использованием серебряного провода,- говорит Хирояши Кондо,- звучание изменилось существенно. Оно стало более чистым, насыщенным и естественным. А когда я сделал из серебра вторичную обмотку, потрясающе улучшилось разрешение в области низких частот, и звучание стало очень ровным, без всяких искажений." Почти все, кто слышал "звучание" серебряного провода, были в восторге, за исключением разве что заядлых любителей "медного" звука.
Итак, разыскав поставщика, который мог доставать серебро, Кондо занялся разработкой других путей применения этого металла. Его первые серебряные межблочные кабели появились в Европе в 1978 году. Серебро использовалось и в усилителе "М7" на полевых транзисторах. "Сразу после основания фирмы "Audio Note",- вспоминает Хирояши Кондо,- я задумал сделать ламповый предусилитель, но как раз в это время на японском рынке появились полевые транзисторы очень хорошего качества. У "полевиков" был довольно низкий уровень искажений, им не требовалась отрицательная обратная связь, и они производились в больших количествах. Лампы же, напротив, достать было трудно, и их качество не всегда было хорошим". Парадоксально, но сейчас усилители "М7" собираются исключительно на лампах: высоковольтные полевые транзисторы для аудиоаппаратуры уже не производятся, но ламповое звучание и возможность создания более простой и, следовательно, лучшей схемы прохождения сигнала очень нравится мистеру Кондо.
Еще во времена разработки транзисторного "М7" он открыл преимущества схемы с заземлением в одной точке - это теперь применяется повсеместно - и сейчас сожалеет, что в свое время не запатентовал ее. Его первый ламповый усилитель был представлен в Лондоне в 1979 году и стоил по тем временам сумасшедшие деньги - 6000 фунтов стерлингов. Одновременно он усовершенствовал звучание головок "Ortofon SPU", самостоятельно (без микроскопа!) поменяв их обмотку на серебряную. Так появились головки "SPU-AG" ("AG"- намекает на любимый элемент периодической таблицы), а вслед за ними "IO" уже собственного аудионотовского производства, в которых для снижения вибрации катушка крепилась к корпусу крохотными винтиками, но, несмотря на то что в этой фразе уже пять слов подряд начинаются с буквы "к", все-таки отмечу, что кульминацией безусловно стала головка МС "IO Limited" с внешним источником питания, создававшим постоянное магнитное поле.
К середине восьмидесятых фирма "Audio Note" уже заняла достаточно прочные позиции на рынке аудиоаппаратуры и даже прикупила компанию "YL Acoustics", выпускавшую акустические системы. Кондо меж тем и сам занимался разработкой АС, подбирая огромных размеров корпуса и часто ограничиваясь одной динамической головкой. Уже тогда "Audio Note" выпустила серию автомобильных динамиков и (подумать только!) автомобильных ламповых усилителей. Попутно Хирояши Кондо занимался усовершенствованием проигрывателей грампластинок, разрабатывал рупорные АС с мягким звучанием и недорогие полные ламповые усилители. Но главным предметом гордости по праву стал рожденный в 1988 году усилитель мощности "Оngaku" ценой в 30000 фунтов и с чисто серебряным звучанием. Забавно, что в "Ongaku" (в переводе с японского -"радость музыки") Кондо применил лампы, купленные на распродаже с американских военных складов и выпущенные как раз в год его рождения, предположительно для военных целей.
Кстати о лампах. Как и у всякого талантливого мастера, во всех разработках Хирояши Кондо прослеживается определенный стиль, собственное видение предмета, и если одной из примет любой продукции "Audio Note" является широкое применение серебра, то другая не менее характерная черта - использование определенного типа ламп в конкретных узлах схемы, которые повторяются, как блюзовые аккорды, в каждой модели. Так, например, лампы 6072А обычно используются на стадии предварительного усиления, драйвером служит 5687, а в выходных каскадах используются триоды с прямым накалом - 211, 2АЗ и 300В. Большинство ламп, с которыми работает Кондо, являются либо традиционно применяемыми в аудиоаппаратуре (так называемая "аудиоклассика"), либо очень специфическими устройствами, изготовляемыми для военно-промышленных целей.
Использование на каждой стадии определенного типа ламп в различных конфигурациях позволяет снизить уровень дополнительных искажений, вносимых каждой из этих стадий. Говорят, что это уже стало своеобразным стилем и принципом разработки японского "хай-энда". А личный почерк Кондо-сан можно определить так: усилитель с последовательным включением (SRPP) на 6072А в качестве входного каскада, гальванически связанного с усилителем напряжения на 5687; затем - через разделительный конденсатор - драйвер на катодном повторителе на 5687 и выходной каскад на прямонакальном триоде. Каждый из компонентов, входящих в аппаратуру "Audio Note", проходит самый тщательный анализ. Хирояши Кондо, к примеру, вручную сворачивает серебряную фольгу для масляных конденсаторов. Используются специально изготовленные танталовые пленочные резисторы, которые, по словам Кондо, по сравнению со всеми другими обеспечивают самый низкий уровень зернистости. Мало того, даже выводы дискретных элементов "Audio Note" делает из серебра, не говоря уже о роскошных выходных трансформаторах с серебряной обмоткой и в прочных медных корпусах. Искусство исполнения, таким образом, значит для Хирояши Кондо не меньше, чем искусство разработки. И раз уж речь снова зашла о серебре, интересно узнать, как восприняли аудиофилы, в частности североамериканские, устроенную Кондо серебряную вакханалию. Именно в своем отношении к серебряным проводам американское аудиообщество разделилось на два непримиримых лагеря. Одни их любят, другие ненавидят. А явное отсутствие какой бы то ни было основательной теоретической базы, естественно, подливает масла в огонь. Действительно, серебро является несколько лучшим, чем медь, проводником, но не настолько, чтобы серьезно влиять на сопротивление. Вопрос о влиянии на звук различных химических элементов до сих нор остается довольно темной областью, оказываясь при этом чрезвычайно важным на практике. Никто не знает, почему серебро звучит лучше, и в тоже время, при прочих равных условиях, оно действительно звучит лучше. Сам Кондо, говорят, тоже тратит немало времени на попытки подтвердить свои эмпирические находки теорией. Удастся ему это или нет - неизвестно, но хорошо известно, что в конечном итоге звук для Хирояши Кондо важнее всего.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:30
Впрочем, серебро - серебром, но топология схемы и согласованность элементов всегда были важнейшими составляющими философии Кондо. Даже серебро, подчеркивал Кондо-сан, нельзя использовать наобум, и на вопрос, где же именно его необходимо использовать, отвечал: "Везде где только можно". Именно контакты между различными металлами приводят к потерям в качестве звучания. Если же обстоятельства вынуждают выполнить только часть проводки из серебра, то лучше применить его в начале тракта, поскольку "медные искажения" проявятся еще более отчетливо, если серебро окажется в конечных узлах схемы. А уж если в системе имеются плохие контакты или некачественная проводка, серебра и вовсе следует избегать, поскольку оно только больше выявит эти недостатки.
Некоторые сочетания серебряных и медных проводников могут в результате привести к подъему высоких частот и некоторым потерям в нижнем регистре, придав чрезмерную яркость звучанию системы в целом,-- подтверждают специалисты "Audio Note", и именно в этом состоит основной аргумент критиков серебряной проводки. Возможно, коварная натура серебра проявляется скорее в том, чтобы вскрывать недостатки, нежели привносить достоинства. Но всякий, кто по роду своих занятий близко знаком с этим металлом, непременно скажет вам, что серебро серебру рознь. Серебро, которым пользуется "Audio Note",- не переплавленные столовые ложки из ломбарда, оно достаточно высокой пробы (99,99%) (хотя имеются кабели и почище, например "Kimber" с чистотой 0.99999), импортируется из Италии в слитках и затем обрабатывается на токийских заводах. В холодном состоянии оно проходит алмазные волочильные доски и мгновенно изолируется несколькими слоями полиуретана, чтобы предотвратить окисление и механически задемпфировать проводник. "Audio Note" утверждает, что даже крохотный процент поверхностного окисления приведет к вредному для звучания вентильному эффекту, который сведет на нет все преимущества аудионотовского серебра.
В английской литературе, посвященной "Audio Note", неоднократно утверждается, что именно серебряные кабели стали важнейшей продукцией этой фирмы. Да и сам Хирояши Кондо, по-видимому, удовлетворен звучанием этих проводов, обогащенным серебряными конденсаторами и выходными трансформаторами ручной работы. Единственное "но", отмеченное Питером Квортрупом [глава европейского отделения "Audio Note"], заключается в том, что проводники из сверхчистого серебра, повышая качество звучания, в неменьшей степени повышают и цену.
Настала наконец пора сказать несколько слов о разработке и создании одного из самых выдающихся аудио-компонентов фирмы "Audio Note" усилителе "Ongaku".
Вес началось с необъяснимой, а может быть вполне объяснимой привязанности, даже, не побоюсь этого слова, любви мистера Кондо к уже довольно пожилым в то время 211-м триодам. Ему нравилась даже сама форма этих ламп, хотя многие считали их примитивными и устаревшими для использования в аудиоаппаратуре. В общем, особой популярностью они не пользуются даже по сей день. Построить усилитель на 211-х - непростая задача даже для опытного разработчика, поскольку этим лампам требуется питание около 1000 В и соответственно возникает множество проблем с изоляцией корпуса и проводки.
И все же Хирояши Кондо уверен, что только большие триоды, вроде 211-х, способны показать все лучшее, на что способна вакуумная лампа. Среди прочих мощных ламп 211-е и их аналоги выделяются линейностью характеристик. Нить накаливания сделана из провода большого диаметра, расстояние между сеткой и катодом значительное, сетка намотана с большим шагом. Это очень надежные лампы, обеспечивающие высокий вакуум, и опять же изначально они изготовлялись для военных целей.
Когда на анод подается высокое напряжение, а намотка сетки имеет достаточный шаг, количество "рассеянных электронов" вокруг нити накаливания значительно снижается, что позволяет лампе работать в режиме, более близком к идеальному. Причем большие триоды наилучшим образом работают со слабыми сигналами, позволяя сохранить звучание отчетливым и чистым. Если схемное решение на стадии драйвера удовлетворительно, то однотактный триодный усилитель мощности вызывает невероятно низкий уровень искажений, даже в отсутствие отрицательной обратной связи. Именно этот факт наглядно демонстрирует преимущества данного типа вакуумных ламп.
Что значит "хорошее звучание"? Ответов на этот вопрос может быть множество. Несомненно лишь, что хорошее звучание должно быть естественным. Однако и понятие "естественное звучание" можно интерпретировать по-разному. Существуют мнения, что "естественный" означает "немеханический" или что это значит "близкий к живому звучанию". С тем, что "естественное звучание" не должно включать "механические" элементы, наверное согласятся все слушатели. Механический звук парализует чувства слушателя, когда он слушает музыку достаточно долго. И существует немало факторов, по разным причинам способствующих воспроизведению механического звучания.
Впрочем, здесь самое место предоставить слово самому Хирояши Кондо и процитировать отрывок из интервью, которое он дал одному итальянскому журналу осенью прошлого года.
Корреспондент. Кондо-сан, не могли бы вы привести пример того, что мы называем "механический звук"? Как бы вы определили плохо звучащую систему?
Кондо (улыбаясь). Давайте возьмем сопрано, например Эльвиры Идальго из Аргентины. Диапазон ее голоса достаточно широк, и в границах этого диапазона он должен звучать одинаково по тембру. Большинство систем, имеющихся на рынке, воспроизводит ее голос с четырьмя разными тембровыми оттенками. Многие системы, в соответствии с диапазоном, в котором она поет, воспроизводят звук ее голоса так, будто он принадлежит четырем разным певицам. Какие-то участки звучат так, словно она испытывает жажду (Кондо имитирует этот голос).
А в хорошо звучащей системе этого не должно происходить. Такая система воспроизводит естественную непрерывность звучания. В других же системах мы ощущаем "ступеньки", внезапные изменения высоты звука.
|
|
|
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:32
далее - одна из очень интересных статей Кондо
РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ ПРОЧИТАТЬ
а если повезет, то и задуматься.......
Мои размышления о Hi-Fi
Хирояши Кондо "Audio Note Japan"
Частицы и движение волн
Альберт Эйнштейн сказал, что дви¬жение есть энергия. На мои взгляд. движение сеть звук. Я еще больше убеждаюсь в этом, когда слышу нара¬стающий шквал звуков в середи¬не увертюры "Tannhauser" Вагнера. Особенно в последнем исполнении великого маэстро Тосканини 4 апреля 1954 года: кажется, что частицы зву¬ка сталкиваются друг с другом и, сливаясь в бурный водоворот, нака¬тываются на слу¬шателя с силой стихии. Мне пред¬ставляется, что ча¬стицы звука со¬вершают немыс¬лимые итерации. Я ясно представ-ляю, как. захлест¬нутый волной чувств, 87-летний маэ-стро отдавал всю свою душу, дирижи¬руя на том прощальном выступлении, и как, в ответ на это, музыканты вкла¬дывали в исполнение все мастерство, на которое только были способны.
Считается, что звук распространя¬ется прямолинейно, как любые волны. Но это справедливо лишь для лишен¬ного препятствии широкого простран-ства. В реальности движение звуко¬вых волн неизмеримо сложнее, они сталкиваются с препятствиями и друг с другом, и порой распространяются, образуя вихри, по неописуемым тра¬екториям. На мой взгляд, тем, кто за¬нимается аудиотехникой, необходимо обладать пространственным вообра¬жением, чтобы ясно представлять ви¬зуальные образы звуковых волн и их поведение, которое невозможно объяснить, опираясь только на теорию электричества. Похоже, по сей день огромное количество факторов, влия¬ющих на звуковоспроизведение, оста¬ются неизученными, бросая вызов всем накопленным знаниям и опыту звукоинженеров. Чем больше я раз¬мышляю над этим, тем отчет/швее по¬нимаю, что мир звука намного глубже. чем мы можем себе представить.
(Отредактировал 08-12-2010 в 00:38 groove.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:33
Величественный звук
Каждое утро в 5 часов в главном дзен-буддист-ском храме Содзи-дзи 200 монахов собира-ются для молитвы. На широком пространстве площадью в тысячу татами сидящие слева и справа под сводами хра¬ма монахи тихо начинают пение сутр. Какое величественное звучание! Этот обряд, неизменно повторяющийся изо дня в день, вводит человека в состоя¬ние нирваны. Что я должен сделать, чтобы выразить подобное величие с помощью звуковоспроизводящего оборудования?
Обратимся прежде всего к "сбору" звука. Современные методы записи обычно предполагают расстановку не¬скольких микрофонов, подобно фигу-рам на шахматной доске. Однако я к такому способу отношусь с сомнени¬ем, главным образом потому, что чем больше микрофонов установлено, тем более подчеркнуто по отношению к другим воспринимается звук около каждого из этих микрофонов, но при этом нарушается самое главное — об¬щая гармония сочетания звуковых волн. Вспомните, какой звук издает самолет с двумя двигателями: вы бу¬дете слышать не два ровных тона, а третий, плавно вибрирующий, иногда рокочущий звук, что является следст¬вием небольшой разницы частот в звуке каждого двигателя. Музыкаль¬ные инструменты и голоса также обя¬зательно порождают этот разностный той. Мне представляется, что именно эти слабые биения тона рождают гармоники, сливающиеся в созвучия и аккорды, и в результате превращаются в красивый, волнующий тембр.
Аналоговый звук — цифровой звук
Аналоговый диск вовсе не обязательно производит аналоговый звук, а цифровой диск — цифровой звук. По моему, даже аналоговые цепи совре¬менной аудиоаппаратуры звучат по цифровому. Каждая нота звучит так резко ii пронзительно, как будто сиг¬над имеет прямоугольную форму. Гра¬ницы чрезмерно очерчены, совсем как на изображении, полученном с помо¬щью цифровой камеры. В первый мо¬мент такой звук почти ошеломляет своим высоким разрешением, являю¬щимся, по сути, дроблением. Но в дей¬ствительности это ли — дорога в Эдем?
Несложно добиться "мягкого" зву¬чания обычного усилителя просто пу¬тем подбора подходящих деталей и схемотехнических решений, но такая мягкость будет обманом, так как озна¬чает, что применена технология "раз¬мазывания границ" и звуковые образы замутнены.
Еще 30 лет назад электронные ваку¬умные лампы давали действительно мягкий и полнокровный звук. Такое положение сохраняется и сегодня. Од¬нако сейчас, если и вносятся какие-либо "улучшения" в звук. то можно сказать, что попросту добавляется ци¬фровая окраска. Мне чужда эта тен¬денция. Я хочу получить такой звук, в котором отдельные частицы были бы взаимосвязаны, но в то же время каж¬дая из них, как солнце, излучала бы энергию в окружающее пространство, и при этом они сливались бы воедино. В конечном итоге, в своих рассуждениях я вновь и вновь возвращаюсь к записи звука.
Звук электронов
Вам удавалось увидеть, как движутся электроны? В учебниках написано, они с бешеной скоростью враща¬ются вокруг протонов. Иногда мне ка¬жется, что я ясно вижу движение эле¬ктронов. Я имею в виду то, что назы¬вается термоэлектронной эмиссией. Вакуумные лампы, сконструирован¬ные для достижения высокого КПД. имеют, тяжелый звук. в то время как лампы простой конструкции звучат прозрачно. Я думаю, что причина этой ризницы лежит в соотношении величины эмиссии и анодного напряже¬ния. В результате термоэлектронной эмиссии вокруг катода и нити накала образуется электронное облако. Чем сильнее эмиссия, тем насыщенней облако и тем больше в нем электронов. Суть работы лампы состоит в том, чтобы отделить, подобно икринкам, каждый из этих электронов от общей массы и без потерь доставить их к ано¬ду. Эффективность этого процесса на¬прямую зависит от величины напряжения, приложенного к аноду.
Рассмотрим устройство пентода: электроны излучаются катодом, образуя насыщенное электронное облако. Первая сетка имеет мелкоячеистую структуру, и в то время как она управляет основной массой электронов, регулируя их поток, направленный к аноду, часть свободных электронов так и остается поблизости и "в нере-шительности" мечется между катодом и сеткой, имеющими отрицательный потенциал. Мне кажется, вся эта суто¬лока как-то влияет на характер звуча¬ния пентода. Как же уменьшить коли¬чество этих бесцельно "толкающихся" электронов? В конечном счете не остается ничего иного, кроме как при¬менить управляющую сетку с крупноячеистой структурой и повысить анодное напряжение, используя прямонакальные триоды. Но тут возника¬ет новая проблема: нить накала, она же катод, более подвержена вибраци¬ям. и в свою очередь эти вибрации пе¬редаются электронам, что опять же сказывается на звуке... Какая же это все-таки непростая вещь — аудио-техника.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:33
Звук трансформатора
Даже специалисты-электротехники имеют туманное представление о зву¬ковых трансформа-торах, потому что в учебных заведени¬ях рассматривают¬ся только силовые трансформаторы. Да и в специальных изданиях звуковым трансформаторам уделяется мало вни¬мания. Означает ли это, что трансфор¬матор является пе¬режитком прошло¬го? Разумеется, с трансформатором связан ряд специ¬фических проблем, как то: m-линейность магнитного сер¬дечника, искажения возбуждения, шу-мы Баркхаузена. Привередливых рев¬нителей теорий такие недостатки сра¬зу пугают, а инженеры, заботящиеся лишь о рентабельности изделий, ста-раются вообще обойтись без транс¬форматоров и конструируют каскады, содержащие только резисторы и кон¬денсаторы.
Звуковые трансформаторы объяв¬лены персоной nоn grata в современ¬ных схемах. Я считаю это ошибкой и уверен, что высококачественный трансформатор может звучать велико¬лепно. Я могу привести тому немало примеров. Скажем, на радиостанции звуковой сигнал проходит от входа до выхода через десятки трансформато¬ров. Если бы в трансформаторе заклю¬чался корень зла, ЗВУК телевизионных и FM -трансляций был бы просто не-выносим. Однако на самом деле он совсем не так уж плох. Так в чем же де¬ло? Я хочу ответить на этот вопрос.
Меня очень интересует, как меняет¬ся качество звука при прохождении через трансформатор. Трансформатор можно рассматривать как фильтр вы-соких и низких частот, этим объясня¬ется стремление аудиоинженеров на¬сколько возможно расширить полосу пропускания трансформаторов. Меж¬ду прочим, лично мне и по сей день боязно оставлять сетевые трансфор¬маторы на долгое время включенны-ми — я хорошо помню, как перегре¬вались старые трансформаторы, что нередко приводило к пожарам. Да. вот это была задача — изготовить хоро¬ший трансформатор, когда материа¬лы сердечников и обмоток были хуже некуда.
В результате многочисленных эк¬спериментов с различными трансфор¬маторами я могу подразделить их на две категории — с мягким звучанием и с жестким. Основным фактором, определяющим качество звучания трансформаторов, являются материа¬лы, из которых изготовлены сердеч¬ник и обмотки. Сначала рассмотрим сердечник. Для передачи слабых сиг¬налов подходит пермаллой. а для средних и сильных сигналов — крем¬нистая сталь. Было бы прекрасно, ес¬ли бы нашелся такой материал для сердечника, который подходил бы для любых сигналов. Однако в действи¬тельности приходится выбирать сер¬дечник, исходя из начальной точки нарастания магнитного потока в обла¬сти слабых сигналов и максимальной плотности магнитного потока. Соот¬ветственно пермаллой и кремнистая сталь дают различный звук.
Звук стального сердечника
В трансформаторах, как правило, используют стальные сердечники. Поскольку звуковые трансформато¬ры имеют обмотки с большим количе-ством витков, можно сказать, что сиг¬нал в области высоких частот переда¬ется практически напрямую, так было бы. даже если бы сердечника вообще не было. Специфические проблемы трансформаторов начинают прояв¬ляться, когда возникает необходи-мость передать средне- и низкоча¬стотные сигналы. Первое, на что смо¬трят при оценке свойств стального сердечника, это петля гистерезиса. Однако это лишь приблизительная характеристика сердечника, посколь¬ку в дальнейшем будут добавлены обмотки, и это будет уже другая систе¬ма. На втором этапе определяют, ка¬кой магнитный поток может пропу-стить сердечник и где находится зона насыщения. Этого вполне достаточно для оценки силового трансформато¬ра, но для звуковых трансформаторов необходимы дальнейшие исследова¬ния. Дело в том, что при расчете сило¬вых трансформаторов не рассматри¬ваются особенности передачи слабых импульсных сигналов. Для передачи таких сигналов необходимо, чтобы сердечник чутко реагировал даже на очень слабое магнитное поле. Для этого обычно используют так называ¬емый пермаллоевьй сердечник, со¬держащий от 45 до 78% никеля. Про¬блема пермаллоевого сердечника за¬ключается в том, что у него низкая максимальная плотность магнитного потока. Существует большое количе¬ство различных видов пермаллоевых сердечников, звучащих по-разному, но в целом можно сказать, что чем ниже содержание никеля, тем жестче получаемый звук. В то же время при использовании в выходном трансфор-маторе кремнистой стали обнаружи¬вается тенденция к смягчению звука. В нем сглаживаются границы и пере-ходы, поскольку в области слабых сигналов магнитный поток почти не возникает.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 08-12-2010 00:35
Rendez-vous трансформатора и серебряного провода
Среди многочисленных факторов, влияющих на качество звука транс¬форматора, одним из важнейших яв¬ляется материал обмотки. Если срав-нивать звук выходных трансформа¬торов однотактного и двухтактного усилителя, то в первом случае огибаю-щая выходного сигнала чище и имеет меньше искажений. Рассматривая раз¬личные причины этой разницы, я вы¬деляю одну, на которую никто до сих пор не обращал внимания. Я имею в виду наличие или отсутствие постоян¬ного магнитного поля, возникающе¬го при протекании постоянного тока через обмотку соответственно одно¬тактного и двухтактного усилителей. Я думаю, это магнитное поле может усиливать различие звучания обмоток из разного материала. Другими слова¬ми, речь идет о взаимосвязи дополни¬тельного магнитного поля с поведе¬нием электронов. Опыты показывают. что если вокруг обычного подковооб¬разного магнита намотать катушки и подать звуковой сигнал, то степень из-менения качества звука, обусловлен¬ная различием материала проволоки. будет большей, чем без магнита. Мно¬гочисленные эксперименты показали. что при использовании для обмотки серебряного провода звук претерпе¬вает лишь небольшие изменения в за¬висимости от присутствия или отсут¬ствия дополнительного магнитного поля. Медный же провод дает изме¬нения в сторону получения "грубого" звука. Если применить серебряный провод в обычном трансформаторе, его звучание коренным образом пре-образится. Теперь становится ясно: утверждения, что трансформатор яко¬бы портит звук, просто беспочвенны. И этот факт нельзя отрицать лишь потому, что теория электричества до сих пор не может убедительно разъяс¬нить суть взаимоотношений магнит¬ного поля и серебра. Рано или поздно люди честно признают эту объектив¬ную реальность. В заключение лишь добавлю, что в своих двухтактных усилителях "Audio Note Japan" приме¬няет подмагничивание сердечников выходных трансформаторов постоян¬ным током.
Предварительный усилитель на вы-соковольтных полевых транзисторах
Первым изделием компании "Audio Nore Japan" был предварительный усилитель, в котором я использовал высоковольтные полевые транзисто¬ры, разработанные господином Си-геру Терадой (Shigeru Terada) при содействии компании "Синденгэн" ("Shindengen"). Надо напомнить, что полевые транзисторы обычно исполь¬зовались, как и вакуумные лампы, в качестве элементов усиления напря¬жения. Но высокий уровень искаже¬ний не позволял применять их в уси¬лителях, претендующих на высокое качество. Использовавшиеся вместо электронных ламп полевые транзи¬сторы обладали типичной для полу-проводников вольт-амперной харак¬теристикой и щедро генерировали вторую гармонику. Вдобавок их при¬менение осложнялось низким, около 50 В, напряжением, на которое они были рассчитаны. Но затем господин Терада разработал полевой транзи-стор, который выдерживал 200 В, Это феноменальное улучшение сильно уп¬ростило конструирование усилителей и значительно расширило диапазон с малым уровнем искажений. Я сделал предварительный усилитель на таких полевых транзисторах, который явил¬ся прототипом модели "Meister-7", со¬кращенно "М-7". Корпус был доста-точно объемным, в его верхней части находились масляные и электролити¬ческие конденсаторы блока питания. Впоследствии я сделал более компактный "М-71Г, где применил ка¬скодную схему для усилительного кас¬када. Преимуществом такой схемы было то, что она одновременно существенно снижала и ток утечки, и искажения. Тогда же я применил межка-скадные конденсаторы с пропитанной маслом бумагой. После прекращения производства полевых транзисторов разработанных господином Терадой, я перестал собирать "М-7". Всего было выпущено 100 предусилителей этой модели. Я слышал, что некоторые эк¬земпляры до сих пор работают и высо¬ко ценятся.
Появление усилителя "On Gaku"
В чем состоит феномен привлекательности звука лампового усили¬теля? С точки зрения схемотехники одним из факторов является способ-ность ламп работать с высоким на¬пряжением. Скажем, среди представ¬ленных сегодня ламп 211-ая "держит" более 1000 В. У 211-ой крупноячеи¬стая сетка, и благодаря низкому на¬пряжению смещения количество эле¬ктронов, не попадающих на анод крайне мало, что означает великолеп¬ную линейность вольт-амперной ха¬рактеристики. При коэффициенте усиления m = 4 она практически иде¬альна. Многие думают, что, используя такой выдающийся элемент, создать усилитель с хорошими характеристиками не представляет труда. Я сделал несколько усилителей на 211-S, но качество звучания ни одно¬го из них не удовлетворило меня, несмотря на их прекрасные электриче¬ские характеристики, полученные при измерениях. Им не хватало прозрач¬ности 2АЗ и глубины 300В. После це¬лой серии проб и ошибок я пришёл к выводу, что проблема заключается в звуковом качестве элементов, исполь¬зуемых в сочетании с этой лампой, поскольку сама 211-ая сомнений не вызывала. Поэтому я к гос¬подину Ясухиро Оиси (Oishi), который помог мне изготовить обмотки из серебряной проволоки для выходных трансформаторов с сердечником из кремнистой стали. Результат поражал воображение. Ка¬кой обворожительный звук! Вдохнов¬ленный этим открытием, я изготовил межкаскадные конденсаторы из серебряной фольги. Все это привело к появлению звучания, которого ещё никому не удавалось достичь, и господин Мазахиро Сибазаки (Shibazaki) из компании "Сайбатек" ("Sibatech") дал тогда этому усилите¬лю самое подходящее имя — "Онга¬ку", что значит музыка. Шестая симфония Чайковского, "Патетическая"
Какой внутренней силы исполнена эта музыка! Неожиданная смена наст¬роения после второй темы первой ча¬сти приводит в смятение. Я пытался по-своему интерпретировать это про¬изведение. Юноша, обуреваемый волнением, начинает свой жизненный путь, обращаясь к неизвестности. На грани своих возможностей он сража¬ется с окружающим миром и с самим собой, Светлый луч удачи спасает его, и он одерживает победу. Но время не¬умолимо, оно не лает возможности сделать даже минутную передышку после битвы. Теперь он должен про¬тивостоять подземным духам. Грохочущие раскаты литавр сковывают слушателя ужасом. Но наступает при-мирение, и он с глубоким вздохом по¬гружается в спокойный сон. Эта сим¬фония полна необычных оркестро¬вок. Медные инструменты следуют за басовым регистром деревянных духо¬вых. Все пронизано низким звучани¬ем струнных. Громоподобное fortissi-mо сменяется нереальным pianissimo. Постоянная смена retardando и accelerando держит в напряжении. Это произведение требует от музы¬кантов высочайшего исполнительского мастерства, а от аудиосистемы — такого уровня воспроизведения, ко¬торый трудно даже представить. Я пытаюсь понять, могут ли вообще су¬ществовать усилитель и акустические системы, способные передать все те чувства, которые Чайковский вложил в эту сложнейшую музыку? Я уверен, что на сегодняшний день мои усили¬тели, АС и головки звукоснимателя могут донести до слушателя тончай-шие оттенки музыки более глубоко и честно, чем любая другая аппаратура, звучание которой подчас больше на¬поминает бестолковое нагроможде¬ние ЗВУКОВ. При создании своего обо¬рудования я не иду ни на какие ком¬промиссы.
211 и 300В
300В и 211 сравнимы но звучанию. Обе являются американским изобре¬тением тех времен, когда эта страна еще не утратила энтузиазма в произ-водстве потребительских товаров надлежащего качества. В каком-то смысле 300В легче использовать, по¬скольку ей нужно анодное напряже¬ние всего в 100 В. Смею утверждать, что именно японские аулиофилы от¬крыли всему миру превосходное и уникальное звучание 300В. Если вы делали или даже просто слушали уси¬литель на 300В, то понимаете, о чем речь. Существует мнение, что секрет лежит в конструкции подвеса нити прямонакального катода. Она как бы свисает вниз, поддерживаемая пру¬жинами. Если помните, первые меха¬нические ревербераторы тоже были пружинного тина. В каком-то смысле микроскопическую эхо-машину поместили внутрь электронной лампы. Это отчасти подтверждается тихим отзвуком, возникающим при постуки¬вании по колбе 300В. Разница в зву¬чании 211 и 300B обусловлена мате¬риалами, из которых изготовлены их катоды прямого накала. Для увеличения прочности пить накала 211 содер¬жит тории. Не забывайте, что эти лам¬пы были предназначены для использования в военной технике. Усилитель на 211 триодах звучит ясно и плотно. Хотелось бы отметить, что "300B Golden Dragon" обладают отличными характеристиками. Я говорю об этом с особой гордостью пото¬му, что в этих лампах используется вольфрам, полученный по самой пе¬редовой японской технологии.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
cosmos
Человек
Откуда: Москва - Терриконы
Сообщений: 3 053
Репутация: 331
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Михайло
HI-FI GURU
Откуда: Киев
Сообщений: 13 848
Репутация: 387
|
Re: памяти Хирояши Кондо... / 09-12-2010 09:56
(09-12-2010 01:09)groove link писал(а):[quote author=Михайло link=topic=31247.msg563001#msg563001 date=1291845459]
[quote author=groove link=topic=31247.msg562946#msg562946 date=1291842512]
регулятор громкости после первого каскада...
так отож...
[/quote]
Миша, ты яснее выражайся... ты одобрямс или похренянс?
смотри - вых плеера -2В, смешение первого каскада под 3В по идее, усиление 12-14 - итого имеем более 20В напряжения и заметными гармониками...
но сам рег вроде как уходит на второй план...
[/quote]
да я давно уже намекаю, что бывают регуляторы громкости, а бывают - "зверскости"
динамика, динамика!
в общем, я "за", но так, как в этом ките, я бы делать не стал. сделал бы совсем по другому
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)
|
|