для меня, как, впрочем, для многих, первым фри-джазовым шоком стала в мое время начала увлечения джазом запись двойного комбо Ornette Coleman Double Quartet с незамысловатым и понятным названием Free Jazz.
ну а что, для своих-то лет зарождения (1961 г.) оригинальная ведь была идея для записи альбома - два квартета импровизируют непрерывно и одновременно - каждый из своей колонки отдельно!!
когда я послушал сей опус впервые... году примерно эдак в 85-м (после первых своих восторгов от альбома Коулмена The Shape Of Jazz To Come), то мужественно "домучал" до финала, тихо выключил и не возвращался к этому альбому до того времени, как начал валом идти "пиратско-лицензионный" джаз на CD в конце 90-х.
взял я тогда его чисто "для коллекции" (думал, что историческую запись такую надо иметь, даже если и слушать не буду...). а потом поставил в проигрыватель (спустя 15 лет после первого неудачного прослушивания)... и очнулся только к концу записи! супер! грандиозно! если бы весь фри-джаз исполнялся столь вдохновенно и концентрированно!! ух....
Sophisticated Lady Quartet.На youtube к сожалению больше ничего в их исполнении не нашел.Понравился квартет. https://youtu.be/pkXrGA82mRM
Говорить о музыке все равно,что танцевать об архитектуре. (Френк Заппа).Чем старше и мудрее человек,тем меньше ему хочется выяснять отношения.Хочется просто встать,пожелать всего хорошего и уйти.
Совершенно случайно открыл для себя московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc.
Sasha's Bloc - Heart On Fire (2015)
В группе – крепкая духовая секция, чье звучание порой трудно отличить от саунда «настоящего» большого оркестра (особый респект трубачу Каю Палмеру и тромбонисту Бобу МакЧесни) , отличная ритм-группа (с самим Александром на басу), а в отдельных треках звуковую палитру ансамбля расширяют аккордеон, банджо, туба. Вокал же в связи с Heart On Fire заслуживает особого разговора. В Sasha's Bloc формально одна певица – Нора Ротман, однако в данный проект Александр пригласил большую группу гостей-вокалистов, среди которых нельзя не отметить такую яркую звезду, как Джейн Монгейт (она поет в четырех треках, и своим очарованием Feels Like Jazz и титульная композиция во многом обязаны ей), а также Элвина Чиа из Take 6. В альбоме всего одна чисто инструментальная пьеса - The Duke, как вы, наверное, догадались, посвященная великому Эллингтону.
(Brandon Fields – sax; Alex Budman – sax, cl; Kye Palmer – tp; Bob McChesney – tb; Steve Cotter – g; Andy Langham – p; Alex Gershman – b, el.b; Kevin Winnard – dr; Nora Rothman – voc; with Jane Monheit, Alvin Chea, Patrick Tuzzolino, Princess Fortier, Glynis Leflore, Octavia Pace – voc; James Lum – banjo; Jason Fabus – acc; Marc T. Bolin – tuba;)
Одиннадцать песен - одиннадцать эмоций, базовых, но самых важных, человеческих. Без излишнего пиара и скандалов, альбом наполнен эссенцией музыки, красоты, таланта и атмосферой известного джазового клуба Cotton Club.
(26-04-2015 22:54)gene_d писал(а): для меня, как, впрочем, для многих, первым фри-джазовым шоком стала в мое время начала увлечения джазом запись двойного комбо Ornette Coleman Double Quartet с незамысловатым и понятным названием Free Jazz.
Подобное произошло со мной когда я познакомился с вот этим диском
The Ornette Coleman Trio - At The "Golden Circle" .....находился в культурном шоке почти неделю.
(25-04-2015 19:44)gene_d писал(а): возможно и такое.
возможно и любое иное.
я совершенно готов допустить, что определенная, довольно большая часть современного музыкального авангарда - это творчество вообще без обращения к зрителю. то есть зритель-слушатель допускается, но ему ничего не обещается - он или пытается стать на время представления внутри себя мысленным исполнителем - и играть (опять же внутри себя) вместе с теми, кто делает это на сцене, или в конце концов удаляется неудовлетворенный.
то есть такое искусство уже не просто нишевое - а "нишевое внутри нишевого"... скажем, фри-джаз и спонтанно-импровизационная музыка именно такие - никто не в состоянии слушать ВСЕХ музыкантов этого стиля подряд - только тех отдельных творцов, кто конкретному слушателю ЛИЧНО созвучен.
Мне видится это попыткой хоть как то оправдать современный авангардизм с точки зрения критика(музыка для музыкантов,картины для художников),а в основном проблема состоит в исчерпывании возможностей мелодии,гармонии,музыкальной формы и просто средств выразительности в самой музыке,ну нечем уже отличиться чтоб не раствориться в море жанров,приёмов и пр.,за что не берутся, а это уже было при чём создано более гениальными создателями,ведь никак нельзя назвать эту музыку сложной как и слаженной.Так же очень спорным кажется в этом смысле шаг вперёд в музыкальном материале,например "выковыривание" звука прямо из струн на деке рояля или битьё кулаками по клавиатуре не располагает к высокому,наоборот -превращение рояля в ударный инструмент(там только молоточки ударяют по струнам) намекает про прошлое,примитив в виде обруча с натянутой шкурой.Единственное Но!что так говорили во все времена,правда это было с теперь уже классикой,да и такого стремления к примитиву конечно же не было.
Упоминаемое выше-если не умеешь хорошо играть,играй авангард имеет под собой основание,достаточно послушать уровень некоторых музыкантов(нет,не всех конечно).Разумеется речь идёт возможно только о том, что иной раз только называют авангардом,а на самом деле это лишь попытка попробовать себя в этом амплуа более или менее удачная или нет.Но как известно время рассудит всех и вся.Меня когда- то(студенчество) очень удивило сообщение одного педагога побывавшего в Вене(опере),что из русских и советских композиторов там дают только или в большинстве Чайковского.
Рекомендую молодую исполнительницу Keri Johnsrud и ее альбом This Side Of Morning.
Кери Джонсруд поет лиричные, балладного плана, песни о любви. И хотя в текстах есть и грустные мотивы, видимо, в силу возраста Кери, в целом ее песни дышат оптимизмом, открытостью чувств, позитивом. Утро, фигурирующее в названии альбома, - это ведь время пробуждения, когда ты полон сил и новых надежд, когда солнечные лучи на рассвете заставляют верить, что все будет хорошо. И не случайны такие программные названия песен, как When Morning Downs или Everything’s Okay.
Все песни альбома написаны Кери в содружестве с пианистом сопровождающего ее квинтета музыкантов Кевином Бэйлсом. Теплый, довольно высокий голос певицы гибок и выразителен, смена настроений внутри одной песни, как в той же Everything’s Okay дается ей легко и непринужденно. Инструментальные партии органично вписаны в контекст песен и очень удачно работают на поддержку образов, создаваемых голосом Джонсруд. Вспоминаются, например, басовая линия в коротенькой Little Dream или партия гитары в A Thousand Tears. Основной же инструментальной опорой для Кери служат клавиши Бэйлса.
(28-04-2015 15:57)baheba писал(а): Мне видится это попыткой хоть как то оправдать современный авангардизм с точки зрения критика(музыка для музыкантов,картины для художников),а в основном проблема состоит в исчерпывании возможностей мелодии,гармонии,музыкальной формы и просто средств выразительности в самой музыке,ну нечем уже отличиться чтоб не раствориться в море жанров,приёмов и пр.,за что не берутся, а это уже было при чём создано более гениальными создателями,ведь никак нельзя назвать эту музыку сложной как и слаженной.
простите, но Вы всё, что только можно, смешали в одну кучу.
попробую по порядку.
музыкальный авангардизм (если рассматривать джаз и около джаза) настолько в наше время разнообразен и разнороден, что ни в каком "оправдании" совершенно не нуждается. да, разумеется, это нишевая музыка, но этих "ниш" так много, что народа, увлекающегося авангардом В СУММЕ, оказывается довольно много. посмотрите, сколько альбомов выходит, сколько концертов во всем мире проходит... весьма много.
много, но не у нас. на нашей территории у авангарда были определенные "всплески" в разное время, но с начала 90-х лет все постепенно сошло на нет. причины этого лично для меня очевидны - страну покинуло огромное количество интеллектуалов, которые как раз и были потребителями такой музыки. если я сам оглянусь в прошлое, то из всей солидной подборки приятелей и знакомых, которые слушали авангард, уехало насовсем где-то около 75-80%. а, может, и больше.
теперь дальше о музыке.
"исчерпывание возможностей мелодии,гармонии,музыкальной формы", как Вы пишете, наступило в джазе как раз в конце 50-х - начале 60-х... чистые стили traditional, боп, кул, даже модальный джаз действительно пришли к тому, что в них всё начало повторяться - действительно, и схемы импровизаций исчерпали себя, и мелодические ходы, и структура пьес. отдельные гениальные музыканты еще могли продолжать за счет невероятной фантазии, но все равно дело заходило в тупик.
именно тогда и появился фри-джаз, разделавшийся одним махом со всеми старыми схемами и представивший, казалось бы, массу возможностей. но... представить-то он представил, однако возникло два большущих "НО". первое "но" заключалось в том, что мало кто был в состоянии адекватно поддержать пионеров фри-джаза - у большинства пытающихся он приобрел по форме черты прежнего хард-бопа, только с импровизацией "без правил" (что не устраивало поклонников ни традиции, ни авангарда), а второе еще более грандиозное "но" заключалось в том, что авангардисты за редким исключением не смогли создать свои яркие узнаваемые индивидуальные стили - то, за что можно было бы "зацепиться" слушателю. грубо говоря, фри-джаз в массе своей весь был (да и сейчас есть) как бы "на одно лицо". что, разумеется, не есть гуд...
однако многие музыканты быстро поняли это ограничение фри-джаза и спонтанной импровизации и стали уходить от чистого творческого хаоса. для преодоления данного кризиса больше всего сделала, по моему мнению, компания ЕСМ со своими новыми концепциями и околоакадемического джаза, и околоэтнического джаза, и "организованного" свободного джаза... и так далее. в свое время мало кто понимал, на что замахнулся Манфред Айхер с "группкой товарищей", но сейчас отчетливо видно - не будь ЕСМ, современный интеллектуальный околоавангардный джаз мог попросту не выжить.
к ЕСМ можно относиться по-разному, но невозможно отрицать тот факт, что музыканты и продюсер этого лейбла смогли сохранить современный джаз именно, как Вы пишете, в "сложном и слаженном виде" одновременно. и получив грандиозный толчок, джаз так "попер" вширь, что сейчас многий современный авангард использует фактически только его элементы.... но все равно у публики слывет джазом...
(28-04-2015 15:57)baheba писал(а): Так же очень спорным кажется в этом смысле шаг вперёд в музыкальном материале,например "выковыривание" звука прямо из струн на деке рояля или битьё кулаками по клавиатуре не располагает к высокому,наоборот -превращение рояля в ударный инструмент(там только молоточки ударяют по струнам) намекает про прошлое,примитив в виде обруча с натянутой шкурой.Единственное Но!что так говорили во все времена,правда это было с теперь уже классикой,да и такого стремления к примитиву конечно же не было.
использование "препарированных инструментов - вообще не прерогатива и не изобретение джаза. в современной академ. музыке это начинали применять чуть ли не в первой половине ХХ века. а джаз уже потом "подхватил" подобные приемы, поскольку они дают богатые тембровые возможности, только и всего. разумеется, дело не ограничивается только фортепиано - "препарируют" или применяют нестандартную технику к самым разным инструментам.
и это вовсе не "стремление к примитиву", что Вы! напротив - довольно часто такое использование инструментов требует чрезвычайно сложной и изощренной техники...
(28-04-2015 15:57)baheba писал(а): Упоминаемое выше-если не умеешь хорошо играть,играй авангард имеет под собой основание, достаточно послушать уровень некоторых музыкантов(нет,не всех конечно).
я уже говорил - шарлатаны будут всегда, от них полностью не избавишься, но вот как раз в авангарде постоянный слушатель довольно-таки "натаскан" и опытен, потому что слушает очень разную музыку постоянно - его трудно обмануть.
здесь поклонник традиционных джазовых хитов находится в более уязвимой позиции - многим достаточно услышать красивую мелодию, и они уже довольны - для шарлатанов традиционный джаз - самое раздолье.... задолбил на память несколько чужих выигрышных пассажей - и лабай себе, не думая и не прилагая к музыке мысль!
(28-04-2015 15:57)baheba писал(а): Меня когда- то(студенчество) очень удивило сообщение одного педагога побывавшего в Вене(опере),что из русских и советских композиторов там дают только или в большинстве Чайковского.
да, Чайковский - самый исполняемый в мире русский композитор с огромным отрывом от остальных.
но исполняют, разумеется, не только Чайковского... просто на его фоне остальные несколько теряются.
да на здоровье...
- Art Ensemble Of Chicago
- дуэт Dave Holland - Dereck Bailey
- Dave Holland Quartet - альбом Conference of The Birds - один из моих любимейших фри-джазовых альбомов...
- пару ранних альбомов Яна Гарбарека, например Trypticon - чистейший фри!
- Don Cherry
- Paul Bley
- Barre Phillips
- Dave Liebman
ну есть и еще, конечно... на ЕСМ и фри-джаз отличался некоей изысканностью!
Шотландское трио Free Nelson Mandoomjazz выпустило новый альбом Awakening Of A Capital
Tracklist:
Sunn Ra)))
The Stars Unseen
The Land Of Heat And Greed
Poking The Bear
The Pillars Of Dragon
Erich Zann
Slay The Light
Beneath The Sea
Его название отсылает к написанному в 1913 году произведению итальянского футуриста, композитора, поэта и художника Луиджи Руссоло (кстати, сильно повлиявшего на Кандинского). Но такую отсылку способны воспринять лишь очень высоколобые любители музыки. Куда внятнее название стартовой, очень коротенькой композиции альбома: Sunn Ra))). Этот пятидесятисекундный, довольно жалобный вопль саксофона на фоне мерного ритма сочетает в своем названии имя легендарного фри-джазового фантазера Сан Ра и популярной американской дум-метал группы Sunn O))). Согласитесь, вполне тянет на творческий манифест, особенно в контексте всей последующей программы, которая идеально укладывается в «коридор», образованный этими двумя именами.
И уже следующая, вторая, композиция альбома The Stars Unseen наглядно подтверждает вышесказанное. Для автора этих строк данная пьеса вообще стала персональным фаворитом. Медленно и очень (просто очень-очень) красиво парит в пространстве звук саксофона Ребекки Снеддон под медитативно-давящий ритм баса Колина Стюарта и ударных Пола Арчибальда. Грустная, но потрясающе притягательная музыка, которую я бы назвал этаким европейским блюзом, из которого удалены все характерные «черные» нотки.
Я упомянул здесь самую сильную, на мой вкус, композицию, а вот слабую не назову. По моему разумению таковые в этом очень ровном альбоме отсутствуют. Зато отмечу индивидуальное мастерство каждого из участников трио. Ребекка Снеддон отменно владеет языком фри-джаза, ее саксофон умеет кряхтеть, стонать, выть, но умеет и выводить удивительной красоты тему, как в Slay The Light. Басист Стюарт великолепен в The Land Of Heat And Greed, а вместе с Арчибальдом создает метрономной четкости мрачный бэкграунд для импровизаций Снеддон.
Словом, альбом мне очень понравился, а Free Nelson Mandoomjazz уверенно зачисляю в ряды своих любимцев. И не один я. В промежутке между двумя релизами на RareNoise Records группа много и с успехом гастролировала по Европе, а куратор Берлинского джазового фестиваля Берт Ноглик вручил Free Nelson Mandoomjazz персональное приглашение на свой престижный джазовый форум. Похоже, трио из Эдинбурга ждет хорошее будущее.
(29-04-2015 07:32)alex0665 писал(а): Шотландское трио Free Nelson Mandoomjazz выпустило новый альбом Awakening Of A Capital
........
Его название отсылает к написанному в 1913 году произведению итальянского футуриста, композитора, поэта и художника Луиджи Руссоло (кстати, сильно повлиявшего на Кандинского). Но такую отсылку способны воспринять лишь очень высоколобые любители музыки. Куда внятнее название стартовой, очень коротенькой композиции альбома: Sunn Ra))). Этот пятидесятисекундный, довольно жалобный вопль саксофона на фоне мерного ритма сочетает в своем названии имя легендарного фри-джазового фантазера Сан Ра и популярной американской дум-метал группы Sunn O))). ..........
если честно, то не понял, зачем эта группа пародирует обложки известных джазовых альбомов и их названия (в данных приведенных выше случаях это работы Сонни Роллинза "Saxophone Colossus" и Орнетта Коулмена "The Shape Of Jazz To Come") - музыкального повода для этого имхо нет никакого...
музыка группы забавна, но на мой взгляд и не более того - занудновато и очень-очень всё схематично - похоже друг на друга. найдена какая-то необычная стилистика, но эксплуатируется уж явно чрезмерно.
(29-04-2015 01:23)gene_d писал(а): да на здоровье...
- Art Ensemble Of Chicago
- дуэт Dave Holland - Dereck Bailey
- Dave Holland Quartet - альбом Conference of The Birds - один из моих любимейших фри-джазовых альбомов...
- пару ранних альбомов Яна Гарбарека, например Trypticon - чистейший фри!
- Don Cherry
- Paul Bley
- Barre Phillips
- Dave Liebman
ну есть и еще, конечно... на ЕСМ и фри-джаз отличался некоей изысканностью!
Не хочется вступать в полемику,но ЕСМ-да,это авангартный лейбл,но прежде всего ,заточенный на Нью эйдж,фьюжн и другие стили нетрадиционного и экпериментального джаза.И музыканты, которые в разное время отметились наличием фри-джазовых работ,не обязательно выпускают фри -джазовые альбомы на подписавшем из лейбле ЕСМ.Для почитателей фри-джаза есть специализированные рекорд лейблы.При желании их можно найти в соответствующей информации о них.
(29-04-2015 10:33)element писал(а): Не хочется вступать в полемику,но ЕСМ-да,это авангартный лейбл,но прежде всего ,заточенный на Нью эйдж,фьюжн и другие стили нетрадиционного и экпериментального джаза.И музыканты, которые в разное время отметились наличием фри-джазовых работ,не обязательно выпускают фри -джазовые альбомы на подписавшем из лейбле ЕСМ.Для почитателей фри-джаза есть специализированные рекорд лейблы.При желании их можно найти в соответствующей информации о них.
уважаемый element, если Вам не хочется вступать в полемику по поводу лейбла ЕСМ, то зачем же отрицать очевидное касательно этого лейбла?
если Вы не верите, что там записывался настоящий фри-джаз, то, пожалуйста, не предпринимайте много попыток - достаточно послушать один-единственный альбом: Jan Garbarek "Triptykon".
поверьте, он такой там далеко не единственный.
ЕСМ записывает самую разную музыку, за исключением традиционной и "прикладной" (типа нью-эйджа). всё остальное у них можно найти. не в равной пропорции, конечно, но можно. Вы упомянули нью-эйдж касательно ЕСМ - это одно из самых распространенных заблуждений. нью-эйдж этот лейбл никогда не выпускал и не выпускает - другое дело, что кое-какие их записи попадали в нью-эйджевские чарты и даже в номинации Грэмми... но это уже не музыкальные, а маркетинговые "ходы", причем не со стороны лейбла.
Ну и что? ..... .Ранему Гарбареку присущи "искания".И бОльшая аудитория слушателей лейбла ценят лейбл не за такую навороченную музыку,а за передовые позиции(авангард) и отточенное режиссёрами и операторами качество записи.А фри- джаз любители могут послушать и в других местах,иначе лейбл лишится поклонников.А то,что очевидное,так я начал слушать ЕСМ-овских артистов во второй половине 70-х годов.То есть -в то время,когда Вы,gene_d,ещё и не слышали о таком лейбле.И давайте на этом закончим полемику.Лады?
ну давайте закончим... давайте.
я честно говоря так и не понял смысла полемики, так что тем более лучше с ней покончить!
а в самом деле... это когда ж я первый раз услышал ЕСМ-овские записи...
восстановить трудно истину, поскольку это явно было в записи, но что-то говорит мне о том, что это была запись "Кельнского концерта" Джаррета, и произошло это около 1980-81 г. ну или 82, но не позже.
да, у Вас несомненный приоритет!!! снимаю шляпу...
Совершенно случайно открыл для себя Peter Cincotti. Рекомендую к прослушиванию песню "Come Live Your Life With Me" из дебютного альбома 2003 года Peter Cincotti.
Также рекомендую You don't know me из альбома "On the Moon"
в последние времена стали весьма популярны "сладкие джазовые парни"... John Pizzarelli, Michael Buble, Peter Cincotti, или "сладкие джазовые дедушки" вроде Тони Беннета или Боба Дороу...
мне из этой когорты больше всего по душе пришелся Джейми Каллум.
у него есть в манере нечто объединяющее традицию и современность... такое я всегда как-то предпочитал.
а если взять экспериментаторов и новаторов, то есть такой достаточно немолодой но и не старый музыкант Theo Bleckmann. ну оооочень любопытный у него стиль.