с возрастом постепенно (во всяком случае у меня) область восприятия музыки смещается от эмоциональной в интеллектуальную сторону.
та музыка, которая кроме голых эмоций вообще ничего дать не может, давно отпала сама собой за полной потерей интереса, остальная музыка "поделилась" на несколько "разделов" - причем уже вне зависимости от жанра и стиля.
в одном разделе осталась та музыка, которая давно и хорошо знакома, вызывает почти всегда одни и те же ассоциации, но, к счастью, не совсем уж одинаковые - и в ней до сих пор можно неожиданно обнаружить что-то новое - в каких-то моментах... это происходит оттого, что музыка эта достаточно глубока, чтобы можно было "расти вместе с ней". начинается данный раздел, пожалуй, с Эллингтона...
во втором разделе - то, что вызывает неоднозначные ассоциации - то есть оно явно и "в стиле" и "в тренде" и "в классе"... но никак невозможно определить, будет оно в итоге "в конечном подборе" или не будет... но в качестве и в стилистической верности самого музыкального материала сомнений уже нет. все же невозможно быть абсолютно "всеядным" - даже в отношении заведомо подходящей музыки.
третий раздел - то, что неумолимо и неотвратимо "попадает в яблочко" - и не то, чтобы сомнений уже не вызывает, а вообще не представляется возможным интеллектуальное существование без такой музыки.
...вообще-то таких "разделов" больше четырех, но условно в четвертый раздел (чтобы не разводить здесь лишнее теоретизирование) "сложу" те сочетания звуков и тишины, которые требуют дополнительного пристального изучения - невозможно сразу определить в принципе, заинтересует ли такая музыка меня в обозримом будущем....
разумеется, постоянно происходят всяческие перемещения разной музыки из раздела в раздел... вот не так давно из четвертого раздела пока что во второй попал молодой израильский контрабасист, композитор Адам Бен Эзра, который за яркой виртуозностью, похоже, целенаправленно скрывает растущее и растущее содержание. в его игре и композициях постепенно становится меньше шоу (с чего он, собственно, начинал), и все больше собственно МУЗЫКИ.
что радует!
Для того, чтобы верно указать направление дальнейшего движения, надо вытащить палец из носа и решительно ткнуть им в нужном направлении.
Если намек понят правильно, то все пальцы должны сойтись в одной точке - точке, заданной координатами 2 Degrees East, 3 Degrees West. И определил эту точку в доглонассовскую эпоху Гранд Энкаунтер, джазовый пианист и композитор Джон Льюис.
Вот тот замечательный альбом. Он, в числе немногих, и есть прекрасный и вечно живой джаз. Честно говоря, услышав этот альбом впервые, застыл, как зачарованный. И не сошел с места, пока не дослушал его до конца. От корки до корки. Было это в одном большом столичном музыкальном магазине, вечером, уже перед закрытием. - До сих пор очень отчетливо помню и тот вечер, и те впечатления.
И вот слушаю "Гранд энкаунтера", который издавался и как "2 Degrees East, 3 Degrees West", вот уже лет пятнадцать. И наслушаться не могу. - Чего и вам желаю.
John Lewis - Grand Encounter (1956 г).
Трек-лист:
1. Love Me or Leave Me
2. I Can't Get Started
3. Easy Living
4. Two Degrees East, Three Degrees West
5. Skylark
6. Almost Like Being In Love
А музыканты какие!
- John Lewis (p),
- Bill Perkins (ts),
- Jim Hall (g),
- Percy Heath (b),
- Chico Hamilton (dr).
в книге советского музыковеда И.Образцовой "О музыке и музыкантах", вышедшей в Москве в издательстве "Молодая Гвардия" в 1952 году, есть малюсенькая глава ... о джазе.
привожу ее в слегка сокращенном виде:
Цитата:"ВЗБЕСИВШАЯСЯ МУЗЫКА
Что же в области музыкального искусства делается в капиталистических странах? <...>
Симфонические концерты терпят убыток, потому что народ буржуазных стран слишком беден, чтобы попасть в театры и на концерты. А буржуа не интересует серьезная хорошая музыка, которая передает настоящие глубокие переживания и осмысливает исторические события. Капиталист согласен слушать только музыку, которая способна развлечь его. Капиталист признает музыку кафе и ресторанов, а ее ни к чему играть симфоническому оркестру. Джазы различных составов, всевозможные sweet (сладкие), hot (горячие), свинг, буги-вуги, би-боп и так далее призваны создавать музыку современной буржуазии.
...современный джаз уже ничего не сохранил от красоты негритянских песен и танцев. Великий писатель Горький в знаменитой своей статье "О музыке толстых" писал, характеризуя музыку джазового оркестра: "Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых".
Горький с гениальной чуткостью понял классовую сущность джазовой музыки. Извращенные вкусы империалистической буржуазии уже не вос-принимают здоровую музыку. Только необычные какофонические сочетания звуков могут расшевелить тупых разболтанных слушателей джаза.
Музыкальные инструменты джазового оркестра, в сущности, те же, что и в других оркестрах. Но, попадая в джазовый оркестр, инструмент как бы теряет свою музыкальную привлекательность и перестает быть самим собой. Рояль, например, используют как ударный инструмент, на нем играют даже кулаками. Джаз исказил звучание фортепиано, придал ему холодность и сухость барабана и банджо, приучил из тромбона и саксофона извлекать воющие звуки, злоупотреблять звучаниями медных и духовых и даже таких певучих, как скрипка.
Звучность джаза построена на неестественных звуках, насилующих природу этих инструментов, и уродливых способах игры на них. Инструменты джаза скрежещут, взвизгивают, гогочут, скрипят.
Дикие завывания и квакающие звуки джаза противны людям со здоровым, неиспорченным слухом. Приемы джазового исполнения калечат музыкантов. Пианист, играющий кулаком, утрачивает навыки игры, и пальцы его теряют гибкость; скрипач теряет точность игры в полутонах, уменье чисто сыграть мелодию. Хуже всего приходится музыкантам-духовикам. Они "теряют губы", а вместе с тем и безвозвратно теряют свою профессию.
Губы музыканта-духовика дополняют его инструмент. От умения "сохранить губы", от их упругости зависит и чистота тонов и красота звучания инструмента. Если же приходится извлекать воющие звуки джазовой музыки, то губы приучаются к неестественному положению, рот кривится, мускулы рта расслабляются. После нескольких лет игры в джазовом оркестре музыкант безнадежно "распускает губы", он более не способен играть в других концертных ансамблях, он дисквалифицирован. Пройдет еще немного времени, и музыканта безжалостно выбросят на улицу, он не сможет играть и в самом джазе. Но в капиталистическом обществе никого не тревожит судьба неудачного музыканта, — безработных музыкантов целая армия, выбывшего заменит другой.
Такова музыка современного капиталистического мира, она калечит и слушателей, и исполнителей. Ее осудил советский народ, и это записано в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года и в решении I-го всесоюзного съезда советских композиторов."
дискутировать с таким тотальным враньем как-то даже неудобно, но есть пара ремарок.
...что касается отрывка из памфлета Горького "О музыке толстых", то человек, хорошо знающий джаз, может, прочитав его, сразу определить: у писателя начисто, полностью отсутствовало чувство ритма. Вернитесь к его словам и приглядитесь, что именно он пишет о звучании свингового биг-бэнда: "...хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому...". Это означает только то, что Горький был не в состоянии понять музыкальную сущность джаза: для него постоянные мелкие отклонения ритма и мелодии от сильных и слабых долей такта, что составляет один из главных признаков свинга, означали просто разрушение ткани музыки.
и еще - по поводу "упадка симфонической музыки в США" того времени. дело обстояло с точностью до наоборот. в 30-е годы в Америке заработал Федеральный музыкальный проект, в рамках которого проводились концерты по всей (буквально всей, включая сельскую) территории США. за два с половиной года прошедших с начала проекта, мероприятия с симфонической музыкой посетило 95 (девяносто пять!!!) миллионов человек! ничего себе цифра, а? это был первый в современной истории такой опыт внедрения искусства действительно в МАССЫ - и он удался! (а в продолжение темы - классическая музыка была тогда и вплоть до 70-х лет главной темой радиотрансляций в США).
..............................................
далее для продолжения темы совершенно необходимо указать, как обстояли дела с джазом в нацистской Германии.
джаз был официально запрещен Гитлером в 1933 году: у него эта музыка вызывала просто почти животную ненависть. это, впрочем, не значит, что ее в Германии не играли вообще — например, Геббельс покровительствовал некоторым джазовым оркестрам, и им разрешалось выступать, но строжайшие предписания при этом ограничивали репертуар, стиль и даже набор инструментов. похожие тенденции наблюдались и в послевоенном СССР, просто они не были так дотошно, с немецкой пунктуальностью зарегламентированы.
читая документ, приведенный ниже, трудно представить себе, что его сочиняли люди, гордящиеся принадлежностью к народу, давшему миру Бетховена и Гете. цитируемое предписание — шедевр бюрократической мысли, пытающейся добиться тотального контроля над окружающей действительностью во всех ее проявлениях.
исполнение джаза в национал-социалистической Германии регламентировалось распоряжением Рейхсмюзикфюрера министерства культуры III Рейха следующим образом:
Цитата:"Приказываю:
1. Произведения в ритме фокстрота (так называемый свинг) не могут превышать 20 процентов репертуара оркестров танцевальной и развлекательной музыки.
2. В репертуаре так называемого джазового типа должны преобладать мажорные пьесы, а также тексты, провозглашающие радость жизни ("Сила через радость"), нежели минорные и еврейско-пессимистические.
3. Темп следует предпочитать быстрый, а не медленный (как, например, блюз). В то же время темп не должен превышать надлежащей степени allegro в соответствии с арийской умеренностью и чувством дисциплины. Ни в коем случае не следует допускать негроидальной распущенности в ритме так называемого хот-джаза или в сольных выступлениях (так называемых брейках).
4. Так называемая джазовая композиция может содержать не более 10 процентов синкоп, а остальное должна составлять музыка, связанная способом натуральным, плавно и без истеричных ритмических переходов, характерных для музыки варваров и возбуждающих низменные инстинкты, чуждые немецкому народу (так называемые риффы).
5. Строго запрещается применение инструментов, чуждых немецкому духу (так называемых каубеллз, флексатонов и щеток), всякого рода глушителей (сурдин), которые преобразуют благородное звучание духовых инструментов в жидомасонскую какофонию (так называемые уа-уа, ин хэт и другие).
6. Запрещается исполнение сольных партий на ударных инструментах, превышающих 1/2 такта в размере четырех четвертей (за исключением стилизованных войсковых маршей).
7. В так называемых джазовых композициях разрешается игра на контрабасе при помощи смычка. Вместе с тем запрещается игра пальцами, от которой страдают и инструмент, и арийский музыкальный вкус. Если в соответствии с характером музыки необходимо так называемое пиццикато, то надлежит исключить возможность ударения струны о гриф инструмента, поскольку это строго запрещено.
8. Запрещается провокационное вставание при исполнении сольных партий.
9. Во время исполнения произведений запрещаются выкрики музыкантов.
10. Всем оркестрам развлекательной и танцевальной музыки рекомендуется ограничить применение всех видов саксофонов и заменить их виолончелями, альтами и соответствующими народными инструментами."
ну, здесь, как говорится - no comments...
...уф!
после чтения ТАКИХ текстов - очень поучительных с исторической точки зрения, но вызывающих мерзкое чувство по прочтении, совершенно необходимо немного "освежиться" джазом!
"Серенада солнечной долины" - ни разу никакой не негритянский джаз, а лощеная белая благозвучная (в том числе и по нацистским меркам) эстрада.
в СССР на концерты классики народу ходило (и продолжает ходить) очень немного (за исключением ведущих залов и на лучших солистов, что по объему совсем немного). распространялись билеты в основном "в нагрузку" через профсоюзы. цифра в несколько десятков миллионов посещений концертов классики в год не могла тогда даже и присниться в смелых мечтах. а "из каждого утюга" звучали в основном всякие песни и симфоэстрада. серьезный симфонический или концертный репертуар звучал по радио и ТВ не так уж часто, как это сейчас любят говорить. это я прекрасно помню и сам.
в нашем полуторамиллионном городе была (и осталась) одна филармония и один оперный, где серьезные концерты с классикой шли (и идут) даже не каждый день. даже чисто физически больше 500 тыс. человек в год не могут посетить концерты классики. а если реально - не больше 100 тыс.
неожиданно открыл для себя превосходного французского пианиста и композитора по имени Stephan Oliva. он далеко не из молодежи - 1959 г.р.
оказалось, что как сайдмена я его слышал и раньше в некоторых проектах (в том числе в ансамбле Пола Мотиана), но вот с его сольным творчеством довелось столкнуться впервые и ощущения от этого знакомства - самые-самые положительные.
интересный стиль, в общем-то никого совершенно не напоминающий, сильные композиторские решения, и если вкратце, то его музыка - это такой медитативный джаз с определенной, хоть и небольшой "примесью" современного академизма.
кому интересно - вот результаты последнего опроса критиков журнала DownBeat в рубриках "Лучший музыкант года", "Лучшая группа года" и "Лучший альбом года".
с лучшим альбомом все понятно - там оценивался конкретный музыкальный продукт, а с музыкантом и группой положение менее очевидное - они оценивались, так сказать, "по совокупности", поэтому списки частенько на первый взгляд не очень коррелируют друг с другом. однако это естественно, потому что релизы - это только часть деятельности музыканта.
цифры, как всегда, означают итоговое количество баллов.
BEST JAZZ ARTIST
Vijay Iyer ................................... 80
Anat Cohen ................................ 68
Ambrose Akinmusire .................... 65
Charles Lloyd ............................. 61
Mary Halvorson .......................... 59
Christian Scott aTunde Adjuah ......59
Wadada Leo Smith ..................... 59
Fred Hersch............................... 56
Esperanza Spalding .................... 53
Terri Lyne Carrington ................. 51
Chick Corea ............................. 49
Cecile McLorin Salvant ............... 49
John McLaughlin ....................... 48
Kamasi Washington ................... 48
Christian McBride ...................... 47
Jason Moran ............................ 43
Roscoe Mitchell ......................... 42
Bill Frisell ................................. 41
Robert Glasper .......................... 40
Henry Threadgill ........................ 39
BEST JAZZ GROUP
Vijay Iyer Sextet ..................................................... 69
Fred Hersch Trio ...................................................... 67
Charles Lloyd & The Marvels ...................................... 66
Matt Wilson’s Honey and Salt…................................... 51
The Bad Plus .......................................................... 50
Rudresh Mahanthappa’s Indo-Pak Coalition................... 50
Jane Bunnett & Maqueque ....................................... 47
Allison Miller’s Boom Tic Boom ................................... 47
Henry Threadgill Zooid ............................................ 47
Ambrose Akinmusire Quintet ..................................... 46
Steve Coleman &Five Elements ................................. 45
Snarky Puppy ......................................................... 43
The Cookers .......................................................... 40
Keith Jarrett Standards Trio ...................................... 40
Joe Lovano & Dave Douglas’ Sound Prints Quintet. ........40
Brian Blade & The FellowshipBand .............................. 39
Miguel Zenón Quartet ............................................. 37
Dave Holland Quintet .............................................. 36
Wadada Leo SmithGolden Quintet ............................. 33
Wayne Shorter Quartet ........................................... 32
BEST JAZZ ALBUM
Cecile McLorin Salvant, Dreams And Daggers (Mack Avenue) ................ 62
Anat Cohen Tentet, Happy Song (Anzic) ........................................... 61
Charles Lloyd New Quartet, Passin’ Thru (Blue Note)………...................... 59
DeJohnette/Grenadier/Medeski/Scofield, Hudson (Motema) ................... 56
Ambrose Akinmusire, A Rift In Decorum (Blue Note) ............................. 46
Matt Wilson, Honey And Salt (Palmetto) ............................................ 44
Jaimie Branch, Fly Or Die (International Anthem) ................................. 42
Fred Hersch, Open Book (Palmetto) .................................................. 37
Bill Charlap Trio, Uptown, Downtown (Impulse!) ................................. 36
Chick Corea, The Musician (Concord)................................................ 35
Ron Miles, I Am A Man (Enja/Yellowbird) ............................................ 35
Steve Coleman’s Natal Eclipse, Morphogenesis (Pi) .............................. 34
John Beasley, MONK’estra, Vol. 2 (Mack Avenue) ................................ 33
Rudresh Mahanthappa’s Indo-Pak Coalition, Agrima (Self) ..................... 33
Tyshawn Sorey, Verisimilitude (Pi) .................................................... 33
Julian Lage, Modern Lore (Mack Avenue) ........................................... 31
Roscoe Mitchell, Bells For The South Side (ECM) ................................. 29
Mary Halvorson, Code Girl (Firehouse 12) ........................................... 28
Vijay Iyer Sextet, Far From Over (ECM) ............................................ 28
Amir ElSaffar Rivers Of Sound, Not Two (New Amsterdam) .................... 27
Jazzmeia Horn, A Social Call (Prestige) .............................................. 27
Christian Scott aTunde Adjuah, Diaspora (Ropeadope/Stretch) …..........….27
Esperanza Spalding, Exposure (Concord)............................................ 27
Nicole Mitchell, Mandorla Awakening II: Emerging Worlds (FPE) .............. 26
Lizz Wright, Grace (Concord) ……………………………………............................ 26
The Bad Plus, Never Stop II (Legbreaker) .......................................... 25
Christian Scott aTunde Adjuah, Emancipation Procrastination (Ropeadope)... 25
Wadada Leo Smith, Solo: Monk (Tum) ............................................... 25
Kamasi Washington, Harmony (Young Turks) ....................................... 25
Bill Frisell & Thomas Morgan, Small Town (ECM) ................................... 24
Linda May Han Oh, Walk Against Wind (Biophilia) ................................. 23
Louis Hayes, Serenade For Horace (Blue Note) .................................... 22
Jamie Saft, Solo A Genova (RareNoise) ............................................. 21
Wadada Leo Smith, Najwa (Tum) ..................................................... 21
Joshua Abrams, Simultonality (Eremite) ............................................. 20
Fabian Almazan & Rhizome, Alcanza (Biophilia) .................................... 20
Chris Potter, The Dreamer Is The Dream (ECM) ................................... 20
Regina Carter, Ella: Accentuate The Positive (OKeh) ........................... 19
Kurt Elling, The Questions (OKeh) .................................................... 18
Eddie Palmieri, Sabiduria (Ropeadope)................................................ 18
--------------------------------
бэнд кларнетистки Анат Коэн - "Anat Cohen Tentet" - занял дружное второе место в двух категориях - "лучший артист" и "лучший альбом".
Анат Коэн представляет слушателю много музыки в русле традиционного джаза и делает это очень интересно, живо и разнообразно - намного интереснее, чем, скажем, Уинтон Марсалис.
(07-10-2018 21:38)gene_d писал(а): и еще - по поводу "упадка симфонической музыки в США" того времени. дело обстояло с точностью до наоборот. в 30-е годы в Америке заработал Федеральный музыкальный проект, в рамках которого проводились концерты по всей (буквально всей, включая сельскую) территории США. за два с половиной года прошедших с начала проекта, мероприятия с симфонической музыкой посетило 95 (девяносто пять!!!) миллионов человек! ничего себе цифра, а? это был первый в современной истории такой опыт внедрения искусства действительно в МАССЫ - и он удался! (а в продолжение темы - классическая музыка была тогда и вплоть до 70-х лет главной темой радиотрансляций в США).
Это полная ложь. Получается что два с половиной года каждый день посещало концерты 105 000 человек. Это просто нереально. Тут уже американцы приврали
население США в 30-е годы составляло примерно 130 миллионов человек.
95 миллионов посещений концертов классической музыки означает всего лишь то, что за 2,5 года большинство американцев хотя бы один раз побывало на мероприятии. а если учесть, что многие бывали там чаще - раз в пару месяцев - то даже и не большинство...
и чего здесь такого физически нереального?
тем более, что в каждом американском городе были (и есть) классические оркестры - и большие и малые. и концертные залы тоже - даже в маленьких городишках. а оркестры выезжали в том числе и в глубинку - проект предусматривал на это бюджет. в том числе и очень дешевые билеты, и соответствующую пропаганду мероприятий.
(19-10-2018 11:24)gene_d писал(а): результаты последнего опроса критиков журнала DownBeat в рубриках BEST JAZZ ARTIST
Esperanza Spalding .................... 53
BEST JAZZ ALBUM
Esperanza Spalding, Exposure (Concord)............................................ 27
этот оцениваемый её альбом не слушал,
но, кстати, и её предыдущий фьюжновый "Emily's D+Evolution" (2016) был БОМБА!
вот лишь некоторые треки из него:
Бьёрнстад Кетиль- норвежский пианист, композитор, писатель, джазмен.
Лауреат множества премий с том числе премия Spellemannprisen за лучшую инструментальную запись. Уже в течение 30 лет работает в стиле импровизационной музыки. Одно время сотрудничал с виолончелистом Дэвидом Дарлингом , барабанщиком Юном Кристенсеном и гитаристом Терье Рюпдалем. Ксожалению на известном ресурсе не мало его альбомов но в лучшем случае во Flack. Не все его альбомы лично мне понравились,но те что я понял и близки мне это действительно МУЗЫКА. Как о его музыке сказал неизвестный мне автор:” Когда у Кетила Бьернстада зажигается спичка, зажжённая Ману Каче, а внутри тебя появляется свет , и потом из пустоты появляется Дэвид Дарлинг с виолончелью настолько настоящий, что, слушая в полной темноте, на, практически минимальной громкости, каждый раз вздрагиваешь от неожиданной чудесной реальности, которой, собственно, и есть Музыка”. Снимаю шляпу перед такой формулировкой. Вот и ответ на вечный вопрос как должна звучать аппаратура. Даю ссылки на его альбом в хорошем качестве и книги (сам пока не читал).
A Passion for John Donne-2014 г.
t=4966100
Трилогия Акселя Виндинга
t=4538701
Говорить о музыке все равно,что танцевать об архитектуре. (Френк Заппа).Чем старше и мудрее человек,тем меньше ему хочется выяснять отношения.Хочется просто встать,пожелать всего хорошего и уйти.