Victor062019, если джазмены в 50-х за свою музыку (записи, концерты, клубы, авторские) получали неплохие деньги, значит их музыка была реально востребована... то есть обладала определенной популярностью.
не такой, как у тогдашней попсы, ясен пень, но тем не менее.
а еще раньше, когда определенная часть джаза сама была попсой, всё обстояло еще веселее.
впоследствии, когда джаз (после своей последней попытки стать массово популярным в эпоху джаз-рока) окончательно стал "нишевой" музыкой, разговор может идти только о популярности в пределах этой ниши.
поэтому-то я изначально и завел разговор о том, что поп-музыка в своих поисках берет порой кое-что из джаза, но всё равно джазом от этого уже никак не становится...
(18-04-2021 10:47)CTAC писал(а): Да, жить-то как- то надо было. Тем более жить хотелось хорошо, наркота она не дешевая, если качественная.
Miles всегда держал нос по ветру. Надо признать делал он всё талантливо. Только таких как он единицы были и их больше не будет, это факт.
так то оно так, только талантливые люди всегда есть, и будут, хотя возможно и не такие
(18-04-2021 10:47)CTAC писал(а): Сегодня джазом можно заработать только... Поэтому занимаются им теперь аматорски, ну и результат тоже аматорский, если не сказать твёрже. Музыка - это профессия и соответственно тяжелый труд, а труд без оплаты не даёт качественных результатов. Теперь записывают много чего, всё подряд, только слушать это всё может только наш редактор, ему всё нравится в джазе, ну кроме Кобзона конечно
с деньгами сложно все, во-первых музыканту обычно сравнительно немного достается, надо же целую индустрию кормить, а во-вторых даже с тем что достается надо уметь обращаться, опасная это штука деньги, типа динамита
UncleStas123, по-простому нельзя не поэтому, а потому что серьезное искусство к окончательно простому не редуцируется никак.
а попсу и редуцировать не надо - она и есть сама простота....
ЗЫ: многий современный джаз по многим своим параметрам - это уже почти академическая музыка....
(18-04-2021 16:47)UncleStas123 писал(а): Занятно. А чем, по-вашему, отличаются джаз и не-джаз? Вообще, глобально, джаз - это расширение чего-то меньшего? или это ограничение чего-то бОльшего?
джаз - это тотальная композиторская и исполнительская свобода.
джазмен - это музыкант, у которого хватает таланта на то, чтобы самому себе устанавливать ВСЕ правила для творчества, и, разумеется, им полностью следовать.
настоящий джаз - это полное отсутствие шаблонов.
не-джазовая музыка почти целиком делается по определенным шаблонам. (академич. музыку оставляю в стороне).
многое из джаза, впрочем, тоже использует шаблоны - но это от недостатка таланта автора (все на это не способны) - и такой джаз в определенной степени теряет интересность. остается шарм, "заряженность" и кое-что другое, а интерес - пропадает.
(18-04-2021 16:47)UncleStas123 писал(а): А вот настоящее - легко редуцируется, так что великие шедевры почти всегда можно намычать себе под нос
ошибка.
то, что вы можете, так это легко напеть себе под нос ГЛАВНУЮ ТЕМУ из великого шедевра... а вот попробуйте-ка "намычать" ЦЕЛИКОМ Пятую Бетховена или "A Love Supreme" Колтрейна?? а? слабо??
редуцирование великого - это не значит сведение его к главной теме.
это означает, чтобы и тема и развитие в целом сохранились, но стали ближе, яснее, лаконичнее, доходчивее... джаз умудряется так порой поступать со старой классикой. (а вот кроссовер уже не умеет - там главенствует голая тема).
(18-04-2021 16:47)UncleStas123 писал(а): нужно уточнить - почти современная академическая музыка,... а то и "современная академическая почти музыка"
Цитата:вспоминается известный случай с miles в конце 50х (по памяти), он конечно уже был супер звезда, ездил на lamborghini и пр, так вот вышел он из своего клуба в нью йорке вечером покурить, там полицейский дежурит на улице, и спрашивает его мол чего здесь делаешь, miles говорит работаю здесь (он каждый день там выступал), полицейский спрашивает кем (они всегда подобные вопросы задают, следят за реакцией), miles тут и ляпнул "я miles, а ты кто", имея в виду что по крайней мере на этой улице его все должны знать (как и колтрейна), после чего был взят за шиворот, и провел ночь в полицейском участке, вроде бы даже фингал получил, с дюком в тридцатых такое вряд ли могло случиться
А мог бы и застрелить. Повезло....
Пример Кита Джарета, не пример вообще. Малый состав, где Джарет является лидером, от лидера зависит. Лидер ведёт всю композицию и держит её на себе. Остальные только подъигрывают не выходя из тональности.
(18-04-2021 18:21)element писал(а): Пример Кита Джарета, не пример вообще. Малый состав, где Джарет является лидером, от лидера зависит. Лидер ведёт всю композицию и держит её на себе. Остальные только подъигрывают не выходя из тональности.
это тоже не так.
"Standard" трио Джаррета не имеет формального лидера.
у них всё решается по консенсусу... они даже репертуар заранее не согласовывали, а играли то, что сразу всем троим приходит в голову - и здесь импровизировали тоже... и если их послушать внимательно, то слышно, что ударник и басист вовсе не просто "подыгрывают в тональность".
и они кстати НИКОГДА не репетировали свои выступления.
обо всем этом давно известно из массы интервью от всех троих.
но трио у Джаррета в импровизационной музыке даже не главное - главное тут, это его сольные многочисленные концерты и записи.
это всё 100% спонтанная неподготовленная импровизация.
вспоминается из какой-то неплохой книжки про индуизм, история про брахмана которого спросили: что такое индуизм?
он ответил типа если будете праведно жить, вам повезет, и в следующей реинкарнации родитесь в варне брахманов, то в 8 лет начнете учебу, изучите санскрит, выучите наизусть основные 4 веды, станите дважды рожденным как птица из яйца, в 30 лет пройдете испытания, и тогда наконец узнаете что такое индуизм, осталось только применить это к джазу, есть таки чему поучиться у индусов
(18-04-2021 18:45)element писал(а): ну у меня даже руки опустились после таких разъяснений об игре музыкантов в составе.
Это ж надо...
element, это не абсолютно в любом составе... это имелось в в иду в данном конкретном Standard Trio Джаррета-Пикока-ДеДжонетта.
конечно, принцип "явный лидер + сайдмены" в джазе еще существует, но в основном в мейнстримовых стилях, которые родом из хард-бопа или пост-традиции.
а в современном джазе лидер в малом коллективе - это лишь номинальная роль. вот возьмите например трио Карла Блей - Стив Суоллоу - Энди Шеппард - любые их альбомы... формально там лидер - Блей, но фактически все участники трио в музыке абсолютно равноправны... никто никому не "подыгрывает в тональность", все играют полноценные свои партии.
да, это трудная задача - чтобы такой джаз, где все исполнители играют фактически свою музыку - оставался слаженным, логичным, гармоничным... но ведущие музыканты и не ставят себе легких задач!
синергия, получающаяся в итоге, искупает все трудности... гениального джаза сегодня хватает. кто не слышит - тот просто не хочет слышать.
Новое для меня имя - BOKANI DYER, южно- африканский пианист.
Замечательный концерт в составе трио:
p. Bokani Dyer
b. Romy Brauteseth
d. Spelelo Mazibuko
последняя работа норвежского пианиста Эйольфа Дале: Eyolf Dale Trio – Being
норвежский фортепианный джаз во всей своей красе - гармоничный в целом, но "шершавый" в деталях, ожидаемый по саунду, но непредсказуемый в тех же композиторских частностях... короче, то, что обязательно надо слушать и получать все виды удовольствия - и интеллектуальное и эмоциональное!
(18-04-2021 20:20)gene_d писал(а): а в современном джазе лидер в малом коллективе - это лишь номинальная роль. вот возьмите например трио Карла Блей - Стив Суоллоу - Энди Шеппард - любые их альбомы... формально там лидер - Блей, но фактически все участники трио в музыке абсолютно равноправны... никто никому не "подыгрывает в тональность", все играют полноценные свои партии.
да, это трудная задача - чтобы такой джаз, где все исполнители играют фактически свою музыку - оставался слаженным, логичным, гармоничным... но ведущие музыканты и не ставят себе легких задач!
синергия, получающаяся в итоге, искупает все трудности... гениального джаза сегодня хватает. кто не слышит - тот просто не хочет слышать.
(25-04-2021 19:37)vltk писал(а): ...те же не могущие оторваться от нотной партитуры.
нотная партитура в джазе означает нечто иное, чем нотная партитура в других жанрах.
в джазе в партитуре записано не всё, а только основные темы и трудные моменты. и ведь за все время одной вещи ноты ни разу не переворачивали.
по сути это просто "напоминалка"...
но и это бывает не всегда.
перед Кейтом Джарретом в видеозаписях нот я никогда не видел. или почти никогда... не припомню.