Попробуйте посмотреть Сериал Кена Бернса "Джаз". Русская версия 12 серий
здесь о сериале
jazz.ru/kenburnsjazz/default.htm
721 мин. - превосходный подарок любителям джаза, коллекционерам, специалистам
и тем, кто еще только начинает интересоваться уникальным видом музыкального искусства - джазом!
удачи
(11-02-2011 00:36)iLMe57 link писал(а):Вам тоже посоветую посмотреть Сериал Кена Бернса \"Джаз\". Русская версия 12 серий
здесь о сериале
jazz.ru/kenburnsjazz/default.htm
Для выбора личных предпочтений могу посоветовать
интернет-радио 101.ru - jazz - smoot jazz.
В бегущ. строке видно каждого исполнителя,
выбирайте и ищите.
Прошу совета на что обратить внимание из джаза постсоветского пространства,ну и конечно же украинского.В качестве совета думаю можна оставлять коментарии о понравившемся.Лично меня очень зацепила Млада.Очень понравился альбом Black Нино Катамадзе,просто великолепно.Есть желание послушать какой-нибудь диск А.Шилклопера - пару вещей с волторной впечатлили.
Делимся,советуем,думаю будет интересно не только мне.
(22-06-2011 01:08)sanchoz писал(а): Прошу совета на что обратить внимание из джаза постсоветского пространства,ну и конечно же украинского...
Я би порадив Сєрґєя Лєтова (старшого брата покійного панк-рокера) та проєкти за його участі "Три'О", "Минус Иван". З українців - Юрія Яремчука. Кілька років тому був на збірному концерті пам. Олександра Нестерова в Українському домі. Гра Яремчука була вельми надихаючою; в ній було багато свіжого повітря.
У нас есть ветка, посвящённая тяжу, прог-року, харду.
И стало мне обидно.
За нас, любителей джаза. А посему...
Только просьба - не пхать сюда всякое гуано типа Kenny G., кислоты и прочих несуразностей. Кто сомневается - лучше спросите в личку.
Поехали.
Роланд (Рахсаан) Кёрк (Roland Rahsaan Kirk).
Почему такое двойное странное имя? В детстве, а маленький Роланд ослеп очень рано в результате несчастного случая, ему было видение. Громкий голос сказал ему: "И сменишь ты имя на Рахсаан!" И когда пошла волна по принятию ислама среди чёрных американских джазмэнов, то Роланд под шумок и закосил под Рахсаана.
Кёрк, безусловно, является одной из самых недооценённых личностей в джазе. Современники не воспринимали его гениальности из-за его эпатажа и вечный закос под клоуна.
Посмотрим первый клип. Вы многое поймёте сами.
Трёх саксофонов (вообще-то, это - не совсем саксофоны, но об этом позже) ему оказалось мало, в придачу пошла флейта.
Кёрк был великим хохмачём.
Однажды во время записи альбома I Talk with the Spirits (Разговор с духами) 1964 года Роланд припёрся в студию с часами с кукушкой.
Что из этого получилось? Лучше послушайте.
Это вообще - один из самых моих любимых альбомов Кёрка и, пожалуй, самый сильный в его дискографии. К тому же записанный настоящей легендой звукозаписи джаза - Руди ван Гельдером.
Вариация "Серенады с кукушкой" авторства ... Jethro Tull (живьём).
Роланд изобрёл много всяческих штучек.
Это был Новатор с большой буквы.
Сейчас я вас очень сильно удивлю.
Кёрк был первым чёрным рэппером.
Одновременная игра на 3-х духовых инструментах.
Смотрите самый первый клип.
Здесь хорошо видно, как Кёрк пользуется носовой флейтой.
Чтобы не говорили завидники - именно Кёрк изобрёл технику кругового дыхания, то есть способность воспроизводить ноты из духовых инструментов не только на выдохе, но и на вдохе.
======
Ещё одна любимая хохма Кёрка.
Он раздавал залу детские игрушки-инструменты и все присутствующие автоматически становились исполнителями.
====
Или вот - звуковой полтергейст Главного Домового Джаза.
В этом видео тоже, кстати, присутствует техника кругового дыхания.
Кому стало очень интересно - найдите альбом "Концерт в Копенгагене" (предупреждаю, там запись плохого качества).
Там Кёрк тянет одну ноту что-то порядка 14 минут.
В Сети я видел упоминание о том, что однажды Кёрк держал одну ноту 2 часа 25 минут.
А скромного любителя мэйнстрима возьмете в компанию?
Современный джаз не в состоянии отследить, в сутках не так много часов, как хотелось бы, а еще же надо совершить телодвижения, за которые заплатят денег, которые будут отнесены в потном кулаке зубастым веселым приказчикам из музыкальной лавочки, которые весело засыплють прилавок разнообразной пестрядью, от вида которой немедленно потекут слюни, как у собаки боксерской породы...
Но зато в свое время я мониторил польский джаз и кое-что у меня до сих пор завалялось. Ну и прочие бывшие соцдемократы.
И вот только сегодня искал (пока не нашел, увы ) в своих шкапчиках с пластинками такой себе венгерский Дебрецен Джаз Квартет, с великолепной джазовой скрипкой....
Вот один из моих любимых саксофонистов, Збигнев Намысловский
video.yandex.ua/users/olive64/view/72/
Как-то он очень гладко стал играть, но у меня есть пластинка с его выступлением на Jazz Jamboree-75, там это все просто крышу срывает!
Имел удовольствие его слушать в Киеве, в году приблизительно 83-м, в клубе КИИГА - это было что-то!!!
Спасибо,Ув.Листобой,за создание этой ветки!А то действительно как то не порядок...
И так,так как джаз очень разнообразен,то мои предпочтения это джаз 50-60х,именно в это время стал развиваться хард-боп.Именно это время я считаю самым интересным в джазе,что ни исполнитель то индивидуальность.Их,исполнителей данного периода и направления,можно перечислять до бесконечности но вы их всех знаете.Но особняком для меня стоит Второй Квинтет Майлза Дэвиса.Так же очень люблю модальный джаз,Kind of Blue ,того же Майлза эталон не только данного направления но и джаза в целом,это придумал не я,но я полностью поддерживаю.Из нынешних музыкантов... ну даже не знаю,в принципе могу слушать всё,но некоторых один раз,так что тоже обойдусь без имён.Назову лишь Ахмада Джамала.Не такой он уж и нынешний конечно,т.к начал карьеру в 50х,но именно альбомы более позднего периода мне нравятся больше.Ниже приведу статью про этого великолепного джазмена из журнала JAZZ – КВАДРАТ № 4‘ 99,а пока немного видео...
Ahmad Jamal никогда не банален
"Я верю в импровизацию. Импровизируют все музыканты. Даже Бах, Моцарт и Бетховен импровизировали. Импровизация и свобода — это синонимы. Цель любого музыканта — достижение свободы, но добиться этого удается редко".
Насколько верно по сути мнение Рэчел Элькинд (Rachel Elkind),вынесенное в эпиграф,мы попытаемся разобраться ниже. И вообще, отсутствие банальности в творчестве — вещь, безусловно, замечательная, но подлинное искусство не может быть банальным просто по определению. И данную статью вряд ли имело смысл писать, если бы достоинства Ахмада Джамала ограничивались бы только этим. Но дело в том, что уже почти пятьдесят лет этот музыкант являет собой в современном джазе фигуру столь же значительную, сколь и противоречивую. Джамал не слишком часто "светится" в анкетах популярности, но коллеги- профессионалы отзываются о нем с большим уважением. Джамал не создал какой-то своей школы, однако сам Майлс Дэвис признавался: "Когда говорят, что Джамал оказал на меня большое влияние, это соответствует действительности"...
Десятки профессиональных карьер в джазе складывались по примерно одинаковым сценариям. Молодое дарование с выраженными признаками искры Божьей в виде таланта к музыке начинает под крылом у какого-либо маститого мэтра в составе его ансамбля. От одного мэтра джазмен переходит к другому, у каждого черпая что-то важное для себя, набираясь опыта и мужая. Этот процесс может продолжаться достаточно долго, до десяти лет, а то и больше. Наконец, став уже серьезным мастером, получив хорошую прессу и завоевав определенный авторитет у коллег, музыкант превращается в лидера уже собственной группы или работает соло, время от времени участвуя в интересных ему совместных проектах. Творческую биографию такого джазмена можно графически изобразить в виде некоего причудливого зигзага, переломы которого соответствуют этапам работы в разных составах, у разных лидеров. Не таков Ахмад Джамал. На том же графике его путь в музыке выглядел бы почти безукоризненно прямой линией. Почти сразу после вступления на профессиональную стезю он стал лидером, четко определился с форматом наиболее подходящего для себя состава и до сих пор не изменяет своему выбору. Меняются партнеры — остается трио Ахмада Джамала.
Пора, кстати, вспомнить и об инструменте, на котором играет этот музыкант. Киплинговские ассоциации в названии статьи во многом связаны еще и со стилем игры пианиста Джамала. Глубоко уважаемый автором этих строк Йоахим-Эрнст Берендт в своей многократно переиздававшейся "Книге о джазе" с немецкой скрупулезностью "вырастил" генеалогическое дерево джазовых пианистов, проследил взаимосвязи и взаимовлияния в истории развития фортепианного джаза. Считанные имена не вписались в основные направления по предложенной немецким музыковедом классификации — среди них Дэйв Брубек, Эрролл Гарнер и — Ахмад Джамал. Творчество именно этих мастеров отличается особой индивидуальностью и не позволяет связать их с каким-либо одним конкретным направлением. Каждый из них является направлением сам по себе.
Впрочем, манера игры Ахмада Джамала, его творческие принципы выросли, конечно же, не на пустом месте. Стоит повнимательнее присмотреться к тем, кто вдохновлял его в юности, — а это Арт Тэйтум, Тедди Уилсон и все тот же Гарнер. Тедди Уилсон (Teddy Wilson) элегантно и непринужденно переводил на язык фортепиано манеру игры на духовых инструментах в эпоху свинга. Блистательный Арт Тэйтум (Art Tatum) затмил своей виртуозностью всех предшественников. Кроме того, он почти всегда играл или соло, или в рамках трио. Гениальный самоучка, не знавший нот Эрролл Гарнер (Erroll Garner) превращался за роялем в целый оркестр в одном лице и при этом умел самый бравурный каскад звуков наполнить истинно джазовой пульсацией. С этим музыкантом у Ахмада Джамала особенно много общего, вплоть до случайных частностей, например, места рождения.
Оба они родились в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Ахмад Джамал появился на свет 2 июля 1930 года, девятью годами позже Эрролла Гарнера. Впрочем, тогда он еще не был Ахмадом Джамалом, тогда его звали Фриц Джонс (Fritz Jones). Переход в ислам и принятие нового имени, подобно тому, как это сделали многие джазмены афро-американского происхождения, состоялись значительно позже, на рубеже пятидесятых. Но для удобства и во избежание путаницы давайте, даже говоря о юных годах музыканта, звать его тем именем, под которым он известен сегодня. Джамал — представитель племени вундеркиндов, впервые он сел за инструмент в возрасте всего лишь трех лет, а с семи приступил к более обстоятельному изучению музыки. Вот в этом он кардинально расходится с никогда не учившимся музыкальным премудростям Гарнером. Джамал прошел хорошую школу у таких педагогов, как певица Мэри Колдуэлл Доусон (Mary Caldwell Dawson) и пианист Джеймс Миллер (James Miller). Их уроки, а также музыка любимых исполнителей, о которых мы вспоминали выше, и стали дрожжами, на которых "взошел" природный талант Ахмада Джамала.
Получив диплом Vestinghouse High School в возрасте 17 лет, молодой пианист начал играть джаз уже как профессионал. Около года он проработал в малозначительном оркестре Джорджа Хадсона (George Hudson), ездил с ним в гастрольные турне и успел за это время быть отмеченным прессой. Уже в 1949 году Джамалу стало ясно, что работа под чьим-то началом — не для него. Такую решительность можно было бы счесть юношеским максимализмом, если бы всей дальнейшей жизнью в джазе Джамал не подтвердил верность раз и навсегда избранной стезе. А тогда, в 1949 году, он организовывает свою первую группу — "Four Strings", а в следующем году находит, опять-таки раз и навсегда, оптимальный для себя вариант состава: отныне его группа называется "Three Strings". Первыми участниками трио вместе с Джамалом стали басист Израэль Кросби (Israel Crosby) и гитарист Рэй Кроуфорд (Ray Crawford).
"Three Strings" регулярно выступали в нью- йоркском клубе "The Embers". Именно там их поджидала первая большая удача. На Джамала и его коллег обратил внимание, наверное, самый прославленный джазовый продюсер Джон Хэммонд (John Hammond), человек глубоко и тонко разбиравшийся в музыке и пользовавшийся громадным авторитетом в джазовых кругах. Хэммонд рекомендовал новое трио фирме "Okeh Records", отделению могущественной в ту пору "Columbia". В 1951 году появились первые записи Ахмада Джамала. Надо сказать, что период сотрудничества с "Okeh Records" вообще оказался очень плодотворным. Именно в первой половине пятидесятых появились в записи такие известные пьесы, как "Ahmad's Blues", "Billy Boy" и, особенно, "Poinciana", которую прославило именно трио Джамала. В середине 50-х наступает время перемен. Прежде всего, Джамал акцентирует ритм-группу своего состава, отказавшись от гитары и введя в трио ударные. Свой классический вид трио приобрело, когда к Джамалу и Кросби присоединился барабанщик Вернелл Фурнье (Vernell Fournier), работавший с Ахмадом до 1966 года. В этот период Джамал сотрудничает с лейблом "Argo", находящимся в орбите влияния братьев Леонарда и Фила Чессов, хозяев одноименной чикагской фирмы "Chess Records". В Чикаго, в отеле "Першинг", где трио Джамала играло роль "house band", записывается в 1958 году концертный альбом "But Not For Me". Эта пластинка со стандартным репертуаром Джамала тех лет, включавшим и его "визитную карточку" — "Poinciana", неожиданно завоевала беспрецедентный коммерческий успех, и не только в джазовом мире, но и в общеамериканском масштабе. 108 недель, то есть больше двух лет, "But Not For Me" удерживался в списке десяти наиболее продаваемых дисков!
Подозреваю, что такая удача была сюрпризом и для самого Джамала. Нежданно-негаданно молодой, еще не достигший тридцати музыкант оказался в центре внимания критики, коллег, прессы. Его игра, его композиции стали предметом для изучения и подражания, и отнюдь не только для рядовых джазменов. В своих альбомах конца 50-х Майлс Дэвис, тогда тесно сотрудничавший с Гилом Эвансом, поместил целый ряд своих версий композиций Джамала и, как уже говорилось выше, никогда не стеснялся признаваться в том влиянии, которое оказала на него музыка Ахмада Джамала.
Творческое признание шло рука об руку с коммерческим успехом. На доходы, полученные от "But Not For Me", Джамал открыл в Чикаго клуб с рестораном под названием "Альгамбра". Теперь он мог себе позволить менее плотное расписание гастролей и большее внимание к чисто творческим проблемам. К чести Джамала надо признать, что он и в дальнейшем не стоял на месте, а оставался музыкантом, постоянно заряженным на новые поиски. Другое дело, что в дальнейшем успех такого масштаба больше не приходил. Все последующие годы состав трио постоянно варьировался. В 60-х и 70-х он выступал и записывался с басистом Джамилем Нассером (Jamil Nasser) и барабанщиком Фрэнком Гантом (Frank Gant). С этим составом в 1970 году Джамал записывал звуковую дорожку к фильму "M.A.S.H!" (аббревиатура обозначения военно-полевого госпиталя) Роберта Олтмэна и снискал свою долю в общем успехе этой незаурядной политической комедии.
В последние годы с Джамалом в основном работал басист Джеймс Коммак (James Commack), а в длинной цепочке барабанщиков наиболее заметны Ярон Израэль (Yoron Israel) и Идрис Мухаммад (Idris Muhammad). Вкус к поискам у Ахмада не только не угас, но, кажется, обострился. "Дерзкие вариации и новшества на этом свежем альбоме мастера 50-х годов можно по ошибке принять за результат работы молодого пианиста-экспериментатора", — так оценивала "Нью-Йорк таймс" записанный Джамалом в конце 1996 года альбом "The Essence". Диск этот знаменовал собой нечто неслыханное доселе в творчестве Джамала. Впервые для участия в записи был приглашен духовик — тенор-саксофонист Джордж Колмэн (George Coleman). Эксперимент Джамала был высоко оценен не только в Штатах, но и в Европе, где, кстати, и был записан "The Essence". В частности, за этот альбом Джамал был удостоен престижной премии во Франции. Какие перспективы открываются за этим его творческим поворотом, покажет будущее. А пока давайте попытаемся разобраться в особенностях его техники и музыкального мышления.
Внешне техника игры Ахмада Джамала может показаться довольно простой. В ней нет особой аффектации, подчеркивания тех или иных приемов. Возможно, именно это дает повод некоторым специалистам считать Джамала достаточно заурядным пианистом. Но, думаю, ближе к истине точка зрения тех, кто под внешней простотой видит глубокую, продуманную концепцию, гармоническое равновесие разных компонентов. Обычно Джамал любит "рисовать" различные мелодические фигуры левой рукой с одновременным неустанным построением цепочек самых разнообразных аккордов. Кроме того, как отмечал известный критик Дон Хэкмен (Don Heckman), "используя педаль в остинатных интерлюдиях как метод создания и усиления музыкального напряжения Джамал придает басу и ударным совершенно независимую, но очень функциональную роль в своей концепции фортепианного трио". Трио Джамала не зря называют маленьким оркестром. И как композитор, и как лидер, он рассматривает каждую композицию именно как оркестровую пьесу, и именно трио представляется ему самым подходящим составом.
Послушаем самого Джамала: "Я думал над разными вариантами, но трио подошло мне больше всего. Очень трудно добиться оркестрового звучания от трио, но мы достигли этого, так как я мыслю именно в категориях оркестра. Трио дает мне много пространства. Я могу играть на фортепиано соло, дуэты с басистом, ударные и фортепиано. Главное — найти оптимальный уровень игры".
И при этом Джамал никогда не забывает сам и не дает забыть слушателю, что он играет джаз. Импровизация всегда остается центральным моментом в его сочинениях. Говорит Ахмад Джамал: "Я верю в импровизацию. Импровизируют все музыканты. Даже Бах, Моцарт и Бетховен импровизировали. Импровизация и свобода — это синонимы. Цель любого музыканта — достижение свободы, но добиться этого удается редко". Подобно древнегреческому философу, полагавшему, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду, для Джамала не существует двух одинаковых исполнений даже одного произведения: "Мне доставляет огромное удовольствие просто сидеть за роялем и играть, и всякий раз, когда я делаю это, происходит нечто новое, нечто новое поражает меня или я сам преподношу себе сюрпризы. Прошлой ночью я играл "Poinciana", и она звучала для меня, как совершенно новая пьеса. Именно поэтому не существует понятия "старая музыка". Самое чудесное в музыке — это то, что у нее не бывает возраста".
Позиция Джамала близка и многим его коллегам. Ничего удивительного, когда в превосходных степенях говорит о Джамале такой пианист, как Кейт Джарретт (Keith Jarrett). Джамаловские мотивы весьма явственно ощущаются в его сольных проектах. Менее очевидным мне представляется влияние Джамала на творчество Херби Хэнкока (Herbie Hancock), однако, к примеру, такой компетентный специалист, как Говард Рейч (Howard Reich), убежденно пишет об этом в "Чикаго трибюн" (7.09.1995 г.). И уж вполне естественно, что в унисон с Джамалом говорят его единомышленники, работавшие с ним музыканты, к примеру, Ярон Израэль: "Ахмад — исполнитель с прекрасным чувством ритма, которое постоянно подстегивает тебя. Его спонтанность стимулирует. Игра с ним никогда не бывает рутинной, потому что каждый вечер все звучит иначе. Я не просто аккомпанирую солисту — чувствуешь себя частью всего ансамбля, словно играешь в оркестре. Музыка всегда пульсирует. Что бы ни происходило. Это побуждает тебя к движению и дарит улыбку и хорошее настроение".
На мой взгляд, Ахмад Джамал чем-то напоминает Дюка Эллингтона. Оба они — прекрасные лидеры и композиторы, оба — настоящие руководители оркестров, только джамаловский оркестр съежился до размеров трио. Оба они подняли музыку своих составов до классических высот, не обращаясь прямо к наследию европейской классики и всегда оставаясь в рамках джаза. Для меня музыка Джамала — торжество самодостаточности джаза, убедительное свидетельство огромного потенциала, таящегося в этой музыке. В связи с вышесказанным особо ценным представляется мне признание такого композитора, как Родион Щедрин (цитата по сборнику "Советский джаз. Проблемы. События. Мастера", М, "Советский композитор", 1987 г.): "Мои представления о джазе расширились после концертов пианиста Ахмада Джамала (меня увлек его ажурный, изящный фортепианный стиль) и замечательной певицы Крис Коннор... Я понял, в чем причина моего прежнего равнодушия к джазу. Я путал коммерческий штампованный, разукрашенный на потребу невзыскательной публики псевдоджаз с джазом подлинным, вырастающим из живой народной традиции"...
Ахмад Джамал продолжает гулять сам по себе. Но при этом его творчество помогает снять любые комплексы неполноценности, если они у кого-то еще оставались относительно джаза в целом. Его искусство расширяет ряды приверженцев джаза, в том числе и за счет людей с академических скамеек и из консерваторских залов.
При жизни Майлз совершил не много не мало, а целых 3 (!) революции в Джазе. Вот на этих моментах я немного и остановлюсь.
1. Рождение стиля "cool" (прохладный).
На самом деле, стиль "кул" был придуман не Дэвисом (как и принципы модального джаза), но Майлз всегда держал нос по ветру и, чтобы не терять популярности, вовремя представлял новые течения.
К созданию стиля "кул" причастно большое количество музыкантов и композиторов, я не стану всех перечислять. В 1950 году Майлз Дэвис с группой музыкантов представил публике альбом под названием Birth of the Cool (Рождение кула), тем самым наиболее ярко и точно обозначив рамки нового стиля.
Я приведу 3 пьесы из данного альбома для наглядности.
2. Модальная революция в Джазе (модальный или ладовый джаз).
Немного истории:
Известный джазовый пианист Дж. Рассел на основе блюзового звукоряда разработал в 1953 гг. свою оригинальную модальную систему из 9-ти хроматических вариантов лидийского лада ("The Lydian Concept of Tonal Organization"), предназначенную для использования в практике блюзовой импровизации, которая пользуется особым предпочтением у музыкантов современного фри-джаза.
В чём суть модального джаза? Коротко и на трёх пальцах.
Вместо использования аккордов при формировании мелодии и дальнейшей импровизации Майлз и Джон стали применять небольшое количество специфических ладов.
Другими словами вместо аккордного композиционного принципа организации музыкального материала они стали применять модальную технику, основанную на применении разных модусов-рядов. Возникающая "полимодальность" есть результат одновременного прохождения голосов в разных ладах(или модусах).
Для создания более экзотического эффекта, исполнители в качестве «модальной» основы для своей музыки иногда использовали неевропейские гаммы (например, индийские, арабские, африканские).
Майлз и его соратник Джон Колтрейн (пожалуй, фигура под номером 2 в Джазе) воплотили на практике теорию Рассела, выпустив в августе 1959 году Библию Джаза - альбом Kind of Blue.
Альбом состоит всего из пяти пьес, все написаны Майлзом.
So What (Ну и что)
Freddie Freeloader (Фрэдди-дармоед)
Blue In Green (первая баллада в альбоме)
All Blues
Flamenco Sketches (вторая баллада альбома)
Альбомы, предшествовавшие Kind of Blue:
Milestones (1958 ) и Miles (1958 ) уже содержали эксперименты Дэвиса в области модального джаза.
Альбом "Kind of Blue" является самым-самым, подробности можете посмотреть сами.
3. Fusion (фьюжн или джаз-рок).
Увидев, что популярность джаза на волне роста рока падает, Майлз замыслил скрестить эти 2 стиля. Собрав тьму новых, набиравших силу молодых джазовых звёзд, он в 1969 году записывает двойной альбом "Bitches Brew" (Сучье варево), который выходит в 1970 году.
Уж очень хочется вспомнить Maynard Ferguson,надеюсь уважаемые форумчане не против.
Мейнард Фергюсон, представитель «великой эпохи» в джазовой музыке, был известен своей непревзойденной исполнительской манерой - высочайшими нотами, чистым и пронзительным звуком. Автор 60-ти альбомов, трижды номинировавшийся на премию Грэмми, трижды становившийся «Трубачом года» по версии журнала «Down Beat», руководитель прославленного оркестра, педагог, в честь которого назван институт джазовых исследований (Университет Роуана, Глассборо, штат Нью-Джерси, США)
Мейнард Фергюсон родился в Ведуне, Квебек (сейчас – Монреаль) в семье музыкантов. С самого детства играл на скрипке и пианино, в девятилетнем возрасте открыл для себя трубу, чтобы
уже не расставаться с ней: "Мой инструмент – мое удовольствие. Я играю на трубе только потому, что получаю несказанную радость от этого". В одиннадцать лет он уже выступал с канадским телевизионным оркестром, в старших классах оставил школу, чтобы вплотную заниматься музыкой и в шестнадцать лет собрал свой первый коллектив, с которым ему удалось привлечь внимание американских джазовых продюсеров.
До начала пятидесятых Фергюсон переезжает в США и играет в биг-бендах. Играя до 1953 года со Стенном Кентоном, он получает большое общественное признание и становится «Трубачом года» три года подряд.
В 1956 году Мейнард основал оркестр, «The Birdland Dream Band», участники которого впоследствии стали музыкантами мирового уровня - Боб Джеймс, Уэйн Шортер, Джо Завинула. Однако уже в 1960-м Фергюсон стал редко гастролировать и перенес свое внимание с биг-бендов на более мелкие коллективы.
Фергюсон провел год в Индии, изучал философию и читал лекции по музыке, в 1968 году переехал в Англию. Именно со своим английским коллективом он объединил оркестровое звучание джаза и ритмичную энергию рока, чтобы добиться еще большей популярности, чем прежде.
Драматическая виртуозность Фергюсона в самых высоких верхних регистрах (он непринужденно доходил до третьей октавы) сделала ему популярность не только в мире джаза. Фергюсон записал кавер-версию композиции из фильма "Рокки", «Gonna fly today», которая была номинирована на премию Грэмми в 1978 году.
В начале девяностых Фергюсон совершил грандиозный восьмимесячный тур. Он выступал на множестве телешоу, играл на Стрэдфордском фестивале, во многих концертных залах. Он также сольно играл на церемонии открытия Олимпийских Игр в Монреале в 1976 году.
Прирожденный лидер, за всю свою жизнь Фергюсон показал потрясающее умение сформировывать коллектив и вести людей к поставленным целям.
Мейнард Фергюсон скончался 23 августа 2006 года, в семидесятивосьмилетнем возрасте от почечной недостаточности, в окружении четырех любимых дочерей youtube.com/watch?v=Y1QO3nNs25E&feature=related
Для тех кто не знаком с творчеством этого виртуоза, рекомендую эти подборки.
Сереж (Листобой) , разреши с тобою не согласиться по поводу того, что Дэвис №1 а Колтрейн - фигура № 2 в современном джазе... Их нельзя рассматривать как конкурентов, так как это были две совершенно независимые друг от друга и самодостаточные в музыкальном плане личности. Да и сравнивать их тоже нельзя. Знаешь как в спорте - одновременно пришли к финишу и поделили 1-е место...
Сдается, что Колтрейн больше любил экспериментировать, а Дэвис оттачивал до совершенства уже существующие техники...
Уважаемые форумчане может не стоит присваивать места ЛЕГЕНДАМ ДЖАЗА.Предлагаю отдать дань памяти и любви ЛЕГЕНДАМ ДЖАЗА и подтянуть в веточку значимые фигуры современного джаза.В таком формате думаю эта ветка будет полезна и интересна тем кто давно болен ДЖАЗОМ и тем кто мечтает заразиться.С уважением,Андрей.
(27-06-2011 23:14)TEAC-мэн писал(а): Сереж (Листобой) , разреши с тобою не согласиться по поводу того, что Дэвис №1 а Колтрейн - фигура № 2 в современном джазе... Их нельзя рассматривать как конкурентов, так как это были две совершенно независимые друг от друга и самодостаточные в музыкальном плане личности. Да и сравнивать их тоже нельзя. Знаешь как в спорте - одновременно пришли к финишу и поделили 1-е место...
Сдается, что Колтрейн больше любил экспериментировать, а Дэвис оттачивал до совершенства уже существующие техники...
Ли Морган (Edward Lee Morgan) родился в 1938 году в Филадельфии, штат Пенсильвания (Philadelphia, Pennsylvania). Был он младшим из четверых детей Отто Рикардо (Otto Ricardo) и Нетти Беатрис Морган (Nettie Beatrice Morgan).
Первую трубу Ли подарила его сестра Эрнестина (Ernestine) на день рождения, тогда мальчику исполнялось 13 лет, и вскоре стало очевидно, что юный Морган просто невероятно талантлив и музыкален.
В 15 лет он уже профессионально работал в Филадельфии, а в возрасте 18 лет стал музыкантом оркестра легендарного джазмена Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Впрочем, выступал с прославленным джаз-бэндом Ли не слишком долго - вскоре, в 1958-м Гиллеспи был вынужден распустить свою группу. Морган присоединился к 'The Jazz Messengers' Арта Блэйки (Art Blakey).
В 1958-1959 годах на звукозаписывающем лейбле 'Blue Note Records' вышли его альбомы 'The Cooker' и 'Candy'; впрочем, работать с этой фирмой Ли начал еще за пару лет до того.
Талантливый музыкант, Ли не сумел избежать сопутствующих многим коллегам по цеху проблем - к началу 1960-х его отношения с наркотиками вынудили Ли оставить коллектив Блэйки, и пару следующих лет Морган вел весьма незавидное существование в Филадельфии, описывать которое, оглядываясь на его вклад в джаз-движение, попросту нежелательно.
В 1963-м Морган вернулся в джаз, и вернулся весьма удачно - его 'The Sidewinder' оказался настоящим хитом. Следом, в 1964-м, последовали 'Search for the New Land' и 'Tom Cat', и этот период является самым ярчайшим за всю его карьеру. Так, один удачный проект сменял другой, Морган наслаждался своей востребованностью и популярностью, а вся заинтересованная в джазе публика наслаждалась его музыкой. Один за другим на том же 'Blue Note' вышли его 'The Rumproller', 'The Gigolo', 'Cornbread', 'Infinity'. Кроме славы и успеха, Ли познал, наконец, и радость от материальной составляющей своей музыкальной деятельности.
Так, в 1960-х Ли выпустил не менее 15 собственных альбомов, а, кроме того, принял участие во множестве проектов других музыкантов.
К концу десятилетия уже невероятно авторитетный джазмен Ли Морган много экспериментировал с джазом - он играл модальную музыку, играл авангардный джаз, а также экспериментировал с фанком.
Вообще, был Ли Морган во всех смыслах натурой очень живой и неординарной. Так, он впоследствии удивил всех не только своими необычайными успехами, но и своим трагическим, совершенно неожиданным концом. Его совершенно нелепая смерть буквально потрясла весь музыкальный (и не только) мир.
Так, вечером 19 февраля 1972 года Ли играл концерт в джаз-клубе 'Slugs'. В перерыве к нему пробралась его подружка, или гражданская жена Хелен (Helen More). Женщина была взвинчена и обвинила Моргана в измене. Ли тоже разозлился и препроводил даму к выходу, но вскоре она вернулась, сообщив, что на улице холодно, и она замерзла. Тогда Ли отдал ей свой пиджак, в кармане которого лежал его пистолет и снова попытался проводить ее к выходу. Но вскоре Хелен вновь ворвалась в клуб и, направив пистолет на Ли, выстрелила ему в грудь.
В тот день в Нью-Йорке выпало много снега, и пока карета скорой помощи прибыла в клуб, Ли Морган скончался от потери крови.
Известно, что Хелен многократно жалела о случившемся, осознав страшную ошибку уже сразу после выстрела, однако сделать что-либо было уже невозможно. Впоследствии ее судили, а в 1978-м году она освободилась из тюрьмы досрочно. Хелен никогда не желала обсуждать происшедшее ни с кем, дав интервью лишь незадолго до своей смерти в 1996 году.
Ли Моргана запомнили как джазового трубача-виртуоза, талантливого и во многом неповторимого; за свою недолгую жизнь в джазе он записал множество альбомов как сайдмэн и не менее 25 альбомов на лейбле 'Blue Note', а также поработал для 'Vee-Jay', 'Roulette', 'Jazzland' и 'Trip'.