странные люди...
ну откуда Вы взяли, что я отношусь к словам Мессиана как к догме?
догма, это неизменное вечное положение, объясняющее некий предмет в его полноте, и не подлежащее критике. я далек от мысли, что разделение музыки на церковную, религиозную и "цветомузыку" есть единственно верное и полное... оно описывает лишь некую часть, некую область музыки. и это не догма, а теория, которая верна лишь в своей частной области, а не вообще, в целом.
слушатели же могут вообще и не подозревать о некоей религиозности музыки Мессиана... однако все же лучше это знать и ещё знать, как сам композитор думал о своей музыке - она станет для слушателя более ясной и прозрачной. только поэтому и есть смысл читать статьи подобного рода. я бы даже не назвал такую статью музыковедческой... она скорее критическая.
(03-10-2014 15:05)gene_d писал(а): странные люди...
ну откуда Вы взяли, что я отношусь к словам Мессиана как к догме?
догма, это неизменное вечное положение, объясняющее некий предмет в его полноте, и не подлежащее критике.
Понятие "догма" было применено в более общем смысле значения этого слова, в надежде, что вы поймете, что имеется ввиду.
(03-10-2014 15:05)gene_d писал(а): я далек от мысли, что разделение музыки на церковную, религиозную и "цветомузыку" есть единственно верное и полное... оно описывает лишь некую часть, некую область музыки. и это не догма, а теория, которая верна лишь в своей частной области, а не вообще, в целом.
А вот здесь желательно быть максимально конкретным. История не терпит сослагательного наклонения и неопределенности. Вы часто забываете, что наши сообщения (пусть и иногда) читают люди не настолько просвещенные в сути вопроса, поэтому нужна максимальная конкретика.
(03-10-2014 15:05)gene_d писал(а): слушатели же могут вообще и не подозревать о некоей религиозности музыки Мессиана... однако все же лучше это знать и ещё знать, как сам композитор думал о своей музыке - она станет для слушателя более ясной и прозрачной.
Вряд ли так. Любитель музыки, если захочет познакомится с творчеством мало знакомого композитора, в первую очередь постарается изучить основные вехи жизни и творчества, а уж потом будет вникать в хитросплетения различных его произведений.
(03-10-2014 17:26)penderecki писал(а): История не терпит сослагательного наклонения и неопределенности. Вы часто забываете, что наши сообщения (пусть и иногда) читают люди не настолько просвещенные в сути вопроса, поэтому нужна максимальная конкретика.
ну и какую Вы предлагаете здесь "конкретику"?
Мессиан ее не нашел... у него все чисто умозрительно и визионерски.
да и какие тут могут быть "доказательства"? а людям "не столь просвещенным" могу посоветовать только одно - просвещаться. для этого и ссылки даются, цитаты и пр.
тут вопрос другой - надо ли им это?
у меня приятель любит музыку безумно, жить без нее не может, но никогда не читает ни статьи, ни биографии, ни исторические музыкальные исследования - говорит, что хочет воспринимать музыку "в чистом виде"... ну, что ж... его право. он просто не принимает участия в таких разговорах и форумах - ему это глубоко фиолетово.
(03-10-2014 17:26)penderecki писал(а): Вряд ли так. Любитель музыки, если захочет познакомится с творчеством мало знакомого композитора, в первую очередь постарается изучить основные вехи жизни и творчества, а уж потом будет вникать в хитросплетения различных его произведений.
Это очень индивидуально, вполне вероятен и совершенно противоположный вариант знакомства.
(03-10-2014 18:59)gene_d писал(а): у меня приятель любит музыку безумно, жить без нее не может, но никогда не читает ни статьи, ни биографии, ни исторические музыкальные исследования - говорит, что хочет воспринимать музыку "в чистом виде"... ну, что ж... его право. он просто не принимает участия в таких разговорах и форумах - ему это глубоко фиолетово.
вот я тоже так-же - люблю слушать музыку которая мне нравится . хоть классика . хоть Роллинги или Цветы . мне даже все равно - рок . диско . метал это . нравится и все тут .а про биографии . составы групп - это мне тоже безразлично
не так давно заинтересовался я творчеством Бориса Чайковского - началось с того, что случайно наткнулся в одном из сборных дисков (где были записаны вместе с ним вещи Шостаковича и Щедрина...) кажется, там была записана его Симфониетта для струнного оркестра. понравилось, и при случае ознакомился с другими произведениями... с удивлением убедился, что его музыку весьма редко можно услышать в филармонии. странно, вроде не авангардист какой...
Вот и я о том же. Не хотят исполнители, в своей массе, знакомить слушателя с современной музыкой. За много раз исполненными сочинениями классиков где-то в тени прекрасная, самобытная музыка Довганя, Вайнберга, Голубева, Левитина и еще целого ряда замечательных композиторов. В чем здесь дело - ума не приложу. Очень мало играют в концертах, еще меньше издают на дисках. Вообще, это халатное отношение к недалекому прошлому и настоящему не может не удивлять. А ведь у только названных композиторов масса первоклассных сочинений: Пятая симфония Голубева, его же струнные квартеты, сонаты; Довгань - Четвертый фортепианный концерт, Третья симфония; у Вайнберга - квартеты, концерты и т.д. Все это "пылится" и ждет своего слушателя.
(06-10-2014 20:28)Garibald писал(а): аналогично и с книгами, Вы не находите?
простите, а что именно с книгами аналогично?
современная литература как раз отлично печатается и даже продается. и во всем мире так - рулят Харуки Мураками и Питер Акройд, а вовсе не Диккенс или Достоевский.
в отличие от современной академической музыки, которая, действительно, пока проигрывает классике в борьбе за массовость исполнения. и начала она проигрывать уже давно... где-то примерно 100 лет назад на концертах стали предпочитать играть музыку не современников, а все больше и больше старых классиков.
Аналогия с книгами в том, что издают то что лучше продаётся,а не то что имеет ценность для кучки интеллектуалов -ценителей. Я несколько лет не могу найти ни одного автора,которого смог бы прочесть более 50 страниц, или бред или бульварщина, с кино та же картина, за три года смог досмотреть максимум с десяток фильмов. Спросите какие, а ХЗ. Извините,но "классическая классика" уже стала фастфудом,правда для того 1% -3% слушателей. К примеру, насколько меньшим тиражом и производителями выпускался Хольст,в сравнении с Бетховином, а Аренский ? Вопрос спроса "рулит".
(06-10-2014 23:30)petr.solo1223 писал(а): Аналогия с книгами в том, что издают то что лучше продаётся,а не то что имеет ценность для кучки интеллектуалов -ценителей. Я несколько лет не могу найти ни одного автора,которого смог бы прочесть более 50 страниц, или бред или бульварщина, с кино та же картина, за три года смог досмотреть максимум с десяток фильмов. Спросите какие, а ХЗ. Извините,но "классическая классика" уже стала фастфудом,правда для того 1% -3% слушателей. К примеру, насколько меньшим тиражом и производителями выпускался Хольст,в сравнении с Бетховином, а Аренский ? Вопрос спроса "рулит".
вообще-то сейчас издается абсолютно ВСЁ!
весь вопрос в тиражах. и книги "для кучки интеллектуалов-ценителей", и музыка такая же - плиз, почти буквально что хотите - в каталогах найдете. я уж не говорю про торренты...
и не понимаю, как можно не найти современные книги (или музыку) "для себя", если столько всего разного издается - или просто у Вас вкусы начала ХХ века, ну тогда конечно - сегодня так никто не пишет уже.
сегодня существует огромное количество мелких независимых издательств и лейблов, которые живут каждое со своей небольшой "ниши". а в последнее время, когда появился краудфандинг, то у многих андерграундных музыкантов появилась возможность получать финансирование, пусть и небольшое, напрямую от нескольких тысяч своих самых верных поклонников - так уже и альбомы издают (Мария Шнайдер, например, с помощью сбора средств у поклонников издала лучшие свои работы), и средства на проведение мероприятий собирают...
а спрос... массовый спрос удовлетворяют массовые издательства.
как и должно быть.
Цитата: Пятая симфония Голубева, его же струнные квартеты, сонаты; Довгань - Четвертый фортепианный концерт, Третья симфония; у Вайнберга - квартеты, концерты и т.д. Все это "пылится" и ждет своего слушателя.
Был бы признателен (это совершенно без иронии) если бы Вы подсказали где "ждет"? (понимаю что авторские права и т.д.) ну хоть намекните ибо по поиску и на intoclassics всё битое, а Вы заинтриговали!!! Если возможно, то в личку. Заранее благодарен. С уважением.
одна из недавних записей самого исполняемого в наше время (наряду с Ф.Глассом) современного академического немецкого композитора Вольфганга Рима.
произведение исполняют не кто-нибудь, а Анна-Софи Муттер с Нью-Йоркским Филармоником.
Вольфганг Рим, в отличие от того же Гласса, ни разу не минималист, а продолжает скорее традиции музыки Малера и раннего Шенберга. в меру радикален и авангарден, почти всегда соблюдает традиционную форму сочинений.
довольно давно является composer in residence Зальцбургского и Люцернского фестивалей (что означает, что эти фестивали заказывают ему сочинения для премьерного исполнения на данных мероприятиях).
Ну, не знаю.
Несмотря на то, что его творчество изобилует разнообразием форм и музыкальным материалом (что, нельзя не отметить) и определенной выразительности, нельзя в полной мере сказать, что композитор, посредством своих сочинений, выражает себя. В сочинениях нет, на мой взгляд, свежести т.н. художественного высказывания, осмысления западноевропейской музыки и, собственно, национальной школы. Все остальное уже вторично.
(14-11-2014 13:24)penderecki писал(а): Ну, не знаю.
Несмотря на то, что его творчество изобилует разнообразием форм и музыкальным материалом (что, нельзя не отметить) и определенной выразительности, нельзя в полной мере сказать, что композитор, посредством своих сочинений, выражает себя. В сочинениях нет, на мой взгляд, свежести т.н. художественного высказывания, осмысления западноевропейской музыки и, собственно, национальной школы. Все остальное уже вторично.
в таких случаях все же, считаю, надо добавлять к своим словам что-то вроде "имхо"...
потому что для основного мира академической музыки в сочинениях В.Рима как раз хватает "свежести и осмысления..." и вторичной его музыку никто не считает - не слышал и не читал такого ни разу. все же он - один из самых влиятельных современных европейских композиторов последних 30-40 лет.
я понимаю, авторитеты авторитетами, а свое мнение - своим мнением... но вот именно тогда и стоит это подчеркнуть.
я первый раз услышал музыку В.Рима относительно недавно - во всяком случае, явно позже, чем С.Райха, Ф.Гласса, М.Наймана, М.Фельдмана, Г.Брайарса (не говоря уже о А.Шнитке, Лигети и Кш.Пендерецком), и как-то сразу выделил его, как стоящего особняком. он непохож на большинство авангардистов любого "пошиба" - в его музыке слышна спокойная уверенность в себе и она не оставляет "привкуса эксперимента". хотя я не могу претендовать даже на минимально полный охват его творчества... но то, что слышал - да!