Представляю уважаемой публике новую серию предусилителей корректоров,которая является логическим продолжением предыдущих экспериментов с серийными изделиями и берет более высокую планку качества.Правда уже не является "бюджетной".
Я надеюсь что данная серия будет не последней,и за ней последуют еще более интересные конструкции на старинных лампах(еф120ЕЛ11) а так же предусилители с индуктивной коррекцией.
В основу предусилителя корректора положены идеи Анатолия Марковича Лихницкого-короткий путь сигнала,табу на ОС,максимально возможное применение винтажных компонентов,тщательный выбор материалов,"эзотерические" методы доводки аппаратуры,а также самая совершенная методика субъективной экспертизы,изложенная в книге АМЛа: "Качество звучания или новый подход к тестированию аудиоаппаратуры".Эта методика далека от примитивных оценок,которые в ходу у широких масс аудио публики,типа"по басу рвет всех,серединка ровная,по высоким уступает тому то и тому то".Предусилитель,будучи еще макетом,на стадии подбора компонентов,прошел многоступенчатые тесты на первоизданных записях выдающихся исполнителей,записанных в золотую эру аудио на ламповой технике.
Кроме того,я внес в конструкцию нюансы,связанные с последними моими изысканиями в области лаков и припоев.Так печатная плата сделана без маски на дне,а дорожки после сборки покрываются скрипичным лаком моего собственного приготовления,в состав которого входит прополис,сандарак,хиосская мастика,африканский копал,драконова кровь,мирр и другие смолы.Сборка производится припоями нескольких видов.Так для сигнальных цепей и использую самодельный медносодержащий припой,для остальных традиционных свинцово-оловянный,но сваренный из винтажной посуды.
Сами платы,в связи с существенно возросшим весом имеют теперь толщину 2мм и не прогибаются при установке ламп.Размеры также увеличились.225мм на 175мм.Дорожки имеют удвоенную толщину меди против предыдущих версий и покрыты золотом.Золото облагораживает звук и дает эффект презенса.Маски на дне,как я уже писал,нет.После сборки дорожки покрываются скрипичным лаком.
Блок питания имеет размеры 175мм на 85мм
Теперь о схемотехнике.
В данном корректоре я пывтался совместить достоинства двух предыдущих моделей,на 6Н6П и на ЕСС88
От первого хотелось взять основательность,размер звука,широту тона,"пьедестал",который крайне важен,особенно если мы прослушиваем винил на небольших по размеру широкополосниках.
От второго корректора изысканность,тонкость нюансов,благородство тембров и разнообразную палитру окрестровых красок.
Отслушав многие пальчиковые и октальные лампы,я решил остановиться на ЕЛ84,которая обладает в триоде низким внутренним сопротивлением и высоким мю(более 20),что позволяет вытянуть необходимые стандартные 40 дб минимального усиления на 1кгц.Кроме того,существует широчайший выбор выдающихся по звуку ЕЛ84 от мюллард,телефункен,амперекс и других производителей.
Самый болезненный вопрос-что использовать в качестве анодной нагрузки,дроссель или межкаскадный трансформатор?Бифиляр или понижающий?После нескольких прикидок решено было ставить дроссельный каскад.Плюсы этого решения:
1.Дроссель имеет более широкую полосу пропускания на ВЧ и звук в меньшей степени зависит от магнитных свойств сердечника.Субъективно дроссельный каскад более взрывной и динамичный.Я люблю такой звук.(Вялый винтаж с обилием безумных обратных связей и катодными повторителями на дохлых ЕСС83 и перекомфортизированный японский хайэнд в принципе не в состоянии верно воспроизвести динамику,я думаю это ни для кого не является секретом). Хотя применение конденсатора накладывает ограничения на входное сопротивление УМ и на собственно качество конденсатора,однако эти проблемы решаемы.
2.Дроссельное решение позволяет использовать готовые винтажные,великолепно звучащие однотактные выходники телефункен,грюндиг,саба,саксенверк и т.д.,при этом все обмотки соединяются последовательно(первичка плюс вторичка-звучит лучше и чем одна первичка,проверено!),а зазор при необходимости подстраивается и пропитывается скрипичным лаком(забавно,но влияние на звук эта мелочь оказывает заметное).Бифиляр был отвергнут по причине отсутсвия необходимого количества винтажного провода в ХБ изоляции.Кроме того,дроссель полнее использует окно сердечника.
Теперь о существенных отличиях входного каскада от предыдущих версий.
В цепях анода и экранной сетки используются 2 ватные аллен брэдли.Из всех доступных винтажных компонентов они наиболее подходят для серийного изделия.Красные послевоенные сименсы,при более высокой разборчивости в области ВЧ,к сожалению сушат звук.Поэтому приходится разбавлять их резисторами филипс."Двухватность" размера резистора несмотря на свою физическую избыточноть дает масштаб и плотность,насыщенность тона,что для ЕФ86 весьма акутально.
В цепях коррекции я пришел к винтажному полиэстеру ковег и еро,этот выбор обусловлен гармонизацией изделия,а вовсе не потому что бумага в масле звучит хуже.
По прежнему витамин ку между каскадами и спрагу на выходе,хотя я собираюсь сделать"продвинутую версию" со стеклянными сименсами между каскадами и сименсами 60-х на выходе и довоенными сердечниками телефункен.Однако отсутствие необходимого количества этих компонентов делает "спец версии" единичными,дорогими и неповторяемыми.И их выпуск-дело случая.
Наиболее значимые компоненты сориентированы по наилучшему звучяанию на слух,это анодные резисторы,межкаскадные конденсаторы.Обязательно фазируется на слух включение дросселей,как на основной плате так и в блоке питания!Как и в предусилителе на ЕСС88 в сеточные цепи всех ламп включены "эзотерические" спирали из старинного провода РСА.Есть еще ряд приемов воздействия на качество звучания,о которых на форуме я говорить не буду.
Еще один нюанс-в цепи экранной сетки теперь бумаго масляный коннденсатор сименс вместо миниатюрного электролита.Для этого на плате предусмотрено дополнительное место.
Электролиты филипс,панасоник pureism,ФС,филипс.Электролиты подбирались при гармонизации устройства и в будущем возможны перемены.Эксперименты продолжаются
Блок питания получил дроссель (выходничок телефункен)с увеличенным и пропитанным лаком зазором.
Теперь все,даже второстепенные детали,повышенного качества.Так в цепи выпрямления накала входлного каскада установлены пленка сименс и панасоник pureism.Выходной каскад по прежнему питается переменкой(это придают звуку особую живость),а резисторы в делителе образующем искуственную среднюю точку-винтажные АБ или филипс.
Блок питания теперь подсоединяется без малейших усилий-разъемы стоят прямо друг напротив друга и четко соответствуют .Поэтому достаточно шести прямых отрезков хорошего провода,и устройство собрано и готово к работе,не нужно ломать голову чтобы не ошибиться при подсоединении жгута.
Выходные дроссели (в первом экземпляре грюндлиг индуктивностью 25гн) соединяются с платой винтажными проводами из техники клангфилм.
Кенотрон теперь более мощный EZ80
Еще пару слов о физических особенностях нового корректора.Его отличает высочайшая перегрузочная способность,недоступная широкораспространенным корректорам на ЕСС83 и китайским клонам маранца м7 с активной коррекцией в цепи ОС.
Так предусилитель переваривает по входу до 500мв на 1кгц,а выходной каскад способен выдать до 100в амплитуды!В этом отношении аппарат приближается к бескомпромиссным трансформаторным корректорам и имеет мало конкурентов в отношении передачи динамических контрастов и оттенков.
Относительно низкое выходное сопротивление достигнуто без применения катодных повторителей и СРПП,что также большой плюс.
Тот кто любит трансформаторный выход,без труда заменит дроссели на самодельные или фирменные понижающие трансформаторы.Хотя по стоимости они могут приближаться к стоимости самого корректора без ламп.
Что касается звука,то предусилитель вполне готов соревноваться с фирменными изделиями до 5 килодолларов и выше при относительно скромной цене.Винтажные комплектующие позволили получить яркий,живой,открытый звук.Такие тембры большинству фирменных изделий воспроизвести просто не под силу.
Идут полным ходом работы над фирменным корпусом,но пока предусилитель предлагается в виде собранных плат и комплектуется недорогими ЕЛ84(6П14П)
И еще один штрих-все вторички на тороид я доматываю сам,челноком,используя винтажный немецкий провод.Такие трансформаторы имеют наклейку "abbas ezoteric audio"
Для сравнения размеров,на последнем фото старый и новый предусилители
Последнее слово я хочу сказать о проблемах печатного монтажа.Меня часто спрашивали,проигрывает ли печать навесному.Если навесной монтаж выполнен специально отобранными и отслушанными винтажными проводами,с учетом направления,и еще ряда условий,то конечно,это еще одна степень свободы при гармонизации изделия,но если сделать печать на хорошем материале,оптимизировать и укоротить все соединительные проводники,обеспечить контроль за качеством меди,использовать специальные покрытия и лаки,то большинство вариантов любительского навесного монтажа не пойми чем катастрофически проигрывают хорошо выполненой печати.
Так макет предусилителя,который был выполнен мною английской луженкой без какого либо учета направлений и предварительного отслушивания проводников,а так же без лакового покрытия,серьезно уступил предусилителю на печати по красочности и яркости среднечастотного регистра,а так же в тональной чистоте,чуть обыграв печать в микродинамических оттенках.Обычные же корректоры,где навесной монтаж выполнен медью без всякого отбора,не имеют никаких шансов обыграть правильную печать.Так я не раз был свидетелем,как хороший печатный монтаж способен буквально раздавить наколенный навесной,в котором субъективному отбору меди не уделяется особого внимания.
Поэтому в теории,конечно,навесной монтаж имеет преимущества,но их еще нужно уметь реализовать!
Цена показанного экземпляра 850длр с комплектом наиболее доступных ламп(РФТ,СССР,Тесла,тунгсрам)
Комплектация лампами телефункен,мюллард,сименс.вальво-рассчитывается отдельно.
Комплект корректора более высокого уровня обойдется в 1200длр,о вариантах расскажу завтра.
Цитата:Dear Abbas!
Wow! work of art there!Magic preamplifier!If you are going to make finished EL84 power amp please notify me.. Am very interested in your product.
With best regards
Joseph
Цитата: "Аббас,здравствуйте!Получил ваш предусилитель.Пришлось повозиться с подключением,я совершенно не дружу с паяльником.Спасибо за припой,флюс и винтажные проводки!Это приятная неожиданность,обычно стараются съекономить на комплектации,а тут больше чем обещано.Вобщем пришлось напрячь мозг,но результат стоил того.Собрал на фанерке,провода кинул на гнезда висящие на соплях,питание проблем не вызвало.Буду делать в будущем деревянный корпус с металлической верхней крышкой.
Не могу сказать что я прям такой специалист по винилу,стараюсь держаться рекомендаций форумчан,люблю винтаж,долгое время сидел на раскрученном.......(удалено,чтобы не делать антирекламу производителю),потом купил пред динако,оказалось другой мир,пошло поехало.Перебирал преды один за другим,что то нравилось,что-то не легло на душу.Но то что я услышал у вас за пределами моих ожиданий.Ничего общего ни с винтажем ни с новоделом.Отмечу ключевые особенности.Моща прет безграничная,а давления на уши на всплесках громкости нет,прям как в филармонии.Я всегда замечал что на концерте самые громкие звуки не бьют по ушам так как это происходит на домашней аппаратуре.На вашем преде это именно так.Может не хватает чуток жесткости на рокешнике,но так красиво все звучит что и не хочется,признаться.Голоса как живые,прям страшно!
Спасибо вам за прекрасный продукт!Буду обращаться еще.
С уважением,Михаил
После успешного подключения одного экземпляра в Голландии(отзыв я привел выше),вскоре после этого пришел заказ из Дании,уж не знаю,видимо сработало сарафанное радио.
Заказчик из Копенгагена пожелал экземпляр сделанный в моей идеологии,с более винтажными комплектующими "same as klangfilm".Его также черезвычайно удивила сама идея делать серийное изделие на таких старых комплектующих.Он был весьма заинтригован.
Цитата:Dear Abbas
You are a real artist en your field!
You did a fantastic job with that phono-preamp. Now after +100 hours, I can say that your fine construktion is lifting my systeme to another level of musical expression and I know that this part of the chain will newer be the weakest anymore. Thank's for the ekstra good parts you used - and the 100kohm resistors. They gave good use.
Can you supply me with a high-gain preamp of the same quality?
I need more gain to my 4 watt F2a amp.
What would it be - with no compromises!?
Med venlig hilsen / Kind Regards
Mikael Kaiser Mørk
Предусилитель который уехал в Данию и другие "продвинутой" версии показаны на фото.
Дроссели в анодах ЕЛ84-саксенверк.
Между каскадами сименсы в стекле проваренные по новой технологии с канифолью и другими смолами для уменьшения потерь в диэлектрике.
Конденсаторы на выходе сименс 1962 года
Подбирая остальные детали по гармонии,я заменил конденсаторы филипс на kendeil итальянского производства,очень приятный продукт.
К сожалению бумагомасляные конденсаторы в данную ценовую категорию не вписываются,хотя предусилитель и так звучит гораздо дороже чем заявленная цена
Отдельный силовик на анодное питание-филипс начала 30-х годов.Накал кенотрона тоже подключен к нему.
Пришлось помудрить с расположением и в итоге передвинуть один дроссель чтобы избежать наводок поля рассеяния силового трансформатора
Еще отзывы:
Цитата:Здравствуйте Аббас!Слушаю второй день Ваш корректор.Звуком очень доволен,все нравится.Хорошо сбалансированный,детальный,живой звук.Переиграл мой корректор на трансформаторах.Прогреется будет еще лучше.Для полного счастья осталось поменять лампы.Большое Вам спасибо.Подскажите откуда лучше взять вывод на землю.Корпус деревянный.
С ув.Борис.
Цитата:Добрый день, Аббас!
Получил Корректор!!!
Слушаю два дня, технических свойств звука описать не могу, по причине полной не компетенции. Но ощущения вот это да!!! Вот это звук. Музыка оторвалась от колонок! Вокал - не мог поверить! The Doors - Morrison Hotel получил степень опьянения, Музыка стала восприниматься не только сознанием. Спасибо за эмоции!
Полагаю что возможности Вашего корректора очень сильно ограничиваются последующим трактом. Покупая год назад усилитель и акустику, среднего уровня, вообще не думал что вовлечет.
Если возьметесь за усилитель, могу ли я донять Вас вопросами (характеристики акустики, жанровой принадлежности, размере помещения)?
С Уважением, Александр.(Красноярск)
Предусилитель корректор с ЕЛ84 в выходном каскаде получил новый силовой трансформатор повышенной мощности(смотри фото с белым тором).
Теперь усилитель можно не выключать сутками,кроме того,более высокое анодное позволило получить еще более быстрый и "взрывной" звук,неискаженная амплитуда на выходе огромна,200в от пика до пика,что могут позволить себе единичные корректоры,представленные на рынке.
К передачи около 43дб
Один мой клиент назвал этот корректор "киллером хай энда"
Для сравнения размеров-старый на ЕСС88 и новый корректор на одном фото.
Продолжаю выпускать корректоры:
6Ж32П-6Н6П-6Ц4П 250длр
EF86-ECC88-EZ90 от 450длр в зависимости от ламп
EF86-EL84-EZ80 от 850длр в самой простой комплектации советскими лампами
Самый дешевый вариант на 6Н6П теперь гораздо лучше за те же деньги!
Теперь в анодах 6Н6 резисторы мацушита,в первом каскаде АБ,остальные резисторы теперь почти все draloric немецкого производства,в коррекции пленка сименс,конденсаторы в анодном питании тоже отобранные по звуку:ВС и старая мацушита,превосходящая любые ничиконы,в итоге в два раза больше благ за ту же сумму!
Предусилитель ЕФ86-ЕЛ84 так же в строю.
В ближайшее время в ассортименте появится индуктивный трехблочный корректор:три каскада в каждом канале,ЕС808-Д3а-ЕЛ84,АЗ12 кенотрон,регулировка АЧХ ,устройство можно будет использовать для оцифровки пластинок,как на 33 так и на 78об.
Изделия Аббаса на мой взгляд уникальны, hifi самой высокой пробы, тысячи его клиентов во всём мире проголосовали за!
По хорошему завидую, с интересом читаю, здорово что есть такие мастера
Лень писать отзывы,а их накопилось немало...
Из Австрии:
Цитата:Hi Abbas,
Yesterday, I received the Riaa preamp.
After a first testrun, it's sounding very clear, loud and impressively!. No interference-hum. The housing looks pretty good but one front edge is slightly bent (I think, packaging was slightly undersized!).
many thanks for all, in special for your patience and extra work!. positive ebay-assessment will come in near future. So I'm very satisfied and also there was no problems with customs payment.
If you want I can make some positive propaganda in a german analog forum!?:
Greetings, Thomas
Из Орла:
Цитата:Собрал фонокорректор в корпус, слушаю, радуюсь музыке и в очередной раз благодарю Аббаса за его изделие и поддержку покупателя. Задал ему вопрос по борьбе с фоном и кроме грамотных ответов, которые помогли, получил бесплатно дроссель для анодной цепи(пока не установил). Впечатлен! Приятно общаться и работать с человеком.
(01-12-2013 23:49)Аббас писал(а): Последнее слово я хочу сказать о проблемах печатного монтажа.Меня часто спрашивали,проигрывает ли печать навесному.Если навесной монтаж выполнен специально отобранными и отслушанными винтажными проводами,с учетом направления,и еще ряда условий,то конечно,это еще одна степень свободы при гармонизации изделия,но если сделать печать на хорошем материале,оптимизировать и укоротить все соединительные проводники,обеспечить контроль за качеством меди,использовать специальные покрытия и лаки,то большинство вариантов любительского навесного монтажа не пойми чем катастрофически проигрывают хорошо выполненой печати.
Цитата:Уважаемый Аббас, хочу поздравить вас с Новым Годом!
И пожелать вам здоровья и бодрости в новом году, а также энергии, на радость
нам, меломанам.
Я, пнримерно с неделю, слушаю свой обновленный корректор с вашими трансами. И первые впечатления - не зря я их у вас заказал. Воспроизведение музыки поднялось на совершенно новый уровень. Тут надо сказать, что апгрейт преда и ваши трансы "пошли в одном направлении" (вернее трансы усилили новые черты).
Больше всего поразила обьемность и сцена. Инструменты и люди на этой сцене поражают своей живостью. Ну и выполняется главный критерий для меня: когда ставишь пластинку и отлетаешь мыслями далеко от аппаратуры и т.д. Просто завораживает. Большое вам спасибо.
Теперь меня гложет мысль, как все это перенести на цифру. Случаем не планируете создания АЦП?