Хассе Фроберг - один из “Цветочных Королей”, и тот единственный музыкант, которого я не только простила, но и полюбила в качестве одного из вокалистов и гитаристов группы The Flower Kings (TFK), наряду с Ройне Стольтом. Я ничего не знала о его музыкальной карьере до «TFK эры», однако тот факт, что для своего нынешнего собственного проекта (о нет – настоящей группы!) Хассе пригласил музыкантов из бывшей группы Spellbound, заставил отправиться на поиски старых клипов на интернет-просторах YouTube. Не сказать, чтобы я была уж слишком «очарована» этой музыкой, поэтому диска новой группы «Hasse Froberg & Musical Companion» (HFMC) ждала с некоторой опаской. А попутно, вместе с внушительной армией фанов, внимательно изучала заметки музыканта на Май Спейс. «Это будет жесткий хард на проговой основе» - предсказывали знатоки и любители жанра… «Это будет очень динамичная музыка» - говорил музыкант в своем интервью для одного из изданий. Теперь, когда все музыкальные волнения уже в прошлом и два альбома группы вышли на лейбле Reingold Records, интересно расспросить музыканта о делах «цветочных» и не только.

Основная часть интервью была сделана в паузе «между первым и вторым» релизами, до воссоединения «Королей». Хассе отвечал письменно и совсем чуть чуть - в Скайпе. Фоток какбэ и нету... но у вас этого добра !!!! :))) хехе Зато это - полная версия. Только треть была в рассылке ПРогрессора

- Хассе, прежде всего я поздравляю вас с выпуском альбома! Действительно, как вы пишете в вашем блоге на MySpace - «Это лучшая витаминная инъекция» в холода!
- Спасибо, Ольга !

- Одна из особенностей музыки HFMC – то, что порой классически «роковый» музыкальный материал может быть успешно показан в «прог формате»: некоторые вещи длятся более 10 минут. Хассе, вы сохраняете все ваши музыкальные идеи (мысленно или в виде записи), и потом соединяете их, или все начинается с одной идеи, и развивается в цельную композицию?
- Я полагаю, это меняется время от времени. У меня нет секретного рецепта, который я могу использовать по желанию. Больше похоже на то, что песни пишутся сами. "Piece of the sky" – самую длинную вещь альбома, было очень легко написать! Думаю, мне повезло в том, что разные части «смиксовались» воедино столь легко. Зачастую у меня есть четкая картина того, что должно прозвучать. И, наверное, около 80 % музыки, которая в итоге вошла в FuturePast, играется почти в том же виде, в котором я впервые показал ее парням.

- А что появляется сначала: мелодия? Бит? Аккорды? Гитарный риф? Или же вы сразу «видите» цельную музыкальную картину?
- Я все сочиняю на моей акустической гитаре, так что будьте уверены – мелодия приходит прежде всего ! И для меня также важно разнообразие в рамках одного альбома, и, честно говоря, я «поимел» немало бессонных ночей из-за этого. Я мучился, что скажет публика, услышав песню вроде "Song for July". Но с другой стороны, без таких песен впечатление о нашей музыке было бы не полным!

- Хассе, первый альбом вашей группы называется «Future Past»: скажите, что для вас в прошлом и что – в будущем в музыке и в вашем мировоззрении?
- Я бы остановился на музыкальном «FuturePast». По-моему я использовал все, что как-то повлияло на меня музыкально за все эти годы, но я попытался сделать так, чтобы материал звучал свежо и в новом ключе. Так что для меня это не «ретро» - видение, а попытка предвидения!

- Скажите, все песни HFMC– совершенно новый материал, или же вы не прочь «воскресить» какие-то ваши идеи, которые не прозвучали в материале TFK ?
- Что ж, факты есть факты: я держал в уме TFK, когда писал композицию "Only my blood". Помню, что придумывал нечто наподобие в 2006, но вскоре Ройне показал нам материалы для "The sum of no evil", и я почувствовал, что мои идеи не очень-то подходят. Тогда же у меня были написана музыка для "Fallen empire", но у меня никак не складывалось с лирикой, пока – вот так поворот! - недавно я не написал большой текст «благодаря» «Lehmann brothers» и прочим, вызвавшим финансовый кризис. Но остальные песни были написаны специально для HFMC.

- Было ли тяжело избежать яркого крена в стиль “The Flower Kings” при этом?

- Я вообще-то не слишком задумывался об этом, ничего особо не анализировал. Я просто хотел сделать честный, душевный, мелодичный и яркий альбом. А насчет музыкального влияния – я бы не смог полностью избежать его, даже если бы я было еще более «рокер», чем Ройне, и не играл бы с ним полтора десятка лет. И, может, некоторые партии звучат немного как TFK? Ну а если вы сравните HFMC с Karmakanic, Agents of Mercy, Eggs and Dogs или (почему нет?) даже с Transatlantic, – я думаю, мы все же звучим менее «по-флауэр-кингсовски» чем они. И я был просто счастлив из-за самого факта, что я опять сочиняю музыку, записыаюсь… Когда большинство песен было готово, я спросил себя: "Что это за фигня?" Мне было нелегко определить жанр и стиль написанного В конце концов я назвал это «ПРОГ рабочего человека"! Здесь важнее мелодика, энергия и чувства, чем математика, доли и сбивки.

- Кстати, покупатели дисков вашей группы не встретят броскую наклейку “Flower Kings family” на коробке. Пригласить музыкантов из вашей «ранней» команды - “Spellbound”, также было задумано специально, чтобы избежать любой «цветочной семейственностии»?

- Поначалу я вообще искал музыкантов, с которыми никогда до этого не играл. А в процессе поисков я осознал, что два моих «кореша» Thomsson и Ola, идеально подходят! Для меня важны отношения между музыкантами в группе, а эти парни «земные» и с юмором, и я подумал… Какого черта? Ну а Kjelle был в моем «списке наиболее желанных музыкантов» для группы, и он согласился немедленно. Anton на 20 лет моложе меня, мы ничего не слышали друг о друге, хотя он кое-что слышал о TFK. Однако я проиграл ему мои песни, и по его реакции я понял что он – наиболее «мотивированный» и заинтересованный парень изо всех нас! Сейчас это история, а также – «химия»: группа даже слишком хороша, чтобы быть реальностью ! Пару знакомых лиц и пару новичков – вот вам идеальная формула HFMC

- Хассе, а формально HFMC - это проект или группа, в чем разница для вас?

- Вообще, «проекты» - это не мое. Вот в этом я, видимо, старомоден, и предпочитаю «реальную банду», когда ты можешь участвовать в ее музыкальном и идейном развитии. Это была первое, что я сказал ребятам в HFMC: «Ребята, мне не нужны проекты. Это будет только группа – с репетициями и концертами!»

- Скажите, музыканты вашей группы – соавторы или же только исполнители?

- В случае с первым альбомом, музыка была написана мною заранее. Позже мы стали делиться какими-то идеями, работать над аранжировками…
-
- Еще один интересный момент: ваша музыка не слишком близка к The Flower Kings, однако в ней чувствуется и «цветочное дежа вю». Получается, ваш вклад в создание материала TFK более внушителен, чем мы привыкли считать?
- Я не уверен, но все же полагаю, что я привнес туда некоторые элементы, - я ведь «рок-н-рольщик»! И, может быть, музыка TFK без меня звучала бы более «изящно», ну и затем, конечно – мой голос…

- В 1997 Ройне Стольт пригласил вас стать участником группы…
- Вообще-то это было забавно! Как-то в обед мне позвонил Ройне: он был в студии и не мог вытянуть самые верхние ноты в одной из песен, которая потом была выпущена в альбоме "The Flower King". Пару часов спустя я закончил запись главной вокальной партии в припеве песни "The Flower King" и некоторой доли бэк-вокала для других песен альбома. Думаю, затем я вернулся в ‘94, позже еще проделал некоторую работу для "Retropolis". После этого я присоединился к группе в ‘97 для альбома "Stardust we are", когда The Flower Kings действительно начали много работать и активно гастролировать.

- Хассе, а лично у вас у вас есть любимые песни The Flower Kings?
- Я люблю "City of angels" из альбома "The rainmaker", и еще считаю, что "Lucy's dream" и "Minor Giant steps" из "Paradox hotel" просто убийственные песни! И, - почему бы нет, - "The merrygoround" из альбома "Stardust we are".

- Скажите, а какую песню TFK вы находите наиболее сложной для вокального исполнения?

- "Love is the only answer" – композицию, которую мы играли в туре "The sum of no evil", - было, возможно, наиболее трудно как петь, так и играть.

- Наверное, нелегко исполнять «вживую» и такие вещи из вашего нынешнего альбома FuturePast, как “Only my blood”! Вы распеваетесь перед концертом каким-то особенным способом? Например, в одном известном советском фильме девушка, сидя за роялем, пыталась петь - она разбивала об нос ближайшей статуи сырое яйцо, и выпивала его.

- Да, конечно я распеваюсь, но не использую никаких яиц (ха-ха!).

- Хассе, мне нравится читать ваш блог с интересными и порой забавными историями, например, о TFK. Есть ли уже у вашей группы HFMC свои «исторические » моменты? Я процитирую: “Прошлой ночью я вызвал Томсона (Thomsson) в студию переписать, наверное, 20 секунд партии бас-гитары, или, если быть точным, 16 нот. Возможно, вы подумаете, что я становлюсь перфекционистом, но я все еще далек от этого».

- Эта ночь нашего спонтанного «мальчишника» может считаться классической, и затем, конечно, 21 неделя прошлого года, когда мы записывали бэк-партии для FuturePast - то еще было настроение! Да и потом было множество замечательных и забавных вещей, не считая общего веселья!

- Альбом “Future Past” записывался довольно долго, - скажите, было ли трудно сохранять динамику и настроение в музыке, сохранять «целостность» концепции?
- Вы правы, и в то же время вы ошибаетесь. Действительно, Ольга – запись длилась целую вечность ! Однако эффективного времени в студии было менее 300 часов, - это не так много. Проблема, скорее, была в том, чтобы синхронизировать наши расписания. Петрус (Petrus) – звукооператор, работает в театре Uppsala Statsteater , и порой отправляется на гастроли. Так что перерывы между сессиями могли длиться целый месяц, что было очень печально. Но все это уже забыто!

- Альбомы HFMC весьма динамичны, энергичны, с частой сменой настроений. Показывает ли ваша музыка и какие-то ваши личные черты?

- Я полагаю - да, но больше всего она отражает мое музыкальное путешествие через годы. Думаю, вы услышите там эхо TFK, Spellbound и даже Solid Blue!

- В 10 лет вы играли в трио, как написано на вашем официальном сайте, с музыкой “ в стиле ELP ” – Хассе, какая музыка тогда звучала в вашем доме? Действительно ELP , прогрок и классический рок?

- В 10 лет я даже не думаю, что знал, кто такие ELP! Тогда я слушал Deep Purple, The Sweet, Slade, Hep Stars (шведская группа) и, конечно, Beatles и Stones - их тогда часто крутил по радио. Я также любил Tom Jones. Вскоре после этого мама моего соседа второй раз вышла замуж за американца, и он играл нам музыку Yes, The Who, Led Zeppelin, что-то из раннего материала Rod Stewart (Faces) – и я просто «улетал»! Концерт Рода Стюарта был первым из тех, что я посетил в 1976 году. Вскоре я увидел Thin Lizzy и AC/DC «живьем», и это определило мою жизнь. Назад дороги не было!

- А если бы вам в детстве подарили флейту с автографом Яна Андерсона вместо гитары с портретами «Битлов», как это случилось на самом деле – повлияло бы это на ваше будущее?
- Наверное, если бы родители подарили мне барабанные палочки Brian Downey, Ian Paice или John Bonham – это бы уж точно оказало решающим! Я играл на ударных в детстве.. И я до сих пор считаю, что я стал бы более крутым барабанщиком, чем сейчас - гитаристом! Правда. Это уже не имеет значения. Потому что я считаю себя… вокалистом прежде всего и большей частью! Честно говоря, моим первым освоенным музыкальным инструментом была деревянная флейта (это было обязательным тогда), и я считаю, что каждый должен сначала поиграть на этом инструменте прежде, чем выбирать какой-либо другой!

- Хассе, вы - настоящий шоумен! Было ли так всегда - я читала, что вы начали выступать на сцене с 15 лет…
- Вообще, я предпочитаю выступать на сцене, а не просиживать в студии! Мне всегда было комфортно на сцене, сам не знаю почему. Конечно, я немного нервничаю, но это, скорее, как говорят, «бабочки в животе»

- Вы выступали в разных странах, городах, на разных площадках. Где вам больше нравится играть – в больших залах или в клубах?

- Я всегда стараюсь мыслить как зритель. Лично я когда посещаю шоу, аудиторию в 600-1200 человек считаю идеальной. Есть ощущение «массивного» концерта со всеми его атрибутами – звук, свет, немаленькая аудитория фанов, которым нравится то же, что и вам. И в то же время вы находитесь в одной плоскости и с музыкантами. А если ты музыкант и играешь в такого рода залах – ты должен быть динамичнее, чем в более крупных холлах. Чем больше зал – тем громче звук и тебе не надо напрягаться! И если ты играешь паршиво – этого не будет слышно в общей лавине громкого звука и ты можешь «спрятаться» за ней!

- Хассе, вы отличный гитарист и… хоккейный тренер ( я имею в виду команду ваших детей и их товарищей – золотая медаль юношеской сборной страны 06/07 ) ! Может есть еще какие-то увлечения?

- Сейчас я больше увлечен бегом! Я действительно люблю пробежаться среди деревьев, лучший способ релаксации! Кстати, раньше я выступал за местную команду "Rånäs 4h" в беге на дистанции 800-3 000м.
Из блога Хассе Фреберга: «Я себя чувствую как Ted Nugent! Буквально минуту назад я вернулся с пробежки в лесу, видимо, установив личный рекорд по скорости: я встретил дикого борова или еще какую-то чертовщину в этом роде! Полагаю, какое-то врем я побегаю поближе к городу»

- Хассе, вы говорите о себе как о «старомодном» человеке. В каких вещах вы действительно старомодны?
- Когда я так говорил, я имел в виду то, как я играю и слушаю музыку. Как по мне, хорошая песня остается хорошей песней! Для кого-то из «моего музыкального братства», сложившегося за все эти годы, более важно правильно «рубить» и, может быть, играть с «точностью лазера». Но это не столь важно для меня.

- Скажите, а кому первому вы показываете свои новые песни – кто ваши первейшие «критики и судьи»?
- До того, как записывать «FuturePast», я «испытал» песни на моих детях (улыбка). У меня сын и дочка, и им хорошо показывать новые песни: уж они-то не постесняются сказать правду о том, что они думают на этот счет !

- Вы не считаете себя профессиональным музыкантом. Что для вас значит профессионализм – наличие диплома, профессиональные навыки, что-то еще?
- По моему мнению, музыкант профессионален, если это его профессия! Вы можете быть учителем по классу скрипки, работать трубачом в мюзикле, или зарабатывать достаточно денег вашей музыкой, и, таким образом, вы можете жить на них.

Из блога Хассе Фреберга: “Если ты счастлив – музыка делает ебя еще счастливее. А если ты печален – от музыки тебе еще грустнее. Так это работает для меня!”.


- Современная музыкальная индустрия и ситуация с продажами дисков требует от музыкантов вовсе не музыкальных подвигов! Так, вы работаете в аэропорту…
- Я бы сказал, что современная ситуация в целом и наш образ жизни требуют подвигов от всех и каждого, включая меня. Да, я работаю в аэропорту, помогаю детям с курсами вождения, недавно я сам перекрашивал дом, - в общем, делал всякие вещи, которые должны быть сделаны в то время, как ты желаешь сконцентрироваться на музыке. Все, что я могу об этом сказать – записывайте ваши планы, иначе позабудете сделать добрую половину из них!

- Кстати, когда-то вы 2 года проработали учителем игры на гитаре. Чему вам было научить важнее всего?
- Знаете, нелегко научить кого-то играть на инструменте! Я окончил специальные курсы, и думал, что именно это и будет моим куском хлеба. Вот вы сидите и пытаетесь научить ребенка, который ничего не знает, и понимаете, как непостижимо то, что получаются пусть даже самые простые вещи!

- Хассе, есть ли у вас «гитарная коллекция», и какие инструменты – среди ваших «фаворитов»?

- Большей частью я использую Gibson Les Paul (Gold Top), это самый универсальный инструмент из тех, что у меня есть. Также я владелец гитар Stratocaster, Telecaster и специально изготовленной для меня, как для левши, гитары Hagström Viking (ее фотография есть в буклете альбома). Еще у меня есть акустические гитары Ovation acoustic guitar, Yamaha apx acoustic guitar. Я бы использовал все эти инструменты, когда мы записывали FuturePast, кроме Hagstrom Viking.

- Тексты ваших песен – еще одна интересная тема…

- Их много: для меня важно сказать и о любви, и об окружающей среде - как социальной, так и в плане экологии. До того, как писать песни для HFMC , я довольно легко относился к текстам – просто надо было о чем-то петь. Здесь же я был очень щепетилен в написании лирики, хотя и не испытывал особых «творческих мук». Что-то личное, что-то философское… Так, "Piece of the sky" может быть как о возлюбленных, так и о любви к Богу или к тому. Во что вы свято верите. А в "Everyday" просто показана жизнь обычного человека, как я это вижу. Жизнь – это не всегда веселая вечеринка! Большинство из нас вовсе не миллионеры и мы должны вставать рано и идти на работу. И я просто пытался сказать о том, что стоит пытаться уловить красоту среди обычного и довольно скучного дня.

- Стихи песен “Piece of the sky” и “I wouldn’t change a thing”, как я считаю, - довольно сильные «мантры». И, может быть, это слишком «пафосно» прозвучит, но все же: Хассе, что бы вам хотелось изменить в этом мире?
- Иисус, таких вещей слишком много, Ольга, я даже не знаю, с чего начать! Как было бы здорово, если бы прекратились войны! Я также не знаю, случайны ли все те вещи, которые сейчас происходят. Слишком много дождей, слишком много солнца, слишком много гроз, океан уже не так хорош, - слишком много всего, действительно. Я только надеюсь, что когда-нибудь все будет в порядке!

Из блога на MySpace - Хассе Фреберг об альбоме «Hasse Froberg & Musical Companion» ( HFMC) – «FuturePast»:
«Иногда я был сердит, а иногда – расстроен из-за того, что мы не могли закончить запись этого альбома раньше. Наконец-то это произошло, - какое облегчение и в то же время опустошение! Я жил с этими песнями, аранжировками очень долго, и теперь даже странно, что больше ничего не могу сделать со всем этим. Я знаю, что этот продукт может быть несовершенным, но, по крайней мере, он - честный».

 

Официальный сайт: http://www.hassefroberg.com

Страница на MySpace: http://www.myspace.com/hassefrobergandthemusicalcompanion

Публикуется с разрешения автора для данного ресурса.

Автор: Ольга Потехина (DPRP, InRock, Progressor)