Clive Nolan - яркий, характерный и известный музыкант, - клавишник, композитор, продюсер… Так и хочется продолжить – активист, передовик, красавец… Но, кроме шуток, Клайв Нолан - по сути , один из столпов возрождения прогрессивного рока, и его весьма значительный деятель. Групы Pendragon, Arena, Shadowland, Strangers on a Train, Casino, Neo, множество самых «звездных» проектов, сотрудничество с John Wetton, Oliver Wakeman, Arjen Lukassen, Michelle Young, Nracy Hitchins, нашумевшая грандиозная постановка – мюзикл She… Отправляясь на концерт Pendragon в Кракове, я даже не пыталась выбрать направление беседы: многое знакомо, и все – интересно! Сюрпризом оказалось невероятное личное обаяние знаменитого музыканта, а потом на концерте – его экспрессивное «рокерское» поведение на сцене. «Мельница» из развевающихся волос в свете прожекторов – и это тот же славный, интеллигентный мужчина, сразу после саунд-чека кротко последвавший за журналисткой InRock?
![Музыкант Clive Nolan](/uploads/publish/attachments/64/c17ac92bc06692b75e576b6eb24c489b.jpg)
- Клайв, даже не знаю, как вас представлять читателям – у вас столько «знаменитых» проектов!
- Наверное, большинство фанов знает меня по группе Arena, некоторая часть больше слушает Pendragon, в Южной Америке я известен проектом Caamora, ну а кто-то встретит меня в другом проекте, и услышит еще какую-то музыку – замечательно! Как вы знаете, я начал как исполнитель на клавишных, но прежде всего я композитор, и именно это для меня самое важное. Я начал заниматься композицией, когда поступил в Университет, получил степень по классической музыке, и очень много времени провел, работая над сочинением, оркестровкой, и все это принес с собой в то что, я делаю сейчас. Я сочиняю музыку для Pendragon, других групп, ну а вы можете найти и узнать, как я это делаю, там, где вам нравится - это не имеет для меня особого значения!
- Вы пишете музыку для множества групп и проектов, и, хотя везде чувствуется ваш почерк, каждый из них имеет свой музыкальный стиль. Как происходит сочинение музыки – «включить Arena – а теперь время для мюзикла SHE»…
- Конечно, у каждого проекта свои особенности, но для сочинения музыки в этих случаях прежде всего важны некие «рамки для мышления», направление и образ мыслей. Вот, например, вы, как художник, рисуете городской пейзаж или сельскую местность, и должны думать о выборе красок. И когда я пишу для Ника (Nick Barret, лидер группы Pеndragon) или для Arena, Shadowland - я делаю так, чтобы это звучало в определенном ключе, и задаю себе разные направления движения. И каждое из них - это комбинация моих представлений о том, как писать для того или иного проекта, и представлений тех музыкантов, для которых я работаю.
- Неужели всегда все идет «как по писаному»?
- О, у меня есть хороший пример! Когда я писал для проекта Caamora – SHE, я сделал отличное демо с Агнешкой. Но потом прослушал его и понял, что это не Caamora, а типичный Shadowland! Такое случается, когда что-то «доходит» до меня позже! Но обычно если я думаю и решаю, что, к примеру, сейчас какое-то время буду писать для Arena, - именно так и происходит.
- В альбомах Shadowland вы не только автор музыки и исполнитель, но и лидер-вокалист – вы решили себя испытать и выйти на арену?
- Нет, это просто нечто такое, что мне просто хотелось попробовать сделать самому, я подумал - раз я столько работал с певцами, – может я попытаюсь сделать это сам? И, конечно, исполнить то, что сам же и написал, оказалось не так просто! Ведь когда ты сочиняешь для других, ты можешь писать то, что тебе нравится. Но когда ты пишешь то, что должен сам же и спеть - становишься гораздо более осведомленным, как это будет «работать», когда ты поешь – знаете, это очень хороший тренинг для меня!
- Еще одна ваша «теневая» роль – игра на скрипке, я прочитала, что вы учились играть именно на этом инструменте…
- Как вы знаете, я немного играл на скрипке в Shadowland – но мне не хочется делать это снова!
- Вы работаете со многими вокалистами, есть ли разница в сочинении партий для мужского и женского голоса?
- Вообще-то все зависит от конкретного исполнителя! Придумывая партии, я руководствуюсь теми чувствами, которые может выразить певец, - одни могут быть более агрессивными, более рОковыми, другие – более мягкими... В группе с этим легко: сочиняя вокальную партию, просто «держишь в уме» «его» или «ее» голос. Ну а в работе над SHE, например, я написал большую часть материала, не имея конкретной кандидатуры на одну из ролей. Однако я знал тип вокала, который мне бы хотелось там видеть, и когда я нашел Кристину ( Christina Booth, вокалистку группы Magenta ) - это был именно тот голос, что я хотел! И, тем не менее, когда я впервые записывал ее, все звучало прекрасно, но это больше походило на запись альбома рок-композиций. Так что мы опять вернулись к этому материалу, и сделали его более мелодраматичным, - и это отлично сработало!
- Сегодня возможности сотрудничества через Интернет безграничны. Это облегчает вам работу над масштабными проектами с участием нескольких певцов?
- Знаете, я люблю работать с певцами, и я бы не смог работать через Интернет, это точно не для меня! Когда я работал надо вокальными партиями в SHE, Агнешка (Agnieszka Swita - исполнительница одной из главных ролей) каждые несколько недель прилетала из Польши в Англию для работы над демо-записями, и также создавала что-то в тему, да с большинством вокалистов, которых я находил, я старался устроить так, чтобы работать с ними лично. Так у меня есть шанс сохранить их работу, анализировать ее , и если надо - делать какие-то изменения, и это очень хорошо. Я бы не смог так действовать через Интернет – я должен лично работать с вокалистами!
![Клавишник Clive Nolan](/uploads/publish/attachments/64/50d9f0a492d1edbee2aff6c2b3533fe7.jpg)
Сейчас я работаю над новым мюзиклом, который называется «Алхимия» и будет представлен на сцене в марте 2013. Я уже играл на сцене, представляю структуру шоу, и в настоящее время пишу об иной , неизвестной культуре, так что нуждаюсь в некоей «ауре», звуке… У меня уже есть около часа музыки для нового шоу. Пока что я все записываю сам, но уже знаю, кто будет петь почти все партии, и эти люди будут приезжать и записываться. Например, Энди Сирс (Andy Sears – Twelfth Night) – один из них.
- Клайв, по-видимому, у вас очень четкие представления и требования к процессу работы. А с музыкантами вы диктатор?
- Я полагаю, немножко! (смеется) Я прислушиваюсь к тому, что говорят люди, с которыми я работаю – я доверяю им как музыкантам, и они, конечно, должны заслужить мое уважение. Но если я уж верю в музыкантов - я действительно раздумываю над их словами, суждениями. И… это совершенно ясно, - все же я делаю то, что я хочу, и это – стартовая позиция. Так что если я двигаюсь в направлении, которое сам же определил, я чувствую потребность давать слишком много указаний! (смеется). В музыке, которую я делаю в группах, все начинается с того, что я пишу материал. И если музыканты будут делать то, что мне не слишком нравится, - что ж, я переделываю кое-что, немного, и они принимают это – так что все просто! (смеется)
- Скажите, не тяжело ли было вас «уступить место» за клавишными другому музыканту в SHE?
- Главное – то, что клавишник Claudio Momberg хорошо делал свою работу , и для меня вовсе не было странным услышать кого-то другого, исполняющего написанные мною партии.
- Все с нетерпением ждут осенних гастролей - постановок SHE, этот мюзикл уже шел раньше, скажите, какие выступления были наиболее сложными по каким-либо причинам?
- В Боливии и Южной Америке мы делали просто невероятную постановку шоу SHE – весьма отличную от версии, представленной на DVD, и …это был огромный стресс! Хор, танцоры, смена костюмов, декорации, микрофоны, наушники, бек-вокалисты, - и все со всем этим почему-то шли ко мне! (смеется) И если вы спросите меня о каком-то конкретном эпизоде – я ничего не смогу вспомнить! Я только помню «Молитву» в начале (видимо, имеется в виду Overture в исполнении Агнешки – прим. ред.) и… мы довели все до конца, это было просто фантастически! Подобный стресс был и в Польше, когда мы должны были записать DVD, и у нас было всего 2 дня на репетиции – это было невероятно, да!
- Клайв, а каким изначально был замысел SHE – был ли это концептуальный альбом, который потом развился в спектакль?
- Это всегда было шоу и никогда не задумывалось просто как CD! Для нас это не было просто способом заработать деньги, - мы все были по-настоящему увлечены воплощением музыкальной истории на сцене. Мы, группы, должны развлекать публику, и у этой музыки есть свой ритм, она концептуальна и более «театральна», чем, например, Arena. Мы, конечно, записали CD версию SHE, но лишь как часть всего проекта, причем далеко не самую важную часть. То, что мы делаем сейчас в новой постановке – также шоу, также в этом ключе, и в целом Caamora – проект театральный.
- Я была просто поражена, увидев вас как актера в главной роли, на сцене, еще и с ружьем! Вы в ладах со школой Станиславского ?
- Вообще-то до того, как мы будем представлять «Алхимию» на сцене, надо кое-что сделать: мне, Агнешке и еще некоторым исполнителям взять уроки актерского мастерства. Ведь все, что мы делаем как актеры в SHE - интуитивно, и было бы здорово представлять некоторые вещи профессионально, и поучиться играть на сцене немного лучше!
- А можете мне «по секрету» сказать - будет ли в новой истории настоящий хэппи-энд – а то я до сих пор переживаю за главного героя SHE!
- Кстати, насчет финала SHE: на самом деле эта история еще не окончена, потому что Хаггард (писатель - H. Rider Haggard), написал сиквел «Возвращение Аиши»! Там продолжаются приключения Лео, Холли, некоторых других персонажей, и вся история заканчивается совершенно счастливо и очень эмоционально! Так что вы не должны волноваться, - на самом деле вас ждет грандиозный финал, в котором главные герои снова вместе! «Алхимия» по духу не слишком отличается от SHE, - это тоже приключение и даже отчасти забава. Конечно, не комедия, но, скажем так, эта история имеет чуть больше чувства юмора, и счастливый «хэппи-энд»! Ну а пока что, я думаю, даже если для вас окончание SHE кажется печальным, стоит пересмотреть последние кадры DVD и убедиться, что там происходит нечто, из-за чего финал мюзикла не такой уж и грустный!
- Надежда есть всегда?
- Всегда! Я никогда и не писал, что она ушла!
- Скажите, а есть ли у фанов надежда услышать новости и о вашей группе Shadowland ?
- Да! Мы собираемся записать DVD Shadowland в Польше, хотя это будет не так-то просто для всех – выбраться из дома и отправиться в тур… Несколько концертов в Голландии, Англии, конечно, Польше, я люблю эту группу, - здорово иметь яркие, заметные вещи в репертуаре, и было в удовольствие записывать, выпускать DVD пару лет тому… Я не знаю, стоит ли делать полноценный новый альбом, но я не прочь написать несколько свежих вещей для Shadowland и представить их на DVD. Но сейчас я, прежде всего, занят работой с ARENA: мы записываем новый альбом «The Seventh Degree Of Separation», он вскоре должен быть готов, дата выпуска – 1 ноября. Затем мы отправимся в тур, будет несколько концертов в Польше, и там, в Катовице, мы запишем DVD. В общем, мне есть чем заниматься!
- Клайв, среди ваших грядущих концертов я заметила необычное мероприятие 9 июля, чуть ли не вечеринка в честь вашего дня рождения: «Clive Nolan and Friends», Graeme Bell's House in Crewe» - необычный способ отпраздновать событие!
- Да, мы желаем устроить нечто вроде домашнего концерта, - возможно, будет какая-то выручка за билеты, ведь мы должны находить деньги и делать шоу, отправляться в тур… Мы собираемся впервые представить идею нового мюзикла «Алхимия», и исполним несколько песен.
- Скажите, если бы вы решили сопровождать своей игрой «немое кино», какого рода фильм вы бы выбрали ?
- Я люблю фильмы-приключения вроде Индианы Джонса, люблю триллеры - истории такого рода, где чувствуется напряжение и есть волнительные, «грандиозные» моменты… И если бы я аккомпанировал фильму – что ж, например, в «Собаке Баскервилей» есть все то, что я люблю, это потрясающая история с динамичным сюжетом, можно сказать, что я фан «Собаки-призрака »! (смеется)
- А я большой фан вашего музыкального альбома по этой истории, в котором вы работали с Оливером Вейкманом (сын клавишника YES - Rick Wakeman)… Как вообще складываются сотрудничества такого рода – вы целенаправленно договариваетесь с какими-то музыкантами?
- Нет, я не ищу сотрудничества специально. Для материала, который я обычно пишу, я просто приглашаю музыкантов, которых хорошо знаю и доверяю. Как видите, многие люди работают со мной долгое время, участвуют в разных проектах - мне нравится работать в сложившейся команде… В Caamora вы встретите Марка (Mark Westwood, гитарист), с которым я работал еще в Shadowland, ударника Scott Higham из Pendragon, многие знакомые имена встречаются в разных моих проектах. Я обращаюсь у ним снова и снова, потому что уверен в том, что работа будет сделана как надо! В то же время, например я сделал 2 альбома с Джоном Веттоном, в частности, Rock of Faith (2003), но это было скорее совпадение, случайность – такое бывает…
- Думаете ли вы о продолжения сотрудничества с Оливером Вейкманом, Джоном Веттоном?
- О, я никогда заранее не знаю ничего насчет этого ! Специально планировать и организовывать сотрудничества такого рода – значить специально тратить на это время, при том, что это сейчас я очень занят с Pendragon, Arena, Caamora, я пишу, продюсирую, и промоутирую альбомы дважды в год!
- Скажите, а какую часть своей работы по созданию музыки вы любите больше всего?
- Самые волнующие моменты, когда я пишу новую песню – это запись демо, самой первой версии композиции – с «сырым» вокалом, небольшой оркестровкой, малым количеством инструментов. Это самый классный момент, знаете, как рождение ребенка, «беби» - он невинен, и еще не воспитан определенным образом. И это именно то, что я больше всего люблю в процессе творчества!
![Clive Nolan. 2005 г.](/uploads/publish/attachments/64/83df4acb1f4af1f884dc9ae74e79b181.jpg)
- Есть ли у фанов шанс увидеть какой-то бутлег с этими демо-версиями?
- Я надеюсь, нет! (смеется) Ну, если серьезно, разве что мы будем выпускать DVD или CD на лейбле Metal Mind Productions, я бы поставил пару демо в качестве дополнительного материала. Но вообще-то у меня изначально очень четкое видение того, что я хочу получить, и, например,, большинство демо для SHE очень близки к финальным вариантам. Конечно, я что-то меняю, но звучит все очень похоже.
- А сейчас я бы хотела обратиться к вам как к эксперту: когда я в беседах с музыкантами упоминаю термин «нео-прог», реакция следует самая негативная, и все опровергают свою к нему причастность. Но уж вы-то скажете пару слов на эту тему, или тоже будете все отрицать?
- (смеется) Я думаю нео-прогрок был термином, придуманным в 80-е, чтобы описать группы типа Marillion, Pendragon, Twelfth Night, Pallas, которые тогда пришли на сцену. После эпохи панка снова стала появляться музыка в духе Genesis, причем это было некоммерческим движением. И «нео-прог» не описывает новый жанр, и не означает что-то конкретное, как и то, что описывают термином «прогрессивный рок». Прогрок – емкое понятие, не обозначающее что-то определенное. Иногда я играю на «Прог-фестивалях», как значится в их названиях, и смотрю на другие группы, я лишь думаю: «Все они не имеют ничего общего с тем, что делаем мы, но мы – часть всего этого!» ( Смеется). Вообще есть два типа прогрока, как бы «жанры стиля». Один – когда вы просто желаете звучать как Pink Floyd или Genesis, или кто-то еще – сохраняете тот же подход, что и у них. Другой – когда вы желаете двигаться дальше, давать новое развитие идеям, и мне нравится представлять, что именно это я и делаю, и это делает Pendragon.
- Кстати, понятно, что за свои клавишные партии и музыку «отвечаете» вы, а кто выбирает саунд в Pendragon?
- В Pendragon все пишет Ник, и каждый альбом – это полностью его детище. Он ищет и звуки, саунд, который ему нравится. Обычно мы проводим 3-4 дня, работая с клавишными, проигрывая снова и снова те же партии, и меняя звук, чтобы сделать их более «моими» или более «клавишными».
- Или более «модными» - порой все, словно сговорившись, используют «аналоговые» синтезаторы, а порой вдруг повально обращаются к «сухим» сэмплам…
- Я лишь использую то, что считаю правильным для звука, и не слишком задумываюсь об этом. У меня нет такого – «Я должен использовать Moog, или электронный саунд». Я лишь ставлю какие-то звуки, и смотрю – «это хорошо» или «абсолютно не годится»… Вот и все, что я действительно знаю о саунде! Например сейчас, в новом альбоме Arena, я пытаюсь использовать больше «живого» оркестра, - то, чего я никогда не делал до этого. Меня это просто захватывает, будто выход в другое измерение - таким образом придать материалу особый «привкус»! Должно получиться нечто отличное от того, что было раньше, - и это все, что я могу сейчас видеть.
- Клайв, говорят, вы совершенно случайно «попали» в прогрок…
- О, это действительно было случайно. Я изучал классическую музыку в школе, и начал слушать поп и рок довольно поздно. Мне было уже около 16, я сменил школу, завел новых друзей, и однажды решил – пойду-ка и куплю рок альбом! Был конец 70-х, царил панк, я вообще не знал ни одной рок-группы, - просто пришел в магазин и вытащил пластинку наугад, только из-за обложки! Я сказал: «Вау, мне нравится, как это выглядит!», и … купил альбом Genesis – Seconds Out, хотя это мог быть и Sex Pistols, и все, что угодно (смеется) - мне всего лишь понравилась картинка! Ну а прослушав альбом пару раз, я влюбился в эту музыку. И вообще, я полюбил прогрок, потому что этот подход близок к классической музыке.
- А какая ваша самая любимая прогроковая группа?
- Genesis - мне нравилось все, что я слышал! Я пережил уход Петера Габриэля, и Trick Of the Tail - самый лучший их альбом для меня. Я всегда считал Genesis великой группой, мне лишь не нравится АВАСАВ и то, что они делали на сцене в то время. Когда Genesis вернулись с поздним альбомом Calling All Stations, хоть он и был с сильным поп-влиянием, но это также было хорошо. Однако если вы спросите меня, какая группа всех времен и народов моя самая-самая любимая – это Queen ! Я абсолютно обожаю их ! Все песни просто фантастические, - трудно представить, чтобы они что-то сделали плохо, это была невероятно великая группа, и вокал Freddie Mercury - чистой воды бриллиант! Конечно, я люблю Genesis, люблю Pink Floyd, но Queen я могу слушать днями напролет! ![Clive Nolan](/uploads/publish/attachments/64/6d1ea49e9a5a52de70af07eea1ed323e.jpg)
- Клайв, мой последний вопрос: есть ли у вас мечта в музыке, - то, что бы вы больше всего желаете сделать?
- Моя величайшая мечта - это именно и точно рок оперы, мюзиклы, это то, что мне нравится больше всего! Мне нравится делать масштабные постановки на сцене, и это так здорово, когда люди приезжают, чтобы посмотреть шоу - в Лондоне, Бродвее, или где-то еще, и все это движение продолжится и после того как меня не станет… Что ж, это и было бы моей мечтой. Мюзиклы требуют большого труда, их тяжело писать, это крупное событие, и - большая отдача!
- Я желаю вам успешно реализовывать все ваши планы – мы все с нетерпением ждем свежих релизов и гастролей!
Публикуется с разрешения автора для данного рессурса.
Автор: Ольга Потехина (DPRP, InRock, Progressor)