Японская компания Mactone образовалась в 1964 году, как раз в период экономического подъема Японии. Также этот момент соотносится со временем, когда крупные японские производители электроники разворачивали массовое производство транзисторных усилителей и постепенно отказывались от радиолампы. Вопреки всеобщей тенденции, Mactone сконцентрировал все свое внимание на продолжении ламповой идеологии. Почему именно лампа? По мнению основателя компании Mactone, г-на Кенжиро Матсумото, именно ламповые компоненты претендуют на роль лидеров в передаче истинно музыкальных образов, и в этом их главное преимущество перед полупроводниковыми технологиями. Что ж, это отдельное мнение отдельного человека. Но учитывая тот факт, что Матсумото окончил электротехнический университет в Tokyo и имеет свой путь инженера, есть смысл подумать о его доводах, изложенных в интервью.

 

Вопрос: Вы в пятёрке самых узнаваемых разработчиков ламповой аудиотехники «старой школы» в Японии, и пользуетесь заслуженным авторитетом. Можете нам рассказать о японском hi-end сообществе?
Ответ: Тенденция такова, что на японском hi-end рынке ламповые усилители не так популярны, как полупроводниковые, и более того, очень сильно отстают от них. Почти все ламповые усилители в Японии продаются по заниженным ценам и импортируются из развивающихся стран. Все же, иногда можно встретить и японские усилители middle и hi-end класса, по большей части производства небольших предприятий. Такое положение вещей связано с низкими рекламными бюджетами и неразвитой дистрибьюторской сетью. Текущая экономическая дефляция не позволяет нам рассчитывать на расширение бизнеса в ближайшее время, хотя в перспективе возможно всё что угодно. В целях продвижения лампового аудио, японская «Ассоциация производителей ламповых усилителей» регулярно организует выставки (17-й раз в 2011 году) в Токио. Я посвятил много времени на их организацию, начиная с первого года открытия шоу, где мы по сей день общаемся со многими восторженными аудиофилами, хоть и результаты коммерческой деятельности при этом не всегда блистательны.

Вопрос: Что можете сказать о известных за пределами Японии г-не Кондо, г-не Синдо и других мастерах?

Ответ: Лично я уважаю всех предшественников эры расцвета ламповых усилителей. Их стремление к достижению качества звуковоспроизведения несколько отличается от моего, но я был поражён, узнав, что им удалось практически достигнуть уровня, ожидаемого ими изначально.

Вопрос: Перечислите всю существующую продукцию Mactone?
Ответ: Все наши изделия может увидеть в этой таблице http://www.mi.sgn.net/audio/mactone.xls

Вопрос: Почему вы выбрали именно это имя для вашей компании?
Ответ: Комбинация из слов «Matsumoto» — моя фамилия и «Tone».

Вопрос: Вы все еще ​​верите в традиционное японское качество?
Ответ: Да, по двум причинам; доступность в Японии комплектующих высочайшего уровня и требовательные потребители, выбирающие аудио от японских изготовителей.

Вопрос: Чем отличаются западные аудиофилы от аудиофилов страны восходящего солнца?
Ответ: У людей с запада имеются специфические предпочтения в классической музыке, подкреплённые их колоссальной и продолжительной многолетней музыкальной традицией. Однако аудифилы как на Западе, так и в развивающихся странах, как правило, одинаковы в восприятии хорошего звучания и самой музыки.

Вопрос: Вы занимаетесь конструированием ламповых усилителей с 1964 года, что довольно-таки долго. Что изменилось за эти годы?
Ответ: Вне всякого сомнения, качество звука класса «High Fidelity» значительно улучшилось.

Вопрос: Насколько важны выходные трансформаторы?
Ответ: Их роль заключается в извлечении максимальной мощности из оконечных каскадов усилителей. Весьма существенной в этом вопросе является возможность управления сложными функциями трансформатора (индуктивность обмоток и магнитная цепь металлического сердечника), дающая в результате более высокое качество звука.

Вопрос: Мы видим, что Mactone всё прочнее утверждается с годами. В чем ваш секрет?
Ответ: Ничего особенного, это всего лишь сдержанная манера ведения бизнеса, без слишком амбициозных целей.

Вопрос: Какие принципы создания фонокорректора и каким вы видите воспроизведение винила?
Ответ: Винил содержит внеконкурентный объём информации (в сравнении с компакт-диском). Несмотря на то, что MC головка звукоснимателя считывает звук лучше с виниловой пластинки нежели MM, в связи с низким уровнем выходного сигнала ей требуется большее усиление. В таком режиме, полезный сигнал с головки звукоснимателя практически утопает в шумах.Как правило, полупроводниковые усилители в этом отношении предпочтительнее ламповых, которым сложнее добиваться высокого отношения сигнал/шум. В некоторых случаях может быть применён повышающий трансформатор, но это может отрицательно сказаться на качестве звуковоспроизведения, несмотря на достаточно ​​простой контур. К тому же, хороший повышающий трансформатор достаточно дорог. В связи с этим, Mactone до сих пор производит две модели ламповых МС фонокорректоров, обеспечивая аудиофилов наилучшим ламповым MC звуком.

Вопрос: Рассматривали ли вы когда-либо возможность постройки полупроводниковых компонентов?
Ответ: Примерно 30 лет тому назад, в связи с трудностями нахождения высококачественных ламп, почти все японские производители ламповых усилителей сворачивали свою коммерческую деятельность. Mactone не стал исключением, при этом даже осуществлялись попытки построения полупроводниковых усилителей. Но они никогда не удовлетворяли меня своим звучанием. Тогда я решил разрабатывать только ламповые усилители, до тех пор, пока не иссякнет запас необходимых ламп. К счастью, они производятся по сей день.

Я твёрдо убеждён в том, что наилучшим компонентом для репродукции звука может быть только лампа.

Вопрос: Является ли усилитель типа “OTL” (с бестрансформаторным выходом) лучшим решением для достижения более высокого качества воспроизведения, чем этого можно достичь с выходными трансформаторами?
Ответ: Я считаю, что “OTL” усилители куда более превосходят ламповые “OPT” усилители по своему звучанию, при условии ликвидации следующего: сопротивление катушки громкоговорителя должно быть более 6 Ом для надлежащего согласования, иначе усилитель будет отдавать меньшую мощность и создавать дополнительные искажения. Далее — требуется большое количество параллельно соединённых выходных ламп, дающих в результате больше мощности, а также большая тщательность при сборке и настройке. Качество звука “OTL” обеспечивает нас несколько по иному организованной звуковой сценой и расширенным высокочастотным звучанием струнных музыкальных инструментов.

Вопрос: Что вы думаете о применении серебряных проводов при монтаже ламповых усилителей?
Ответ: Хоть я никогда и не экспериментировал с серебряными проводами, я считаю, что медные провода всегда будут отлично выполнять свою работу. Монтажные провода являются полноценными компонентами усилителя, которые вносят свой ​​вклад наряду с применяемой схемотехникой.

Вопрос: Какое значение вы придаете комплектующим элементам?
Ответ: Комплектующие жизненно важны, и Mactone главным образом ставит своей задачей вопрос качества, нежели бренд.

Вопрос: Изменились ли материалы и их качество за эти годы?
Ответ: Основными элементами, показавшими заметные изменения и прогресс за это время, являются выпрямительные компоненты.

Вопрос: Имеют ли современные ламповые усилители преимущества?
Ответ: Современные ламповые усилители получили стереотипную концепцию воспроизведения мягкого и богатого звучания, но с технической точки зрения, ламповые имеют некоторые преимущества над полупроводниковыми. Во-первых, это высокая скорость движения электронов, из-за гораздо более высоких напряжений. Во-вторых, возможность наслаждаться различными тембрами воспроизведения, в соответствии с разнообразным подбором ламп. Ну и, напоследок — меньше заметных для нашего уха искажений.

Вопрос: Что думаете о балансной топологии?
Ответ: Mactone не требует передачи баланса, благодаря специфической низкоимпедансной схемотехнике (даже без обратной связи). В профессиональных студиях, требуется длинная кабельная линия передачи, но общая длина кабеля в любительской аудиофильской системе составляет около 5 метров, и, они, как правило, не требуют никакой балансной передачи. К тому же, необходимая модификация в ламповых усилителях для получения балансной передачи является гораздо более сложной, дорогостоящей и ухудшающей звук избыточными деталями и схемой из-за установки спецтрансформатора или отдельного контура усиления. В полупроводниковых усилителях добавляется всего один или два транзистора для перехода на балансную линию передачи.

Вопрос: Чем отличается аудио дизайн Mactone от проектов других изготовителей?
Ответ: Я не очень хорошо знаком с видением других изготовителей, но наша политика следующая. Воспроизведение звука должно быть как можно более живым. Никаких окрасов в звучании. Высокая совместимость в применении с другими компонентами различных производителей на рынке.

Вопрос: Расскажите о вашем подходе при создании блока питания усилителя и насколько это важно?
Ответ: Блок питания в усилителях – это как «двигатель» в автомобиле. Источник переменного тока от сети общего пользования, может привести к (по некоторой несоответствующей допустимой мощности и качеству применяемого силового трансформатора) сильному повышению импеданса во вторичной обмотке по отношению к первичной. В случае нехватки мощности, высокое тепловыделение и звуковоспроизведение становятся уже проблемными. Поэтому жизненно важно, чтобы силовой трансформатор имел достаточный запас мощности. И трансформаторы Mactone его имеют. Все они оснащены сердечниками класса Z, обеспечивающими высокую эффективность магнитного поля.

Вопрос: Почему Mactone выделяется хорошим воспроизведением классической музыки?
Ответ: Критерии усилителей Mactone заключаются в том, как они воспроизводят звуки 4 духовых инструментов классической музыки и большой хоровой группы, относительного чёткого разделения и прозрачности звучания. Но помимо классики, Mactone также способен прекрасно воспроизводить джаз и другие стили музыки.

Вопрос: Где вы проводите черту между спецификацией и музыкальностью компонента?
Ответ: Трудно ответить, но я чувствую, что это абсолютно разные плоскости — музыкальность в звуковоспроизведении и спецификация продуктов.

Вопрос: Что вы думаете о цифровом аудио?
Ответ: Почти все человеческое является аналоговым, и хотя цифровая техника добилась беспрецедентных успехов, она всё ещё далека от идеала, ей сложно приблизиться к уровню человеческого разума.

Вопрос: Вы ​​верите в преимущества аналога?
Ответ: Аудиосистема извлечёт больше музыкальной информации именно с виниловой пластинки, которая должна быть материализована только аналоговым оборудованием соответствующего качества.

Вопрос: Как вы думаете, приблизится ли цифровое воспроизведение к аналоговому?
Ответ: Может быть, но в наши дни, выпущено лишь небольшое количество компакт-дисков, приближённых по качеству к винилу.

Вопрос: Что вас вдохновляет при разработке дизайна Mactone?
Ответ: Первое — это то, что каждый дизайн был сделан лишь одним конструктором, а это является результатом стабильного уровня качества продукции. Mactone очень трепетно относится к спросу и тенденциям рынка сбыта продукции, в частности к усовершенствованию существующих моделей.

Вопрос: Почему изделия Mactone преимущественно используют цвет «шампань»?
Ответ: Золотистый цвет «шампань» пользуется популярностью у японского потребителя аудио оборудования. Отчасти оттого, что когда собираются компоненты от разных производителей, аудиофилы стремятся к единому  цветовому согласованию. Другое дело — производственный процесс для этой обработки, являющийся относительно благоприятным для каждого изготовителя.

Вопрос: Какими вы видите перпективы hi-end?
Ответ: Поскольку рынок довольно ограничен, трудно ожидать большого расширения в будущем.

Вопрос: Высокое качество сегодня стало доступней или же требуется платить больше?
Ответ: Поскольку изготовители самых лучших компонентов во всём мире, являются, как правило, мелкими фирмами с ограниченным производственным потенциалом, потребителям приходится платить больше за высококачественные продукты.

Вопрос: Каково ваше видение винила?
Ответ: В связи с гораздо меньшим производством новых релизов виниловых пластинок, а также трудностями в поддержании драгоценного наследия прошлого в хорошем состоянии, в будущем воспроизведение музыки на виниле станет лишь маленьким хобби или вопросом ограниченного количества энтузиастов.

Вопрос: Может ли уровень качества аналоговой мастер-ленты быть репродуцирован усилителями Mactone?
Ответ: Подтверждаю, что наилучший звук исходит из магнитной ленты, и я сделал все возможное, чтобы Mactone воспроизводили этот звук. А для использования в качестве референса, в лаборатории Mactone в режиме готовности стоят 2-х и 4-х дорожечные магнитофоны (на 38-й скорости). К тому же, у Mactone есть около 150 штук мастер-лент с классической музыкой.

Вопрос: В чем разница между аудиофилом и меломаном?
Ответ: Аудиофил придирается к качеству звука, а меломана больше волнует качество музыкального исполнения.

Вопрос: Что можете сказать о современных (state of the art) полупроводниковых девайсах?
Ответ: Усилители на полупроводниковых элементах передают довольно хорошее качество звука, однако ламповые усилители их сильно опережают в плане подлинной музыкальности.

Вопрос: Какой референс используете при разработке и тестировании новых продуктов?
Ответ: Я имею в своей лаборатории продолжительное время используемый референсный усилитель, который постоянно проверяется и модифицируется, когда я замечаю разницу в качестве (партитуры), возвращаясь с живого концерта. Когда я приступаю к созданию нового проекта усилителя, именно этот референсный усилитель играет существенную роль своеобразного прототипа.

Вопрос: Что значит hi-end воспроизведение для вас?
Ответ: Сейчас я очень счастлив, что благодаря своему ​​бизнесу, я смог добиться почти такой же музыкальной атмосферы, как в концерт-холле на живом концерте. Мечта моего детства сбылась.