Жили были инженеры-акустики Mr. Anthony Wilkinson из Altec Lansing, Mr. Peter Duminy из B&W, Mr. Phil Jones из Boston Acoustics и AAD и многие другие талантливые конструкторы. И грустно им было от того, что нет на их столе рабочем колоночек завидных, а полноформатные напольники для этого не пригодны . И решили они пробел сей ликвидировать. И собрал их для этого бравый Mr. Wendong Zhang в славном городе Шенчжене, что на Кантонщине, назвал их Edifier international и сказал «A Passion for Sound».
Сколь фанатично не относился бы любитель музыки к оборудованию, как бы тонко не выстраивал тракт для прослушивания музыки, но на рабочем столе любого современного человека должна быть небольшая активная акустическая система для озвучивания событий ОС, Скайпа, игр, фоновой музыки и фильмов. На первый взгляд требования, предъявляемые к таким колонкам очень непритязательные и сводятся к минимальным - стоимости, габаритам, функциям и управлению.
Но это – только на первый взгляд. Человек, озабоченный звучанием, шаг за шагом эти требования разовьёт, расширит, стремясь и в акустике ближнего поля воплотить мечты «Высокого Конца».
Дело хорошее, но не очень практичное, к тому же не стоит забывать, что к таким системам предъявляются и другие требования. Это как автомобиль для городского цикла проиграет самосвалу по ряду параметров- как гриться - формат не тот.
Рынок мультимедиа АС куда более динамичен и развит, чем «хай-фай» и тем более рынок эксклюзивных «хай-энд» решений. Объёмы продаж и соответственно уровень доходности у малогабаритной неприхотливой акустики на много выше, чем у громоздкой, дорогой и капризной «домашки».
Огромное число производителей участвует в производстве мультимедиа колонок, тыря на право и налево дизайн, схемы, технологии и тиражируя несколько десятков клонов обкатанных вариантов. Так же на рынке представлены довольно известные компании, которые заработали имя на серьезных решениях, такие как Creative Labs, Logitech, B&W, Klipsch, JBL и многие другие. Пожалуй только ленивый не «отметился» на этом пастбище.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что пластмассовые мыльницы ничем не напоминают славные шедевры Клипшей, B&W и JBL. Creative на самом деле не делает колонок, не делает даже звуковых карт, а специализируется на разработке и производстве чипов для аудио, предоставив производство колонок партнерам. Logitech – вообще говоря специализируется по манипуляторам, а колонки выпускаются как сопутствующий продукт –им все равно что лить – мышей, или пластиковые колонки.
Таким образом наиболее массовыми производителями колонок мультимедиа стали фирмы с «незвуковыми» названиями – Micro lab, Sven, Genius, - не имеющие не только своих лабораторий и концептов, но даже и фабрик, а просто брендирующих чужие объемы и выпускающие колонки с минимальной себестоимостью, зато довольно большими тиражами. В передовых странах такое не проходит, а в «нашем мире» - в самый раз.
Кстати о нашем «мире» - «наш человек» желает подешевле купить колонки бОльшего объёма и непременно из «дерева», что удивительным образом совпадает с требованиями к акустическим системам, которые легче строятся в камерах большого объема из плотного технологичного материала, в отличие от пластмассовых, тонкостенных, изящных колонок, наиболее популярных в странах «первого» мира. Так что нет худа без добра.
С самого начала развития мультимедиа АС, тракт строился традиционным способом – примитивный предварительный усилитель на малошумящих, но дешевеньких ОУ вроде NE4558 собирал сигнал с коммутатора пары входов, до, или после него располагался регулятор громкости, затем сигнал усиливался оконечным интегрированным усилителем типа TDA 2030. Питание организовывалось на понижающем трансформаторе жуткого качества, выпрямителе и фильтре, состоящем из электролитов, ёмкостью в треть необходимой. Сигнал поступал непосредственно на НЧ головку нужного калибра, выбранную по принципу подешевле – о чем свидетельствуют надписи на этих головках – название которых не совпадает с именем производителя колонок. Твитер включается через конденсатор 0,3-0,5 мкФ. Этим убиваются сразу 2 зайца.
1. Экономится делитель - L-pad, необходимый для выравнивания чувствительности тупой и дешевой НЧ головки с визгливым твитером и
2. «образовывается» ФВЧ для пищалки вместо нереально дорогого для этих «проектов» кроссовера.
При этом предполагается, что НЧ заваливается сам после пары кГц и «где-то там» они с Божьей помощью «сшиваются» с твитером.
В колонках посолидней все не так плохо, но последовательность багов – примерно та же. Однако в них используются динамики подороже, кое где появляются кроссоверы, блоки питания позволяют развивать номинально заявленную мощность.
Большой вклад в развитие мультимедиа колонкостроения внесла конкуренция. Кроме того оказалось что комплект активных колонок, по цене меньше метра аудио-кабеля сделать не так и просто. Получается так, что для того, что бы сделать такой же комплект на 1% дешевле без потери качества, или на тот же 1% нарастить качество без удорожания комплекта,- нужно потратить миллионы долларов на разработку, которые впрочем, быстро окупятся. Тиражи коробочных мультимедиа решений достигают миллионов в день…. Отсюда и повышенный интерес к копеечным колонкам у ведущих конструкторов аудио. Там просто платят больше и больше шансов увидеть свою работу в производстве.
Так или иначе, за три десятка лет развития мультимедиа сформировались требования к таким колонкам и оптимальный концепт построения такого акустического тракта.
Дальнейшее наращивание качества идет уже скромными шагами, можно сказать ползком. Все, что можно было улучшить – улучшили, все, что можно было оптимизировать – оптимизировали, остальное сэкономили и в итоге последние годы прирост качества буксует и даже пятится – желание опередить конкурентов вынуждает экономить на всем что не попадя. От упаковки, до… например кое где пропали кроссоверы (где они были), место TDA заняли фэйки с диковинными названиями, меньше клея, хуже МДФ, дешевле упаковка, ржавеющие саморезы, совсем дохлые конденсаторы, перемычки, вместо целых каскадов, «упрощенные» динамические головки, приобретенные оптом по случаю, трансформаторы питания все меньше, а заявленная мощность – все больше- ЛЮДИ ХОТЯТ ЦИФР! Сколько ватт? Какая частотка? 192 на 24 поддерживает? Если посмотреть на то, что должно поддерживать 192 на 24, то становится ясно – не по Сеньке шапка.
Однако совершенно очевидно, что «надо что то делать» - запросы пользователей растут и конкуренты подпирают. Для пользователя был бы лучше путь усовершенствования излучателей - применение современных материалов – редкоземельных магнитов, литых корзин, высокопрочных тинзелей, сверхлегких, прочных и «музыкальных» сортов бумаги, а так же композитов, кевлара, оптимизированных форм и ребер жесткости диффузоров, невесомых, мягких, эластичных и прочных подвесов, оптимизированных на компьютере центрирующих шайб и катушек.
Так вот собрались наши чудо-акустики, составили правильное тех задание на динамик 6.5”, для 25 литров ФИ, с намерением сделать путнюю двух-полоску.
Лучом лазерным, на чудо-Клиппель анализаторе диффузор оптимизировали,
химики лучший материал подобрали, конструктора макетировали, в безэховой камере промеряли
Пока на свет не появился требуемый НЧ излучатель.
С диффузором из прессованного композита, в меру легкий, прочный, каждый компонент которого просчитан и оптимизирован так, что нельзя сделать лучше под такую задачу. Ни убрать – ни добавить. Любое изменение только ухудшит динамик.
1” шелковый купольный твитер тоже хорош, но особенностей не имеет.
Порт ФИ вывели на переднюю панель, увеличив интенсивность работы фазика и позволив пользователю ставить колонки ближе к стене.
Хорошая получилась колонка… Но удивить просто добротным исполнением и даже оптимизацией проверенных десятилетиями решений не получится. Прогресс не стоит на месте.
Отчего не применить усилитель PWM – проще говоря с ШИМ модуляций, иначе – класса D?
Сказано-сделано. Усилитель на TAS5342A под управлением 8L152C4, TAS5508C и АЦП PCM1808. С огромным КПД, рядом стабилизированных напряжений, активным делением по полосам – би-ампинг, где цифровые фазолинейные фильтры 4-го порядка готовят сигнал для каждого динамика, создавая им тепличные условия для работы, колонка стала выглядеть и звучать поярче.
При этом потребовалось организовать соединение активной и пассивной колонок специальным 4х жильным кабелем с XLR разъемом –дабы не дать возможности пользователю неверно соединить колонки, что привело бы к выходу их из строя. Остается опасность перегрузки по входу. Для минимизации искажений и приведения уровней входных сигналов к оптимальным ввели систему интеллектуального управления усилением (E.I.D.C)
Снабдили АС лентяйкой – пультиком ДУ, благо при цифровом тракте это не проблема.
Получилась модель Edifier R2600. И сказал Mr. Wendong – это хорошо.
Ну и по измерениям cool! – ничё так
Но что дальше? Как повысить творческую ценность модели? Еще более увеличить детальность звучания? 6.5” динамик, качающий бас, «поет» на средних частотах на пределе возможностей. Для высокого качества воспроизведения НЧ и СЧ к излучателю предъявляются противоречивые требования. Погоревали – покручинились добры молодцы и решили проблему кардинально – ввели 3-ю полосу – среднечастотную.
Добавились каналы усиления, фильтры, появились цифровые интерфейсы – коаксиальный и оптический, дюймовый твитер сменился полу-дюймовым, став еще легче и с ДН пошире, и перед миром предстала модель Edifier R2700 с полностью цифровым трактом и три-ампингом.
По измерениям видно что не зря. Середина «запела»
Чего же еще?! Куда дальше?! Неймется нашим констукторам. Появилась версия на 8” вуфере.
Помощнее, побасовитей, объемом 38 литров ФИ Edifier R2800
Кроме того изменен и переработан СЧ динамик.
Теперь он пожестче, поярче и с узнаваемым голосом. Это не просто клон 2700, это новый букет. Иначе выглядит и бас и сшиты они заметно по другому.
Итоговые параметры для любителей кривых
Для полноты картины - заводская АЧХ
Линейка Studio от КБ Edifier развивается и в сторону более компактных моделей.
Например двух-полосная модель Studio R1600TIII с биампингом на 4-х дюймовом динамике с диффузором на Nomex, мощностью 60 Вт
Или Studio 1800TIII тоже на 4” динамике, с би-ампингом, общей мощностью 70 Вт
Без би-ампинга, но с цифровым блоком питания создана модель Studio 980T – в ней 2 полосы: 4” НЧ и 0,5” ВЧ динамики, общая мощность – 24 Вт
Цифровой усилитель и блок питания есть в модели Studio 1280T. Еще она отличается красивой отделкой – под дерево боковых поверхностей колонок. НЧ динамики имеют фактурную поверхность бумаги с шерстяными вкраплениями – на радость любителей натуральных материалов. Общая мощность – 40 Вт
Идея активного усиления по полосам пришлась по душе и конструкторам и, как показал фидбек в течение года эксплуатации – и пользователям. Модели этой линейки пользуются повышенным спросом. О конкуренции без подобных современных технических решений говорить уже не приходится.
О развитии других линеек этого славного КБ – расскажу в следующий раз. Далi буде...