Как в Королевском оперном театре (Royal Opera House) заново открывают пассивные акустические системы!

Долгое время между теми из нас, кто использовал акустические системы дома, и теми, кто использовал их в публичных местах, где требуется усиление звука, повод для контакта отсутствовал вовсе или был минимален. В основном, мы использовали пассивные громкоговорители в их традиционном конусно-купольном оформлении, а наша профессиональная братия предпочитала образчики активной акустики и рупорные компрессионные драйверы. Это и понятно, принимая во внимание природу двух видов окружающей среды; длинный рабочий ход подвесов динамиков и высокое звуковое давление, требуемые для наполнения театра, существенно отличаются от характеристик громкоговорителей, создающих качественный звук в обстановке небольшого домашнего помещения. Тем не менее, звук есть звук, и нет ничего страшного в том, что кто-то изготовил пару пассивных акустических систем для профессиональной эксплуатации…

 

Пол Грэм из компании Graham Audio, занимающийся как продвинутым аудио-бизнесом, так делами фирмы по производству домашних акустических систем, наверное, был нарочно создан для подобной деятельности. И когда выпал шанс создать акустическую систему для престижного Лондонского Королевского оперного театра, Пол обратился к дизайнеру Дереку Хьюзу с предложением создать колонки в соответствии с требованиями оперного зала, а этим требованиям наилучшим образом удовлетворял пассивный вариант.

 

По-правде говоря, Королевский оперный театр – не зрительный зал, и не предполагает проведения мероприятий стадионного уровня, обрушивающих на слушателей волны оглушительного рока. Напротив, требования к усилению звука больше направлены на четкость, чистоту и прозрачность голоса (с нечастыми акцентами). Все это представляет сложную задачу и для обычной акустической системы, требующей устойчивых уровней звукового давления порядка 120 дБ на метр, с тем, чтобы получить повсеместно нужную «точку». Усиление звука, не достигающее того уровня громкости, на который предполагается вывести голос певца, не стоит установки. Также, данная система должна заменить пятиполосную активную систему, разработанную для Королевского оперного театра несколько десятилетий назад.

 

Динамические излучатели по техническим условиям поразительно похожи на любую домашнюю акустику в закрытом корпусе, с полуторадюймовой купольной тканевой высокочастотной головкой, изготовленной компанией SEAS, в паре с обычной трехдюймовой конической среднечастотной, а также десятидюймовым басовым конусом. По словам Хюза, высокочастотная головка «пребывает на грани того, на что способна купольная мембрана», именно поэтому в большинстве систем на этом уровне используется рупорная высокочастотная головка. Но здесь речь идет о наследовании, поскольку данная акустическая система также замещает использовавшуюся ранее высокочастотную головку с мягким куполом. Тем не менее, полуторадюймовая мембрана обеспечивает значительно большую максимальную мощность и более высокие уровни максимальной громкости, чем любая однодюймовая купольная (чувствительность выше на 5 дБ и удвоенная максимальная мощность по сравнению с предшественницей). Изготовленные компанией Volt среднечастотные и верхние басовые динамики также спроектированы для работы при максимальной мощности.

Акустическая система переключается на сабвуфер ниже 160 Гц, что высоко для аудиофила, но оказывает значительную помощь общей максимальной мощности – при настройке порта в районе 35 Гц. У данного сабвуфера два 10-ти дюймовых динамика, также производства компании Volt, но они имеют более тяжелый конус с шероховатой поверхностью. Фактически, это пассивная четырехполосная конструкция, распределенная между двумя вертикальными секциями колонки.

 

Активные системы были испытаны, но, по словам Пола Грэма, «звук у них был не идеальный, в некоторых вещах наблюдалось неправильное звучание в среднечастотном диапазоне. Звук был напряженный, с тяжелыми басами, хотя в нем было море энергии!». В прошлом, средние частоты игнорировались во множестве домашних и публичных акустических системах, но в настоящее время ситуация в этой области меняется. «Насколько я припоминаю, это всегда было циклично», – заметил Дерек Хьюз.

 

В рамках тестирования на месте эксплуатации, в театре-студии Линбери комплекса Ковент-Гарден (Covent Garden), мы прослушали новую, находившуюся в стадии почти полной готовности акустическую систему. Сцена Линбери значительно уступает размерами главной сцене Королевского оперного театра и часто используется для различных программ. Но, фактически, она выдвигает даже большие требования к акустической системе, поскольку та может использоваться как полное звуковое обеспечение для балета, а не только в качестве звукового усиления для певцов. И хотя театр-студия Линбери меньше, в ней все равно насчитывается более 390 мест.

 

Работая в связке с киловаттным, класса D, усилителем компании Lab Gruppen (своего рода отраслевым стандартом для театров), акустическая система Graham Audio подтвердила успешность в передаче очень чистого и четкого голоса (при использовании тестового диска компании ВВС по нормативному произношению), музыкальной программы и ряда специальных эффектов, хотя ей и требовалась дополнительная точная настройка с целью устранения в некоторых моментах резонирования верхней секции на корпусе сабвуфера.

Таково переосмысливание преимуществ пассивных акустических систем в 2015 году. Драйвера способны управляться с мощностью, которая в настоящее время находится «под рукой» и легкодоступна для усиления. В области создания пассивных громкоговорителей пройден долгий путь со времен их последнего появления в профессиональной среде, и нынешнее применение в Королевском оперном театре показывает, что они по-прежнему заслуживают уважения. Но будем предельно честными. Профессиональное оборудование компании Graham Audio, вероятно, не является началом движения обратно к пассивным громкоговорителям, несмотря на то, что использование в Королевском оперном театре пробудило в оперных театрах мира интерес к данному оборудованию. Мир продвинутого аудио по-прежнему прочно привязан к активным громкоговорителям по ряду вполне конкретных причин. Однако проект компании Graham Audio показывает, что «старички» еще полны жизни, и пассивные акустические системы рано списывать со счетов.

 

Автор: Alan Sircom