За 10 лет увлечения Аудио, я давно перестал разделять аппараты на «китай», «не китай», «фирмА», «китайское производство»…, прежде всего, обращая внимание на Звук, который способно выдать конкретное изделие. Последние годы стремительно растут технологии - компьютер, сетевые и твердотельные плеера, аудиозаписи высокого разрешения, тип подключения по USB и прочее, еще несколько лет назад казавшееся неприемлемым и фантастическим на сегодня уже прочно заняло свое место в мире HiFi и Hi-End. Кто-то это игнорирует, кто-то напротив стремится опробовать все самое самое новое и даже в некоторых случаях «сырое» в реализации… При такой стремительной гонке технологий даже титаны аудио индустрии вынуждены разрабатывать и выпускать решения соответствующие растущим запросам, вот только одно НО. Учитывая ценообразование серьезных аудиобрендов, далеко не каждый может позволить себе приобретение их ноу-хау. Что же остается рядовым любителям хорошего звука? Тихо завидовать тем, кто может себе ЭТО позволить и довольствоваться морально устаревшими решениями или… посмотреть в сторону китайских производителей, которые последние годы радуют аудиомир разнообразной аппаратурой от начального уровня до качества настоящего Hi-End. Кто-то может согласиться, кто-то нет, но я беру это не из головы, а из собственного практического опыта. Только слепой может не заметить высокие оценки и награды, которые получают в сравнительных тестах изделия определенных китайских производителей и разработчиков. Прошу простить за длинную предисторию, но надо же было как-то начать…
На самом деле я хочу поделиться своими впечатлениями о знакомстве с одним из китайских брендов высокого уровня - компании Audio-GD, в частности об их средней линейке ЦАПов. Аппараты для прослушивания были любезно предоставлены официальным представителем данного бренда в Украине – харьковской компанией "Era in Ear". Речь пойдет о моделях Reference-5.32, из серии заявленной производителем как нейтральная и аналитичная, NFB 17.32 и NFB 1.32 из серии Natural Favour. Все аппараты являются представителями средней линейки ЦАП данного бренда, соответственно можно составить представление как о более младших моделях, так и о предполагаемых улучшениях в топовых. Приставка «32» в конце названия говорит о реализации в аппаратах 32 битного USB интерфейса, способного принимать сигнал высокого разрешения вплоть до 32Bit/384KHz. Визуально аппараты выглядят как братья близнецы, производитель не балует клиентов разнообразием, но это скорее плюс чем минус, в стоимости не будет надбавки за эксклюзивное штучное изготовление корпуса. Строгий черный цвет, массивная алюминиевая передняя панель, необходимый минимум управляющих кнопок (4, включая кнопку питания), небольшой дисплей, алюминиевый кожух, тыльная часть с разъемами тоже не вызывает нареканий, все аккуратно. Если подойти с пристрастием, то хотелось бы большей информативности от дисплея (например - отображение рабочей частоты, оверсемплинга) и возможность отключать дисплей или же вообще отказаться от него в пользу светодиодов. Все аппараты полностью балансные, к сожалению мои системы не имеют балансных подключений, потому прослушивание было только на RCA выходах. Думаю, в балансном подключении, все тенденции прослушанных аппаратов сохранятся и изменения будут только в лучшую сторону. Сложностей в использовании замечено не было, все просто и понятно, драйвер USB установился и настроился без проблем. Для тех, кто не особо разбирается, на сайте производителя есть пошаговая инструкция по установке. Сразу скажу, все аппараты очень чувствительны к сетевому кабелю, замена стокового кабеля на моножильный Audioquest дала ощутимый прирост в нижнем регистре и общей артикуляции и прозрачности звука.
Технические характеристики аппаратов несложно посмотреть в Интернете, потому особо подробно останавливаться на них не буду, для ленивых вкратце Ref-5.32 на PCM 1704-UK (довольно дорогие чипы, имеющие наилучшие характеристики из 1704 серии) и DSP1 процессора, NFB 17.32 на грейдовых (по заявлению проиводителя) Wolfson 8741, NFB 1.32 на весьма интересном чипе Sabre ES9018. Прослушивание имело цели – определить характер звучания каждого ЦАП, реализацию USB, умение и качество работы со звуком высокого разрешения, естественно качество работы в обычных 44кГц с CD-транспортом по коаксиалу и оптике.
Использовалось две системы:
Ламповая
Усилитель – Tonewin MS-34C (входные лампы Ratheon, выходные Mullard EL34 и Shuguang 50Years Treasures 6CA7-Z (уступают Мулларду в общей подаче и теплоте звука, но «китайцы» дают существенно больший динамический диапазон, что было важно для сравнения).
Акустика – Klipsch Heresy.
Транзисторная
Пред и усилитель мощности Parasound 7100 и Parasound 5125.
Акустика Monitor Audio RS6.
В качестве КД - транспорта использовался Cambridge Audio 840C, в качестве USB-Coax конвертора использовался Cambridge Audio Dac Magic Plus (используется мной как хорошая альтернатива USB конверторам до 500$, выше не сравнивал).
Межблоки Audioquest не ниже King Cobra, акустические Forest+ и Midnight 3, сетевые самодел на базе Audioquest, usb Logan, коаксиал самодел на базе Audioquest, оптический WireLogic High Performance Optical 500 Cable.
Для проигрывания файлов с компьютера использовался foobar2000, прослушивалось с включенным fidelizer и без него.
Музыкальный материал
Компакт диски, только фирменные
Diana Krall “Girl in the other room”
Matt Bianco “Matt`s mood”
Metallica “Black album”
Armik “Café Romantico”
Dire Straits “Brothers in arms”
De-Phazz “Godsdog” (2CD) 2002
Hires 192кГц
Louis Armstrong «What a Wonderful World» [192kHz FLAC]
Norah Jones - 2012 - Come Away With Me [192kHz FLAC]
Eagles - Hotel California [192kHz FLAC]
Hires 96кГц
Diana Krall - The Girl In The Other Room [DVD-A 24bit 96khz]
Paul McCartney - Kisses on the Bottom (2012, Deluxe Version) [24-96]
Dream Theater - A Dramatic Turn of Events (2012) [24-96]
Tori Amos - Night of Hunters (2011) [24-88]
SACD(rip в виде ISO, проигрывались 24-88)
Andrea Bocelli - Sentimento
Diana Krall - The Girl In The Other Room (2004)
ERA – The Very Best of (2004)
Matt Bianco - Matt's Mood
Dire Straits - Brothers In Arms - 20th Anniversary Edition
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon (1973)
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Tsuyoshi Yamamoto trio - Midnight Sugar
Flac 44кГц -
Norah Jones - 2012 - Come Away With Me
Eagles - Hotel California
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Calogero 2004 - .calog3ro
Barry White Unlimited 2009 4CD
Естественно, для сравнения были взяты избранные композиции, список альбомов приведен для полноты картины. Цапы отслушивались практически по дню каждый и лишь после этого было проведено их столкновение «лоб в лоб» в различных режимах работы, что заняло по времени, с учетом перерывов для отдыха, еще один день. Описать поведение аппаратов в каждом конкретном случае было бы слишком трудоемко и неинтересно, потому ограничусь общими выводами по каждой модели. Приступим…
Сразу опишу общие свойства, характерные для данных аппаратов – типы подключения – наилучший результат достигается по USB и коаксиалу. Тут можно спорить что лучше (мне понравилось USB) и больше зависит от пожеланий пользователя, чем от реальных отличий, благо коаксиальных входов два и при желании есть место и для отдельного конвертора и для транспорта КД. По оптике звук становится мыльным, теряется разборчивость, но учитывая малую востребованность этого типа подключения на сегодняшний день, я бы не отнес этот факт к недостаткам.
Audio-GD NFB-17.32 находится в стойке, драйвера установлены, необходимые разъемы подключены, мирно светят лампы усилителя, чем же удивит очередная реализация Вольфсона?... Сюрприза не было, ЦАП уверенно показал себя на начально-среднем уровне, без каких либо перекосов, но и без особой изюминки. СТОП, давайте взглянем на ценник аппарата - так и цена вполне соответствующая звуку, мы видим изделие готовое конкурировать с Arcam Rdac, Camdridge Dac Magic Plus в своем классе, тут уж все зависит от слуховых предпочтений потенциального владельца. Все аппараты из ценового сегмента до 1000$ на Вольфсоне 8740 (41), что довелось мне слушать имели или очень акцентированный ВЧ диапазон (от прекрасной детальность и проработки до неразборчивого «песка») и недостаточно глубокий бас или напротив хорошо проработанный низ, красивую середину и нехватку высоких частот. Похоже инженеры Audio-GD нашли в данной интерпретации «золотую середину» - всего было в меру (можно отметить небольшую подрезку на краях диапазона), кстати слово середина весьма подходит и к остальным характеристикам данного ЦАП – ширина и глубина сцены, динамика, детальность, но это больше характерно всему классу устройств в пределах пятиста вечнозеленых единиц – компромиссы и еще раз компромиссы. Жанровых предпочтений ЦАП не выявил, одинаково хорошо справлялся с различными стилями музыки. Хочу отметить что звук аппарата очень чистый и прозрачный, отдельные инструменты разборчивы и не смешиваются в полифонии, вокал передается натурально, но хотелось бы больше эмоциональности и передачи настроения, проработка деталей хороша, если что-то и теряется по сравнению с более дорогими братьями, то это более раннее затухание послезвучий, мелкие недочеты записей, шелест одежды исполнителя… Для тонкой подстройки звучания аппарата под личное восприятие есть три, переключаемых кнопкой, фильтра, а также кнопка выбора оверсемплинга (2X, 4X, 8X), что дает возможность экспериментов под разные записи и жанры. В итоге, по сравнению с одноклассниками, я бы поставил данный аппарат на одно из первых мест для выбора в систему начального уровня и менял бы его при дальнейшем росте системы в последнюю очередь. В моем случае он лучше проявил себя в транзисторной системе, в ламповой не хватало высоких (прошу учитывать, что у Клипш Хереси паспортный предел 17кГц) и эмоциональной окраски звука.
Audio-GD NFB-1.32 построен на чипе Sabre ES9018, с вариантами реализации данной микросхемы мне сталкиваться не приходилось. Данный чип 8-ми канальный, соответственно для реализации баланса достаточно одного чипа. Начало теста выпало на лампу, и так... Звук – яркий, очень яркий, открытый и энергичный (на транзисторе тенденция сохранилась), увлекает и акцентирует на себе внимание, такой для длительного фонового прослушивания не подойдет. Динамический диапазон на среднем уровне, сцена хорошо просматривается в ширину, глубина несколько упрощенная по сравнению с Ref-5.32, но довольно хороша для аппаратов своей ценовой категории. Эмоции передает хорошо, но несколько чрезмерно, видимо сказывается яркость звука. Сильный акцент на ВЧ, бас нельзя назвать фундаментальным, но очень четкая артикуляция и проработка, пожалуй лучшая среди 3-х аппаратов. Вокал гармонично вписывается в общую звуковую картину, но хотелось бы большего акцента на нем. Вкратце по звучанию - Скорпионс, звучание отдельных инструментов оркестра было сложно различить на фоне общей картины, на Пинк Флойде при очень красивой проработке ВЧ области и баса не хватало драматизма в вокальных партиях, Бочелли зато пел как вживую, по джазовым темам опять таки не хватало подчеркнутости вокала. Стоит отметить очень полезную функцию для согласования аппаратов с различными предами – возможность выбора уровня выходного сигнала высокий (2.5V RCA, 5V XLR) или низкий (1.25V RCA, 2.5V XLR). В моем случае с Парасаундом это пригодилось, на высоком уровне в пиках наблюдался клиппинг, что в принципе устраняется через экаранное меню преда, но удобно было использовать нажатие одной кнопки на ЦАПе. На мой взгляд аппарат можно рекомендовать для приобретения в спокойную систему при желании оживить и расшевелить ее. В яркой и энергичной по звуку системе общая картина может стать приторной от обилия света. Свою цену аппарат оправдывает, ведь ближайшие конкуренты на этом чипе от брендовых производителей множат ее как минимум на два. Тем более у NFB1.32 есть старший брат NFB7.32, в котором реализован максимальный обвес по питанию и который уже относится с уровню HiEnd аппаратов.
Audio-GD Reference-5.32 – аппарат, охарактеризованный производителем как нейтральный и мониторный. Скажу сразу, этот цап произвел наилучшее впечатление, а чему удивляться ведь и ценник тоже под 1000$. Так же как и в NFB 1.32 в нем есть – возможность выбора уровня выходного сигнала. Из принципиальных отличий имеет место неудобное, но как показала практика и не слишком востребованное решение, а именно - переключение режимов оверсемплинга (8Х, 4Х, 2Х, NOS) перемычками внутри аппарата. Естественно я это опробовал на практике. Основные различия в звуке рассматривались между 8Х и NOS режимами оверсемплинга, при выборе NOS звук, особенно на треках высокого разрешения, несколько упрощался, исчезала кристальная прозрачность. Думаю NOS может быть актуален для прослушивания CD «первопрессов», когда важно не супер качество, а хочется услышать именно ТУ запись в первозданном варианте. Коль заглянул внутрь, так естественно обратил внимание на качество сборки – оно на высоте! Далеко не в каждом «фирменном» аппарате все так аккуратно и красиво. К звуку аппарата сложно придраться, действительно нейтрально и мониторно, слышны малейшие огрехи в записях, детальность на высоте, сцена отлично прорисована и в глубину и вширь, не всегда четко, но отслеживается и вертикаль. Динамический диапазон отличный, бас четко очерчен и хорошо артикулирован, вокал передается натурально с эмоциями и хорошей разборчивостью. Верхний диапазон прозрачен и детален в мельчайших подробностях, еще немного больше и будет перебор, но эта грань остается не перейденной. Приятно порадовал воспроизведением записей высокого разрешения, на нем отчетливо чувствуется разница между частотой 44 и более высокими в пользу HiRes. Конечно же не обошлось и без минусов, звук действительно аналитичный и нейтральный, не имеет «окраса», но нет эффекта вовлечения, а именно «ВАУ» эффекта. Как по мне, то такой характер звучания считаю наиболее правильным и приемлемым. Обычно слишком броский звук сначала очаровывает, а потом довольно быстро надоедает. Reference-5.32 идеально подойдет, как для фоновой музыки, так и для серьезного аудиофильского прослушивания с пристрастием и высокими требованиями к записи и источнику.
Кстати, для меломанов у производителя есть специальная серия SA, в которой представлен брат близнец Ref 5.32 – SA 1.32, отличающийся отсутствием балансных выходов и большей мягкостью и музыкальностью. Для тех кому понравилась концепция звука Reference-5.32, но хотелось бы приобрести не середнячка, а бескомпромиссное топовое решение предлагается флагман линейки цап Audio-GD Master 7.
Собственно повествование подходит к концу, характер звучания аппаратов раскрыт. Реализация USB подключения на очень высоком уровне, необходимости в конверторе или выводе цифры через звуковую карту с данными цап я не вижу. Кстати из интересных особенностей, во всех 3-х цап влияние на звук работы программы fidelizer и увеличение буфера ASIO было минимальным, а на ref 5.32 так вообще практически незаметным. С воспроизведением звука высокого разрешения справляются все хорошо, ref 5.32 показал большый отрыв в качестве по сравнению с 44кГц. К работе с частотой 44кГц нареканий нет, по подключению между коаксиалом и USB, дело личных предпочтений, я бы выбрал USB, но при этом цапы отлично принимают сигнал по коаксиалу с внешнего транспорта компакт дисков. Оптику лучше не использовать.
Перед написанием данного обзора я внимательно ознакомился с русскими и англоязычными отзывами на различных интернет-ресурсах пользователей данных аппаратов (к сожалению подробной информации по ним в сети немного), в чем-то наши выводы совпали, в чем-то нет… Как говорится «Сколько людей – столько и мнений».
Цапы компании Audio-GD однозначно интересны к приобретению и стоят вложенных в них денег, соотношение цена-качество зашкаливает, аналогичные по звуку «фирменные» решения начинаются от умножения ценника на два и более. Покупать или нет - это уж каждый выбирает сам.
Постскриптум
Вкратце отвечу на вопрос «Почему не описано сравнение с аппаратами других производителей?». Во-первых потому что данный обзор не имел цели доказать, что «кто-то кого-то рвет на части по качеству звука », во-вторых потому что сравнивать каким-то одним аппаратом слишком субъективно и потому бессмысленно, а со многими… даже сложно представить сколько бы это заняло времени… Да и цели такой не было.
Автор: lionart
Обсуждение на форуме