Вот уже несколько месяцев, как новинка Edifier R2800 поступила в продажу и стала одной из самых обсуждаемых колонок в мире мультимедиа. Модель R2800 является продвинутой в сторону увеличения мощности версией хорошо обкатанной и собравшей много положительных отзывов трехполоски Edifier R2700 с три-ампингом и цифровыми усилителями. При конструировании R2800 были учтены некоторые пожелания пользователей. В частности увеличена длина кабеля, соединяющего активную и пассивную колонки, применен угловой разъем XLR, что позволит устанавливать колонки плотнее к стене, пересмотрен входной делитель аналогового сигнала. Более тщательно разведены RLC фильтры питания на плате, увеличена мощность трансформатора питания.
Но основное отличие от прототипа это конечно увеличение калибра низкочастотного динамика. На смену 6.5” басовику R2700, с диффузором из вспененного композита и оптимизированному именно для работы в камере резонатора 25 литров, в модели R2800 применен басовый динамик 8”, так же разработанный специально для применения в этой модели. Камера резонатора увеличена до 38 литров, но внешний вид, расположение динамиков и элементов управления остались без изменения.
Кроме басового динамика конструктивно изменен среднечастотный динамик, что существенно изменило баланс распределения частотного диапазона в этой трех полоске. Однако обо всем по порядку. Размеры корпусов колонок можно оценить по ряду фотографий, на которых представлены Edifier R2700 и R2800 рядом.
Высота корпусов R2800 составила 463 мм, в то время, как у R2700 высота всего 393 мм.
Так же увеличилась глубина корпусов колонок, с 294мм до 320 мм, что повлияет на установку и расположение.
Незначительно увеличена и ширина передней панели. У R2700 – 218 мм, а у R2800- 258 мм.
В интерьере новая модель R2800 будет смотреться более массивно и основательно. Однако придется уделить больше внимания установке колонок и организации оптимальной стерео базы. Из разряда «настольных» R2800 обосновано может претендовать на роль «полочников», пригодных для озвучивания всей комнаты. Кроме некоторого увеличения громкости звучания применение НЧ динамика бОльшего размера привело к изменению баланса, перераспределению частот раздела между полосами. Сказанное иллюстрирует графики импеданса и нормированных АЧХ басовых звеньев моделей R2700 и R2800.
В отличие от графиков АЧХ, которые обычно приводятся при описании работы колонок, графики импеданса позволяют рассмотреть причины и следствия применения тех, или иных излучателей, оценить инженерный расчет и качество реализации при массовом производстве. Эти графики несложно получить для своего экземпляра колонок. В этом случае пользователь сможет оценить идентичность настройки резонатора – фазоинвертора, будут видны реальные расхождения активной и пассивной колонки – в частности многие пользователи полагают, что электронная начинка занимает значительный объем корпуса и это приводит к «расстройке» акустического оформления, что отражается на воспроизведении басов.
Итак рассмотрим кривые импеданса этих акустических систем . Каждая кривая имеет по два максимума и провал между ними. Этот провал иллюстрирует настройку резонатора-фазоинвертора. Из графиков видно, что пики кривой R2800 имеют большую амплитуду, чем у R2700, а частота настройки ФИ у R2800 находится пониже на частотной оси, чем у R2700. Однако при этом следует учесть, что звучание на низких частотах состоит из двух составляющих – динамика НЧ и порта фазоинвертора . В результате баланс звучания R2800 на низких частотах уступает по глубине R2700, но при этом имеет больший уровень в «ударном» диапазоне 60Гц.
То есть в модели Edifier R2700 доля фазоинвертора в формировании басов более выражена, от этого график звукового давления по низким частотам имеет шире полосу, и меньшую неравномерность, чем у R2800. Детальнее графики R2800 в басовой области
Немного о формировании баса – сравнительный сведенный график для R2700 и R2800. Можно заметить, что у R2700 бас глубже, но у R2800 – он ярче выражен.
Ранее мы отметили, что в новой модели установлен другой среднечастотный динамик. Достаточно внимательно рассмотреть оба динамика, как станет ясно, что подвесы у них заметно отличаются по форме и размеру.
Рассмотрим графики импеданса и АЧХ среднечастотных полос обеих моделей и попробуем выяснить, к чему приводят подобные различия
Оба динамика находятся в примерно одинаковом закрытом оформлении. Резонансная частота у СЧ R2700 примерно равна 200 гц, а у R2800- примерно 140 Гц. Это значит, что подвижная система R2800 тяжелее, чем у R2700, зато подвес жестче и ход короче. В результате АЧХ СЧ R2800 имеет спад в сторону низких частот, а у R2700 – в сторону высоких- частот, что приводит к более «мягкому» звучанию. Рассмотрим график, иллюстрирующий работу НЧ+СЧ динамиков для обеих моделей
«Сшивка» НЧ и СЧ динамиков в модели Edifier R2700 происходит примерно на 230 Гц, а в модели R2800 – на 350 Гц. Характер наклона кривых АЧХ НЧ и в большей степени СЧ динамиков в R2800 обещает более агрессивный, акцентированный, панчевый звук, высокую детальность и выразительность. В модели R2700 линии АЧХ более плавные среднечастотной области, что говорит о высокой линейности тракта и отсутствии характерных особенностей, нейтральности.
Неравномерность АЧХ НЧ-СЧ звеньев обеих моделей вписываются в рамки+-6дБ, однако на слух звучат они заметно отлично друг от друга, что позволит пользователям выбрать наиболее комфортный вариант звучания на их вкус.
Высокочастотные динамики в обеих моделях одинаковые и хотя фильтруются они по-разному – ввиду отличий в СЧ диапазоне, характерных особенностей не имеют.
3/4"высокочастотные динамики примененные в этих моделях имеют большую крутизну сферы диафрагмы, меньшую массу подвижной системы, следствием чего имеют более широкую, чем у 1” твитеров диаграмму направленности, лучшие переходные характеристики и более высокую граничную рабочую частоту.
Общий сведенный график АЧХ Edifier R2800. Любители и знатоки могут проанализовать кривые, характеризующие работу динамиков этой модели и составить сове мнение об особенностях конструктива и возможностях R2800.
Будет ли продолжение удачной линейки?
По всей вероятности должно быть – успех есть куда развивать. Еще пара, другая «букетов звучания» вполне может разнообразить этот концепт и предоставить пользователям возможность более детально подобрать себе акустическую систему.
Есть ли смысл в наращивании мощности?
Интегральные ШИМ усилители, примененные в этих моделях, уже эксплуатируются на максимуме своих возможностей в басовом звене. Дальнейшее наращивание мощности возможно только на базе других усилителей. Я уверен, что Edifier найдет решение в случае необходимости. Они непосредственно сотрудничают с КБ TI и всегда могут рассчитывать на лучшие в мире чипы.
Есть ли смысл в расширении частотного диапазона вниз?
Как и в любой другой акустической системе может быть усилен бас – то ли в сторону расширения диапазона вниз, то ли в изменении акустического оформления НЧ звена.
В R2700-R2800 практически установлены 2 сабвуфера – в каждой из колонок есть активное басовое звено с активной коррекцией. Сейчас оно выполнено в оформлении ФИ, но вполне вероятно может быть преобразовано в БП (Банд-Пасс), ЗЯ (Закрытый ящик), или ПР (Пассивный радиатор). Эти виды формирования звука на низких частотах имеют свои плюсы и характерные особенности, которые могут заметно оживить линейку.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Модель е30 имеет активное НЧ звено в оформлении ЗЯ (закрытый ящик), а е10 – ПР (пассивный радиатор). Не попавший в производство, но уже давно существующий в лабораторных экземплярах Edifier Lounge имеет оформление БП (банд-пасс).
Кроме того, как в модели е30 мог бы появиться выход на сабвуфер, что развязало бы руки любителям и знатокам баса. Они могли бы составлять любой басовый баланс на свой вкус.
Есть ли смысл в расширении частотного диапазона вверх?
Примененные в R2700 и R2800 твитеры 3/4" и так имеют преимущество перед своими дюймовыми собратьями. Качество излучателей достойное и вполне соответствует классу колонок и ценовому диапазону. Кардинально вывести ВЧ на новый качественный рубеж смогли бы ленточные твитеры, но пока об этом производитель не помышляет. Да и ценовой рубикон был бы превышен.
Так или иначе, у квалифицированных экспертов звучание имеющихся твитеров нареканий не вызвало. Весьма убедительно отрабатываются сибилянты, в палитре достаточно «воздуха», соотношение со средними частотами комфортно и не вызывает утомления при длительном прослушивании.
Есть ли смысл в повышении детальности воспроизведения?
В этом направлении конструктора могут побороться. Можно и далее усовершенствовать имеющиеся динамики – благо лаборатория своя и существующие динамики заложили основы качества этих моделей. Можно изменить частоты раздела, что непременно повлечет за собой изменение конструктива динамиков, объемы камер СЧ и НЧ. Можно ввести 4-ю полосу воспроизведения, поручив ей например мид-бас –невероятно важный диапазон для многих аудио любителей. Либо наоборот, можно разработать такой ШП (широкополосный) динамик, который позволит отказаться от применения твитера….
Есть ли смысл в расширении функциональных возможностей этого конструктива?
Мог бы появиться регулятор уровня средних частот – в трех полоске с три-ампингом это сделать очень просто, а возможности создания желаемого баланса звучания были бы на порядок шире.
На наш взгляд был бы полезным выход на наушники. Или даже высококачественный формирователь сигнала для наушников.
Могли бы быть расширены мультимедийные функции, как у модели R2500 – она оснащена FM радиоприемником, USB и SD card слотами.
Мог бы быть полезным индикатор режимов, как в пультах ДУ модели S730D
Функция караоке? Микрофонный вход с микшером. Сомнительно, но как вариант…
Наличие интерфейса Bluetooth возможно – как у модели е30, или ряда других.
…………..
На наш взгляд история только начинается. Очевидно одно – новое поколение мультимедийных колонок уже состоялось и назад дороги нет.