Итак, начнем с небольшого опроса. Уберите свои мобильные телефоны, никаких подглядываний, никаких совещаний. Внимание, первый вопрос – «Что общего у Acoustic Research, Revolver, Avid, Acoustic Signature, London Acoustical Developments, Sumiko, Audioquest, Pro-Ject и Ariston?” Вертушки? Правильно, зачислите себе балл. Второй вопрос – «кто, так или иначе, связан со всеми этими компаниями?»  Вы ответили «Адам Смит», потому что я упомянул их всех в одном обзоре? Неверно, подумайте еще. Кто сказал «Jelco»? Правильный ответ!

Jelco это уникальная компания, при этом она оказала огромное влияние на остальных производителей hi-fi аппаратуры и осталась неизвестной широкой hi-fi общественности. Совершенно незаслуженно, ведь Jelco Ichikawa Jewel Company была основана еще в 1920м году, а Итикава-сан является автором патента «конструкции поворотного подшипника тонарма» (одноточечная крестовидная подвесная система) от 1977 года. Очевидно, что компания с подобным опытом заслуживает больше, чем просто статус «OEM производителя тонармов для сторонних брендов». На фабриках Jelco появились на свет такие классические и популярные модели как Sumiko MMT и Audioquest PT9. Кроме того, есть информация, что на данный момент там изготовляются несколько новых моделей от ведущих брендов (если что, я вам этого не говорил!).

Ввиду возрождения моды на винил, Jelco представили новую модель, которая носит имя компании. До сегодняшнего дня, у них было только два продукта под своим брендом – прямой тонарм SA-250ST (идущий в комплекте с такими проигрывателями как Revolver Replay и Avid Diva II decks) и «S» - образный тонарм SA-250 (как на TW Acоustic). А теперь они решили выпустить тонарм под своим брендом, и для меня это не стало сюрпризом. Я слышал, что с Jelco не так-то просто вести дела, ввиду того что они японцы, но, благодаря стараниям Дэйва Коули (Dave Cawley) из Sound Hi-Fi, партия SA-750D все-таки добралась из Японии к нам в Великобританию. Более того, Дэйв также предоставил мне новенький тонарм Sumiko MMT, который он приобрел на eBay.

Когда я распаковал SA-750D, то сразу отметил его сходство с Sumiko, несмотря на некоторые усовершенствования. В верхней части базового крепления тонарма есть отверстие, закрытое резьбовой крышкой и служащее для заливки вязкой демпфирующей жидкости, что является отличительной чертой старых моделей Jelco. Благодаря такому демпферу удается избавиться от нежелательных резонансов, что может быть необходимым при использовании чувствительных картриджей. Кроме этого, SA-750D оснащен фирменной системой подвески на одноопорном механизме и массивным съемным SME шеллом, благодаря чему процесс установки картриджа значительно упрощается. Система антискейтинга представляет собой пружинный механизм. Диаметр монтажного отверстия – 30мм, тонарм надежно закрепляется тремя болтами.

 

В комплекте с тонармом идет установочный шаблон, и чертеж/лист спецификаций/руководство пользователя (все на одном листе) – все что нужно. Но первое что бросается в глаза - это красивейший финиш тонарма, выполненный в безупречном черном хроме. Sumiko MMT, с матово черным финишем, тоже очень хорош собой, но SA-750D его просто затмевает. Образцом качества сборки я всегда считал тонармы SME, и стоит признать, что Jelco подобрался очень близко к этому идеалу.

Качество звучания

 

В своей ценовой категории, у Jelco есть несколько конкурентов. Это мой любимый Roksan Nima и многочисленные модификации Rega от Michell (TecnoArm), Origin Live и Audio Origami. Они все отличаются друг от друга по характеру звучания, и мне было интересно сравнить их с SA-750D. Посмотрим…

 

Я знал, что более дешевые варианты SA-250 звучали достаточно хорошо, и был уверен, что SA-750D продолжит эту традицию, но даже при этом я не был готов к тому акустическому великолепию, которое продемонстрировала новая модель в линейке. Последние несколько месяцев, я использовал головку звукоснимателя Goldring 2500, и был очень ею доволен, несмотря на то, что к нему сложно подобрать тонарм. Последний тонарм, который я подключал к Goldring 2500, был Audio Origami Helius Aureus Gold и, в конце концов, я пришел к выводу, что они друг другу не подходят. Но когда я подключил SA-250 к Goldring 2500, то был поражен. Это было своего рода откровение, картридж Goldring ни с каким другим тонармом не звучал так идеально. Тонарм Jelco обеспечил ровное звучание, чувствовалось, что он значительно влияет на Goldring 2500, но делает это очень деликатно.

Послушав несколько своих любимых записей, я был очень впечатлен тем, с какой легкостью SA-750D воспроизвел каждую из них – казалось, для этого тонарма вообще нет сложных моментов. Благодаря детальной, эмоциональной сцене, вы будете абсолютно погружены в музыку. Конечно, Roksan Nima также отличается подобной сценой, и добавляет немного воздушности, но он не так точно отыгрывает сложные, глубокие басовые партии. В отличии от него, SA-750D уверенно и точно «качал» низкими частотами на альбоме ‘Zazu’ Рози Вела (Rosie Vela); в частности, он акцентировал глубину басовой партии на треке Magic Smile, что позволило мне действительно прочувствовать эту композицию. Также великолепно звучал вокал Рози - ее голос, исходящий из колонок, заставлял забыть обо всем на свете.

 

Звучание SA-750D на высоких частотах было ровным, но выразительным; высокие плавно и незаметно переходят в средние, что придает этим частотам некоторое очарование. В этом диапазоне не было заметно никаких всплесков, тонарм Jelco четко контролировал высокие частоты и выделял даже самые незаметные детали, скрывающиеся в глубине композиции. От прослушивания вокала Тарьи Турунен (Tarja Turunen) на альбоме Century Child группы Nightwish, у меня волосы на спине зашевелились! Композиция Northern Sky Ника Дрейка (Nick Drake) с данным тонармом зазвучала так, что на глаза навернулись слезы. Мои постоянные читатели знают, что на тонармах Rega таких впечатлений я не получу, как бы модифицированы они ни были. Чем они хороши, так это живым, быстрым басом. Среди Rega в этом плане выделяется разве что TecnoArm, да и то, разницы практически не заметно.

Благодаря съемному шеллу, я легко заменил MM Goldring на MC Audio Technica AT-OC9MLII. Послушав AT-OC9MLII, выяснилось, что SA-750D также отлично справляется с MC картриджами высокого класса, как и с MM. Характер звучания остался неизменным, разве что AT добавил прозрачности, свойственной MC головкам. SA-750D, хоть и вносит свое влияние в общую картину, достаточно нейтрален, т.е. он не затмевает собой особенности картриджа: пробуйте разные комбинации, каждый раз звучание будет уникальным. Целый вечер я пробовал разные картриджи, и даже Audio Technica AT-440ML проявил свои акустические нюансы достаточно явно.

 

В общем и целом, тонарм от Jelco имеет свой отличительный почерк, но его главное достоинство состоит в том, что он очень органично вписывается в музыкальную картину. Конечно, я специально вслушивался, анализировал нюансы, которые привносит данное устройство в звуковое полотно -  это мой долг как обозревателя, в конце концов. Тем не менее, тестируя Jelco, я поймал себя на мысли, что я полностью расслаблен и просто получаю удовольствие от музыки.

Заключение

 

Когда я начинал свое тестирование Jelco SA-750D, у меня уже было предчувствие, что мне понравится этот тонарм. И все же, я не ожидал, что буду настолько ошеломлен его утонченной музыкальностью. Что стало еще большим открытием, так это то, что SA-250 и SA-250ST по качеству звука не так уж сильно уступают новому SA-750D. Это отличные тонармы, но, по моему мнению, стоит заплатить лишнюю сотню фунтов за то качество, которое предлагает SA-750D. С этой точки зрения, Jelco SA-750D не просто отличный тонарм, а отличный тонарм за отличную цену. Остается только надеяться, что такие компании как Sound Hi-Fi сумеют наладить поставки этого картриджа.

 

Аудиосистема

 

Garrard 301 and LAD GAJ942 turntables

Audio Technica AT-OC9MLII & Goldring 2500 cartridges

Whest Audio PS30R phono stage

Naim SuperNait amplifier

Modified Ferrograph S1 loudspeakers

 

Вердикт (5 из 5)

 

Jelco известна своими бюджетными тонармами, изготовленные по OEM соглашению. Но SA-750D показал, что Jelco при желании легко могут пробиться в элиту hi-fi производителей.

 

"ЗА"

- нейтральность

- отличная детальность

- утонченная музыкальность

- качество сборки и финиша

 

"ПРОТИВ"

- ничего подобного за эти деньги вы не найдете!

 

Автор: Adam Smith