Впервые я познакомился с продукцией фирмы Cambridge Audio около 20 лет назад. Это был  интегрированный усилитель А1, компактный аппарат с выходной мощностью 25 Вт на канал, двумя парами винтовых клемм и сдвоенным регулятором громкости левого и правого каналов. Лицевые стороны ручек темброблока имели характерные вмятины, которые дополнительно служили логотипом фирмы.

К усилителю подключались полочные Mordaunt Short MS3, а в качестве источника я использовал проигрыватель компакт-дисков фирмы Philips. Естественно, ни о какой совместимости компонентов не могло быть и речи, поскольку в то время многое для меня было в диковинку, но нет худа без добра. Этот разношерстный комплект во главе с усилителем подтолкнул меня к поиску своего звука, так как критерием качества для меня было и остается не количество и глубина басов, или прозрачность средины и воздушность высоких частот, а эмоции, которые вызывают записи разных жанров. А поскольку Музыкой я увлекаюсь уже давно, то, создавая в дальнейшем свою систему мечты, я опирался на образы и переживания, которые возникали еще в эпоху доисторического хай-файного идеализма. 

И вот встреча с последними изделиями фирмы – проигрывателем компакт-дисков Cambridge Audio Azur 851C и интегрированным транзисторным усилителем Cambridge Audio Azur 851А, изделиями, в которых воплощены все усилия и достижения инженеров и разработчиков компании. Не знаю, что они смогут наваять в будущем, но на сегодняшний день эти модели, безусловно, являются гордостью и флагманами Cambridge Audio, которые способны конкурировать с соперниками из более высокой ценовой категории.

Первые впечатления

Как известно, театр начинается с гардеробной. В нашем случае, знакомство начинается скартонной упаковки.  И эдесь уже видно отношение к клиенту. Поскольку аппараты не из легких (усилитель весит 15 кг, а проигрыватель компакт-дисков – на пять килограмм легче, то и проемы для захвата расположены по диагонали, чтобы коробка случайно не вырвалась из рук. Открываем, и посредине между массивными блоками из пенопласта находим два шнура (один для британской, а второй – для европейской розеток) и руководство пользователя. Кстати, русскоязычная версия написана грамотно как с технической, так и грамматической точек зрения. И это тоже внимание. Кстати, нашим многим любителям «пищиков», «интерблоков», «камней» и «лампад» не мешало бы детально ознакомиться с инструкциями. Для особенно ленивых даю ссылки –

http://www.cambridgeaudio.com/media/azur-851c-user-manual-russian-1360322241.pdf

http://www.cambridgeaudio.com/media/azur851a_usermanual_russian-1353927036.pdf

 

Сами аппараты находятся в матерчатых пакетах синего цвета с фирменным логотипом. Вроде бы мелочь, но по сравнению с прозрачными кульками, согласитесь, приятно. 

Любуемся нарядами и настраиваем инструменты

Парочка приехала в черных одеяниях. Мне всегда нравился и нравится этот цвет, потому что символизирует строгость и грациозность. Как любит говорить один мой американский коллега: «Черный – потому что красивый!» И в этом есть доля истины. Корпуса аппаратов выглядят довольно массивно, однако в них нет ни  намека на уклюжесть. Фронтальные панели изготовлены из толстых кусков обработанного металла и превышают высоту и ширину корпусов. Особой похвалы заслуживают дисплеи. Они крупные и четко демонстрируют всю необходимую информацию. Хорошо продумана логика расположения кнопок с правой и левой стороны, особенно расстояние между ними. Поэтому они удобны как для изящных пальцев музыкантов, так и для тех, кто страдает их целюлитом.

У проигрывателя Azur 851C с левой стороны от дисплея крайняя кнопка – это включение ружима ожидания, а затем кнопки «Меню», «Выбор» (цифрового входа 1 или 2), а также входа USB. Дальше расположена кнопка «Фильтр» для выбора одного из трех вариантов (с линейной фазой, минимальной фазой или высокой крутизной среза). С правой стороны логично расположены кнопки кнопки управления. «Открыть/Закрыть лоток», затем естественно «Воспроизведение/Пауза», за ней «Переход к предыдущему треку/Перемотка назад» и «Переход к следующему треку/Перемотка вперед». Если произвольно расположить пальцы левой и правой рук на панель, то они естественно «лягут» на кнопки. Все команды, естественно, дублируются с пульта ДУ.

 

Еще более интересной является тылова панель. Над разъемом для шнура электропитаня находится сетевой выключатель. Затем идут разъемы RS232C, ИК-эмиттера и шины управления для работы в составе многокомнатной системы. Цифровой блок представлен балансным, коаксиальным и оптическим выходами, а также цифровыми входами (две пары оптический и коаксиальный), USB и AES/EBU. И последняя пара – несимметричный RCA и балансный XLR для подсоединения к усилителю. Проигрыватель можно подключать к внешнему цифро-аналоговому преобразователю и можно использовать в качестве ЦАПа Кроме того, в нем предусмотрен цифровой регулятор уровня выходного сигнала, и поэтому он способен заменить цифровой предварительный усилитель.

Цифро-аналоговый преобразователь выполнен на базе двух микросхем фирмы Analog Devices  AD 1955 (24 бита). Кроме того, здесь применяется фильтр Analog Devices Black Fin c цифровым преобразователям сигнала ADSP-BF 532, который повышает разрядность до 24 бит и частоту передискретизация до 384 Гц. Затем сигнал подается на аналоговый 2-полюсный двойной дифференциальный фильтр Бесселя с линейной фазой. О том, как это решение влияет на звучание, я расскажу немного позже

Усилитель Cambridge Audio Azur 851A является дополнением проигрывателя, поскольку по характеру звучания он скорее напоминает гибридный аппарат. Благодаря фирменной системе усиления в  классе XD™, созданной для устранения искажений кросовера при низких уровня сигнала. Как утверждают разработчики фирмы, эта технология сочетает в себе достоинства усилителей класса А и класса В.

Кроме того, в аппарате имеется два торроидальных трансформатора. Один – достаточно крупный для выходного каскада обеспечивает мощность 120 Вт на канал (8 Ом) и 200 Вт на канал (4 Ома). Второй, чуть поменьше, расположенный в полностью изолированном отсеке и предназначен для предварительного блока усиления. То есть имеем фактически двойное моно в одном корпусе. Отдельные обмотки трансформатора для правого и левого канала, сдвоенные выпрямители и отдельные блоки питания для двойной монофонической работы каналов обеспечивают прекрасное разделение и натуральную прорисовку стереобазы. На протяжении многочасового прослушивания я ни разу не обнаружил даже намека на «транзисторность», сухость или холодность звукопередачи. Все записи воспринимались насыщенно, живо и необычайно детально.  

Если пробежаться по панели Azur 851A, то видно, что у нее много общего с аналогом проигрывателя компакт-дисков. Итак, крайняя слева кнопка – включение «Режима ожидания», затем выход на наушники, выбор акустических систем А/В). Следующая кнопка «Режим» позволяет переходить с режимов регулировки громкости и настройки баланса, а также настраивать (конфигурировать) систему усилителя. Посредине лицевой панели расположен крупный дисплей с четко представленной информацией. Затем идут регуляторы темброблока и кнопка Direct (прямой тракт). Регулятор громкости обеспечивает пошаговую настройку от -94 до 0. Большинство команд дублируется с пульта ДУ, который также используется и для управления устройствами Apple iPhone, iPod, iPad.

Задняя панель еще более интересна. Над гнездом питания расположен переключатель, затем две пары массивных винтовых клемм, гнездо RS232C, две пары входов (RCA и XLR). Под ними сквозной канал для контроля записи и пять несимметричных входов для подключения разнообразных источников. Особенное удивление вызвал RCA выход для подсоединения усилителя мощности. Обычно в аппаратах такого уровня кроме несимметричного варианта предусмотрен и балансный. Здесь он отсутствует. Может быть, инженеры полагают, что 120 Вт на канал достаточно. Но тогда зачем установлен RCA?

Прежде чем подымется занавес

Итак, представляю участников концерта. Комната почти прямоугольной формы площадью 18 кв.м. с потолком высотой 3,20 м. Колонки Klipsch Heresy III закрытого типа с рупорным оформлением высокочастотного и среднечастотного динамиков по фирменной технологии Tractrix, а также НЧ-излучатель (30 см). Чувствительность составляет 99 дБ, импеданс – 8 Ом.

Электронные компоненты подключены шнурами Furutech к сетевому кондиционеру Furman Еlite-10E.

В качестве межблочных кабелей я использовал RCA и XLR AudioQuest Niagara.

Колонки подсоединял акустическими YP Sound. Все кабели изготовлены из серебра и, по моему скромному мнению, идеально выполняют задачу «из точки А в точку Б переместичть сигнал с минимальными потерями».

Услышать, ощутить и воспринять

После трехдневного прогрева системы я приступил к прослушиванию. Восприятие музыки – дело очень субъективное, поэтому все изложенное ниже – результат моих личных ощущений. Первое, на что хотел бы обратить внимание, система получилась сбалансированная. Я два дня слушал самые разноплановые записи на протяжении 4 – 6 часов и не испытывал усталости. Комплект выдавал максимум данных, и мозгу не приходилось «дописывать» недостающую информацию. Второе, усилитель Cambridge Audio Azur 851A обладает потрясающей пропускающей способностью. Концерт А. Вивальди для флейты-пикколо с оркестром Rv 443 является сложным испытанием для многих систем, поскольку солирующий инструмент очень маленький и его регистр помещается в верхней части ВЧ-спектра. Если система не обеспечивает широкую полосу пропускания, то сигнал как бы «запирается», и сладострастные трели соловья превращаются в резкий и бьющий по ушам визг кота, на которого нечаянно наступили в потемках.

 

Динамический диапазон – еще один козырь комплекта. Для проверки я использовал как академическую, так и рок-музыку, конкретно альбом Thick As A Brick группы Jethro Tull. Кстати, мой самый любимый из обширной дискографии этого коллектива и достаточно сложный для копирования из-за многократных динамических перепадов (0,21 мин, 03,04 мин.), которые на плохо подобранной системе воспринимаются как неожиданные выстрелы. Пара от Cambridge Audio покорила своей слаженностью, способностью держать темп и ритмичностью.

И главное достоинство «Азура» - невероятная детальность и особенно трепетное отношение к нюансам записи. При прослушивании большинства записей разных жанров у меня создалось впечатление, что компоненты располагают источники звука в пространстве таким образом, что между ними еще остается некая прослойка воздуха, причем количество источников не имеет никакого значения. И в этом заслуга, прежде всего, проигрывателя компакт-дисков. Благодаря этому воздуху каждая нота звучит полновесно от начала и до конца, обеспечивая натуральность тембров со всеми их оттенками. Иногда система похожа на талантливого художника, рисующего красивые пейзажи. Например, пьеса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса в исполнении виолончелиста Миши Майского и Orpheus Chamber Orchestra (Deutsche Grammophon). Струнная группа создает эффект пруда, на поверхность которого арфа как легкий ветерок наносит рябь. И на этом фоне звучит виолончель. Закрываешь глаза, и кажется, что музыкальная тема плывет. Как лебедь.

 

Кода                                                                                                                          

Признаюсь откровенно, я давно не испытывал подобного удовольствия от прослушивания музыки. Инженеры Cambridge Audio создали прекрасные аппараты, которые заслуживают высокой оценки. Усилитель очень хорошо сочетался с рупорными колонками, поэтому рекомендую послушать и с ними. Я сравнивал звучание пары с  межблочным несимметричным и балансным кабелями. Признаюсь, разницы не заметил. Общее впечатление – масштабное натуральное богатое оттенками звучание. Стереобаза – достаточно объемная и глубоко эшелонированная. Прекрасная детальность позволяет увидеть «бег» пальцев по клавишам рояля. И самое главное. Музыка увлекает настолько, что просто погружаешься в нее, позабыв все на свете.

 

Post Scriptum или вызов на бис

Я не сомневаюсь, что меломаны и аудиофилы, которые ищут свой звук обратят внимание на этот комплект и после прослушивания даже приобретут его. Но, если вы захотите модернизировать свою стереосистему, а финансы не позволяют приобрести оба аппарата сразу (стоимость каждого – 1900 долларов), то возникает вопрос, что купить в первую очередь. Я бы посоветовал сначала усилитель. А затем, когда вы заработаете на проигрыватель Azur 851C и приобретете его, то сразу поймете, чего вам не хватало в жизни.

 

 

Авторский обзор Игоря Тюлькина