Акустика помещения или 70% успеха!
Автор Сообщение
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 15:16
да тут не только в комнате дело. Одна стерео АС всегда интерферирует с другой на СЧ-ВЧ.

А по поводу комнаты... Ты ж на своей рубашке)) наверняка уже убеждался - что не правы те, кто говорят забудь о комнате...
(Отредактировал 18-03-2013 в 15:17 Saburov.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч
Andrey1971 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганськ - Київ
Сообщений: 542
Репутация: 109
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 15:48
Хотел бы попросить форумчан побольше рассказывать какими материалами обрабатывались стены и потолки. И прилагать по возможности фото.

Ганьбити свою Вітчизну - значить зраджувати її.
Віктор Гюго.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: igorilla , Вадимыч , Serg70 , Boroda
kokovania3 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донбасс
Сообщений: 2 083
Репутация: 300
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 16:21
(18-03-2013 15:48)Andrey1971 писал(а):  Хотел бы попросить форумчан побольше рассказывать какими материалами обрабатывались стены и потолки. И прилагать по возможности фото.
Пробковые обои хороши но тут на любителя,Гугл в помощь!Party0012
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 16:47
слышал мнение что пробка плохо для звука, но мне на стенах понравилось с ней больше, чем без нее.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч
Victor-Blues Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 16:47
(18-03-2013 14:52)Saburov писал(а):  Одного не пойму... Куда делась то, интерференция на сч-вч?Shocked
Я говорю о практической стороне вопроса.
Как известно, интерференция звука - это процесс акустического взаимодействия нескольких когерентных звуковых волн, характеризующийся формированием интерференционной картины или формированием в разных точках пространства помещения областей повышенного и пониженного звукового давления.
Но на практике на НЧ и на СЧ/ВЧ этот процесс сильно отличается, что обусловлено различными законами распространения в условиях закрытого пространства относительно коротких звуковых волн и звуковых волн, имеющих большую длину.
Распространение НЧ звуковых волн, имеющих большую длину, подчиняется волновым законам с явлениями наложения и "обтекания" препятствий, поскольку длина их волн соизмерима с размерами препятствий (предметов интерьера, лёгких конструкций и т.п.). В силу этого басовые звуковые волны излучаются всенаправленно. По этой же причине области высокого и низкого звукового давления достаточно сильно разнесены друг от друга в пространстве комнаты (например, на частоте 50 Гц. - 1,7 м., а на частоте 100 Гц. - 0,85 м.).
Именно поэтому суперпозиция НЧ звуковых волн зависит от очень многих факторов (не буду повторяться - приводил в одном из предыдущих постов).
Распространение же ВЧ/ВСЧ звуковых волн подчиняется законам распространения света, типа, "угол падения равен углу отражения", поскольку их длины несоизмеримо малы в сравнении с типичными препятствиями. По этой же причине области высокого и низкого звукового давления расположены очень тесно друг к другу в пространстве комнаты (например, на частоте 800 Гц. - 10,6 см., на частоте 1000 Гц. - 8,5 см., а на 10000 Гц. - 0,85 см.). Следовательно их суперпозиция определяется более простыми фазовыми соотношениями.
Таким образом, оптимизируя акустическую среду музыкальной комнаты, необходимо параллельно решать две важные, но разные задачи.
Во-первых, это вопрос высокой неравномерности АЧХ в НЧ диапазоне до 300 Гц. (пики/провалы),обусловленный, главным образом, модальными проявлениями и SBIR-эффектом.
А, во-вторых, - вопросы качества звука на ВЧ/СЧ и звуковой сцены, обусловленные эффектом "гребенчатой фильтрации", неоптимальным значением времени реверберации и флаттером.
Причём важным является и то, и другое Kiss.
(18-03-2013 16:47)Saburov писал(а):  слышал мнение что пробка плохо для звука, но мне на стенах понравилось с ней больше, чем без нее.
Пробка при достаточно высокой стоимости фактически является чисто ВЧ поглотителем и поэтому в качестве акустического материала не рассматривается. Однако её использование в чрезмерно "звонких" комнатах позволяет несколько "смягчить" характер звучания.
Кстати, примерно таким же эффектом обладают и толстые виниловые обои Улыбка.
(18-03-2013 15:11)Nikitis писал(а):  я вот кстати, тоже хотел спросить. Если влияние только на НЧ, то тыщу правы те, кто говорит "забудьте комнату, все дело в системе", ибо в основном слушают СЧ и ВЧ.
как с СЧ/ВЧ и комнатой?
Коварный Вы человек, Никитис - ведь уверен - не хуже моего-то знаете Biggrin.
Предельно кратко!
С одной стороны, "гудящий" неукрощённый бас маскирует/скрывает часть крайне важной СЧ музыкальной информации с относительно невысоким уровнем, ухудшая, таким образом, музыкальную артикуляцию.
С другой стороны, ВЧ/СЧ акустические проблемы: "флаттер", высокое/низкое время реверберации (кстати, этот параметр не менее актуален и для НЧ), а также эффект "гребенчатой фильтрации", связанный с ранними отражениями, запросто могут напрочь лишить ощущения удовольствия от прослушивания Wink.
Таким образом, комната оказывает влияние не только на НЧ... Kiss.
Если, действительно, интересно - можно развернуть эту тему и более детально...
(Отредактировал 18-03-2013 в 17:23 Victor-Blues.)

"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: audin1970 , Вадимыч , Nikitis , spitery
Andrey1971 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганськ - Київ
Сообщений: 542
Репутация: 109
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 17:07
(18-03-2013 16:21)kokovania3 писал(а):  
(18-03-2013 15:48)Andrey1971 писал(а):  Хотел бы попросить форумчан побольше рассказывать какими материалами обрабатывались стены и потолки. И прилагать по возможности фото.
Пробковые обои хороши но тут на любителя,Гугл в помощь!Party0012
Вот и хотелось бы знать, какие иминения произошли, от оброботки тем или иным способом. А если GOOGLE в помощь, то ветка теряет смысл.

Ганьбити свою Вітчизну - значить зраджувати її.
Віктор Гюго.
Найти все сообщения
 
Цитировать
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 17:08
///А, во-вторых, - вопросы качества звука на ВЧ/СЧ и звуковой сцены, обусловленные эффектом "гребенчатой фильтрации" ////

Которому причина - интерференция, и которая в СТЕРЕО - усугубляется и тупо неустранима. И последствия от нее тоже и слышны, и видны при замерах.

Что пробка поглощает только ВЧ - знаю, известный факт.
(Отредактировал 18-03-2013 в 17:12 Saburov.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч
kokovania3 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донбасс
Сообщений: 2 083
Репутация: 300
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 17:37
(18-03-2013 17:07)Andrey1971 писал(а):  
(18-03-2013 16:21)kokovania3 писал(а):  
(18-03-2013 15:48)Andrey1971 писал(а):  Хотел бы попросить форумчан побольше рассказывать какими материалами обрабатывались стены и потолки. И прилагать по возможности фото.
Пробковые обои хороши но тут на любителя,Гугл в помощь!Party0012
Вот и хотелось бы знать, какие иминения произошли, от оброботки тем или иным способом. А если GOOGLE в помощь, то ветка теряет смысл.
Насчёт Гугла,Андрей,одно другому не мешает,там можно посмотреть образцы обоев и как они смотрятся в разных комнатах,ну а на счёт того как меняется звук от той или иной обработки,так это надо каждый месяц ремонт делать и сравнивать!Embarrassed
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Andrey1971
Victor-Blues Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 17:42
(18-03-2013 17:08)Saburov писал(а):  ... причина - интерференция, и которая в СТЕРЕО - усугубляется и тупо неустранима.
Сам факт возникновения и характер эффекта "гребенчатой фильтрации" (то есть, частотный диапазон, в котором наблюдаются циклические провалы АЧХ) определяется только локализацией соответствующей площадки первых отражений, то есть, взаимным расположением конкретной АС и точки прослушивания между собой и относительно соответствующей отражающей поверхности (например, поверхности боковой или тыловой стены, или потолка).
Поэтому, данный эффект также актуален для МОНО, как и для СТЕРЕО Wink.
Кстати, некоторые отождествляют SBIR-эффект на НЧ с эффектом "гребенчатой фильтрации" на СЧ, поскольку у них, действительно, с первого взгляда много общего. Однако, это разные процессы и обусловлено это, как раз, частотным диапазоном, в котором происходит акустическое взаимодействие звуковых волн. Например, эффект "гребенчатой фильтрации" непосредственным образом зависит от позиции слушателя, а SBIR - нет (характер его проявления не изменяется при изменении позиции слушателя) Улыбка.

"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Найти все сообщения
 
Цитировать
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 18:00
(18-03-2013 17:42)Victor-Blues писал(а):  
(18-03-2013 17:08)Saburov писал(а):  ... причина - интерференция, и которая в СТЕРЕО - усугубляется и тупо неустранима.
Сам факт возникновения и характер эффекта "гребенчатой фильтрации" (то есть, частотный диапазон, в котором наблюдаются циклические провалы АЧХ) определяется только локализацией соответствующей площадки первых отражений,
НЕ только. Любой кто имел дело с проектированием АС в которой два динамика излучают общий диапазон - сталкивался с этим делом , что называется "в лоб". Просто ты описываешь вклад влияния АС->Комната->АС, а есть еще АС <-> АС.

Дин (мелкий шп) тянущий до 20к почти, в случае если рядом тот же диапазон излучают такие же дины, они сообща показывают частотку как на первой картинке.

Если пробывать ее заэквализировать - получаем такой вот гребень, как на второй АС.

Причина тому - взаимная интерференция волн излучаемых разными динамиками. Этот пример - экстремальное, крайнее проявление (на примере массива одинаковых динов).

Как вы думаете, почему даже приводя замеры АС в комнате, с нескольких метров - все равно меряют всегда ОДНУ АС? Потому что ДВЕ - страшно показать клиенту. От того что динамики излучающие один диапазон разносят с общей панели одной АС, в две разные АС - интерференция не пропадает. Меняется ее частота. + накладывется сильнее эффект от комнатных переотражений, конечно.

В моно. если несколько динов не излучают один диапазон - из общей картины интерференции (комната + АС<->АС), дифракции - вычитается интерференция АС<->АС.

Рез-т - более естественное и ненапряжное восприятие звука. познается - именно в сравнении. Засыпая под моно и под стерео - по состоянию мозгов после пробуждения обычно хорошо чувствуется разница))). Но от спецэффектов стерео на Пинках и т.п. - пока сам не решился отказаться). Однако - следующая АС, которая "для себя" - будет моно, уже решено.

       
(Отредактировал 18-03-2013 в 19:52 Saburov.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Victor-Blues , audin1970 , Roulss , AwOn
Victor-Blues Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 18:45
(18-03-2013 18:00)Saburov писал(а):  Любой кто имел дело с проектированием АС в которой два динамика излучают общий диапазон - сталкивался с этим делом , что называется "в лоб". Просто ты описываешь вклад влияния АС->КомнатаАС->АС, а есть еще АС <-> АС.
Как вы думаете, почему даже приводя замеры АС в комнате, с нескольких метров - все равно меряют всегда ОДНУ АС? Потому что ДВЕ - страшно показать клиенту.
В моно. если несколько динов не излучают один диапазон - из общей картины интерференции (комната + АС<->АС), дифракции - вычитается интерференция АС<->АС.
... от спецэффектов стерео на Пинках и т.п. - пока сам не решился отказаться...
Владимир, действительно интересная информация. Респект проектировщику АС Happy0144.
Несколько мыслей по посту...
Позиционирование АС и точки прослушивания, а также адекватная акустическая обработка площадок первых отражений позволяет успешно решать проблемы, связанные с эффектом "гребенчатой фильтрации" Улыбка.
Обычно анализирую результаты измерений при расположении микрофона в точке прослушивания, то есть, суммарный результат взаимодействия обеих АС и акустики помещения. Радиус гулкости в типичных жилых комнатах меньше метра, поэтому измерения, сделанные с большего расстояния, уже непременно содержат вклад акустики комнаты Unsure.
При использовании моно исключается не только взаимодействие "АС-АС", но и в два раза уменьшается результат взаимодействия "АС - помещение".
После того, как всерьёз начал заниматься акустикой помещения с удивлением обнаружил, что правильно сформированная звуковая сцена - это не только, а вернее, не столько спец.эффекты, а практически реальное трёхмерное пространство с разнообразием локализации музыкальных образов и полным "растворением" АС в нём. Отказаться от этого уже никогда не смогу... Biggrin.
(Отредактировал 18-03-2013 в 18:46 Victor-Blues.)

"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч , Saburov , Roulss , audin1970 , instream
Вадимыч Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Київ
Сообщений: 6 239
Репутация: 547
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 19:43
Всех поздравляю! Улыбка
Ветка вернулась в конструктивное русло!Happy0158

Думай головой, слушай ушами!
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Saburov , Cox. , Victor-Blues , kokovania3 , oleg2566 , Eric Cartman
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 19:58
(18-03-2013 18:45)Victor-Blues писал(а):  [quote='Saburov' pid='1597948' dateline='1363618850']

После того, как всерьёз начал заниматься акустикой помещения с удивлением обнаружил, что правильно сформированная звуковая сцена - это не только, а вернее, не столько спец.эффекты, а практически реальное трёхмерное пространство с разнообразием локализации музыкальных образов и полным "растворением" АС в нём. Отказаться от этого уже никогда не смогу... Biggrin.
Так в том то и прикол, что, как оказалось, растворение АС, и трехмерный звук - на моно АС возможен вполне. Если суммируемая запись моно-совместима. Для самого это было открытием.
Лучше всего работало с симметричным диполем - когда вперед и назад излучают два идентичных излучателя магнитами друг к другу и включено в противофазе (диполь, а не БИполь), и если до задней стены метра полтора - отличный эффект полного растворения и объемной сферы звука. Хотя опять же - диполь по сравнению с монополем добавляет немного и интерф-ии, но в моно звучит лучше, чем монополь.

С локализацией образов - немного по другому. Они есть, НО - они статичны и менее четко выражены.
Мое ИМХО: при условии растворения АС и трехмерности/объемности по всему помещению, почти без sweet spot - я готов жертвовать движущимися образами, или их более четким расположением в обмен на остальные плюсы от моно. Обязательно попробую собрать такую систему.
(Отредактировал 18-03-2013 в 20:31 Saburov.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч , AwOn
muztank Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Киев
Сообщений: 1 398
Репутация: 300
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 18-03-2013 21:13
А из моих наблюдений выходит вот что:
-трехмерность воссоздаваемого акустического поля возможно и одной АС,двумя в моно записи,ну и двумя в стереозаписи...
-пространство воссоздаваемого акустического поля в полной мере зависит от... информативности тракта в целом.Т.е. повышая информативность тракта,получаем увеличение сферы акустического поля вокруг, индивидуально каждой,АС!
-при увеличении диаметра подобной сферы получаем лучшую локализацию образов,глубину прорисовки сцены,телесность образов и пр...

Это то,что касаемо самой системы...
Теперь о связке звучания системы с высокой стиепенью информтивности и влияния комнаты...

-звеняще-гудящая неподготовленая комната...При насыщенной басовой составляющей переотражения+гармонические акустические ревебрации маскируют большую часть информации,но все равно трехмерность остается,просто она становится неравномерной и какой то корявой...
-частично задемпфированое помещение/основа-сохранение басовой составляющей.../Во первых бас уже можем вполне получить хлесткий"удар пяткой в грудь",ну а переотражения СЧ/ВЧ трехмерности не только не мешают,нои ее даже увеличивают в диаметре...Только при детальном рассмтрении образов и анализе,замечается,что образы инструментов теряют часть телесности,частично уходит прорисовка объемов помещений студий.Все это за счет маскировки малоуровневых информационных слоев с носителя,ревебрационными отражениями самого помещения.
-макксимально задемпфированое помещение... Ну не знаю...пока Biggrin
Через недельку расскажу впечатления... Улыбка
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: igorilla , Вадимыч , Cox. , Roulss , Victor-Blues , romera
Saburov Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда:
Сообщений: 2 723
Репутация: 212
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 10:08
Вот например прикольный вариант дизайна для любителей моно, и не любителей выдвигать АС от стены (ну места нет тупо если).

Под стеной - дисперсия 180 град. Тональный баланс мене зависим от положения слухача чем в прямоизлучающей моно колонке, звук будет отвязан от АС даже в моно. В идеале только стена должна быть свободна вокруг АС.
Уверен что локализация АС завязанными глазами будет задачей не проще чем в стерео.

В ящика - свернут ТКВП.

   
(Отредактировал 20-03-2013 в 10:10 Saburov.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Вадимыч
vitaly Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мукачево
Сообщений: 6 206
Репутация: 653
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 14:21
скажите кто на практике решал вопросы ? в какой комнате и с какой акустикой ? какие были проблемы ? как пытались устранить ? теория без практики -это сказки для лохов Biggrin
второй вопрос -большинство пацанов живет там где слушает -возникает вопрос существенных трений с домочадцами ибо обои это фонарь и проблемы не снимает -если она есть
когда у меня были современные резинотехнические изделия -я столкнулся как и многие форумчане с проблемой серьезного влияния комнаты ,это же подтвердил и примитивный график ..как боролся? за спиной и по бокам ставил панели из дсп 60 х 60см с наклеенными столбиками из бруса разной высоты ,в углах потолка треугольные мешочки с металлической стружкой-эхо ушло сразу, по бокам от слушателя были смонтированы резонаторы от пола до потолка,настроенные на поглощение 40-50 гц ,задрапированы металлической сеткой для радиаторов ,окрашенной по цвет обоев ... в углах возле колонок стояли бас трапы -то же самодельные -примерно 1,2 высотой и 50см диаметром этот весь ужас позволил слегка выровнять картину ...замена акустики на винтажный хлам разом сняла все проблемы
Найти все сообщения
 
Цитировать
Victor-Blues Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 14:43
(20-03-2013 14:21)vitaly писал(а):  ... по бокам от слушателя были смонтированы резонаторы от пола до потолка,настроенные на поглощение 40-50 гц ,задрапированы металлической сеткой для радиаторов...
Виталий, а можно вкратце о конструкции этих девайсов?

"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: igorilla
VladimirNB Не на форуме
Специалист
*****

Откуда: Луганск - Харьков
Сообщений: 17 449
Репутация: 815
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 14:49
(20-03-2013 14:21)vitaly писал(а):  ...замена акустики на винтажный хлам разом сняла все проблемы
Мудрые всегда говорили:"Нет человека, нет проблем".
В данном вопросе все немного проще: нет глубокого баса от винтажной акустики, комната молчит и не нуждается в специальном акустическом оформлении.
Возможно и такое решение. Только и оно не единственное.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Victor-Blues , Roulss , Andrey1971 , Вадимыч , Saburov , Eric Cartman
vitaly Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мукачево
Сообщений: 6 206
Репутация: 653
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 15:14
вова твои взгляды на винтаж мне неинтересны -у меня играет ровно от от 30 гц а ниже мне не надоBiggrin
Виктор -чисто по памяти -зашивал фанерой простанство в углу -по типу треугольника ,частично заполнял звукопоглотителем ,вклеивал фазик из водопроводной трубы по расчетам ,фанеру крепил через резиновые прокладки,красил в черный цвет ,а фальш панель в слоновую кость -очень стильно смотрелось... бас трапы делал из кнауфа для утепления труб,из двух половинок ,толщиной 30 мм ,оставлял щель с одной стороны ,обтягивал тканью и снизу сверху клеил круглые декоративные крышки...
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: JRA7
local Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Днепр/Краснодар
Сообщений: 495
Репутация: 130
RE: Акустика помещения или 70% успеха! / 20-03-2013 16:09
(18-03-2013 18:00)Saburov писал(а):  Как вы думаете, почему даже приводя замеры АС в комнате, с нескольких метров - все равно меряют всегда ОДНУ АС? Потому что ДВЕ - страшно показать клиенту.
Володя, ну почему же? Я как правило показываю клиентам замер именно от двух АС Biggrin

С уважением,
Алексей
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Saburov , Victor-Blues


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 13 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS