RE: Black Sabbath - творчество отцов металла ! / 19-07-2013 03:00
И всё-таки надоедает мне порою мой старинный друг Кергелен. Иногда хочется отвлечься от непрерывного потока его речи и побыть самим собою, хотя бы на время составления настоящей статьи. Что и говорить, тяжело порою переживать непростой кергеленов характер, его замкнутую и страшную натуру, его жестокосердие, его бесчеловечность, какую-то окаменелость его сердца, если конечно оно у него вообще есть?. Так хочется временами побыть просто человеком, а Кергелен почему-то ни за что не хочет, что бы я им был. С недавних пор моим любимым кинофильмом стал ''Приключения золотого ключика'', особенно то место, где кот Базилио произносит - ''Буратино - ты человек!'' Да! чего только не происходит с нами на протяжении нашей задрипанной жизни, до каких только смешных крайностей не дойдёт порою человек, а ведь кто бы мог подумать? Все когда-то бывают молодыми и правильными, и от того хорошими, но потом, как-то не заметно, исподволь, становятся немолодыми и какими-то не правильными, и уж совсем нехорошими. Кергелен правда утверждает, что стариков нужно убивать ещё в детстве, и слава Богу что у него нет ружья, а то чего доброго отправился бы он на охоту. Впрочем, я надеюсь, что и тут я смог бы ему помешать, у меня огромный опыт по усмирению Кергелена. По этому отвлекусь я немного от вечной опеки этого безумца и расскажу вам и об остальных пластинках Black Sabbath, так себе расскажу, самую малость.
И вот, после работы над Black Sabbath Vol. 4 почувствовали они грозную тень абсолютного ничего. Страшна эта тень, причём страшна не только ночью, но и в самый ясный солнечный день, страшна до одурения, это правда. Но не из тех оказались наши герои, кто бездействует перед этим чудовищем, мужество, и снова мужество, и ещё больше отваги - вот что нужно истинному художнику, вот что необходимо прежде всего! А сколько талантов уходит в никуда, а зачастую и вовсе в землю, по причине нехватки этого самого что ни на есть простого качества, и как часто этим богатством располагают люди совершенно никчёмные, не заслуживающие, что бы писать о них статьи. Мир не совершенен, но ещё более не совершенны в этом мире мы сами.
К этому времени у музыкантов уже появилось то, что мир зовёт профессионализмом, и профессионализм этот и был для них спасением, как впрочем и для великого множества людей всех профессий. Они научились изготовлять сложные, большие аранжировки, а в ту пору это было ещё диковинкой, и потому большая, прекраснозвучная аранжировка была гарантией успеха, пусть даже и кратковременного. Любопытно, чем становлюсь я старше, тем всё больше как то сосредотачиваюсь на небольшом количестве звуков. Неужели на старости лет я буду слушать только сольную инструментальную музыку? не знаю, но и это может случиться. А может в этом есть какая то закономерность? может слух ведёт душу к звукам полной тишины? Слишком уж мудрённые это вопросы, тут у Кергелена бы спросить, но мы договорились, что сегодня я пишу один. Не знаю как я буду слушать тишину, но хотелось бы сначала научиться слышать людей, а этого, вероятнее всего никогда не случится, ни в какие будущие века, ни в какой, даже самой священной земле. Не можно людям владеть таким счастьем, совсем разленимся. Ведь двуногая подлюка так и продолжает мечтать о райских яблочках, как мечтала о них всегда, и плевать ей на весь огромный белый свет, и на чёрный плевать то-же, ух и сука же я вам доложу ... но мы отвлеклись.
На самом деле Sabbath Bloody Sabbath - самая совершенная работа группы за все времена, и её высокий рейтинг в нашей голосовалке отнюдь не случаен. Этот рейтинг - и есть дань этому совершенству! Попробую объяснить в чём оно заключается. Если взять рок как таковой, то не возникнет никакого сомнения в том, что музыка эта по преимуществу вокально-инструментальная, если говорить точнее - песенная. Существуют конечно и другие её формы, но это всё же будут, так сказать маргеналии, подавляющая масса была и остаётся песенной. Песня конечно тоже может быть разной, но она легко узнаваема любым слушателем, и никакая подготовка здесь не требуется. А в мастерстве создания песен, песен с инструментальным сопровождением, нет задачи более важной, чем преведение вокальной мелодии к гармонии с этим самым сопровождением! Достижение этой цели рождает те песни, которые не сходят со слуха миллионов людей на протяжении многих лет. Вот где вся сила пластинки Sabbath Bloody Sabbath, вот истинная причина столь большой любви столь большого числа слушателей.
К 73-му году Осборн по немногу научился пользоваться своим голосом пластично, научился шить и кроить в любую сторону, а это и составляет собственно вокальное мастерство как таковое. И вот, параллельно этим уже сложным и часто изысканным мелодиям инструменталисты стали делать поразительно гармонизирующее сопровождение, слово ''поразительно'' здесь не случайно, я сам поразился не более двух часов назад, переслушивая эту грампластинку. А ведь я слышал её несметное количество раз! наверное эффект произошёл потому, что проклятого Кергелена не было дома, а то уж он начал бы кривляться и гримасничать, он совершенно не понимает простой человеческой красоты, он понимает красоту страшную и мучительную, в остальном он дуб стоиросовый, это уж точно, проверенно! Закономерно и то, что такие вещи лучше, и главное - раньше, замечают женщины. Моя прекрасная половина, когда знакомилась с моей коллекцией, сразу её приметила. Она и слушает её всякий раз, если нет по близости нас с Кергеленом (Кергелена она, кстати, считает дураком, и всячески подстрекает меня выгнать его жить на улицу, но я гуманный человек и принципам своим не изменяю). Дааа... примитивный всё таки женщины народ, они понимают только гармонию, больше они ничего не понимают, а вот к примеру ... Кергелен ... ааа ... что и говорить, ничего они не понимают.
Не только Осборн стал искать новое звучание голоса, и трое инструменталистов занимались примерно тем-же, особенно Айомми. Его гитара стала звучать как-то тоньше, хрупче, трепетнее. Извиняюсь за противоречие в определении, но его гитара стала звучать легко, но сохраняя тяжесть! Вот и такое даже под силу талантливому музыканту! В следующей работе, - Sabotage, он и вовсе придумал какой-то небывалый звук, с сильным фоновым призвуком, какой-то закрытый и страшный, воистину могильный какой-то. Таким звуком наверное разговаривает египетская мумия фараона, скончавшегося круглых пятьдесят веков назад. Замечательно, что этот звук есть только в пластинке Sabotage, его больше нет не только в музыке Black Sabbath, но и в музыке вообще.
А в общем с Sabotage получился перебор. Увлечение аранжировками подвело. И казалось бы - прекрасный музыкальный материал, но подпорчен многоголосием, сильно подпорчен, прямо театральностью попахивает, театральностью не в самом лучшем смысле этого слова. Есть там и одна по настоящему стоящая вещь, - The Thrill of It All конечно. Такая однонотная гитарная формула, да на ней ещё поверх и голос солиста какой? Прямо как будто Black Sabbath Vol. 4 возвращается. Потом вторая её часть (как и большинство вещей группы) контрастирует с первой. У академов это называется сонатная форма, вот вам и неувязка с формой песенной. А вы знаете, что-то мне сейчас внезапно подумалось: у нас ведь с Кергеленом тоже своего рода сонатная форма, каков контраст, а! Вот в дебрях этого контраста и рождается художественная выразительность! И почему мы с Кергеленом не композиторы? ну ничего, при следующей реинкарнации обязательно это учтём; Кергелен будет сочинять, а я буду аранжировать. Хорошая наверное музыка будет получаться, кто знает?
Technical Ecstasy получился просто хорошей роковой пластинкой, мне нравиться его сухое, правильное звучание, мелодии тоже получились, но слишком уже слышится вездесущая эстрада. Правда она и в Sabbath Bloody Sabbath слышится ой-ой-ой как! но там она ещё простительна, вспомните его всепокоряющую гармоничность. К сожалению в Technical Ecstasy такой уже нет.
За Never Say Die! и вовсе сказать почти нечего, - растерянность, полная растерянность. В ту пору и Осборн начал бегать, то уходил, то приходил, всё никак с коллегами расстаться не мог. Чувствовал гадёнышь, что разрушается творение навсегда, но и помочь никто ничем не мог, отжил Black Sabbath положенное ему. Дио пришёл, давай добрый хард-рок значит играть. Heaven and Hell и вправду хорошо получился, я до сих пор его слушаю, я и знакомиться с Black Sabbath начинал с него, то ли 12 мне было, то ли 13, не помню точно, но уши уже были, да и сам был почти такой-же как и сейчас, только ростом поменьше и усы не брил. Mob Rules ничего не смог добавить, но вот эта песня помню, The Sign of the Southern Cross, так сильно мне в детстве запала в душу, что оставалась моим личным гимном ещё много лет. Потом Гиллан припёрся, гривой мотал, страшным голосом пел, прямо Вий какой-то, наверное Гоголю сильно понравилось бы. Хотя пластинка получилась хорошая, выразительная очень.
Остаётся ещё целых восемь пластинок, но о них вряд ли что скажу, перестал я после выхода Born Again следить за их развитием, и предоставлю по этому их для описания тем, кто их любит.
А вообще конечно черносубботинская музыка вся хороша, слов глупых, отрицательных, говорить не буду. Но всё же тогда, после 72-го года их искусство неуклонно становилось каким-то поверхностным, словно на воде шивелится это всё, а в глубину нырнуть уже никак не может. Первые четыре пластинки всё таки сильно контрастируют с остальными пятнадцатью (неужели и здесь сонатная форма?), До 73-го путь пролегал глубоко под землёй, в тесном и страшном тоннеле, а вышел на верх, можно и домой уже спокойно идти, детишек нянчить. Вот на этой человеколюбивой ноте мы с вами и расстанемся, а увидимся ли? кто его знает. То есть увидимся конечно, но я снова уже буду не сам, этот чёрт Кергелен будет рядом сидеть, мозги мне вправлять. Кажется ключ в двери повернулся, это наверное он, будь он проклят! Всего вам доброго.
(Отредактировал 19-07-2013 в 03:18 kergelen.)
|