Andrey Smirnov system
|
Автор |
Сообщение |
amatti73
Ветеран
Откуда: ДНЕПР
Сообщений: 1 706
Репутация: 742
|
|
|
|
Михайлов
Ветеран
Откуда: -
Сообщений: 280
Репутация: 34
|
RE: Andrey Smirnov system / 14-04-2016 23:21
(14-04-2016 22:58)Андрей Смирнов писал(а): Вопрос было бы более корректно сформулировать, например, так: "почему значение времени реверберации в контрольной комнате ДОЛЖНО быть меньше, чем в КДП?"
Причин тому несколько. Одна из основных это маскировка звуков, быстро следующих друг за другом, реверберационным хвостом. Речь идет об артикуляции и разборчивости речи.
На семинарах по акустике помещений для архитекторов я часто привожу пример с произношением слова "смарт".
Фонетически это слово состоит из двух слогов: "сма" и "рт". Второй слог обычно произносится с немного меньшим уровнем звука.
В помещении с малым значением времени реверберации, когда звучание слога "сма" затухает быстрее, чем мы начинаем произносить следующий слог "рт", оба звука звучат отчетливо и раздельно.
В помещении с большим значением времени реверберации мы начинаем произносить второй слог "рт" в то время, пока еще звучит первый слог "сма", который и маскирует отчетливое звучание слога "рт".
Таким образом, в гулком помещении невозможно обеспечить хорошую разборчивость речи. Я думаю, что с этим явлением многие сталкивались в обычной жизни.
Могу проиллюстрировать диаграммой частотной зависимости уровня звука при произношении слова "смарт" в двух комнатах со значениями времени реверберации 0,5 и 1,5 сек соответственно (например жилая комната и спортзал).
Диаграмма показывает, что в помещении со временем реверберации 1,5 сек низкоуровневый слог "рт" произносится в то время, пока ещё звучит более громкий слог "сма".
В КДП наложение последовательных звуков друг на друга может быть полезным и создающим приятное благозвучие, например, как в случае прослушивания, органа в церкви, где время реверберации редко бывает менее 6 секунд.
В контрольной комнате стоит задача максимального разделения звуков на составляющие, чтобы звукорежиссер смог услышать огрехи записи и во время микширования удалить все нежелательные акустические дефекты.
Андрей, и все же: почему значение времени реверберации в КДП не может быть равным значению времени реверберации в контрольной комнате?
(14-04-2016 22:58)Андрей Смирнов писал(а): В КДП наложение последовательных звуков друг на друга может быть полезным и создающим приятное благозвучие, например, как в случае прослушивания, органа в церкви, где время реверберации редко бывает менее 6 секунд. Скажите, а конкретно это время реверберации в Вашем примере, которое "редко бывает менее 6 секунд", в записи не сохраняется в виде соответствующих реверберационных хвостов? И его надо соответственно "восстанавливать" хотя бы частично в КДП путем увеличения значения времени реверберации?
Или все-таки сохраняется и может быть воспроизведено аудио системой? Или Вы последнего вообще не допускаете в домашних аудио системах? А в проф. аудиосистемах в контрольных комнатах? Там звукореж. слышит эти хвосты?
(Отредактировал 14-04-2016 в 23:32 Михайлов.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Андрей Смирнов
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 305
Репутация: 242
|
RE: Andrey Smirnov system / 14-04-2016 23:53
(14-04-2016 23:21)Михайлов писал(а): Андрей, и все же: почему значение времени реверберации в КДП не может быть равным значению времени реверберации в контрольной комнате? Гммм...
Да может конечно такое иметь место. Некоторые люди любят слушать музыку в заглушенных помещениях, похожих на студийные. В этом даже есть свои плюсы, но конечно есть и минусы.
Полноценное звучание системы должно обеспечивать хорошую локализацию музыкальных образов и как можно более естественную пространственность звучания.
Локализация улучшается с уменьшением времени реверберации в комнате, но при этом ухудшается пространственность звучания и наоборот.
В заглушенной комнате легче добиться "голографической", но малоразмерной звуковой сцены.
В гулкой комнате легче приблизиться к большому "концертному" звуку, но с несколько размытыми образами.
Это азы архитектурной акустики.
Можно рассчитать, какое время реверберации должно быть в КДП, соответствующей по размеру контрольной комнате.
Возьмем более-менее типичный размер жилой комнаты, например, 5,4х3,3х2,75 м.
В студийной контрольной комнате с таким размерами время реверберации должно иметь значение:
Т60 = 0,25*(V/100)^1/3
где V - объем комнаты.
Для указанного случая Т60 = 0,19 сек.
Не знаю насколько приемлемо слушать музыку в КДП с таким низким значением времени реверберации. Согласно рекомендациям профильных стандартов в такой комнате Т60 должно быть в пределах 0,3-0,6 сек.
Тем не менее и у одного и у другого подхода есть приверженцы.
(14-04-2016 23:21)Михайлов писал(а): Скажите, а конкретно это время реверберации в Вашем примере, которое "редко бывает менее 6 секунд", в записи не сохраняется в виде соответствующих реверберационных хвостов? И его надо соответственно "восстанавливать" хотя бы частично в КДП путем увеличения значения времени реверберации?
Или все-таки сохраняется и может быть воспроизведено аудио системой? Или Вы последнего вообще не допускаете в домашних аудио системах? А в проф. аудиосистемах в контрольных комнатах? Там звукореж. слышит эти хвосты? Время реверберации это характеристика помещения, которая не зависит от аппаратуры. Мы никогда не слышим чистый звук АС, мы воспринимаем только суммарный звук "АС + комната" (имеется ввиду звук отражений).
Электронным способом можно всегда добавить реверберации в запись,звукорежиссеры этим пользуются. Но никогда нельзя уменьшить время реверберации, соответствующее комнате, в которой установлены АС.
Если в домашней системе происходит какое-то вмешательство в исходный сигнал источника, то ни о каком "верном звуке" говорить не приходится, это уже электронная эквализация. И если для домашнего кинотеатра эквализация вполне приемлема, то для стерео такой подход я считаю полностью порочным.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Михайлов
Ветеран
Откуда: -
Сообщений: 280
Репутация: 34
|
RE: Andrey Smirnov system / 15-04-2016 01:44
(14-04-2016 23:53)Андрей Смирнов писал(а): Гммм...
Да может конечно такое иметь место. Некоторые люди любят слушать музыку в заглушенных помещениях, похожих на студийные. В этом даже есть свои плюсы, но конечно есть и минусы.
Полноценное звучание системы должно обеспечивать хорошую локализацию музыкальных образов и как можно более естественную пространственность звучания.
Локализация улучшается с уменьшением времени реверберации в комнате, но при этом ухудшается пространственность звучания и наоборот.
В заглушенной комнате легче добиться "голографической", но малоразмерной звуковой сцены.
В гулкой комнате легче приблизиться к большому "концертному" звуку, но с несколько размытыми образами.
Это азы архитектурной акустики.
Можно рассчитать, какое время реверберации должно быть в КДП, соответствующей по размеру контрольной комнате.
Возьмем более-менее типичный размер жилой комнаты, например, 5,4х3,3х2,75 м.
В студийной контрольной комнате с таким размерами время реверберации должно иметь значение:
Т60 = 0,25*(V/100)^1/3
где V - объем комнаты.
Для указанного случая Т60 = 0,19 сек.
Не знаю насколько приемлемо слушать музыку в КДП с таким низким значением времени реверберации. Согласно рекомендациям профильных стандартов в такой комнате Т60 должно быть в пределах 0,3-0,6 сек.
Тем не менее и у одного и у другого подхода есть приверженцы.
Время реверберации это характеристика помещения, которая не зависит от аппаратуры. Мы никогда не слышим чистый звук АС, мы воспринимаем только суммарный звук "АС + комната" (имеется ввиду звук отражений).
Электронным способом можно всегда добавить реверберации в запись,звукорежиссеры этим пользуются. Но никогда нельзя уменьшить время реверберации, соответствующее комнате, в которой установлены АС.
Если в домашней системе происходит какое-то вмешательство в исходный сигнал источника, то ни о каком "верном звуке" говорить не приходится, это уже электронная эквализация. И если для домашнего кинотеатра эквализация вполне приемлема, то для стерео такой подход я считаю полностью порочным.
Андрей, спасибо за беседу. Мне важно было услышать от Вас ответ на первую часть моего вопроса (первая цитата в Вашем ответе) - то, что Вы допускаете такую возможность. И кстати в моей кдп именно такое значение T60 при близких к указанным размерам комнаты. При этом именно в таких акустических условиях я одновременно добился и "голографической" сцены, и большого "концертного" звука. Насколько я знаю, по многочисленным отзывам очевидцев, такого же добился в своей кдп и небезызвестный Ю.А.Макаров с таким же значением T60, но добился более правильным и значительно более трудозатратным способом с созданием диффузного поля в кдп и соответственно очень большой по площади области sweet spot (по отзывам чуть ли не в размер кдп).
По второй части моего вопроса (вторая цитата в Вашем ответе) возникло явно какое-то недопонимание - возможно я не очень четко сформулировал вопрос. Но это в принципе неважно.
Еще раз спасибо за ответы.
(Отредактировал 15-04-2016 в 01:58 Михайлов.)
|
|
|
|
Андрей Смирнов
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 305
Репутация: 242
|
RE: Andrey Smirnov system / 15-04-2016 09:06
(15-04-2016 00:48)Флудимир писал(а): Раз уж зашла об этом речь - почему? Чем электронная эквализация принципиально отличается от нежелательной "эквализации" которую вносит комната? Сначала хочу уточнить, что я имею ввиду под термином электронной эквализации. Это не настройка тембров НЧ, СЧ и ВЧ. Это электронная коррекция исходного сигнала для компенсации акустических дефектов комнаты путем обратной связи.
Как я говорил ранее, слушатель всегда слышит прямой звук АС и отраженный от внутренних поверхностей комнаты.
Мозг человека всегда отрабатывает корреляцию между прямым звуком и отражениями.
Прямой звук приходит первым, отражения приходят чуть позднее в определенной последовательности в зависимости от расстояния до ограждений. Именно поэтому мы можем даже с закрытыми глазами определить условный размер помещения, в котором мы находимся, по количеству и запаздыванию ранних и поздних отражений звука.
Когда производится электронная эквализация, вмешательство в сигнал происходит в источнике. Таким образом, прямой звук АС приходит к слушателю уже модифицированным, но отражения все-равно остаются, комната ведь никуда не делась. Получается сложение модифицированного прямого звука и запаздывающих отражений того же модифицированного музыкального сигнала.
В результате такой эквализации мы слышим прямой звук АС, существенно отличающийся от оригинала.
Но ведь звукорежиссер специально работал над фонограммой, чтобы мы слышали прямой звук таким, каким он его создавал.
Электронная эквализация смещает точку отсчета для последующей обработки музыкального сигнала мозгом человека.
Я не утверждаю, что это совершенно неприемлемо. Некоторые не слышат разницу, некоторым "улучшенный" и окрашенный звук нравится больше оригинала. Но есть люди, которые хотят ПОСТАРАТЬСЯ услышать в своей комнате звук, максимально приближенный к оригиналу.
Давайте вспомним перевод термина "Hi-Fi" - это "высокая верность".
О какой верности можно говорить, если на вход системы подается сигнал с носителя, к которому подмешивается ещё какой-то дополнительный сигнал, отвечающий за какие-то искажения не в самой системе, а за её пределами, т.е. в комнате?...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
|
|
|
|
Выразили согласие: | Жолудь , Voice , Andrey-1973 , Radioliubovnik , VR12 , parasound , Sound-YP , vadimkanik63 , O V K , A-TITO-A , etlik , diletant-007 , Sergey 61 , Earnest , Roulss , tomash , VAK , gertsoff , bobrw , utrechko_ua , Provizor , aqvadim , медуза , shamann , VLAD ST , AudioMan , oilman , санчос , kakasik_2006 |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
VR12
Ветеран
Откуда: Kyiv
Сообщений: 905
Репутация: 184
|
RE: Andrey Smirnov system / 16-11-2016 20:09
(16-11-2016 19:54)Андрей Смирнов писал(а): А вы бывали в безэховой камере какой-нибудь акустической лаборатории?
Я слушал в заглушенной безэховой камере.
Здесь подтверждение моим выводам:
http://www.factroom.ru/facts/17034
(16-11-2016 20:05)Андрей Смирнов писал(а): Ну так а почему вы тогда написали, что максимально приближенный звук к оригиналу будет в безэховой камере?
Имелось ввиду - соответствовать оригиналу записи.
Комната прослушивания всегда будет окрашивать звук.
Грубо говоря мы всегда будем слушать свою комнату вместе с музыкой.
Поэтому любые приближения "к оригиналу" очень относительны.
Необходимо настраивать звук для конкретного помещения хотябы потому,
что у каждого звукорежисера свой звук и подход.
У каждого слушателя своя нелинейность ушной раковины, к примеру.
-
Кстати, каждый может почувствовать суть вопроса. Если есть у кого-то подземное помещение малого объема вдали от города (погреб и т.д..),.. Оббить стены толстым поролоном, минватой, войлоком в несколько слоев (включая пол и потолок) реверберация будет практически нулевая.
(Отредактировал 16-11-2016 в 20:28 VR12.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | VR12 |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | VR12 |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему:
|
|