Сразу прошу не кидать в меня камни так, как я не мастер и многое мне не известно, к тому же заниматься бесконечными поисками я отнюдь не собираюсь, так как я, прежде всего меломан. И лишь острая необходимость и многолетний поиск нужного звука заставили меня взяться за все эти эксперименты и поиски.
Когда-то свой выбор динамиков я остановил на авто динамиках 20ГДШ-30Д, хотя в дальнейшем заменил их на динамики помощнее – 30ГДШ–34Д–П (от того же производителя).
Прежде всего, мне в их звуке очень понравились СЧ.
Как я уже написал выше корпуса для своих АС я изготовил из сосновой не шлифованной фанеры.
Когда я взялся за изготовление корпусов то я специально старался не привязывать свою акустику к басовитому усилителю и по этому для определения внутреннего объема АС использовал усилитель-проигрыватель Россия 325 (Аккорд) у него баса не много, но зато есть объёмный голос вот на голос я и ориентировался. Для определения объёма использовал экспериментальный корпус, изготовленный из старого телевизора с максимальным полезным объёмом в 62 литра. Внутри корпуса есть двигающаяся задняя стенка для изменения внутреннего объёма. На слух определить нужный внутренний объём для динамика хоть и не просто, но всё же можно многократным прослушиванием голоса. Теперь подключая к более басовитым усилителям, получаю и более объёмный голос и бас.
Этот же усилитель-проигрыватель Россия 325 (Аккорд) использовал для определения внутренних габаритов АС и, прежде всего Ширины и Глубины.
Я ведь тоже в начале хотел сделать Глубину по больше, всё же меньше места занимает да и смотрится лучше. Но когда взялся за эксперименты выяснил что именно Ширина и Глубина формируют звук.
Для определения Ширины и Глубины АС изготовил два разных экспериментальных корпуса одного литража, но разных размеров Ширины и Глубины. И стал определять, какой из них лучше звучит. Худшему варианту корпуса изменял габариты Ширину и Глубину на 1 см. Когда нашел более менее подходящий размер продолжил его изменять, но уже на 5 мм.
У меня сейчас внутренняя Ширина АС – 28 см. при диаметре динамика 13 см. а Глубина – 209 мм. По этому, что касается Ширины и Глубины АС то любые изменения их очень хорошо слышны при прослушивание голоса. Если Ширину уменьшить больше необходимого хоть на 5 мм. то сразу в голосе исчезнет объём и к тому же появится резонанс. А если Ширину увеличить больше необходимого на те же 5 мм. то сразу появится невнятность голоса и звон тарелочек померкнет.
Так же и Глубина АС очень сильно влияет на звук ведь если её немного больше необходимого увеличить, то в звуке пропадёт ясность и появится глухота. Что касается Высоты, то её устанавливал в зависимости от необходимого внутреннего объёма.
Длину ФИ определял просто, я отмерил от задней и верхней стенки корпуса по 8 см. как советовал в своей статье А. Клячин «Методика создания акустических систем» и получил нужную длину ФИ.
Он же писал, что полезная площадь каждого ФИ должна составлять 20 – 25 % площади диффузора НЧ. Это процентное соотношение я решил всё же проверить, и этими % полностью согласен.
Два моих ФИ имеют выход спереди. Экспериментально я выяснил, что только при выходе ФИ спереди можно получить хороший звук. Если установить ФИ сзади то звучание будет глухим, в нём не будет ни полета, ни свободы, да и громкость окажется меньше. Поэтому устанавливать ФИ сзади как, например, советовал в той же статье А. Клячин «Методика создания акустических систем» я категорически не советую, уже пробовал.
Для получения более доступных СЧ я решил установить два ФИ с выходом вперед, а для получения большего количества НЧ я решил дополнительно установить ещё один вертикальный ФИ и присоединить его сверху к одному горизонтальному ФИ.
Теперь опишу звук, который у меня получился: Звук имеем объём и масштаб, НЧ хоть и не много, а для кого-то может показаться совсем маловато, зато в звуке есть свобода, полёт и вовлечённость. Впрочем, количество баса напрямую зависит и от самого усилителя. Голос исполнителя звучит объемно, наполнено и свободно, а так же два ФИ добавляют звуку масштабности.
Лично мой вывод: Для хорошего звучания внутренние габариты Ширины и Глубины являются определяющими. Ведь каждая из сторон формирует у звука что-то своё.
Лично для меня главная задача, можно сказать, выполнена, так как полученным результатом я вполне доволен.
Конечно, родную пищалку я всё таки решил отключить и заменить её на новую алюминиево-магниевую головку ВЧ SEAS H1147-06 (27TBC/G).
Хотя даже родная лавсаноалюминиевая ВЧ пела очень даже не плохо.
Конденсаторы для кроссовера лучше многих для этой ВЧ оказались конденсаторы – К73-16, хотя пробовал ставить – Mundorf Mcap, Mundorf Evo Oil, Intertechnik Audyn Cap MKP-QS и Intertechnik Audyn CAP KP-SN.
Емкость конденсаторов для этих ВЧ установил на 4,8 мкФ.
(19-01-2017 09:39)pawel писал(а): Не плохо бы узнать в каком тракте распорки убивают звук ?
Считаю никакой тракт тут не причём – распорки убивают звук из-за образовавшихся за распорками мёртвых зон.
Вот эти мёртвые зоны нужно либо минимизировать, а лучше всего их вообще не допускать.
Вариант непараллельности стенок АС пробовал.
Наклонял переднею стенку назад и сразу получил ухудшения звука.
Свой звук на видео записать не пробовал, так как до сих пор ещё не определился до конца с акустическим кабелем для внутрянки АС.
Хотя эти динамики на удивление поют неплохо с любыми шнурками, но мне хотелось бы ещё и улучшить звук.
Насколько я понял, чем лучше динамики ВЧ тем менее требовательны они к кабелям, и чем хуже ВЧ, тем сложнее для них, что-либо подобрать достойное.
Честно говоря, мне такое звучание акустики от К. Мусатова совсем не понравилось – до просмотра я от этого видео ожидал чего-то большего от такого известного мастера.
(19-01-2017 13:06)Анатолии писал(а): Хотя эти динамики на удивление поют неплохо с любыми шнурками, но мне хотелось бы ещё и улучшить звук.
Насколько я понял, чем лучше динамики ВЧ тем менее требовательны они к кабелям, и чем хуже ВЧ, тем сложнее для них, что-либо подобрать достойное.
Честно говоря, мне такое звучание акустики от К. Мусатова совсем не понравилось – до просмотра я от этого видео ожидал чего-то большего от такого известного мастера.
Для внутренней разводки рассмотреть наверное лучше моножильные варианты. И учитывать влияние не только на ВЧ, но и другие факторы- бас, объёмность, общую чистоту звука. тональный баланс, шумовые проявления, локализацию, кашу, разделения звуковых образов, мутность, резкость и так далее.
На счёт звука в видео у Мусатова. да тут такое дело, там на выставках в этих комнатках, звук не раскрывается, а наоборот уродуется. Нужны другие залы. Да цель там, на чьём то видео, не звук показать, а саму комплектацию и построение.
Моножилы скорее всего хороши лишь для чистого тракта так как порой они много грязи выносят а значит моножилы не всегда универсальны.
Поэтому в моём случае моножилу я однозначно ставить не буду – пробовал уже.
ммм... как бы это. Я не совсем понимаю. ход действий. если с тракта идёт, какие то грязи. скажем там, от транзисторов, конденсаторов в звуковой цепи и блоков питания, то то Вы хотите замылить, закрыть одеялом, и вуалями, что б этого не было слышно? Но в таком пути, живого звука не будет, а ведь это, чуть ли не самое важное, может-пусть с грязью, но живой ?
Или я не правильно что то понимаю ?
А к чистому тракту, нужно стремиться изначально. с этого всё и начинается. А акустика, это как бы и Альфа и Омега в тракте, всё остальное промежуточное.
(19-01-2017 11:20)Анатолии писал(а): распорки убивают звук из-за образовавшихся за распорками мёртвых зон.
Вот эти мёртвые зоны нужно либо минимизировать, а лучше всего их вообще не допускать.
Господипрости, что я только что прочитал... Особенно "методика" проектирования АС впечатляющая...
Может я, не верно выразился, может это и не грязь вовсе, но в моём случае моножила звучит уж слишком монотонно и приглушенно по-сравнению с многожилкой.
Хотя конечно моножила звучит довольно интересно, и даже было желание оставить её.
Надо будет её ещё послушать у знакомого как будет она звучать в его тракте.
(19-01-2017 13:06)Анатолии писал(а): мне такое звучание акустики от К. Мусатова совсем не понравилось – до просмотра я от этого видео ожидал чего-то большего от такого известного мастера.
То есть понять, что звук системы (а не акустики), включая крайне неподходящее для звука помещение (читать надо, где выставка проводилась), который воспроизводится с компьютера, сначала был записан на что-то(?), потом перегнан на трубу, компрессован, потом ты его слушаешь со встроенного в компьютер ужаса - и виноват Мусатов! Акустика у него не такая по звуку
Анатолий,спасибо за откровенное повествование
Но вы слишком категоричны,возможно молоды,возможно лучше ничего не слышали,допускаю,что вас всё устраивает,но так открытия не делаются,ибо....
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
"Экспериментально я выяснил, что только при выходе ФИ спереди можно получить хороший звук. Если установить ФИ сзади то звучание будет глухим, в нём не будет ни полета, ни свободы, да и громкость окажется меньше."
(19-01-2017 15:10)Анатолии писал(а): Может я, не верно выразился, может это и не грязь вовсе, но в моём случае моножила звучит уж слишком монотонно и приглушенно по-сравнению с многожилкой.
Хотя конечно моножила звучит довольно интересно, и даже было желание оставить её.
Надо будет её ещё послушать у знакомого как будет она звучать в его тракте.
Анатолий,канал ФИ с прямоугольными сечением,а выхлоп круглый,чем обусловлен такой конструктив?
Опыт Анатолия применим только к тонкостенным конструкциям, когда корпус "поет". Поэтому и распорки не пошли и ФИ на морде.
Ни хорошо это и не плохо - просто Один из подходов в акустике - кстати редко применяющийся.
-------------
Обычно, если продолжают двигаться в этом направлении то приходят к полирезонансным системам
(19-01-2017 19:04)android67 писал(а): Анатолий,канал ФИ с прямоугольными сечением,а выхлоп круглый,чем обусловлен такой конструктив?
Решил сделать каналы ФИ квадратными, так как просто побоялся доп. резонансов тем более прочитал статью «Теория и практика фазоинвертора».
Цитата – «Щелевой фазоинвертор в принципе, менее склонен к органным резонансам, чем круглый… »
А выхлоп круглым сделал лишь для эстетики, так как в круглое отверстие для ФИ вклеил обрезок от сантех. трубы, (что продают серого цвета) в его резиновое кольцо отлично вставляется стандартная трубка круглого ФИ, в дальнейшем обрежу её под самый выхлоп и вставлю в корпус для красоты.
Анатолий,я уж точно не учитель,скорее вечный ученик,но у вас точно не щелевой порт ФИ
Главное удовлетворяющий вас результат,но это очень сырое конструирование.В подборе акустического оформления куда больше теории,чем теория вероятности.
Желаю удачи
Ну конечно мой ФИ не щелевой.
Просто даже не стал пытаться делать щелевой ФИ, так как мои ФИ полностью меня удовлетворили.
Да я полностью получил для себя удовлетворяющий меня результат и это самое главное.
Каждый раз, слушая свои самоделки, просто удивляюсь, как это мне «необразованному» удалось такой звук получить.
(21-01-2017 12:39)Анатолии писал(а): Ну конечно мой ФИ не щелевой.
Просто даже не стал пытаться делать щелевой ФИ, так как мои ФИ полностью меня удовлетворили.
Да я полностью получил для себя удовлетворяющий меня результат и это самое главное.
Каждый раз, слушая свои самоделки, просто удивляюсь, как это мне «необразованному» удалось такой звук получить.
Вы ещё учитывайте, что раз Вы делали акустику, практическим подбором без приборов, измерений и замеров. это не факт, что она сделана правильно и Вы по большей мере сделали, а точнее подогнали её под ваш усилитель это нужно понимать.
Но не расстраивайтесь вы не единственный я тоже такой же строитель
Называю себя дилетантом и не утверждаю, что моё построение верное. главное чтоб нам нравился звук. А остальное вторично.
вроде тема про ширики, спрошу осторожно здесь.
посоветуйте оформление для маленьких beag hx-125-8. в результате должно получиться нечто в виде полочников с диапазоном от 100Гц наверное... динамики имеют резонансы 92-94Гц. обьему под эту акустику могу выделить и 20 л и больше.. но то им будет много. я два раза собирал для них акустику,и два раза откладывал динамики в сторону - не нравилось звучание в оформлении. счас играют в кубиках от Маяка. баса вобще нет. (зачем на них писать диапазон от 40Гц если они не играют их). вобщем прошу совета шо с ними делать. вроде хорошо играют, а оформить толком не могу (незнаю как).
(22-01-2017 19:00)lepic2008 писал(а): вроде тема про ширики, спрошу осторожно здесь.
посоветуйте оформление для маленьких beag hx-125-8. в результате должно получиться нечто в виде полочников с диапазоном от 100Гц наверное... динамики имеют резонансы 92-94Гц. обьему под эту акустику могу выделить и 20 л и больше.. но то им будет много. я два раза собирал для них акустику,и два раза откладывал динамики в сторону - не нравилось звучание в оформлении. счас играют в кубиках от Маяка. баса вобще нет. (зачем на них писать диапазон от 40Гц если они не играют их). вобщем прошу совета шо с ними делать. вроде хорошо играют, а оформить толком не могу (незнаю как).