Увидел на одном форуме переделку УНЧ "Симфонии 003 стерео" -
(спойлера здесь нет, так что извините за большое изображение)
Внизу исходная схема, вверху - переделанная.
Некоторые моменты этой переделки меня просто озадачили, уж слишком спорные они, на мой взгляд.
Хотел спросить о них автора этой переделки, но у них какие-то проблемы с форумом, невозможно зарегистрироваться, многие уже жалуются.
Поэтому спрошу вас, уважаемые: какие недостатки видите вы в переделанной схеме?
Да, с темброблоком и 6П43П понятно, не о них сейчас речь, зато по другим моментам у меня подготовлен целый список вопросов.
Но чтобы не сбивать знатоков с их с мыслей, хотелось бы огласить его позже, после того, как они выскажутся.
Только чуток задам направление мыслей: например, смущают режимы первого каскада, фазоинвертора и измененные номиналы некоторых резисторов и конденсаторов.
Если привязываться к данной схеме, то навскидку, номиналы анодных нагрузок 6Н1П просятся увеличить их (раза так в три). А если гулять - то гулять. Я бы схему изменил ещё "дальше": отказался бы от этого несовершенного ФИ в пользу дифкаскада (можно с гальванической связью с анодом Л1). Естественно, и схема и номиналы будут иными. В выходном каскаде на 6П43П в триодном включении использовал бы фиксированное смещение (выше выходная мощность (при той же величине анодного питания), лучшая динамика). За основу (для Л1 и Л2) можно взять схему из темы: https://hi-fi-forum.net/forum/thread-132968.html
Ea для Л1 и Л2 можно смело повысить до 250-260В, уменьшив номинал R6 в схеме блока питания Симфонии-003, а ёмкости конденсаторов фильтра БП можно (нужно) увеличить в несколько раз.
Иллюстрация к режиму первого каскада (Л1). Ea = 260В, Ra=33 кОм, Ua = 145В, Ri около 11 кОм, Rk = 910 Ом.
Большое спасибо за интерес, проявленый к данной теме и ваши советы!
Хочется уточнить некоторые моменты в них:
(20-12-2017 14:36)Alex_Dnepr писал(а): Если привязываться к данной схеме, то навскидку, номиналы анодных нагрузок 6Н1П просятся увеличить их (раза так в три).
Если не ошибаюсь, здесь и далее ведете речь о верхней модернизированной схеме?
И если да, с какой целью вы рекомендуете их увеличить - для увеличение Ку или еще для чего-то?
(20-12-2017 14:36)Alex_Dnepr писал(а): А если гулять - то гулять. ..............
Я бы схему изменил ещё "дальше": За основу (для Л1 и Л2) можно взять схему из темы: https://hi-fi-forum.net/forum/thread-132968.html
Извиняюсь - я опасаюсь слишком далеко отклоняться от линии партии заводской схемы.
Что-то слегка улучшить в схеме, заменить устаревшую элементную базу - да, но не более того, дальше модернизировать не рискну.
Тем более что я завязан на выходные трансформаторы от доставшейся "Симфонии", по этой причине переход на 6П3С вряд ли осуществим.
А отказываться еще и от выходных - это значит, что практически всю "Симфонию" мне нужно отнести на свалку.
Так что пожелания у меня довольно скромные - оставить 6П14П и заводские выходные, и по возможности слегка обновить схему, гедэто уместно.
(20-12-2017 16:56)amatti73 писал(а): Самое главное - первый каскад в принципе лишний. Вторую брать семейства или 6н2п или 6н9с Остальное хоть и кривоватое, но более-менее.
Вы тоже речь ведете о модернизированной схеме? Или о заводской?
Насчет лишнего 1-го каскада. Дело в том, что мне очень хочется снабдить планируемый УНЧ регулятора тембра, пусть даже примитивным, хотя бы +/- 6дБ.
Да, я в курсе, что сейчас УНЧ в основном делают без них. Правда не понимаю, где же тогда регулировать тембры?
Например, у меня FM-тюнер, в нем тембров нет. Поэтому хочу темброблок, и тут без 1-го каскада не обойтись.
Темброблок в заводской схеме уж очень примитивен. Некоторые даже утверждают, что по ВЧ он умеет только уменьшать усиление, но на мой взгляд это не совсем так - взгляните на R8C6 в заводской схеме.
Пока рассматриваю регуляторы мостовой регулятор тембра на Рис.6 на _http://www.radiolamps.ru/articles/theory/theory_8.html
Обычно он "валит" общее усиление где-то дБ на 20, поэтому предварительный каскад обязателен.
Более интересен регулятор на Рис.9 в цепи ООС, но для него понадобится еще один каскад усиления, а это уже явный перебор.
Так свой подготовленный список вопросов снова откладываю, пока жду от вас советов на эти вопросы
1. Речь, конечно, о модернизированной (верхний канал) схеме. Вы же по ней вопрос задавали. Цель увеличения Ra - приведение соотношения анодной нагрузки к внутреннему сопротивлению лампы (альфа) к значению хотя бы α = 3. С Ra = 10 кОм альфа приближается к значению 1. Оптимальное значение α от 3 до 10 (наилучшее согласование с нагрузкой, наименьшие искажения).
2. Это "меняет всё" ) Оставляйте схему как есть. По элементной базе можно посоветовать следующее: в сигнальных цепях оставить резисторы ВС как есть. Заменить в сигнальных цепях конденсаторы БМТ/МБМ на конденсаторы с диэлектриком из полистирола, полипропилена, фторопласта соотв. номиналов. Можно выбрать из К78, К71, К72, ФТ или Wima, Epcos и мн. др. Заменить электролитические конденсаторы в цепях питания (с увеличением емкости в несколько раз). Заменить электролитические конденсаторы в АС на конденсаторы постоянной емкости.
(20-12-2017 09:19)Nonpro писал(а): Но чтобы не сбивать знатоков с их с мыслей, хотелось бы огласить его позже, после того, как они выскажутся.
какой хитрый человек
-------------
(21-12-2017 10:33)Alex_Dnepr писал(а): ... Заменить в сигнальных цепях конденсаторы БМТ/МБМ на конденсаторы с диэлектриком из полистирола, полипропилена, фторопласта соотв. номиналов. Можно выбрать из К78, К71, К72, ФТ или Wima, Epcos и мн. др.
БМТ/МБМ конечно надо убрать, но на их место только бумаго-масло. из доступных: к40у-9, к42у-2.
(21-12-2017 15:02)AntonZP писал(а): БМТ/МБМ конечно надо убрать, но на их место только бумаго-масло. из доступных: к40у-9, к42у-2.
Ну, я особо ничего против "бумаги-масла" не имею, уважаю и использовал. Однако, в последнее время увлёкся "плёнкой", в частности - фторопластом (для большей "(досто)верности" воспроизведения) Как говорит предводитель АП - МАИ: на всякий ух есть свой чух
(21-12-2017 10:33)Alex_Dnepr писал(а): 2. Это "меняет всё" ) Оставляйте схему как есть.
Сам не знаю почему, но это мне напомнило анекдот "Что, даже чаю не попьете?"
А что скажете насчет замены лампы в фазоинверторе на 6Н1П?
В справочник не заглядывал, но если по памяти, то 6Н2П препочтительнее для входных каскадов, у нее Ку немного выше, а 6Н1П по мощности чуток больше, и ее лучше на раскачку поставить (чистое имхо).
использование в ФИ 6н1п продиктовано триодным включением выходных ламп, т.е. высоким миллером и соответственно желанием увеличить ток драйвера.
во всех учебниках написано, что в разновидностях балансного ФИ надо применять лампы с максимальным мю, т.е. 6н1п можно, но лучше не нужно.
ко всему прочему ФИ с таким Ку + триодное включение выходных ламп, требует дополнительного каскада усиления, что мы и видим на схеме.
скажу честно, двухтакт на 6п43п я ниасилил, посему собственного мнения нет.
из общих замечаний - думаю надо перевести выходной каскад из "почти А" в "глубокий АВ", уменьшив суммарный ток покоя до 40...50 мА, правда схема от этого еще сильнее "потупеет".
(21-12-2017 23:13)Nonpro писал(а): Мне очень хочется иметь регулировку тембров. Просто не понимаю, как можно обходится без них
Когда-нибудь поймёте (мы все надеемся!). А пока, возьмите по Вашей же ссылке _http://www.radiolamps.ru/articles/theory/theory_8.html регулятор по схеме 5 (ну хочется человеку что-то изменить!))). Вставьте его между первым и вторым каскадом вместо штатного регулятора тембра (смотрим на нижний канал: от С8 до R22 включительно). Для первого каскада (1/2 Л1) возьмите лампу 6Н1П (номиналы резисторов указывал ранее. Конденсатор в цепи катода, с учетом усиления 1/2 Л3 и выходного напряжения современных источников сигнала, можно не использовать) - этот каскад скомпенсирует падение усиления (прим. 20дБ) в пассивных цепях регулятора тембров (ставьте конденсаторы рекомендованных типов). Второй каскад (фазоинвертор) и выходной каскад - можете оставить как есть (нижний по схеме канал), но конденсаторы также замените на рекомендованные. Удачи!
(22-12-2017 12:32)Alex_Dnepr писал(а): (ну хочется человеку что-то изменить!))).
В точку попали!
(22-12-2017 12:32)Alex_Dnepr писал(а): Когда-нибудь поймёте (мы все надеемся!).
А можно сразу объяснить, что я не терялся в догадках?
Я уже обратил внимание, что в отличие от старых добрых времен нынешние УМЗЧ без регуляторов тембра.
Что же произошло так сказать, в HiFi-моде?
(22-12-2017 12:32)Alex_Dnepr писал(а): Для первого каскада (1/2 Л1) возьмите лампу 6Н1П (номиналы резисторов указывал ранее).
это обрезок от "Эстонии-Стерео", что по сути одно и тоже.
------------------
(22-12-2017 16:30)Nonpro писал(а): Что же произошло так сказать, в HiFi-моде?
да ничего не произошло, просто эти всякие ручечги можно крутить до бесконечности, вместо того чтоб слушать музыку
нет крутилок - нет проблемы
PS. на самом деле, когда система (электрическая часть) "прилизана", не песочит и не пердит, то желание крутить ручечки отпадает само собой.
плюс ко всему лишние переключатели, переменники, кондесаторы и прочие элементы сигнал не озонируют.
(22-12-2017 16:30)Nonpro писал(а): нынешние УМЗЧ без регуляторов тембра.
Что же произошло так сказать, в HiFi-моде?
Почему 6Н1П , чем это будет лучше 6Н2П ?
Это не мода, а уже необходимость. Регуляторы тембра крутят фазу сигнала, вносят свои искажения, шумы, что не способствует верности звуковоспроизведения. Но кому-то с ними жизнь слаще - абы на здоровье!
Для Вашего трёхкаскадного варианта и регулятора тембра ослабляющего сигнал (в среднем) на 20дБ 6Н1П предпочтительнее из-за:
1. меньшего (и достаточного) усиления в сравнении с 6Н2П. Коэф. усиления такого каскада (на 6Н1П) компенсирует это ослабление примерно 1:1. Дальнейшее усиление по напряжению (в достаточной степени) производится усилителем напряжения на первой половине Л3 (6Н2П) с учётом имеющейся ООС (R26).
2. меньшего внутреннего сопротивления, лучших частотных свойств на ВЧ (с учетом величины нагрузки) и лучшей динамики.
У 003, платы вот такие: _http://forum.cxem.net/index.php?/topic/98269-симфония-003/
Показана и замена на К40.
(22-12-2017 16:54)AntonZP писал(а): это обрезок от "Эстонии-Стерео", что по сути одно и тоже.
Оно самое
(22-12-2017 16:54)AntonZP писал(а): да ничего не произошло, просто эти всякие ручечги можно крутить до бесконечности, вместо того чтоб слушать музыку
нет крутилок - нет проблемы
PS. на самом деле, когда система (электрическая часть) "прилизана", не песочит и не пердит, то желание крутить ручечки отпадает само собой.
плюс ко всему лишние переключатели, переменники, кондесаторы и прочие элементы сигнал не озонируют.
Так-то оно так, но ведь остается еще один довод в пользу тембров - компенсация особенностей акустики помещения.
Как же без нее?