Обсуждаем кассетные деки. Часть 2
|
Автор |
Сообщение |
Mosfet
Старожил
Откуда: Красногорск
Сообщений: 25
Репутация: 15
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 16-01-2018 22:48
(16-01-2018 22:15)speedster писал(а): Нет . 200 и 250 нВб - это не критичное отличие . Тогда мне не понятно. Настроено всё чётко по SM. Ошибиться тут совершенно невозможно, поскольку напряжения устанавливаются в контрольных точках как при воспроизведении, так и при записи, они точно указаны и разночтений не предусматривают. Мало того, там же ещё генераторы калибратора, которые тоже настраиваются по индикатору и овцелографу. Ну то есть нельзя где-то накосячить, чтобы оно не вылезло в другом месте. Настройка индикатора тоже абсолютно ясно прописана. Что тут можно интерпретировать неправильно? Магнитофон калибровался как положено и производилась запись по индикатору 0 дБ, далее воспроизведение записанного и фиксация АЧХ. Но, судя по графикам, Накамичи явно записал с меньшим уровнем, это видно по графикам и на 0, и на -15 дБ. Разумеется, в этом случае АЧХ у него будет протяжённее. Отсюда вопрос - где может быть засада?
(Отредактировал 16-01-2018 в 22:52 Mosfet.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
speedster
Ветеран
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 3 723
Репутация: 58
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
speedster
Ветеран
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 3 723
Репутация: 58
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Mosfet
Старожил
Откуда: Красногорск
Сообщений: 25
Репутация: 15
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 16-01-2018 23:55
(16-01-2018 23:36)VeschiiOleg писал(а): А вот тут очень похоже.
У Нака на "0" должно быть примерно так же. Вернее чуть лучше, за счет того, что у него "0дБ" соответствует меньшему уровню записи, в отличие от Пионера. Но не до 20кГц. (Долби Ц выключено?) Всё строго по инструкции. Дело в том, что я по одной из основных специальностей метролог. В советское время много лет на крупном ПЯ занимался настройкой и ремонтом звуковых и импульсных генераторов, осциллографов, импульсных блоков питания и т.п.. То есть слова - сервис мануал, поверка, методика, повторяемость - для меня далеко не пустые, я привык к аккуратности при измерениях. Поэтому мне совершенно не понятно откуда такая разница набежала. Тут ведь ещё дело в том, что при настройке ты контролируешь тракт с разных сторон и ошибка в методике обязательно вылезет. Например, ставим кассету с нулевым уровнем и измеряем напряжение в контрольной точке, выставляем требуемые 96 мВ (к примеру), затем смотрим уровень на выходе, он, скажем, 775мВ. Далее подаём указанный в СМ сигнал заданной амплитуды на вход магнитофона и выставляем нужное напряжение в соответствующей контрольной точке, проверяем показометр на адекватность. Далее пишем и снова проверяем. То есть хоть убейся, но накосячить нельзя. К сожалению, сейчас я это даже проверить не могу, поскольку ZX9 ушёл к своему хозяину. Пионер дома лежит, но к нему вопросов нет, а до своих Наков руки не скоро дойдут.
(Отредактировал 17-01-2018 в 00:03 Mosfet.)
|
|
|
|
speedster
Ветеран
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 3 723
Репутация: 58
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
speedster
Ветеран
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 3 723
Репутация: 58
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Avadon
Ветеран
Откуда: RB
Сообщений: 668
Репутация: 90
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 00:37
(16-01-2018 19:19)Mosfet писал(а): Спасибо . Я строю чаще всего активные рупорные большие АС, но дома у меня переделанные пассивные полочники Cabasse Corvette 300, в которых заменён твитер на Morel MDT33, ну и кросс переделан, понятно. Слушал магнитофоны через них. Кассеты записывал с Парасаундов (1000-й транспорт (малоджиттерный клок, питание, новый цифровой выход)+1000-й дак на PCM63). На ZX9, 222ESJ и S830S, предварительно выставил азимут по 3 ЛИМУНЧК. Потом кассеты воспроизводил на всех магнитофонах по очереди и пытался понять кто как пишет и кто как воспроизводит. Треки были одни и те же, кассеты двух типов 1 и 2. Собственно, на основе этих прослушиваний и делал выводы. Пока остаюсь при своём мнении, а там посмотрим . Ну раз у вашего тракта похоже нет выраженных характерных особенностей звучания, вам останется попробовать поиграться в подбор ОУ вместо старых *558, 2043, 45*0. После этого Пионер должен уступить место Сони, а у Наков станет незаметной "грубость" звучания, которую вы отметили. Но важно, чтобы в результате манипуляций в звучании ничего не "потерялось" .
(16-01-2018 22:01)Mosfet писал(а): А не может это быть связано с тем, что у Пио 0 дБ это 250 НВб, а у Нака 200? В этом случае при настройке по сервис мануалу у Накамичи будет запас по ВЧ. Методика измерений была одинаковой во всех случаях, а вот уровень 0 дБ очевидно разный. Разница конечно есть, особенно учитывая более высокий уровень ВЧ у тракта воспроизведения Наков, соответственно и меньшую глубину коррекции потерь в УЗ. И как следствие, более высокую перегрузочную способность. В целом же разница не превысит нескольких дБ.
Но ваш график Нака скорее соответствует 9-й скорости, либо 4-й с Долби-С, в которой предусмотрены цепи антинасыщения и спектрального скоса. Ещё в сквозном канале погрешность в несколько дБ может быть из-за частичного проникания ВЧ минуя ленту. Но это скорее свойственно декам с сэндвичем, чем Накам.
На 4-й скорости при записи с уровнем 0 дБ на кассеты 1 и 2-го типа, такой спад наблюдается уже на частоте 9-13кГц. А на 20 кГц насыщение ленты происходит при значительно меньшем уровне записи.
Исходя из графика для Пионера, который также слишком оптимистичен, проблема также может быть и в настройках измерительной программы.
|
|
|
|
Avadon
Ветеран
Откуда: RB
Сообщений: 668
Репутация: 90
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 02:36
(16-01-2018 22:18)IronAngel72 писал(а): Я делюсь опытом. Вывод 21 - это вход каскада с регулировкой порога шумопонижения. И если у микросхем он настроен по-разному, то и результат может быть не идентичен. Для более точной работы имеет смысл тоже самое попробовать с выводами 4 этих микросхем.
(16-01-2018 23:55)Mosfet писал(а): Дело в том, что я по одной из основных специальностей метролог. В советское время много лет на крупном ПЯ занимался настройкой и ремонтом звуковых и импульсных генераторов, осциллографов, импульсных блоков питания и т.п.. То есть слова - сервис мануал, поверка, методика, повторяемость - для меня далеко не пустые, я привык к аккуратности при измерениях. Поэтому мне совершенно не понятно откуда такая разница набежала. Тут ведь ещё дело в том, что при настройке ты контролируешь тракт с разных сторон и ошибка в методике обязательно вылезет. Метод измерений должен соответствовать труе рмс, т.е. истинно среднеквадратичный.
В предыдущем сообщении я перечислил причины разницы между деками, а суть этого в основном кроется в лучшей АЧХ ГВ Нака - выше добротность на ВЧ, значит имеем меньше сопротивление потерь, меньше ширина рабочего зазора, значит меньше спад АЧХ, иначе организована коррекция потерь - контуром на выходе УВ - его добротность выше.
Тут ошибка не столько в разнице между деками, сколько в неправдоподобности АЧХ свипа относительно реальной. Можно измерить уровень насыщения ленты на 20 кГц при таком же подмагничивании, и сравнить со свипом.
(17-01-2018 01:47)Mosfet писал(а): Кстати, АЧХ я снимал не в сквозном канале, а по отдельности. Возможно
методика не совсем корректна, но мне она показалась логичной. В программе ARTA взял розовый шум и записал с уровнем 0 дБ по индикатору, затем переключил программу в режим анализатора спектра и в течение 3 минут накапливал данные в Peak Hold (на скриншоте видны установки). Таким образом исключена случайная погрешность. АЧХ получается очень сильно усреднённая, с заданным сглаживанием, что есть гут. Методика снятия АЧХ для Пио и Нака была одинаковой, поэтому разницу я отношу к некорректной настройке ZX9. В общем, куда-то потерялись 10 дБ, судя по графикам Накамичи. Поэтому и АЧХ у него такая красивая. А может мне просто повезло и попался эксклюзивный ЗХ9 Сейчас хочется разобраться откуда получился низкий уровень записи на Наке. Мне не пришло в голову померить уровень при записи розового шума, поскольку при настройке я контролировал все параметры многократно и вопросов у меня не не возникало. Методика измерения АЧХ плэй афте рек очень даже корректна, и для некоторых дек с сэндвичами безальтернативна.
А вот и ответ - розовый шум замените на белый ( представляю, как эту фразу прочитает непосвящённый в нюансы метрологии человек! )
(Отредактировал 17-01-2018 в 03:02 Avadon.)
|
|
|
|
Mosfet
Старожил
Откуда: Красногорск
Сообщений: 25
Репутация: 15
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 01:47
(17-01-2018 01:21)alimaxx писал(а): нужно повспоминать , но вот сейчас конкретно на столе TECHNICS RS-B66W. Так вот у нее нарпяжение на линейном выходе при подключении изм.комплекса порядка 600 с чем-то милливольт , усилителя , почти вольт , и это для неё высокоомная лёгкая нагрузка . Показания одинаковые и цифровым , и стрелочным вольтметрами . Не мог понять ничего , пока не прочитал в СМ : - 400мВ/2.5 кОм . Для Пионера нагрузка регламентирована, для Накамичи нет.
(17-01-2018 00:37)Avadon писал(а): Разница конечно есть, особенно учитывая более высокий уровень ВЧ у тракта воспроизведения Наков, соответственно и меньшую глубину коррекции потерь в УЗ. И как следствие, более высокую перегрузочную способность. В целом же разница не превысит нескольких дБ.
Но ваш график Нака скорее соответствует 9-й скорости, либо 4-й с Долби-С, в которой предусмотрены цепи антинасыщения и спектрального скоса.
На 4-й скорости при записи с уровнем 0 дБ на кассеты 1 и 2-го типа, такой спад наблюдается уже на частоте 9-13кГц. А на 20 кГц насыщение ленты происходит при значительно меньшем уровне записи.
Исходя из графика для Пионера, который также слишком оптимистичен, проблема также может быть и в настройках измерительной программы. Я всё же настраивал сквозную АЧХ, предварительно проверив АЧХ воспроизведения. Мне представляется АЧХ Пионера скорее обычной, нежели оптимистичной. С усилителем записи пришлось изрядно повозиться, он выполнен на специализированной микросхеме и любые итерации связаны с полным снятием материнской платы. Даже пришлось выпаять все задающие резисторы и припаять их на переходную плату, чтобы не разбирать каждый раз до основания. А вот на счёт Накамичи думаю, что где-то методологическая ошибка вылезла. Может быть какой-то уровень сигнала был принят за амплитудный вместо действующего, отсюда нехватка 10 дБ. Но вообще, вряд ли, сервис мануал написан корректно, кроме того я сверялся по СМ от ZX7.
Кстати, АЧХ я снимал не в сквозном канале, а по отдельности. Возможно
методика не совсем корректна, но мне она показалась логичной. В программе ARTA взял розовый шум и записал с уровнем 0 дБ по индикатору, затем переключил программу в режим анализатора спектра и в течение 3 минут накапливал данные в Peak Hold (на скриншоте видны установки). Таким образом исключена случайная погрешность. АЧХ получается очень сильно усреднённая, с заданным сглаживанием, что есть гут. Методика снятия АЧХ для Пио и Нака была одинаковой, поэтому разницу я отношу к некорректной настройке ZX9. В общем, куда-то потерялись 10 дБ, судя по графикам Накамичи. Поэтому и АЧХ у него такая красивая. А может мне просто повезло и попался эксклюзивный ЗХ9
(17-01-2018 00:37)Avadon писал(а): Ну раз у вашего тракта похоже нет выраженных характерных особенностей звучания, вам останется попробовать поиграться в подбор ОУ Спасибо, я обязательно попробую, но несколько позже . Сейчас хочется разобраться откуда получился низкий уровень записи на Наке. Мне не пришло в голову померить уровень при записи розового шума, поскольку при настройке я контролировал все параметры многократно и вопросов у меня не не возникало.
(Отредактировал 17-01-2018 в 02:12 Mosfet.)
|
|
|
|
Mosfet
Старожил
Откуда: Красногорск
Сообщений: 25
Репутация: 15
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 02:55
(17-01-2018 02:36)Avadon писал(а): Тут ошибка не столько в разнице между деками, сколько в неправдоподобности АЧХ свипа относительно реальной. Можно измерить уровень насыщения ленты на 20 кГц при таком же подмагничивании, и сравнить со свипом. Не совсем понял на счёт свипа. Я измерял не им, а широкополосным шумом. Что есть уровень насыщения ленты? Это уровень записи при котором Кг становится 3% или что? Прошу прощения за ламерские вопросы, магнитная запись для меня пока довольно новая тема .
(17-01-2018 02:36)Avadon писал(а): Методика измерения АЧХ плэй афте рек очень даже корректна, и для некоторых дек с сэндвичами безальтернативна.
А вот и ответ - розовый шум замените на белый ( представляю, как эту фразу прочитает непосвящённый в нюансы метрологии человек! ) Я пробовал писать белый шум из софтового генератора, но не уверен, что программисты хорошо понимали, что это такое . Пробовал гнать свип, но одноразовый недостаточно точен даже если поставить время изменения порядка минуты. АРТА измеряет акустику импульсными посылками розового шума и отлично под это настроена, поэтому будем считать, что здесь ошибки нет. Тем более, что я настраивал по этой методике два разных магнитофона, которые не были ушатаны вхлам. Сначала по 3ЛИМУНЧК настраивался азимут, уровень, контролировалась АЧХ УВ, затем настраивалась сквозная АЧХ на кассетах разных типов. Я бы заметил, если настройки программы не соответствуют реальности, поскольку дполнительно контролировал АЧХ по осциллографу.
(Отредактировал 17-01-2018 в 03:05 Mosfet.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Avadon
Ветеран
Откуда: RB
Сообщений: 668
Репутация: 90
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 12:28
(17-01-2018 02:55)Mosfet писал(а): Не совсем понял на счёт свипа. Я измерял не им, а широкополосным шумом. Что есть уровень насыщения ленты? Это уровень записи при котором Кг становится 3% или что? АЧХ дек измеряют одиночными или пачками частот, свипом, или за неимением такой возможности белым шумом. Иначе результат может получится волшебным, как в данном случае . Поэтому будем считать, что здесь ошибка именно в этом. Что легко проверяется записью с аналогичным уровнем любым из вышеперечисленных способов.
Искажения при насыщении различных магнитных материалов в рабочем слое МЛ могут быть от 4-5% и до ~10%. Общепринято измерять уровень при Кг(3)=3% (а в 70-х 5%), для НЧ-СЧ параметр называется МОЛ (Макс.оутпут левел).
А для ВЧ был выбран именно СОЛ (Сатур.оутпут левел), т.к. измерить 3-ю гармонику ВЧ-сигналов не представляется возможным из-за ограничений тракта. Можно было бы измерять его косвенным способом, разностным тоном, но результат получается сильно хуже, такой не прорекламируешь .
(17-01-2018 11:04)Yan писал(а): Так не получится. Шум и свип при 0дб по индикатору имеют совершенно разную мощность в каждой узкой полосе, в том, что вы измеряете спектроанализатором. Тут даже белый шум не поможет. Тут наверное можно добавить, что для измерения АЧХ дек, как это принято при -20 дБ и ниже, белый шум вполне сгодится. При измерении предельных величин (СОЛ) может быть погрешность.
(Отредактировал 17-01-2018 в 13:00 Avadon.)
|
|
|
|
Yan
Ветеран
Откуда: Симбирск
Сообщений: 993
Репутация: 117
|
|
|
|
Mosfet
Старожил
Откуда: Красногорск
Сообщений: 25
Репутация: 15
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 16:17
(17-01-2018 11:04)Yan писал(а): Так не получится. Шум и свип при 0дб по индикатору имеют совершенно разную мощность в каждой узкой полосе, в том, что вы измеряете спектроанализатором. Тут даже белый шум не поможет. Да, так и есть. Ошибка в методологии тут и произошла. Магнитофоны настроены правильно, измерение АЧХ тоже правильное. Я собирал спектр в течение трёх минут, что как раз и даёт среднеквадратичное значение. Но индикаторы магнитофонов это не вольтметры среднеквадратичных значений, к тому же они по-разному работают в Наке и Пионере. Сейчас провёл эксперимент: выставил на осце 1 кГц амплитудой 2.83 V, ткнул туда же Флюком - 1 вольт среднеквадратичного, всё как надо. Включил белый шум, выставил по пикам примерно те же 2.83, измерил действующее - 0.35 вольта. Включил розовый шум с теми же параметрами - действующее значение - 0.47 вольта. Но это Флюк, а в магнитофонах индикаторы ловят пиковые значения, поэтому при записи шума нужно вводить коррекцию. Собственно, теория так и говорит - среднеквадратичное от синуса это амплитуда поделить на 2.83, а шум примерно на 6. То есть я записывал шум с ненулевым уровнем, который к тому же у двух магнитофонов был разным. Отсюда и АЧХ такая красивая. Yan, спасибо!
Теоретически, мне нужно было выставить 0дБ по индикатору на шуме, а потом навалить ещё 6 дБ, тогда было бы более корректно. Но лучше будет проверить на магнитофоне, подав сначала синус и выставив индикатор, а затем шум той же амплитуды.
(Отредактировал 17-01-2018 в 16:23 Mosfet.)
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 6 911
Репутация: 233
|
RE: Обсуждаем кассетные деки. Часть 2 / 17-01-2018 20:06
(16-01-2018 23:55)Mosfet писал(а): Всё строго по инструкции. Дело в том, что я по одной из основных специальностей метролог. В советское время много лет на крупном ПЯ занимался настройкой и ремонтом звуковых и импульсных генераторов, осциллографов, импульсных блоков питания и т.п.. Приветствую, коллега!
Но по 0дБ все равно не до 20кГц. Возможно в момент снятия АЧХ клювик Долби стоял не в положении "ОФФ" а в "С" (в этом режиме работает цепь спектрального скоса)
(17-01-2018 00:37)Avadon писал(а): Исходя из графика для Пионера, который также слишком оптимистичен, проблема также может быть и в настройках измерительной программы. К Пионеровскому графику у меня претензий нет. Почти все мои Пионеры, даже младше классом дают такой же результат. Там работает неотключаемая СДП. У Наков её нет.
(17-01-2018 01:47)Mosfet писал(а): Для Пионера нагрузка регламентирована, для Накамичи нет.
Согласно метрологии нагружать нужно всегда.
Определить можно по данным вых. сопротивления, указанному в спецификации СМ. Для ЗХ-9 это 2,2кОм. Т.е нагрузка должна быть не менее 22кОм. (согласование по напряжению). Я обычно нагружаю на 47кОм - это типовое значение входного сопротивления большинства дек на запись или усилителей, подключенных к лин выходу магнитофона. При этом выходное напряжение обычно падает на 0,5дБ по сравнению с ХХ.
(17-01-2018 01:47)Mosfet писал(а): Мне не пришло в голову померить уровень при записи розового шума, При измерении АЧХ нужно использовать белый шум (раномернораспределенный), розовый имеет распределение 1/f.
Но мне кажется что в данном случае Вы сделали все верно, просто многие производители софта некорректно называют белый шум розовым, оправдывая это тем, что он ограничен в полосе (20кГц), а белый - бесконечен. Но по сути "пинк-нойз" во многих программах именно белый шум, но в огранич. полосе.
(17-01-2018 02:55)Mosfet писал(а): Я пробовал писать белый шум из софтового генератора, но не уверен, что программисты хорошо понимали, что это такое . Именно так. Поэтому не заморачивайтесь, а просто измерьте по точкам. Обычным RMS вольтметром.
По поводу мощности шума Yan Вам ответил верно. Мощность шума, чтобы правильно выставить уровень - надо накапливать измерительной детекторной головкой в течении нескольких секунд (спец. измерителем мощности). Анализатором это тоже можно сделать, но потребуется изменение настроек (времени интеграции измерителя) в софте.
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 4 Гость(ей)
|
|