Некоторое время назад, я , будучи довольно наивным человеком - хотел даже поучаствовать в конкурсе имени Елизаветы , в номинации "композиция" со своим "Фортепианным концертом" . Там, кажется, вступительный взнос для участников - 100 долларов. Но прослушав сочинения победителей данной номинации прошлых лет - пришел в ужас Там что ни сочинение- полная атональная ахинея - проще говоря- какофония Там было все кроме музыки. Струнники, вместо того чтоб играть на инструментах- топали ногами, и ртом издавали следующие звуки: ш , ц , кх , рррр.... и все в таком духе... а пианист - препарировал рояль: между струн заложил металлическую линейку, и при нажатии на клавиши - звучали соответствующие звуки...
В общем, малость поразмышляв - не стал я участвовать в этом шабаше...
(04-06-2013 02:00)СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ писал(а): Там что ни сочинение- полная атональная ахинея - проще говоря- какофония Там было все кроме музыки.
Попав недавно на концерт юних композиторів (музшкола-музучилище) - номінантів різних премій (там виступала донька): в більшості випадків були набори звуків, якийсь "гудьож" комп"ютерного сінтезатора, що перемішувався з приглушеними об"явами диктора на вокзалі...я все чекав, коли всі почнуть сміятися і людина сяде за інструмент і почне грати (адже це був концерт класичної музики)...дарма - закінчилися "об"яви з гудками"" й пішли аплодисменти - це було преподнесено, як щось нове, неосяжне, не всім земним зрозуміле (Шнітке таке й не снилося)...Тепер я зрозумів, що це вже тенденція така. Сумно...
Очень жаль что Вы не участвовали. Вовсе не уверен что Ваше место занял кто то лучший. Все таки последние 50 лет мало в чем у нас были такие достижения как в музыкальном образовании и исполнительстве. А по мере выезда эта волна прокатилась по всем странам. Даже на этом конкурсе исполнитель получивший всеобщие симпатии сдвинут жюри в сторону вероятно потому что в ключевой момент выступления ему не хватило еще того эллинистического понимания произведения. Он сыграл Рахманинова свежо нетрадиционно здорово но не вполне понимая о чем там речь. Учись он у нас это было бы невозможно. В числе обязательных была вещь написаная по канонам современного понимания композиции. Это отсутствие ограничений и формальных рамок в форме и содержании. Исполнять вероятно было трудно слушать интересно если не долго и следа не осталось. Вероятно существует какой то универсальный подсознательный код которые у композитора и будущего слушателя в чем то одинаковый и в таком случае они понимают и продолжают друг друга. Новые формы требуют нового сознания и кода к нему. Где взять пока не знаю.И нужно ли.
(04-06-2013 17:19)koman писал(а): Все таки последние 50 лет мало в чем у нас были такие достижения как в музыкальном образовании и исполнительстве.
В аспекте этого - я в корне не согласен. Не вижу я достижений ни в музыкальном образовании в общем так и композиторстве и исполнительстве в частности.
За последние 50 лет - с трудом можно найти десяток приемлемых сочинений, таких, которые могли-бы сравниться с третьесортными композиторами эпохи Рахманинова, Прокофьева.
Исполнительство, в частности фортепианное- тоже желает оставлять лучшего. Не так давно , на новогодние праздники по телеканалам крутили Мацуева , который с какими-то струнниками играли камерную музыку. Вы знаете, у нас в муз.училище лучше играют
К большому сожалению, многие исполнители не видят картины в целом : а именно того, что без развития мощной композиторской школы - исполнительская школа (играя классиков) - будет деградировать.
(04-06-2013 17:19)koman писал(а): В числе обязательных была вещь написаная по канонам современного понимания композиции. Это отсутствие ограничений и формальных рамок в форме и содержании.
Не поверите, но именно такой "музыке" сейчас и учат в консерваториях на композиторских факультктах. Все представленные автора - являются выпускниками консерваторий. Первый из них- часто сидит в жюри композиторских конкурсов. Так что я не питаю иллюзий на счет конкурсов
Именно отсутствие ограничений и формальных рамок в форме и содержании приводит к возникновению таких изобретателей музыки.
ДОПОЛНЕНИЕ:
И еще, я ведь знаком со многими какофонистами лично, знаю их, так как все учились в муз.училище Глиера и консерватории. Идейно-эстетические возрения этих персонажей - мягко говоря - вызывают презрение. Основные их постулаты : "Скорее свалить отсюда" , "подальше от славянского быдла" и далее в таком духе...
Они ненавидят все славянское. Вспомнить лишь историю про "хренниковскую семерку" - про Губайдулину, Шнитке, Э. Денисова : вся эта братия в 1991-1992 году - дружно "свалила" в Германию.
Что ж они, голубчики , бежали из свободной России ? Уже не было коммунистического кулака, который мешал им творить
Вот такая "моральная элита" .... у которой нет понятия о Родине.
(04-06-2013 18:09)СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ писал(а): К большому сожалению, многие исполнители не видят картины в целом : а именно того, что без развития мощной композиторской школы - исполнительская школа (играя классиков) - будет деградировать.
Именно так!
Уже давно в прошлом то время, когда композиторы сочиняли свои произведения будучи уверены в их наиболее полной и вдохновенной интерпретации ведущими исполнителями своего времени, при постоянном контакте с последними. И еще, многие забывают, что в 50-70 г. прошлого века (второй расцвет исполнительского искусства) у слушательской массы была невероятная способность именно САМОСТОЯТЕЛЬНОГО суждения, художественная активность и дар понимания искусства, чему способствовал возросший музыкальный уровень. Когда восприятие музыки становилось актом некоего "сотворчества" и прямым образом отражалось на музыкальном исполнительстве.
(04-06-2013 19:59)penderecki писал(а): в 50-70 г. прошлого века (второй расцвет исполнительского искусства) у слушательской массы была невероятная способность именно САМОСТОЯТЕЛЬНОГО суждения, художественная активность и дар понимания искусства
Я только не понимаю... Куда это все делось Вот взять хотя-бы наш форум. На нем зарегистрированы 30 тысяч пользователей. На минуточку так А художественной активности - почти нет. А это форум людей, де-факто слушающих музыку..... Максимум, как могут проанализировать музыку большинство- лишь на уровне нравится/не нравится...
Более того, это-же большинство слушает не музыку, а лишь звуки отдельных инструментов... Сколько прошу- обращать внимание на саму композицию - не помогает
К примеру на форуме АМЛ - долгое время было модно говорить лишь об исполнителях. Точнее - опять-таки.. на уровне нравится/не нравится..... Что это
Слушатели перестали работать над собою. Над своим пониманием музыки. Вот это - очень обидно.
В хосе есть порядок. КАКАфония, если она в меру, способна многое передать. Резкие звуки скрипок, например, иногда к месту в фильмах о будущем, где они передают стальную техногенность Мира.
Вот, мне очень нравится такое: Clint Mansell (Kronos Quartet) Main Theme Requiem for a Dream (2000). Мне кажется,что "каша" здесь очень к месту. Представляю переживания Человека, Хаос Мыслей в его голове, попытки организовать их, когда это удаётся-Картина надвигающейся Угрозы, которая действует стремительно, мощно, напористо. И тут прорастает трава в центре техногенного мегаполиса. Человек справляется со всем, будто вспоминает.
Как-то так.
Вот это - очень обидно.
С вами согласен Андрей, что эта тема - Поговорим о классике не так -то простая.
30 тысяч пользователей, вроде много ,а знать классику не каждому дано и не под силу. Иной раз спрашиваешь друзей, любишь ты классику,слушаешь,как она тебе?
Много ответов получаешь, что для меня такой жанр сложновато, чтоб его понять
и познать, не каждому суждено, но тем не менее, эта тема по своему несет позитивный характер, свой интерес и свои впечатления
С уважением!
ну если Кронос Квартет считать КАКАфонией (я бы всё-таки назвал это полифонией ) , то тогда Альфреда Шнитке нужно распять на входе Венского оперного театра....
А по замечаниям Уважаемого Андрея - "как я Вас понимаю !" (с)
Но всё же нужно обратить внимание на популярность тем в курилке по сравнению с музыкальными разделами - ведь о музыке там почти не говорят, и я эту популярность обьясняю лишь дефицитом общения у людей в реале - так разве можно за это осуждать ? Да и, в конце-концов, у большинства на настоящий момент вкусы относительно стабильны (даже если это попса или трэш), а для того, что бы их как-то развивать и нужна сия тема.
Да ведь ещё проблема и в другом - для того, что бы полноценно наслаждаться классикой, огромному количеству форумчан необходимо провести кардинальные изменения в сетапах . А это недешёвое удовольствие - довести их до требуемого уровня....
А что до того - популярна эта тема, или нет - так какого чёрта я буду здесь что-то писать, если моя писанина будет просто смешной по сравнению с великолепными постами уважаемого Пендерецкого или Вашими.
Хотя внимательно читаю всё, что здесь пишется, и чрезвычайно признателен за Ваш труд и рекомендации. Более того - следую им с удовольствием.
И, уверен, что я не один такой.
Так-что переживать в общем-то и нечего. Просто продолжайте, а благодарных читателей у вас множество - это вполне подтверждается растущим количеством прочтений.
(05-06-2013 08:33)quadrokot писал(а): В хосе есть порядок. КАКАфония, если она в меру, способна многое передать. Резкие звуки скрипок, например, иногда к месту в фильмах о будущем, где они передают стальную техногенность Мира.
Добиться воздейтвия на слушателя вполне можно оставаясь в рамках тональности. И даже если в сочинении используются некоторые элементы додекафонии, то они настолько органично вплетены в партитуру авторский талантом, и прекрасно сосуществуют вместе, что не разрушают общую конструкцию произведения, дополняя ее и делая своеобразный акцент.
Для примера, Второе фортепианное трио Шостаковича, написанно максимально простым и выразительным музыкальным языком. Тем не менее обладает удивительной по силе воздействия на слушателя способностью. Или, Квартет на конец времени О. Мессиана - для того, чтобы добиться более высокого художественного воздействия, автор, показывая ужасы и страдания, получает потрясающий результат путем "разрушения" музыкального метра. Но вслушайтесь, насколько икусстно и в нужном месте это сделано (Здесь нужно сделать обязательную оговорку - под стать сочинению должны быть и исполнители). И снова, общая конструкция сочинения остается незыблемой. И таких примеров масса.
Конечно, намного проще препарировать фортепиано или использовать разнообразную кухонную утварь и т.д.
Я конечно-же прослушал Clint Mansell (Kronos Quartet) Main Theme Requiem for a Dream, и должен сказать что это настоящая романтика
Дело в том, что додекафонией, как методом композиции - никто сейчас из какофонистов не пользуется. Им не хватает на это таланта и изобретательности. Современная какофония это вот :
(На фото представлен этот-же С. И. Зажитько, первый секретарь киевской организации союза композиторов Украины)
Относительно упомянутого выше А.Г. Шнитке : я слушал его "Хоровой концерт" , это самое последнее его сочинение, и должен сказать что это замечательное тональное сочинение с колоссальным смыслом! Мне вот только не понятно, зачем нужно было всю жизнь юродствовать, чтоб в итоге-таки придти к тональной, мелодической музыке ?!
Мне вот интересно,ту классику что мы сейчас слушаем ее кто играл на самом то деле? Те диски пластинки они же были переиграны современными музыкантами правильно?Так вот хотелось бы узнать авторов тех музыкантов кто переигрывал эту музыку,где можно это найти кто в курсе,как их зовут кто они такие?
Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное. Алфред Хичкок
Уважаемый caesarhunt, если я верно понял Ваш месседж , то конечно, вся классика, которая записана на пластинках- ежедневно переигрывается сотнями исполнителей на просторах СНГ. Это в основном сборные концерты, реже - сольные. Чтоб сыграть сольный концерт - нужно иметь имя, и колоссальный багаж навыков и исполнительского мастерства. Проблема в другом, точнее две проблемы: Зачастую такие концерты если и записываются, то аппаратурой самого низкого качества (к примеру- фотоаппарат) . А кроме - нет выхода таким записям , кроме ютюба. Да и самое главное: исполнители, к сожалению, люди ленивые , и не хотят смотреть вширь - то-есть о распространении звукозаписей.
На государственном уровне - этим никто не занимается. Да и никому это не нужно. Так и выходит, что за неимением своей публики - когда-то первоклассные исполнители - садятся в оркестр (в лучшем случае) либо идут работать в муз.школу (в худшем случае) . А там, в рутине - совсем за короткий период от былого мастерства остаются лишь воспоминания.
Из современных пианистов - слушайте записи Николая Луганского. Очень пристойный пианист. Из скрипачей- Венгерова.
Ага,даже так!А я почему-то думал что один человек на каждого музыканта
Ок я понял спасибо за разъяснение! А Николая Луганского и Венгерова обязательно послушаю!
Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное. Алфред Хичкок
(07-06-2013 00:52)СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ писал(а): На государственном уровне - этим никто не занимается. Да и никому это не нужно.
Я в 90-х был занят в кинопроизводстве , приходилось организовывать звукозапись , работать с композиторами ,студиями ,оркестрами.
Заинтересовался тогда статистикой и был немало удивлён.
В США ,к примеру , оркестров примерно 1200 ,ведущие имеют бюджет 2-3 миллиона долларов в год.У нас коллективов такого уровня в стране ,боюсь ошибиться,но думаю ,не больше десятки ,в миллионниках филармонические и в больших театрах ,и несколько национальных в Киеве.
Так о чём говорить.
Да... именно так и есть... Все советское- развалено, а нового - нет, и не намечается. Относительно студийных записей академической музыки. К примеру, в киевской филармонии есть довольно неплохая (относительно) система звукозаписи. Так вот, они ее включают, если предварительно это "оговорено" - 500 долларов/концерт. А как вы понимаете, таких денег на звукозапись концерта - ни у кого нет.... Вот и выходит, что концерт прошел, а записи-нет. Более того! Там сурово запрещено приносить с собой аппаратуру звукозаписи.
В союзе композиторов в конце 80-х закупили прекрасную аппаратуру. Но там местный звукорежиссер- некий Аркадий - конченный алкоголик. Так у него постоянно пропадала аппаратура, которой он "заведовал" Около года назад- там окончательно все "вынесли" ...... Там даже нету элементарной CD магнитолы....
А в консерватории - так и подавно- нет и не было ни системы звукозаписи, ни систем воспроизведения. На всю консу - одна несчастная китайская магнитолка.....
А самое противное, что руководство консерватории слышать не хочет ни о каких системах записи/воспроизведения. Их и так все устраивает. Сонные они там все, и жирные.
А еще, знаете, обидно то , что скажем на нашем форуме есть люди, у которых АС за 30-50 тысяч долларов, и усилители за 10 тысяч... А помочь консерватории, скажем - купить в подарок БУ немецкие колонки за 100 долларов - так нет! На такое денег нет....
На протяжении нескольких страниц упоминались произведения Рахманинова. А между тем, музыка этого композитора неизмеримо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Прожив практически половину 20 в. он так и не поддался соблазнам модернизма (так модного в то время). Рахманинова при жизни упрекали за три вещи: старомодность, отсталость и салонность. То, что композитор ощущал близость с Чайковским и Римским-Корсаковым, - если речь идет о характере музыкального языка, чем со Скрябиным (особенно последние сочинения) или Равелем, вряд ли можно считать признаком старомодности. Рахманинов был убежденным сторонником того, что мелодия, именно мелодия, является важнейшим и наиболее точно воссоздающим элементом музыки.
Отсюда яркая эмоциональность его музыки, достаточно вспомнить темы каждого из его фортепианных концертов. В этой, и другой музыке звучало то, что вырывалось из глубины души, рождая непосредственный отклик слушателей.
В творческом багаже композитора нет «Времен года» или «Детского альбома», произведений , сыгравших большую роль в развитии домашнего музицирования, в сглаживании музыкальных вкусов. Но есть Элегия, Полька и «Сирень» - музыка, которая очень часто звучала в домашней обстановке. Наверное, именно отсюда пошла легенда о «салонности» Рахманинова.
Гениальный пианист, он захватывает слушателей страстностью и искренностью исполнения. Даже в самом импульсивном, кульминационном месте произведения Рахманинов не теряет контроля, его не захлестывает темперамент. Все это прекрасно слышно в записях (Вторая соната и Скерцо cis-moll Шопена, в собственной транскрипции Скрипичной париты №3 Баха, 32 Вариации c-moll Бетховена, фортепианные концерты и т.д., всего не перечесть).
Процитирую здесь слова Маргариты Лонг: «Концертная эстрада - кафедра истины, откуда должно исходить доброе слово. Миссия артиста - убеждать... Концерт представляет собой усилие убеждения, своего рода проповедь".
Именно так! Действительно, исполнение должно влиять на человеческую сущность, как об этом мечтали Бетховен, Лист, Чайковский, и т.д. Исполнение должно заставить забыть о буднях жизни, пробудив лучшее, возвышенное, что есть в человеке.
Почти все исполения Рахманинова на конкурсе подтверждают эту мысль. Он просто не умещался в их творческом пространстве и жюри и зрители это чувствовали.