Нашел в шкафу динамики Vifa. Валялись они там лет 7, по-моему (не удивляйтесь, там же я нашел еще два ламповых усилителя, кучу ламп и конденсаторов, а также автомобильных запчастей :-))
1. Пара M17SG (эти на ФИ)
2. Пара C17WG (эти на ЗЯ)
3. Пара D26TG
4. Пара T19SD
Сходу, что помню, все эти вещи применялись в Sonus Faber, Audio Note, Living Voice, Heybrook, Mission, JPW, Monitor Audio, Snell, Royd и еще в десятках, если не в сотнях изделии по всему миру, в том числе и у Клячина, сделавшего на них себе имя.
Сам был владельцем либо тщательно слышал несколько упомянутых изделий – всегда наблюдал великолепный результат. Ни разу не сталкивался с какими-либо отрицательными впечатлениями. Можно было придираться к тем или иным мелочам, но общая картина всегда была исключительно положительна.
Понятное дело, что в этом заслуга не столько динамиков, сколько мастеров с ними работавших.
Так вот. Раз уж мне на голову свалилось такое счастье – надо же что-то с этим делать.
Сам я в конструировании АС ни в зуб ногой вообще. Поэтому самодеятельность позволить себе не могу. Значит, нужно брать что-то доступное для репликации :-)
Поиски по наименованиям дали только ссылки на «Повторение возможно» - MVV Клячина (больше никто ничего в открытый доступ не клал). Есть чертежи корпусов, есть схемы фильтров, есть рекомендации по сборке.
Но снова «но…»
1. Мне категорически не подходит их дизайн. Во-первых, негармоничные пропорции, во-вторых, мне нужны напольники, в-третьих, с некоторых пор я люблю широкомордые колонки.
2. Размеры готовых изделий Клячина не совпадают с размерами чертежа: 220х330х440 (какой художник его на это надоумил?) вместо 210х310х420. Да и сами готовые изделия в разные годы выпуска менялись в размерах при неизменных фильтрах(!!!)
3. В статье русским по белому написано «фазоинвертор настроен на 40Гц», а по чертежу получается 45Гц.
4. Сделать фильтры из того же дерьма, из какого их делали на «фабрике» ZKI я не смогу – придется применять качественные комплектующие, а это повлечет за собой монструозные размеры.
Значит, придется очень многое делать по-своему – поэтому я здесь. Прошу помощи.
Итак.
Сначала начал думать о глобальном: размер и форма. Сразу отбросил экзотические многогранники и кривые линии. Пусть будет ровно и прямоугольно. После начал решать наклонять ли лицевую панель. Многие брэнды так делали в хороших АС.
И я даже догадываюсь, с какой целью.
Но многие так не делали, и получалось ничуть не хуже.
Первый вопрос: стоит ли наклонять лицевую морду АС? Какие за и против?
Далее прикинул по месту прослушки – высота просится 1000 мм.
По ширине и глубине сначала решил для простоты просто повернуть чертеж боком: морда 310(330) на глубину 210(220), но, опять прикинув по месту прослушки, намерил, что максимальная безболезненная ширина 290. Значит, нужно оставлять ширину меньше глубины, но с максимальным расширением. Пересмотрел десятки различных конструкций как промышленных, так и от известных самодельщиков. Путем интерполяций получил примерно такое: внешние габариты ящика = 1000 * 280(290) * 330 (В*Ш*Г)
Вопрос номер два: есть ли какие-то правила соблюдения соотношения сторон? Как-то это вычисляется математически?
Наткнулся несколько раз на обоснования, почему динамики разных частот следует изолировать друг от друга. А ВЧ вообще, как-бы, не стоит запирать в замкнутый объем. И многие самодельные и промышленные конструкции это подтверждают. Вот и решил: а что если отделить динамики и в верхней части за ВЧ оставить открытой заднюю стенку? Над НЧ/СЧ протянуть сплошную перегородку вверх под углом с небольшим выходом объема ВЧ на улицу.
Вопрос номер три: стоит ли так делать? Нужно ли заполнять объем уплотнителем?
Внутренний объем для НЧ/СЧ. В MVV разных годов выпуска он гулял без изменения номиналов разделительных фильтров. Видимо, то, что твориться в диапазоне 30-110 Гц на искусственную настройку диапазона 3-5КГц не влияет (догадываюсь, что как-то психоакустически влияет, но не так, чтобы перенастраивать фильтры в данном случае).
Поэтому, просто обращаемся к даташиту на динамик M17SG:
http://www.sea.vg/vifa/M17SG-09-08.pdf
и видим, что рекомендуется объем 30л. с настроенным фазоинвертором на 45Гц. В MVV получался объем 21-23 л. – наверное, просто потому, что увеличивать их дальше, оставляя в сегменте «компактных мониторов» было просто невозможно. Но почему же Клячин писал о 40Гц, если сам же делал как в даташите на 45Гц? Кстати, и в его неоднократных сообщениях утверждалось, что MVV играют от 40 Гц по -2dB/
Вопрос номер четыре: к чему может привести снижение настройки ФИ до 40Гц? Причем, с одновременным увеличением объема до 30л. Какие пропорции соотношения сторон в щелевом фазоинверторе нужно соблюдать и сколько и как перегородок в нем ставить? Если опираться на чертеж MVV? Стоит ли поставить трубу (у Монакора есть настраиваемые) или щелевой лучше?
Думаю, что стоит вывести его на морду чуть ниже динамика. А можно, наверное, сделать две щели как-то параллельно вертикально или...(
)
Материалы. МДФ 22мм – уверен будет достаточно. Плюс распорки. Наполнять буду спецматериалами (специальные маты и наполнители для АС, а не линолеум и битум из стройматериалов). На разводку Клотц 2,5мм – использовал их как «акустические» - прекрасные провода. В фильтры только пленка и бумага в масле. Воздушные катушки проводом 1,2 мм. Это все я смог подобрать тютелька в тютельку как на схеме. Фильтры получатся монструозными, но объема в колонках с большим запасом – сделаю в нижней части отдельные боксы.
С резисторами сложнее. Готовых номиналов я пока не нашел. Соединять параллельно в батареи из маломощных? Вредно ли это для звука? Можно ли набирать батарею из 3-х-4х резисторов?
Ожидаю, что будут советы "не умеешь - не трогай, оставь все в точности, как в статье", но я уже написал, что это невозмжно. Так что статья - только как фундамент. А дом строим свой.
Пока, вроде, больше неясностей нет. Допускаю, что с прояснением вопросов могут возникнуть новые.
Очень надеюсь на помощь - помню, какие шикарные научные дискуссии по конструированию АС разворачивались на этом форуме в далеком прошлом - беспощадные с массовыми банными жертвами )))