Техника воспроизведения звука меня интересовала всегда. Конечно разный класс и разная цена на нее иногда охлаждали пыл моего увлечения.
И тут ко мне попала занимательная книга, которой я посвятил немало времени.
Книга называется "Конструирование любительских магнитофонов"
Авторы: А.В.Козырев, М.А.Фабрик.В ней очень хорошо описан принцип действия магнитной записи, и что важно, написано как самому посчитать ЛМП , УВ, УЗ, и др. узлы.Но самое главное такой подход позволял собрать аппарат с параметрами гораздо превосходящими промышленные аналоги, правда нужно было иметь доступ к токарным , фрезерным, монтажным работам, однако уровень промышленности того времени позволял это делать без напряжения.
О чем тема? Кто из форумчан сам сделал себе магнитофон, катушечный или кассетный с нуля? Сам считал, собирал, настраивал.
Про акустику говорить нет смысла, потому что ее изготовление представляет минимальные затраты и трудности.
Виниловые проигрыватели самодельщиков тоже интересны.
Усилители-это классика и этим никого не удивишь.
Я думаю, что диерский хай-фай, времён СССР - это повторение зарубежных разработок. Все наши Солнцевы, Гумели, Суховы.. брали идеи из-за рубежа и претворяли в жизнь на том, что было доступно в Союзе.
Делать магнитофон с нуля, как и телевизор - считаю глупостью.
Винилокрут делал сам в 80-ых, но опять же на базе промышленного ЭПУ. То есть, по сути мой был только плинт.
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
Ну вот магнитофон это сложно было и накладно вт отвремя...(я так думаю). Хотя при желании можно было изготовить всё и любую деталь.. Вопрос только в том ..А нафига это было надо..Если можно было купить то что подходило по кошельку и накоплениям... А самому изготааливать ..Долго очень..А хотелосьь сразу и навсегда...Да и сам процесс...Не всегда ожиданя совподают с тем то хотел...
Делать магнитофон самому с 0 в 70-80 гг. было не глупость, а пределом мастерства и вершины аудиофильства.
o-leg помнишь магазины радиотоваров Харькова того времени?
Кругом романтика 201-1 и маяки всех мастей.
Качественной техники на прилавках не было, цены на нее отдельный разговор.
А сделать самому магнитофон на любом маш заводе СССР вопрос лишь желания.
Не спорю..Это всё равно что сей час изготовить с нуля виниловый проигрыватель..Но для этого нужна станочная база, мозги( что не у каждых есть в наличии) и знания.. Плюс любовь и интузиазм...Хотя само по себе рукаделее в понимани конструирования всегда уважал..
Проигрыватель винила не совсем подпадает под категорию самоделок т.к. там ЭПУ практически готовое.Я не слышал, что-бы кто-то сам считали делал ЭПУ, так же как и видеомагнитофоны.
А вот свой опыт расскажу.
Не надо путать неудачные промышленные образцы и самоделки.
Так вот...Я долго не думал и взял куски протяги от Спутника-401.Лучше ничего не было.Как увидел готовый ЛПМ так сразу передумал его считать и делатьСобрал УВ, настроил с горем пополам, проводил эксперименты с формой тока подмагничивания и его частотой в сторону увеличения, даже СДП делал, но до ума не довел.
Словом первые шаги сделал, но на полный цикл расчета и изготовления у меня упорства не хватило.
(12-02-2016 22:01)Falerist писал(а): Проигрыватель винила не совсем подпадает под категорию самоделок т.к. там ЭПУ практически готовое.Я не слышал, что-бы кто-то сам считали делал ЭПУ
В журнале радио была напечатана готовая конструкция, описание и чертежи.
У знакомого из Бахмута видел самодельный диск с опорным подшипником. Он раскручивал при мне до невероятных оборотов и демонстрировал невероятную балансировку. Так же видел у него почти доделаный тонарм.
Кстати, он его бы и продал, но цены не может сложить
(12-02-2016 22:07)Falerist писал(а): Словом первые шаги сделал, но на полный цикл расчета и изготовления у меня упорства не хватило.
Ну я делал магнитофон.
Кинематику делал.
Народ тогда усиленно клепал усилители записи-воспроизведения,всякую хрень типа динамического шумоподавления.А мне интереснее была кинематика.Я,придя из армии в 83 году,купил приставку Нота-203.Попользовавшись пару лет,решил сделать на ее базе трехмоторник.На подмотку стояли стандартные КД-П,а вот на тонвал-я делал прямой привод-на основе движка от "Консула"-это было такое считывающее устройство для перфоленты.
Движок был обычный асинхронник,поэтому от него остался только статор(обмотки),а ротор был изготовлен по всем правилам-из магнитомягкой отожженной стали,с нарезкой зубчатой шестеренки для датчика скорости-магнитной головки от кассетника.Ну и следящий электропривод под это дело.Двигатель был типа Папста-с наружным ротором.
В общем все это неплохо работало,и даже впоследтвии было продано моему коллеге за 300 рублей.
А я потом насобирал на Электронику 004к и успокоился.
Вот такая история.
Сейчас у меня самодельный виниловый вертак-на базе Торенса 125-го и Электроники Б1-01.Я им очень доволен,есть с чем сравнивать.
ТС,спасибо за тему.
(12-02-2016 21:53)Falerist писал(а): Делать магнитофон самому с 0 в 70-80 гг. было не глупость, а пределом мастерства и вершины аудиофильства.
Ну так, а откуда взяться мастерству? Мастерство - это, в том числе ,и опыт. И колоссальные знания.. Откуда они у тогдашних диеров? Сделать нормальный ЛПМ с нуля - это довольно сложная задача, требующая, как доступа с очень сложному оборудованию, так и недюжих фундаментально-прикладных знаний.
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
(12-02-2016 22:03)Yuri S писал(а): Как правило, самоделки тех времён так и остались недоделками
После многочисленных недоделок я наконец понял в чём была их причина.
Начинать нужно было с корпуса!
А так, конечно... плату спаял, отстроил, запустил, работает - какое там ещё может быть дальнейшее доделывание.
(12-02-2016 22:15)Falerist писал(а): Пример "Солигер-2" в радиолюбительской среде получивший название Салитер.
Вы уверены, что все узлы там самодельные?
Использовалось промышленное, то "что есть под рукой", а потом на его базе делалось устройство с последующим вылезанием кривизны того, "что было под рукой". А оно всё было кривое... тогда.
(12-02-2016 22:01)Falerist писал(а): Проигрыватель винила не совсем подпадает под категорию самоделок т.к. там ЭПУ практически готовое.Я не слышал, что-бы кто-то сам считали делал ЭПУ, так же как и видеомагнитофоны.
А вот свой опыт расскажу.
Ну... Это уже ..Почитай про самодельные проигрыватели Чиркунова про его тонармы.. Про конструирование виниловых проигрывателей.., Там всё зготавливатся всё с нуля... Без всяких базовых конструкций... Как с магнитофонами ...Да помню были публикации в МК про самодельный магнитофон.. Так там точить и фрезеровать не меньше чем для проигрывателя.. Плюс схимотехника со схемами без печатных пат..Мол думй сам... Как скомпоновать... И за базу был взят скорее что то типа Юпитера только с тремя головам... А не импортный аналог...По тому что с комплектующими был тогда полный голяк.. Не то что сей час..
Про оборудование мы уже говорили.Любой маш завод, а уж точмаш, мог такие детали делать.
А по теории как минимум две книги.Одна которую я приводил и вторая "Современный магнитофон" с описанием Солитера Колосова.
(12-02-2016 22:20)VNV73 писал(а): Вы уверены, что все узлы там самодельные?
Нет, но мне кажется там 90 проц сделано руками.Точнее надо почитать подробно книгу.
(12-02-2016 22:18)VNV73 писал(а): Ну так, а откуда взяться мастерству? Мастерство - это, в том числе ,и опыт. И колоссальные знания.. Откуда они у тогдашних диеров? Сделать нормальный ЛПМ с нуля - это довольно сложная задача, требующая, как доступа с очень сложному оборудованию, так и недюжих фундаментально-прикладных знаний.
Кинематика магнитофона-довольно простая штука для человека с профильным образованием
Гораздо проще,чем виниловый проигрыватель.
Условно говоря,магнитофон-это дрель,а проигрыватель-это скрипка.
При том,что количество деталей в магнитфоне,конечно,побольше.
Я работал в те годы на заводе станков -автоматов,не бог весть какое точное производство и не военка.Обслуживал станки ЧПУ,соответственно,попросить что-то сделать было не сложно,да к тому же мы получали в месяц по паре литров спирта на брата-для протирки контактов тонким слоем