Что там на МКС?
|
Автор |
Сообщение |
Выразили согласие: | |
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 29-08-2021 07:02
Прекращение продаж пусков Атласов объявлено официально, подробная статья в The Verge, Joey Roulette, Aug 26, 2021:
"ULA stops selling its centerpiece Atlas V, setting path for the rocket’s retirement"
"The Boeing-Lockheed joint venture will retire its stalwart rocket after 29 more missions"
Таким образом, не только прекращены закупки РД-180, но пропали надежды на возобновление этих закупок.
Статья в The Verge основана на интервью с Тори Бруно, CEO компании ULA.
Оставшиеся 29 Атласов - распределены между военными (USSF, NRO, etc), NASA и не перечисленными целиком коммерческими покупателями. Известно, что девять пусков Атласов куплено Амазоном - для запуска низкоорбитальных интернет-спутников - проект "Kuiper".
Из имеющихся в наличии РД-180 - лишь 4 уже установлены (устанавливаются) на ракеты, остальные лежат на складе.
«We took early delivery, if you will, with the RD-180, so I can end that relationship and not be dependent upon [Russia] because that’s what Congress asked us to do,» Bruno said.
- «Мы закупились, можно сказать, "про запас" - чтобы иметь возможность пораньше прекратить взаимоотношения и не зависить больше от России. Поскольку именно это предписал нам Конгресс,» - сказал Бруно.
В целом Штатами было куплено 122 двигателя, что сгенерировало для России ревеню в миллиарды долларов.
(примечание: оценка общей суммы несколько скромнее - от 1.65 до 1.85 млрд. Неопределённость обусловлена неизвестными ценами на последние две партии двигателей)
Последняя партия РД-180 была передана в апреле этого года. Тогда же, по словам Бруно, его российские коллеги (counterpart) сообщили, что если ULA решит заказать ещё двигатели - они охотно выполнят такой заказ.
Однако больше заказов не будет.
Бруно считает, что программа РД-180 вероятно на этом заканчивается.
По статье - всё.
Что касается российского космопрома - с ним тоже почти всё.
В смысле - почти весь валютный кислород перекрыли:
С рынка пусков на ГСО Россию вытеснили, и в результате - Протоны и Зениты кончились.
Прибыльный бизнес извоза Союзами на МКС - тоже кончился.
Теперь закончились и продажи РД-180.
Осталось -
ещё несколько РД-181 для Антаресов
и десяток пусков Союзов для OneWeb
И это всё.
Заказов на запуск Союзами полноразмерных спутников на низкие орбиты - у Главкосмоса нет - уже три года - ни одного заказа.
Надо полагать, что пусковая авария Союза МС-10 - напрочь отбила охоту у страховых компаний - иметь дело с Союзами.
В общем - кирдык нарисовался уже вполне отчётливо...
Напоследок - из рубрики "А знаете ли вы что?.."
Знаете ли вы, что ДЕСЯТЬ лет назад - ещё в 2011 году - Илон Маск предсказал "глубокий кризис Роскосмоса" в "обозримом будущем".
И уточнил, что "у них осталось 10-12 лет"...
- Таки выходит вполне по его расписанию.
Кто-нибудь помнит то интервью?
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 29-08-2021 14:12
SpaceX успешно провела запуск космического корабля Dragon к МКС. Двухступенчатая ракета-носитель Falcon 9 стартовала с площадки 39А Космического центра Кеннеди на мысе Канаверал в 3:14 по времени Восточного побережья (10:14 МСК). Масса груза на борту Dragon составляет 2200 кг — это продовольствие, оборудование и материалы для научных экспериментов.
Менее чем через 8 минут после запуска первая ступень Falcon 9 вернулась на Землю, произведя мягкую посадку на плавучую платформу «A Shortfall of Gravitas» в Атлантическом океане. Прибытие корабля Dragon и стыковка с модулем МКС Harmony ожидаются 30 августа около 11:00 по времени Восточного побережья (18:00 МСК). На МКС в настоящий момент уже есть один аппарат SpaceX — Crew Dragon «Endeavour», запущенный 23 апреля с четырьмя астронавтами на борту. Напомним: Crew Dragon должен был отправиться ещё вчера, однако запуску помешали погодные условия.
Среди материалов и оборудования для научных исследований находится роботизированный манипулятор, которому предстоят испытания. Для демонстрации технических возможностей он будет переключать триггеры и нажимать кнопки, чтобы показать, что способен справиться с повседневными задачами, которые выполняют астронавты. В рамках ещё одного эксперимента (NICE — Nanofluidic Implant Communication Experiment) будет исследована работа имплантируемого медицинского модуля, который впрыскивает медикаменты через определённые промежутки времени. В перспективе подобные устройства существенно упростят жизнь людям, страдающим хроническими заболеваниями, такими как ревматоидный артрит.
Эксперимент под названием MISSE-15 предполагает исследование воздействия космического пространства на различные материалы — бетон, солнечные панели и другие объекты будут помещаться в открытый космос. Это, в частности, позволит понять, можно ли их использовать при создании новых космических аппаратов.
И, наконец, как уточнил Джоэл Монтальбано (Joel Montalbano), менеджер проекта МКС в NASA, Dragon доставит на станцию продукты для её сотрудников: лимоны, лук, авокадо, томаты черри и мороженое. Общая масса груза, как было сказано, составляет 2200 кг.
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 30-08-2021 05:39
Космонавты нашли новые несквозные трещины в российском сегменте Международной космической станции, они появились на самом старом, первом из введенных в эксплуатацию модуле «Заря». Об этом сообщил генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС, дважды герой СССР Владимир Соловьев, передает РИА Новости.
«Несколько таких мест с несквозными трещинами обнаружены в модуле "Заря"», — отметил Соловьев и добавил, что сложившаяся ситуация ему не нравится.
Генеральный конструктор отметил, что в модуле уже обнаруживались сквозные трещины, он не исключил, что со временем несквозные повреждения также начнут расползаться.
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
AlexCherny
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 964
Репутация: 81
|
RE: Что там на МКС? / 30-08-2021 18:50
Европейское космическое агентство надеется на продление работы МКС, заявил в интервью РИА Новости глава ЕКА Йозеф Ашбахер.
"Я надеюсь, что Международная космическая станция продолжит работу после 2024 года и, если это произойдет, ЕКА будет участвовать в будущей работе космической станции", - сказал Ашбахер на полях 36-го Космического симпозиума.
Отвечая на вопрос, какое будущее ждет МКС, он отметил, что это решение будет за НАСА. "Главное решение о возможном будущем МКС примет НАСА как крупнейший участник проекта", - отметил он.
"НАСА в ближайшее время, как ожидается, примет решение о том, будет ли продлена работа МКС или нет. С точки зрения Европы мы бы приветствовали продление, поскольку мы считаем МКС очень важной исследовательской лабораторией", - сказал Ашбахер.
Он подчеркнул, что в случае с ЕКА финансирование проекта МКС будет обсуждаться всеми участниками агентства. "Это будет вынесено на обсуждение министерской встречи в следующем году, но по моему мнению, я бы приветствовал продление, если на то согласятся все наши члены", - подчеркнул он. Ашбахер ушел от ответа на вопрос, заинтересована ли ЕКА в участии в российской орбитальной станции, заявив, что "не видит оснований для того, чтобы (страны ЕКА) не участвовали на МКС в течение еще четырех-шести предстоящих лет".
|
|
|
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 30-08-2021 20:10
Отказы оборудования на модуле «Наука» были нештатными и неожиданными. Об этом РИА Новости рассказал генеральный конструктор РКК «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев.
«Перечень возникших в ходе автономного полета многофункционального лабораторного модуля "Наука" нештатных ситуаций, к сожалению, оказался достаточно обширным», — объяснил космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Соловьев.
Руководитель полета российского сегмента МКС объяснил, что экипаж столкнулся с проблемами двух типов — с топливной системой и датчиками. «Третья проблема, связанная с программным обеспечением, возникла уже после стыковки», — добавил спикер.
Соловьев подчеркнул, что из-за проблемы с клапаном в топливной системе возникли сложности с использованием горючего. Также отказали датчики инфракрасной вертикали, из-за чего пришлось использовать звездные датчики для ориентации модуля в пространстве.
Кроме того, случился сбой в программном обеспечении, который привел к срабатыванию двигателей, когда модуль уже находился в составе МКС. «Все, что происходило с запасами топлива и программным обеспечением, это достаточно серьезные нештатные ситуации», — подытожил генеральный конструктор РКК «Энергия».
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
AlexCherny
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 964
Репутация: 81
|
RE: Что там на МКС? / 30-08-2021 22:06
Ошибка сварщика: названа возможная причина трещин на МКС
_https://www.vesti.ru/article/2606783
Генеральный конструктор РКК "Энергия", руководитель полета российского сегмента МКС, космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Соловьев назвал одной из причин образования негерметичности в модуле "Звезда" ошибку сварщика корпуса модуля, допущенную 30 лет назад.
По словам Соловьева, корпус модуля был сварен в феврале 1985 года. Он задумывался как дублер для базового модуля станции "Мир".
Если при сварке произошел перенагрев корпуса, то после длительного нахождения в вакууме сплава алюминия -магния швы становятся пористыми. Это мог допустить сварщик, чуть задержавшись на одном месте, передает РИА Новости.
Как сообщалось, в сентябре 2019 года на МКС была зафиксирована незначительная утечка воздуха. Экипаж обнаружил первую трещину в промежуточной камере модуля "Звезда" в октябре 2020 года и в марте 2021 года ее заделал. Ни станции, ни экипажу она не угрожала. Позже стало известно о второй трещине, которую экипаж также заделал в марте, но утечка не прекратилась, хотя и уменьшилась. Космонавты продолжили поиск мест утечки и их герметизацию.
|
|
|
|
AlexCherny
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 964
Репутация: 81
|
RE: Что там на МКС? / 31-08-2021 00:36
Космический корабль Dragon состыковался с МКС
Космический корабль Dragon компании SpaceX в понедельник успешно произвел стыковку с Международной космической станцией (МКС). Трансляция велась на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
Космический аппарат в автоматическом режиме прибыл на станцию к модулю Harmony в 10:30 по времени Восточного побережья США (17:30 мск), на полчаса раньше запланированного. Ход операции контролировали астронавты Шейн Кимброу и Меган Макартур. "У нас есть подтверждение контакта и захвата", - сказала диктор трансляции. На жесткую сцепку корабля к станции, которая производится с помощью 12 специальных захватов, ушло еще порядка 15 минут. "Поздравления SpaceX и NASA [с успешной стыковкой], еще никто не делал мне такого подарка на день рождения", - сказала Макартур, которой в понедельник исполнилось 50 лет.
Dragon в рамках 23-й коммерческой миссии SpaceX по пополнению запасов на МКС, доставил на станцию различное оборудование для проведения научных экспериментов, в частности, приборы, которые могут определять проблемы со зрением и позволят бороться с ними. Кроме того, он взял на борт разнообразные полезные материалы, в том числе бетон, композиты и вещества, способные защищать от воздействия радиации.
Предыдущий Dragon был запущен 3 июня с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) с помощью ракеты-носителя Falcon 9. Стыковка с МКС была произведена 5 июня, чуть более чем через месяц аппарат приводнился у берегов Флориды.
|
|
|
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 31-08-2021 06:10
Очередной распил бабла в роскосмосе
Цитата: Чиновника Байконура обвинили в получении крупной взятки
Второй Западный окружной военный суд в Москве рассмотрел жалобу первого заместителя главы администрации города Байконура Виктора Лопаткина, обвиняемого в получении особо крупной взятки. Детали уголовного дела стали известны «Коммерсанту».
Отмечается, что по закону все заявки на выполнение работ по реконструкции городского хозяйства должны выставляться на электронные торги. Однако, как установило следствие, чиновники Байконура выбирали исполнителей контрактов на коммерческой основе. В числе таких подрядов были, в частности, работы по реконструкции крыш жилых домов Байконура, перекладке брусчатки на улице Арбат и оконтуривание города забором из проволочной сетки.
Главным фигурантом дела стал Виктор Лопаткин. Его подозревают в получении взятки в размере 1,2 миллионов рублей за «общее покровительство» шести компаниям. Всего по делу проходят трое обвиняемых. Среди них также учредитель ООО РСУ Александр Ким. Ему вменяют попытку особо крупного мошенничества и злоупотребление полномочиями.
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 31-08-2021 14:07
На иллюминаторах российского сегмента МКС нашли глубокие полости
РКК «Энергия»: на иллюминаторах МКС есть полости, угрожающие герметичности станции
На иллюминаторах российского сегмента Международной космической станции (МКС) нашли глубокие полости, сообщил РИА Новости генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Владимир Соловьев.
По словам руководителя полетов российского сегмента МКС, наличие подобных образований на семи из двадцати иллюминаторов может сказаться на герметичности околоземной лаборатории.
«В этой связи мы ввели новую процедуру измерения прогиба стекол иллюминаторов. Их, конечно, можно прикрыть герметичными крышками, но какой смысл летать на станции без иллюминаторов?» — отметил Соловьев.
В апреле гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия после выхода из проекта МКС допускает передачу НАСА российского сегмента орбитальной лаборатории. В том же месяце он говорил, что в качестве задела для строительства Российской орбитальной служебной станции (РОСС) будет использоваться Научно-энергетический модуль (НЭМ), изначально созданный для МКС.
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
AlexCherny
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 964
Репутация: 81
|
RE: Что там на МКС? / 31-08-2021 19:08
Вторая часть интервью Соловьева по РОСС и МКС.
_https://ria.ru/20210831/solovev-1747884554.html
-- По итогам заседания научно-технического совета Роскосмоса было предложено создание новой российской орбитальной станции для продолжения пилотируемой программы России. Если представить гипотетическую ситуацию, что эксплуатация МКС завершена, а новой станции нет, насколько серьезно встанет угроза потери в стране компетенций в пилотируемой космонавтике? Означает ли это, что любая, пусть даже посещаемая станция на орбите, необходима как минимум для сохранения пилотируемой космонавтики?
-- Скажу даже больше, для сохранения всей космонавтики России в целом. Часто можно слышать доводы, что пилотируемая космонавтика очень затратная, но благодаря пилотируемым космическим полетам мы не только ведем в космосе необходимые стране исследования, но и значительно загружаем мощности космической индустрии России. Благодаря ей удалось сохранить многие космические предприятия, их коллективы и компетенции: создающую космические корабли РКК «Энергия», строящие ракеты «Союз» РКЦ «Прогресс» и ракеты «Протон» Центр Хруничева, Центр подготовки космонавтов (входят в периметр Госкорпорации «Роскосмос»), производителя скафандров НПП «Звезда» и так далее. Схема совершенно простая: нет заказов -- нет денег -- коллектив разбегается. Ракету -- это же не табуретку сделать. Я помню начало 1990-х годов, когда посетил цеха в Самаре, где изготавливались блоки для проекта «Энергия-Буран». Все в пыли, в паутине, как в мрачных фильмах ужасов. Входишь в цех -- огромные пролеты, стоят ступени ракет, баки, в углу сидит спит охранница, и полная тишина. Все брошено.
-- По итогам заседания было рекомендовано начать эскизное проектирование новой орбитальной станции. Почему решили сразу начать с этого уровня, пропустив стадию аванпроекта, в котором должны были бы быть определены: заказчик станции, основные цели ее создания, решаемые задачи?
-- Это не совсем так. Мы разработали что-то типа аванпроекта, просто у нас он носит название системный проект. Он был подготовлен в сентябре-октябре прошлого года, прошел несколько обсуждений на научно-технических советах РКК «Энергия» и Роскосмоса, согласован и поддержан Военно-промышленной комиссией. ЦНИИмашу (головной научный институт Роскосмоса -- ред.) было поручено подготовить техническое задание, а это уже предтеча эскизного проектирования. При этом хотелось бы отметить, что решение президиума Научно-технического совета носит рекомендательный характер. Поясняю. По итогам заседания создана комиссия под председательством исполнительного директора Роскосмоса Сергея Крикалева, которой поручено заняться подготовкой документов для выпуска в конце года постановления правительства по тематике РОСС. В этом случае мы рассчитываем получить средства и начать эскизное проектирование станции с января 2022 года.
-- Какие варианты создания новой станции будет рассмотрены в эскизном проекте?
-- У меня позиция такая: станция должна быть принципиально новой, и прежде всего, новой по орбитальной широте полета, то есть высокоширотной. Я считаю, что на экваториальных широтах типа орбиты МКС мы сегодня понимаем, что происходит. Новая высокоширотная орбита предполагает массу интересного и неизведанного, особенно для такой северной страны, как наша. Пилотируемых программ на высоких широтах еще не было ни у одной страны мира. Но, как и в любом деле, и это правильно, у проекта есть оппоненты. Они не возражают против новой российской станции, но предлагают, чтобы она летала с обычным наклонением 51 градус (на этом наклонении находится МКС, и работал орбитальный комплекс «Мир» -- ред.). В основном, насколько я понимаю, характерное для нас наклонение в 51 градус позволит летать на эту станцию быстрее, с плавным переходом между программой МКС и РОСС, и будет не так затратно. Эти два варианта и будут рассматриваться.
-- На основании каких факторов будет в дальнейшем приниматься решение о том, какой из вариантов создания новой станции выбрать? Кто будет принимать такое решение?
-- Мы внесем итоги эскизного проектирования на рассмотрение научно-технического совета Военно-промышленной комиссии, затем будет принято решение Военно-промышленной комиссии, которое представят на согласование в правительство и президенту.
-- Почему в ракетно-космической отрасли снова вернулись к рассмотрению варианта завершения строительства российского сегмента МКС и его последующего отделения, если весной было презентовано твердое решение о создании новой станции на основе Научно-энергетического модуля?
-- Возражений тому, что Научно-энергетический модуль должен стать основой новой российской орбитальной станции особо-то ни у кого и нет. Даже наши оппоненты отчетливо понимают, что запускать его к МКС в 2025-2026 годах, когда речь идет о завершении работы станции, бессмысленно. Но некоторые специалисты предлагает отправить Научно-энергетический модуль к МКС с последующим отделением от базовой станции трех новых модулей российского сегмента -- многофункционального лабораторного модуля «Наука», узлового модуля и научно-энергетического. Старую станцию таким образом можно будет в начале 2030-х годов затопить, если мы добьемся согласования завершения работ с международными партнерами, а сформированное «ядро» РОСС из трех модулей продолжит летать. В принципе, это позволит опробовать технологию беспрерывной эксплуатации на орбите.
-- Сообщалось, что переделка Научно-энергетического модуля для МКС в базовый модуль новой станции займет три года. Если сейчас будет проводиться эскизное проектирование, соответственно, на этот период все работы с модулем будут приостановлены до тех пор, пока не будет принято решение что с ним делать -- запускать к МКС или как самостоятельный модуль? То есть год или более он будет просто лежать в законсервированном состоянии?
-- В любом случае, насколько мне известно, в нынешней Федеральной космической программе на 2022-2023 год финансирования на Научно-энергетический модуль не предусмотрено. В настоящее время с НЭМ все работы ведутся в рамках ранее выделенных РКК «Энергия» средств. Я только на прошлой неделе знакомился с ходом работ по модулю: идет прокладка трубопроводов для системы терморегулирования, готовятся динамические макеты для испытаний. Другое дело, что в зависимости от того, куда полетит модуль, придется менять то или иное оборудование. Сергей Павлович Королев говорил: «Не бойтесь остановиться и сказать себе: что-то тут не так».
-- Почему вопрос создания новой станции начал активно обсуждаться с прошлого года? Связано ли это с появлением трещин в модуле «Звезда», необходимостью в этом году принять решения о продлении эксплуатации МКС на период после 2024 года, или обосновано другими причинами?
-- Это связано со многими вещами. О замене МКС последние несколько лет ведутся достаточно серьезные разговоры. Впервые мы начали говорить об этом на президиуме Академии наук, а позже и на Совете РАН по космосу. Изначально обсуждать, что делать после МКС мы начали еще в 2005 году.
Что касается обоснования, то действительно, текущее состояние российского сегмента МКС вызывает некоторое беспокойство. Все началось даже не с негерметичности, а с отказа всех трех бортовых компьютеров российского сегмента несколько лет назад. Тогда глава программы МКС в НАСА Майк Саффредини звонил и требовал срочной эвакуации экипажа. Я потратил много времени, чтобы успокоить его и убедить не предпринимать резких шагов. В итоге мне пришлось даже подписать присланную из НАСА бумагу с гарантиями работоспособности российского сегмента. А через некоторое время подоспела негерметичность. В сентябре позапрошлого года мы зафиксировали стабильное падение давления, которое не с чем было связать, ни с колебаниям температуры, ни с потерей воздуха во время выходов в открытый космос. Стали разбираться. Нам крупно повезло, что негерметичность оказалась в конечном отсеке, который мы спокойно закрываем. Но перспективы, что аналогичные негерметичности могут возникнуть у других швов конструкции станции, мне, как руководителю полета, явно не нравятся. Второе уязвимое месте -- иллюминаторы. На семи из них имеются глубокие каверны, что может сказаться на герметичности. В этой связи мы ввели новую процедуру измерения прогиба стекол иллюминаторов. Их, конечно, можно прикрыть герметичными крышками, но какой смысл летать на станции без иллюминаторов?
Около месяца назад состоялся Совет главных конструкторов, на котором на протяжении четырех часов с детальными докладами выступали все главные конструкторы бортовых систем российского сегмента МКС, их оппоненты. По итогам встречи стало понятно, что около 80 процентов бортовых систем российского сегмента выработали ресурс, а из этого следует, что буквально на следующий день после того, как системы полностью выработают ресурс, могут начаться непоправимые отказы, и разработчики этих систем за это уже никакой ответственности не несут, а несет эксплуатирующая организация, то есть мы -- РКК «Энергия». В соответствии с межгосударственными соглашениями до 2025 года включительно мы эксплуатируем станцию, но после 2025 года требуются очень серьезные замены основных бортовых систем.
-- Чем интересна концепция высокоширотной станции по сравнению с наклонением орбиты МКС? Ведь это дополнительные радиационные риски для космонавтов, это снижение массы доставляемых грузов? А функции мониторинга Севморпути и съемки территории России могут вполне успешно решать автоматические космические аппараты? Какие задачи и возможности станции на этой орбите перекрывают данные риски и возможности автоматических космических аппаратов?
-- Что касается радиационных рисков, то существует два мнения. Одно: никаких особых рисков нет, а те что есть -- незначительны. Второе: туда лететь нельзя. Тем не менее нужно исследовать эти высокоширотные орбиты, особенно важные для нашей северной страны. Поэтому нужно обеспечить средства радиационной безопасности экипажа, и такие работы ведутся, проводятся эксперименты по созданию эффективной защиты от радиации. Наше мнение, что такая защита возможна. Нужно понимать, что необходимо научным образом изучать проблему космической радиации, потому что в дальнейшем, когда мы займемся полетом на Луну и другие планеты, нам все равно придется столкнуться с этой проблемой.
Что касается автоматических аппаратов, то их возможности ограничены и в процессе полета практически не видоизменяемы. Нам новая пилотируемая станция нужна для того, чтобы с помощью экипажа на орбите испытывать новую аппаратуру и на основании результатов давать совместно с учеными предложения о создании более совершенной аппаратуры. Вы знаете, какие у нас сейчас в разработке наиболее продуктивные эксперименты? Это те, которые наиболее полно обеспечены запасными частями, инструментами и принадлежностями, те эксперименты, которые каким-то образом расширяют возможности приборов. Ученые на Земле и космонавт на станции начинают приборы варьировать, менять местами. Никакой автоматический аппарат так не сможет сделать. Это преимущество пилотируемой программы перед автоматами. Прислали на грузовом корабле новое оборудование -- космонавт его поменял, получилось что-то новое.
-- Не станет ли посещаемая высокоширотная станция шагом назад, возвратом к станциям серии «Салют», по сравнению с постоянно обираемым «Миром» и МКС?
-- У нас постоянно экипаж на МКС не потому, что он там все время нужен, а временами от некоей безысходности. Бортовые системы станции созданы таким образом, что требуют постоянного обслуживания и присмотра. Для новой стации мы предлагаем более совершенные автономные системы, которые можно было бы полностью выключить на время отсутствия экипажа, что невозможно сделать сейчас.
Есть еще одно обстоятельство: проанализировав годы беспрерывного присутствия людей на орбите, мы пришли к выводу, что экипаж на борту держать постоянно экономически не выгодно, потому что люди устают, снижается их отдача. После 100-120-х суток экспедиции начинается зона пониженной эффективности работы. Естественно, космонавты начинают уставать. Содержать в космосе людей достаточно дорогое удовольствие. Но экипаж должен присутствовать на борту, когда он там действительно нужен, а в его отсутствие системы жизнеобеспечения и ряд других систем можно выключить. Расходы становятся на несколько порядков меньше. В этом отношении новая станция -- это не повторение, а новый шаг. Ведь помимо самой станции, мы хотим, чтобы ее сопровождала целая эскадра свободно летающих научных модулей, которые время от времени будут стыковаться к РОСС для замены научного оборудования, ремонта, дозаправки и необходимого обслуживания. Чем в таком случае в промежутках заниматься экипажу? Правильно, пусть возвращается на Землю, а большую половину бортовых систем, обеспечивающих среду обитания систем можно будет отключить.
-- В какие сроки может быть создана новая станция?
-- Как я говорил, я сторонник высокоширотной станции. Но такое наклонение орбиты не удобно из-за необходимости большей энергетики ракет-носителей для доставки того же количества грузов по сравнению с их запуском к МКС. Из этого следует, что нужны более мощные носители. Эксплуатация «Протона» в соответствии с межгосударственными решениями завершается в 2024 году. Создается «Ангара», но насколько мне объясняют коллеги, с ее помощью мы новые модули сможем запустить году этак в 2027, когда, как мы надеемся, будет готова инфраструктура на космодроме Восточный. То есть мы должны летать на МКС до 2028-2029 года, чтобы хотя бы два года перекрыть «стык» между завершением работы МКС и началом эксплуатации новой станции.
-- Если сейчас ресурс российского сегмента МКС рассчитан до 2024 года, каким образом он может быть продлен до 2028 года?
-- Мы составили и в конце прошлого года направили в Роскосмос целевую программу по модернизации тех элементов российского сегмента, которые подлежат доработке. Программа оценена в значительные средства. Например, сейчас радиоэлектронные компоненты, которые используются на МКС, уже не выпускаются. Соответственно, нужно запускать единичное производство. Это удлиняет сроки разработки, увеличивает стоимость. После 2025 года российский сегмент можно будет эксплуатировать еще 3-5 лет, но это будет стоить существенных средств.
-- Что помимо финансирования требуется для создания станции?
-- Потребуются специалисты. Кроме того, чтобы избежать долгостроя, я предлагаю видоизменить организационную структуру работ по станции. Я слежу за деятельностью Илона Маска, есть у него определенные вещи, которые и нам было бы очень неплохо внедрить. Речь о том, что он убедил НАСА позволить ему работать так, как он определил сам, с тем объемом испытаний, которые сам себе прописал. Но и риски взял на себя. За все неудачи платит из своего кармана. По-моему, только американское минобороны не разрешило ему пользоваться новым методом, заставляя работать в полном соответствии со старыми длительными испытательными программами. Я считаю, что нам нужно эту идею Маска взять на вооружение, провести переоценку всей системы создания ракетно-космической техники. Многие наши документы, положения и ГОСТы безнадежно устарели. И как следствие, мы создаем новую аппаратуру десятилетиями.
-- Как долго после запуска базового блока, на ваш взгляд, сможет эксплуатироваться РОСС?
-- Долго, в каком-то смысле бесконечно. Архитектура у станции открытая и любой модуль можно всегда выключить, свести с орбиты и заменить новым. Это то, что кардинально отличает архитектурную структуру новой станции от орбитального комплекса «Мир» и МКС.
|
|
|
|
PONT-SEV
Ветеран
Откуда: Лисичанск
Сообщений: 5 088
Репутация: 284
|
RE: Что там на МКС? / 31-08-2021 20:25
У Рогозина, в отличии от Соловьева, другое мнение
Цитата:Американский бизнесмен Илон Маск уже давно занимается военными космическими проектами, а его компания Space X — подрядчик Пентагона, заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
«Так он давно этим занимается. Space X — подрядчик Пентагона. Я всегда об этом говорил. Здесь ничего такого нет. Они за счет тех сумм, которые получают от Пентагона, компенсируют цену своей ракеты Falcon 9», — пояснил глава госкорпорации.
Как отметил Рогозин, новые разработки, которые реализует Маск, тоже связаны с Пентагоном.
Он привел в пример идею межконтинентальной быстрой доставки людей. Рогозин признал, что эта идея очень красивая, фантастическая, но на сегодняшний день, чтобы посадить людей в ракету, чтобы она перелетела с одного континента на другой, придется пойти на колоссальные риски, подобные первому испытанию военного или гражданского самолета.
«Поэтому обычные пассажиры никогда не будут пользоваться этими услугами, это смешно. Это перегрузка, эмоциональное потрясение. Это все история для спецназа. Чтобы перебросить с одного континента на другой специально обученных людей, такие технологии будут хороши. Но это вовсе не для того, чтобы открыть человечеству возможность летать через океан за считанные минуты», — пояснил глава Роскосмоса.
Сею разумное, доброе, вечное
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 4 Гость(ей)
|
|