Есть такая книга
http://arhivknig.com/kultura-i-iskusstvo...enijj.html
проливающая свет на "тонкости звука" в помещении,
в которой достаточно подробно и с примерами описаны основные особенности построения
совершенно определенных по звуку помещений, и средства, которыми этого добиваются.
Первая задача, которую мастерски решает автор - звукопоглощение: как обеспечить минимальный "выход звука наружу".
Не думаю, что стоит проходить мимо этой книги и этих знаний даже только ради этой части,
ибо при всей специфичности излагаемого материала, тема невероятно актуальна в наших домах и квартирах,
и изложенные технические решения даже "деленные на три" - при их воплощении - способны разительно изменить "погоду в доме".
И вторая задача - не менее колоссального значения - обеспечение (восстановление) естественной реверберации в помещении.
(или - заранее просчитаной для каких-то конкретных задач: студия, кинозал, и др.).
Ибо звук, который "перестал выходить наружу", перестает "правильно возвращаться внутрь",
помещение становится перезаглушеным, и перезаглушенным криво (в каких-то диапазонах частот - больше, в каких-то - меньше),
т.к. сначала решалась задача номер один, (и она, наверное, решилась положительно!),
ну а теперь - самое главное - пора подумать о саунде...
Я ни в коем случае не говорю, что технические решения, описанные в этой книге необходимо немедленно воплощать,
разгромив квартиру или полдома, и уж тем более не говорю о том, что решения, годящиеся для студии -
однозначно подходят для домашнего кино!
Но если Вы уже призадумались о том, как же должно быть "правильно" - я думаю есть смысл ознакомится с этой книгой,
и вместо действий "на авось" предпринять какие-то меры по реальному формированию нужного звука.
Книга не является панацеей, и, возможно, не каждый способен почерпнуть из нее,
но может быть какие-то решения помогут кому-то улучшить понимание собственного помещения,
и взаимодействия его с собственными акустическими системами, что-то структурировать в голове и вокруг себя,
а возможно и вовсе прекратить (на время)))) борьбу с ветряными мельницами, и поставить науку на службу человеку)))
Я так подробно говорю о ней именно с этой целью!
Мне из нее стало ясно одно: звук нужно и можно формировать.
А мой экземпляр книги - уже давно кочует по городу из рук в руки.
Что касается аналогий с большими кинотеатрами - я бы не тешил себя иллюзиями.
Звуковая система кинотеатра нынче как правило рассчитывается под помещение.
Помещение кинотеатра рисуется в EASE (есть такой софт для профессионального звука),
и под заданную кривую реверберации все подгоняется: учитывается разные параметры, и в частности -
подбираются материалы на стены, на пол и потолок, даже стулья и светильники в ней есть...
А также учитывается тип и расположение акустических систем для достижения расчетного звукового давления,
и неравномерности звукового поля не хуже, к примеру, 6дБ...
Программа эта с немаленькой базой материалов, и очень приличным количеством профессиональной акустики,
А производители спешат сформировать файлы своих новых колонок для подстановки в EASE, и понятно почему - рынок...
Но и это еще не все...
Киношные процессоры заряжены не так как обычные ресиверы.
Инструментарий впечатляет (иногда даже искушенных) количеством параметрических/графических эквалайзеров,
арсеналом различных фильтров, подробностью линий задержек и разнообразием динамической обработки.
И для инженера поднять уровень на 3дБ хай-шельфом от 2.5кГц для раскрытия серединки в напрочь перезаглушенном зале -
не составляет никакого труда, равно как и "прорезать" режектором с приличной добротностью подзванывающий на 4кГц рупор,
а дома такая задача решаема далеко не у всех, разве что у обладателей Lexicon MC-12 HD...