Принципы построения многоканальных систем и Домашнего Театра / 23-02-2004 17:44
Спасибо тому, кто дочитает до конца!. На сегодняшний день средний слушатель (не меломан или супер – аудиофил) слушает в основном записи с цифрового источника. Конечно, ещё многие слушают винил. Другие аналоговые источники уходят в прошлое. Поэтому, выбор источника представляется таковым: качественный цифровой проигрыватель, желательно приспособленный ко всем видам цифровых дисков. Выбор основного – центрального звена системы: многоканального усилителя или ресивера. Практически все современные усилители/ресиверы многоканального звука включают в себя цифровую и аналоговую части. В аналоговую часть входят усилители, в цифровой сосредоточена вся обработка сигналов в цифровой форме. Если мы условимся слушать в основном цифровые диски и DVD для кино, то получится следующий тракт: Цифровой источник –>аналоговый сигнал –>кабель –>АЦП –>цифровая обработка процессора усилителя/ресивера –>ЦАП –>усилители –>кабели –>АС. Не слишком ли много преобразований? Аудиофил-пурист со стажем скажет: а как же режим Direct, когда аналоговый сигнал подаётся прямо на усилители? И будет неправ. Настоящий аудиофил на основе домашнего театра Hi-Fi не будет строить. А тот кто будет, не сможет даже тонкомпенсацию включить – она ведь уже, в большинстве, электронная. Не говоря уже (о, ужас!) о тембрах. Надо избежать двойного преобразования. Сделать это можно, передав на вход усилителя/ресивера цифровой сигнал по S/P DIF. А декодирование поручим цифровому процессору. Если ресивер высококачественный (а кто же низкокачественный покупать будет?), то до самых усилителей сигнал дойдёт в цифровой форме, кстати менее подверженный искажениям и помехам. Стало быть, использовать такой вариант включения предпочтительней. И получим мы систему состоящую из многостандартного DVD-проигрывателя (которые, кстати, комплектуются не самыми лучшими ЦАПами и линейными усилителями) и усилителя/ресивера, соединённых между собой одним цифровым кабелем (предпочтительнее широкополосным коаксиальным). Осталось выбрать акустические системы. Тут несколько вариантов. Или использовать все полнодиапазонные колонки или полочники и сабвуфер. Разберёмся. Низкочастотные эффекты в цифровых записях не записываются отдельно, а присутствуют во всех каналах. А декодеры их оттуда выделяют в отдельный канал. Алгоритм выделения зависит от размера колонок и настроек кроссовера декодера. В большинстве случаев эти параметры настраеваемые. Кроме того, продвинутые сабвуферы позволяют подключение по низкоуровневому, высокоуровневому или низкоуровневому входу с собственным кроссовером. Т.е. теоретически можно использовать высокоуровневый вход в трифонике с фронтальной акустикой(при этом в настройках ресивера выбрать большие колонки с полным диапазоном), можно воспользоваться кроссоверами ресивера, а можно поручить это кроссоверам сабвуфера. Особенно в кино, где низкочастотных эффектов – изобилие включение по высокоуровневому входу мне представляется нецелесообразным, т.к избыток НЧ перегрузит акустику и снизит достоверность воспроизведения (если саб не оборудован высокоуровневым фильтром, что типично). Если в настройках ресивера выбрать некоторые колонки маленькими, то НЧ оттуда будут направлены в каналы с большими колонками или в сабвуферный канал, если он включен в опциях. Теоретически, если все колонки полнодиапазонные – звуковая картина верная и сабвуфер не нужен, однако, для воспроизведения очень низких звуков сабвуфер предпочтителен, т.к он более приспособлен для этого. Что же получается? Получается можно использовать полочники на все каналы и сабвуфер как их НЧ динамик. При этом он будет воспроизводить НЧ информацию всех каналов. Если для фронта использовать напольники с широким диапазоном частот, то нет смысла урезать им НЧ, зачем их тогда покупали? Надо лезть в настройки. Вариантов – сами посчитайте сколько. Вот и выходит, что можно не обременять себя покупкой дорогих напольников, а ограничиться полочниками и сабвуфером (или 2-3 сабами, работающими параллельно?). И при воспроизведении музыки тогда при правильной настройке частоты среза и уровня НЧ можно слушать всё это без потери качества. Получается система с универсальным цифровым проигрывателем соединённым с ресивером по цифре, ресивер и 5.1(6.1 или 7.1 ?) комплект акустики. При такой схеме построения исключается промежуточное ухудшение качества звука и это ощутимо на слух. По крайней мере на своём тракте: DVD SONY DVP-DX850, Ресивер Pioneer VSX-811 и акустике – полностью трижды переделанные Technics 80-90х годов я получил заметные на слух отличия. Честно говоря, как правильно поступить с выбором акустики – трудно сказать. Наверное это зависит от того, что чаще воспроизводится: музыка или кино. При использовании ресивера отпадает необходимость в использовании отдельного CD проигрывателя, т.к. его преимущества будут сведены на нет. В любом случае, система ДТ компромиссна по своей начальной задумке. Хотя, прошу высказываться – в чём сильные и слабые стороны таких систем?
|