Фазоинвертор
Автор Сообщение
janikol Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мариуполь Μαριούπολη
Сообщений: 3 306
Репутация: 442
RE: Фазоинвертор / 11-02-2013 21:56
(11-02-2013 21:47)oleg2566 писал(а):  Ну, скажем, перечень не полныйRolleyes
Улыбкавот неплохой перечень
в сети называется "справочник дилетанта"

"1. ОЯ (Открытый Ящик) - ящик без задней стенки, соответственно, чем ниже частота, тем ниже отдача за счет АКЗ - надо поднимать за счет увеличения отдачи динамика за счет резонанса. Может понижать общую резонансную частоту за счет массы присоединенного воздуха. Т.е. чем ящик глубже - тем ниже резонанс. Минусы - ничем не прикрытые вертикальные/горизонтальные резонансы + непонятно что делать с тыловым излучением. (его использование - отдельная наука, причем всё больше эмпирическая)
"Обычно "ящик" настраивался на 1.5-1.7 резонансной головки для компенсации провала в мидбасе. Но это в случае резонансной порядка 50-70 Гц, да и ящик при этом уже не маленький. Возможно в Вашем случае резонансная головки близка (или больше?) к резонансной ящика и "колебания" связываются иначе, или "работает" глубина ( с чем тоже не сталкивался - обычно ОЯ достаточно плоские)?..."
"ОЯ, в отличие от экрана, имеет резонансный подъём на некоторой частоте. Частота и величина подъёма зависят от объёма ящика и глубины. Эти данные есть здесь в DIY в нескольких книжках, например, Эфрусси и Дольника, если не ошибаюсь. Эфрусси даже приводит формулу для расчёта компенсации начала акустического короткого замыкания этим самым резонансным подъёмом ОЯ."

2. Экран (Buffle) - Ящик еще и без боковых стенок Все то-же самое, только СОВСЕМ нет гор/верт. отражений - еще лучше на СЧ, на НЧ - так-же, только проще децентрировать динамик тем смазав эффект от АКЗ - можно регулировать плавность спада АЧХ в области НЧ положением динамика на щите/размером щита (т.е. лучше чем ОЯ), но меньше эффект понижения резонанса.

3. Infinit buffle = бесконечный экран Не страдает АКЗ, что не избавляет от необходимости резонанса за счет конечности площади излучателя.

3. ЗЯ (Закрытый Ящик) - ящик со всеми стенками, т.е. герметичный. В поршневом режиме (на НЧ) к упругости подвеса еще добавляется упругость воздуха в ящике, а к массе - часть массы, общий резонанс обычно выше резонанса динамика. С увеличением объема упругость падает, а масса растет, т.е. общ. резонанс снижается. В ОЧЕНЬ больших ящиках ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможно понижение резонанса. Далее если берем недемпфированный ящик, его отдача и АЧХ будут сильно зависеть от формы за счет внутренних отражений. Идеальной является форма яйца или церковной "маковки". В такой формы ЗЯ необходимо минимальное кол-во поглотителя. В ЗЯ иной формы АЧХ/ФЧХ будет представлять из себя расческу. Боремся поглотителем. Так как переотражений в такой конструкции избежать не удается, нужны динамики с акустически непрозрачными - прочными и соотв. тяжелыми диффузорами, иначе ничего хорошего не получится - будем слышать отражения. Долгое время хотел его т.к. думал, что только в таком оформлении можно получить адекватный бас. Сейчас его можно рассматривать только как оформление для НЧ секции, но никак не ШП (т.к. ШП дин должен быть легким и недемпфированным). "ЗЯ - это ФВЧ 2 порядка."

4. ФИ (ФазоИнвертор, BassReflex). - ящик с отверстием (шучу) - связанный резонатор, где масса воздуха в ФИ колеблется на упругости воздуха в ящике, возбуждается динамиком, который в свою очередь тоже ... колеблется. Минусы те-же что и в ЗЯ - переотражения, излучение стенками, ... . Плюс имеем 2 связанных резонатора. По поводу добротности - резонатор может терять энергию 2мя способами - акустически, т.е. излучая и механически, т.е. за счет трения о стенки и демпфирующий материал в колонке, что открывает широкие возможности по влиянию не только объема, длины и площади ФИ но и его формы на звук. (1н и Круглый будет самым высокодобротным). Ну и есть некий максимум добротности при уменьшении площади и увеличении длины - когда потери на трение и излучение сравняются. Также многое зависит от эффективности передачи энергии ФИ. Есть у меня некие колонки с небольшим коротким ФИ, так после удара пальцем по дину (возбуждение), ФИ начинал "дуть" где-то через 0.3-.5 сек (т.е. заметнный интервал) и примерно столько-же по времени "дуло". Про ГВЗ в такой системе лучше стыдливо умолчать (ну или наоборот гордиться "рекордом"). Правильно настроенный ФИ очень быстро "снимает" энергию с динамика и очень быстро "высвечивается" сам. В этой связи порт ФИ внутри колонки не должен "ловить" прямое излучение обратной стороны диффузора т.к. должен работать с ним почти в противофазе на резонансе (а иначе Фи и не работает). Это к вопросу о размещении ФИ внутри колонки. В этом плане хорошо, когда динамиков 2, а ФИ начинается посередине между ними.
"На практике оптимизированный ФИ не уступает по натуральности звучания по сравнению с оптимизированным ЗЯ. Не стоит расчитывать на оценку звучания на основе сравнений временных задержек. Это надуманный, теоретический критерий, если не брать крайности. Среди проблем создания хорошо передающих музыку АС - проблема выбора ЗЯ или ФИ - самая простая, пожалуй. Достаточно хорошо прогнозируется по параметрам динамика. Если динамик можно применить в обоих вариантах оформления, то в болшинстве случаев ФИ предпочтителен по звучанию, так как обеспечивает такую же "чёткость", плюс глубже НЧ. Надо учесть, что это верно только при умении сбалансировать звучание НЧ по отношению с СЧ и при умении добиваться равномерной АЧХ на НЧ. Для неопытных конструкторов проще делать ЗЯ. На практике, (реальной демонстрации качества звучания), ни кто не смог доказать значительного влияния этой задержки на слух. Помещение со своими выкрутасами фаз и задержками отражённого сигнала сводит на нет данную задержку. Задержку можно учитывать в стерильных, теоретических условиях. Когда то, и я, и Александр над этим парились, пока не начали активно практиковать."

5. BandPass (БП, БандПасс) - по сути 2 ФИ, работающие от разных сторон диффузора. Применим только в кач-ве НЧ секции, а точнее - СаБвуфера т.к. всё, что выше, теряется в недрах резонаторов.
Основные минусы в БП:
"сложность изготовления и настройки таких корпусов;"
"теоретические расчеты, даже при учете реальных характеристик динамиков очень далеки от реальных результатов;"
"импульсные характеристики гораздо хуже, чем скажем в ЗЯ."

6. ПИ (Пассивный излучатель). По сути ФИ, только + упругость/масса ПИ.

7. ПАС (Панель Акустического Сопротивления) - обычно картонка (ДВП) с дырками, бывает и тряпка, и синтепон, и ... короче, конструкция, гасящая акустическую волну - снижает добротность системы. На НЧ эффект ниже. Может использоваться и как часть АС с др. оформлением. Общая тенденция такова: чем крупнее структура ПАС, тем больше она пропускает ВЧ, чем меньше - тем больше их гасит. На НЧ больше влияет общая "проводимость" ПАС, т.е. отношение площади дырок и закрытых участков/ толщина поглотителя/... .

8. Торнадо (Торнадо) - т.н. шагово-спиральный ФИ, но споры как это работает идут и сейчас. Я тоже думаю, что все неоднозначно. Сейчас склоняюсь к мысли, что это скорее очень длинный ОЯ с соотв. понижением резонанса. "спираль" работает как ПАС/глушитель для СЧ/ВЧ и соотв. призвуков, вызванных внутренними резонансами.

9. АП "Акустическая панель" - конструктивно часть "Торнадо" но я бы выделил отдельно - колеблющаяся панель, на которую закреплен динамик. Неплохое решение для доворота фазы при использовании, н-р с ФИ. Также получаем отдельно настраиваемый резонанс масса динамика на упругости АП. АП также излучает, интенсивность зависит от площади.

10. ПР, Horn (Прямой Рупор или просто Рупор) (видимо, прямой) -ну ... рупор. Для справки - работает как акустический трансформатор ( не спрашивайте меня что это, а то отвечу, что преобразователь акустического давления ). Бывает широкогорлым (это когда нет предрупорной камеры) и узкогорлым (это когда есть). Прим: предрупорная камера - ФНЧ, какого порядка - не помню, вроде второго.

11. ОР, Back loaded Horn (Обратный Рупор) - рупор от задней пов-ти диффузора, т.е. передняя тоже работает на слушателя, причем иногда тоже через рупор. Во избежание эффекта запаздывания звука, в обратном рупоре должно (по идее) глушиться всё кроме НЧ. Этим объясняется то, что обр. рупоров без предрупорной камеры я не встречал. Полюбому есть инверсия фазы относительно передней пов-ти диффузора. Соответственно, надо "стыковать", причем сам с собою, так что эл. фильтры НЕ ПОМОГУТ. Так что изготовление правильного обратного рупора на мой взгляд - высший пилотаж с учетом большого кол-ва факторов: часота раздела, объем Предрупорной Камеры, раскрыв рупора, его длина, т.е. КПД, расстояние от устья до дина, ... . Мне кажется, что сделать грамотный ОР может только человек, имеющий нехилый опыт. Это причина того, почему я пока на ОР не покушаюсь.

12. TQWT (Tapered Quarter Wave Tube - кто латынь не понимает - четверть-волновой резонатор или труба Войта)

12а. TQWP видимо, отличаются от TQWT тем, что один Pipe (труба), а второй Tube (Труба).

13. лабиринт - То же, что и TQWT, но с постоянной площадью сечения канала. Головка ставится номинально на 1/3 полной длины от закрытого конца. Имеется байда с ГВЗ и воспроизведением импульса и особенно полки. Как и TQWT, является гибридом четвертьволнового резонатора и ревербератора с частичным подавлением третьей гармоники.

14. TL (transmission line) - сужающаяся труба. Иногда голова ставится со смешением. Вышеуказанная байда та же.

15. USC Ультра короткий канал, в котором головка работает ниже частоты четвертьволнового резонанса. Имеет крайне низкий КПД, сильный завал в сторону низов (требует жестокого эквалайзинга и огромного ходового объема). Обладает экстремально низким ГВЗ и очень гладкой ФЧХ. Превосходно отрабатывает импульс и полку. По сути это свернутый щит. Делал макет на 21". Ласкает слух. Не требует мощного уся.

16. Jensen - то-ли обр.рупор со стенками комнаты в качестве стенок, то-ли ФИ с огр. площадью ФИ - треугольный, ставится в угол, внутри имеет инфраструктуру, похожую на рупор. Я думаю, что скорее рупор. Я всё больше (пока) склоняюсь к данному оформлению. одна из причин - будучи поставлен в угол, ну НИКАК не попадает в узлы "стояков" КДП, что немало должно помочь.

17. Jensen-Onken (а скорее просто Онкен) - исторически малек пере/до-работанный Jensen - ставится куда угодно, конструктивно прямоугольный, 2 ФИ по бокам с огромной площадью. Зачатки рупора внутри ликвидированы, видимо за ненадобностью. Т.е. от Джэнсена - только вид ФИ. По сути - уже ближе к ФИ, то-ли такая своеобразная ПАС, то-ли что другое. Сами думайте - может, чего надумаете.

18. ORTHO = Цунами "громкоговоритель с ортогональными потоками излучения" («Конструирование громкоговорителя с ортогональными потоками излучения» В.Н. НОСОВ, г. Москва №12 ,2003г.) - довольно спорная на мой взгляд концепция, которая должна работать либо просто как большой фазик (типа онкена) либо при характеристическом размере системы метров 5 и больше. Было мнение и мне оно близко, что это - резонансное оформление (скорее не ФИ, а лабиринт) с диффузором, нагруженным на излучение резонатора. (Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я).

19. Обод (официального названия не нашел) - это когда ФИ выполнен в виде щели вокруг динамика и "дует" также перпендикулярно оси динамика. На мой взгляд, то-же самое, что и ОРТО, только больше ФИ, чем лабиринт. Вообще надо понять, что-же дает нагрузка диффузора на излучение ФИ

20. Karlson - необъясненная на просторах всемирной эвристическая конструкция с наклонной передней панелью, прикрытой жесткими "шторками" экспоненциальной формы. Тоже что-то похожее на нагрузку диффузора излучением ФИ т.к. ФИ большой площади выходит под шторки.

21. ЭМОС (Электро-Механическая Обратная Связь) - тоже как это ни странно, является акустическим оформлением т.к. определяет звучание системы. О применимости в ХАЙ_ЭНД сказать не могу, но общая тенденция - ХЭ - отказ от петлевых ОС вообще.

22. Биполь. В биполе оба динамика создают избыточное давление ( разрежение) внутри ящика. Пример - конструкции д'Апполито.

23. Диполь "В двойном диполе есть интересный пространственный эффект. Если менять расстояние между динамиками то в какой-то момент звук "отрывается" от излучателей ( для 6ГД2, например, порядка 13 см.) и становится "обьемным". При этом улучшается разрешение на СЧ и "улучшается баланс" по басу. Интересно, что чем больше размеры оформления, тем меньше выражен эффект и не на всех излучателях наблюдаем ( на 4а32 его не было). Возможно на эту "обьемность" и "натыкаются" производители двойных диполей..." Связано это ПММ а) с акустическим запараллеливанием динамиков и б) плавным спадом на НЧ.

24. Омниполяры это когда много излучателей, направленных в разные стороны. Несомненные плюсы с ДН.

25. "пирамидки"

26. Массив "Начал с одного динамика и постепенно добавлял к нему в вертикальную линию ещё по штуке. Сравнивал звук на музыкальном и синусоидальном сигналах. Результат: 2 штуки хуже, чем одна, три штуки хуже, чем две. Дальше идти уже не захотелось. " "Если помните, на ссылках здесь были вогнутые линейные массивы. Это уже не даёт цилиндрическую волну, а уменьшает фазовые и временные сдвиги и фокусирует излучение на слушателе. Пробовал. Совершенно другое дело. Если два или три динамика сфокусировать, получается прекрасный звук, чувствительность, соответственно, в два или три раза повышется в сравнении с одним во всей полосе частот, разрешение, детальность - всё замечательно, но ни в коем случае не двигайся. Чуть вышел из точки фокусировки - всё пропало. Вот приделать автофокус - будет всё нормально "

27. "Твёрдый рупор" еще называют рупор Иголкина, но не он автор. Делалось и до него. Плюсов много, минус - сложность. Сейчас один из основных кандидатов на бас-секцию.

28 Есть еще всякого вида "фрэймы", которые хоть и являются разновидностями открытых оформлений, объединять их нельзя, т.к. принцип работы и соотв. рассчетов разный. Мне нравится Х-фрэйм в качестве СЧ/ШП секции. Объединяет в себе достоинства щита, ОЯ и рупора без видимых недостатков."

------------------
естесно что много подано в "кривом" ракурсе, но видно что человек уже долго ищет свое оформление
(Отредактировал 11-02-2013 в 22:08 janikol.)

ο δρόμος θα κατακτηθεί από το περπάτημα
Найти все сообщения
 
 Выразили согласие: radist08 , Sound-YP , paschima , doom


Сообщения в этой теме
Фазоинвертор - pavel2173 - 07-02-2013, 20:06
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 20:29
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 20:40
RE: Фазоинвертор - Irafas - 07-02-2013, 20:47
RE: Фазоинвертор - doom - 07-02-2013, 20:55
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 20:50
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 21:00
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 21:16
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 21:47
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 07-02-2013, 22:01
RE: Фазоинвертор - Irafas - 07-02-2013, 21:58
RE: Фазоинвертор - M A X - 07-02-2013, 22:16
RE: Фазоинвертор - M A X - 07-02-2013, 22:34
RE: Фазоинвертор - VZ - 08-02-2013, 11:53
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 09-02-2013, 11:32
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 09-02-2013, 11:50
RE: Фазоинвертор - Cox. - 09-02-2013, 14:20
RE: Фазоинвертор - Irafas - 09-02-2013, 18:12
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 09-02-2013, 20:23
RE: Фазоинвертор - Irafas - 10-02-2013, 22:36
RE: Фазоинвертор - janikol - 11-02-2013 21:56
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 22:03
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 22:19
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 22:40
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 22:25
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 22:51
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 23:12
RE: Фазоинвертор - groove - 11-02-2013, 23:23
RE: Фазоинвертор - groove - 12-02-2013, 00:15
RE: Фазоинвертор - groove - 12-02-2013, 00:25
RE: Фазоинвертор - chsk - 12-02-2013, 02:36
RE: Фазоинвертор - groove - 12-02-2013, 22:01
RE: Фазоинвертор - groove - 12-02-2013, 21:54
RE: Фазоинвертор - local - 13-02-2013, 07:33
RE: Фазоинвертор - chsk - 12-02-2013, 17:27
RE: Фазоинвертор - Irafas - 12-02-2013, 22:26
RE: Фазоинвертор - etlik - 14-02-2013, 01:25
RE: Фазоинвертор - doom - 14-02-2013, 01:59
RE: Фазоинвертор - groove - 14-02-2013, 22:35
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 12:55
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 13:05
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 14:07
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 14-02-2013, 22:22
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 14-02-2013, 22:56
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 14-02-2013, 23:15
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 12:46
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 13:13
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 14:00
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 14:17
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 15:17
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:07
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 15:55
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 15:54
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:28
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:41
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:59
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 17:25
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:16
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:35
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 16:46
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 17:03
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 15-02-2013, 18:19
RE: Фазоинвертор - Cox. - 15-02-2013, 16:53
RE: Фазоинвертор - Cox. - 15-02-2013, 17:19
RE: Фазоинвертор - Cox. - 15-02-2013, 17:03
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 15-02-2013, 22:15
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 23:05
RE: Фазоинвертор - groove - 16-02-2013, 18:07
RE: Фазоинвертор - groove - 15-02-2013, 23:17
RE: Фазоинвертор - Yuri S - 16-02-2013, 00:01
RE: Фазоинвертор - groove - 16-02-2013, 17:59
RE: Фазоинвертор - chsk - 16-02-2013, 20:09

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 14 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS