Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажу свои небольшие соображения по построению своей домашней системы, которой до конца еще плясать и плясать.
Как правильно тут заметили, основная проблема – найти бездонный источник финансирования для выполнения своих, местами несбыточных, пожеланий. К сожалению, я такой источник не обнаружил (видимо, не там искал), поэтому добавление или замена элементов - дело очень долгое и муторное, но очень интересное. В общем, заметки newbie другим таким же начинающим. Товарищам, которые уже прошли несколько кругов этого бесконечного марафона (или ада) – просьба не кидать германиевыми транзисторами, они пригодятся вам самим. Хотя нет, кидайте! Мне они тоже пригодятся
)
В общем, мой первый совет начинающему – вложись в покупку внешней звуковой карты. Если ты пока слушаешь lossless музыку (hi res битрейта) на ноуте с жиденькими колонками, но уже установил фубар и скачал плагин Asio, то вирус аудиофильства ты уже подхватил. Комп, как источник, есть у нас всех (ты же читаешь это в инете?), а пока ты таскаешь акустику от друзей и усилки из магазина, музыку-то слушать хочется. Поэтому приличная звуковуха на первом этапе вполне логичное вложение денег в начало твоей системы. Лично я купил распиаренную год-полтора назад Asus Ess One, цены на нее сейчас еще и снизились. Чем хороша покупка такой карты? Во-первых, карта работает как цифро-аналоговый преобразователь. Это позволит слушать музыку (хотя бы через наушники) с тем высоким битрейтом, в котором ты скачал ее с торрентов (да да! жЫвой аналоговый звук, а не бездушную цЫфру, кхе-кхе, ведь это цифро-аналоговый конвертер). Во-вторых, после того, как твоя система разрастется, и появятся в ней новые элементы, этому ЦАПу всегда найдется там место. К примеру, в рамках домашнего кинотеатра, ведь не только музыку ты слушаешь? Что дальше? Читать специализированные форумы! Спрашивать Сергея Брина (в гугле ведь пока не забанили?), создать аккаунт на е-бее и мониторить цены на забугорной и местных барахолках. И так, музыку ты уже слышишь, и можешь через наушники отличить битрейт mp3 320 от flac’а в 770? Значит, болезнь прогрессирует и пора заразить ею своих соседей, а для этого нужно, чтобы и они услышали разницу, обнаруженную тобой ранее. Для этого нужно, чтобы звук достиг и их ушей, а поэтому придется вложиться в следующие элементы твоей системы.
Тут есть два пути – купить активные колонки, представляющие из себя комбинацию усилителя и акустики и на этом закончить развитие своей системы. Это – самый правильный путь. Подключив их через ЦАП, можно смотреть видео с приличным звуком, устраивать дискотеки для друзей и соседей за стеной, и, самое главное, остановить разрушающее действие страшной болезни по имени аудиофилия. Но если это не твой путь… тогда усилитель и акустика – следующие элементы твоей системы. Что раньше: яйцо или курица? С какой стороны разбивать это яйцо, покупать сначала акустику или усилок? Это вопросы из разряда вечных, сторонников и противников того или иного подхода найти на просторах инета легко. Дело твое – все равно без усилка ты не послушаешь свою акустику, как, впрочем, и наоборот. На этом этапе я не вступил в секту «теплого лампового звука», хотя она очень меня манила, решил ограничиться покупкой интегрального усилителя на ебее, сейчас можно присмотреть и в нашей стране, только цены будут чуть (до пары тысяч рублей) повыше. Лично я взял Marantz PM-7001, не бог весть что, но вполне добротный усилок. Дальше встал вопрос акустики. Хм..цены – мама не горюй, выбор еще больше, у кого взять, где послушать… ужас! Пришлось ориентироваться на «звук» в специализированных форумах.
) Жуть, а что делать? Тут я, признаюсь, попал под влияние секты винтажной аудиотехники, заманили они меня словами из нетленной Масяни: «а вот раньше ууууу, а вот раньше уууууу». В общем, исходя из того, что раньше и вода была сырее и килограмм тяжелее (“the grass was greener the light was brighter”), да и стоит винтаж несравненно дешевле новых (очень неплохих, поверь!) аналогов, прикупил я себе колонки на ебее. Пара полочников B&O Beovox, купленных на ебее за 100 евро (без доставки) украсила звуком мою комнату. Да, пришлось попариться с перепайкой проводов - неожиданно точка-минус плаг (двухдиновый «папа», 2 Din loudspeaker connector) оказался встроен глубоко, а от усилка идет двухдиновый сокет («мама»)– довольно неожиданно для того, кто слушал советскую акустику, где с точностью наоборот (надо было матчасть изучать более внимательно перед покупкой!).
В общем, на данном этапе моя система впервые приобрела логически законченный вид. Источник комп (foobar, Asio плагин), далее ЦАП (конвертирующий цифру в аналог), потом усилок (усиливающий этот звук) и акустика (его воспроизводящая). Почему бы не радоваться жизни и не остановиться на данном этапе?! Но очередной приступ лихорадки и меня несет дальше….
Что дальше, если и тебя трясет, хочется улучшить звук, в кармане голяк? В первую очередь, нужно зайти на лурку, открыть статьи «аудиофилия» и «теплый ламповый звук», добавить в закладки в своем браузере и читать как молитву перед сном! Только ежевечерняя двукратная читка может спасти тебя от дальнейшего шага! К сожалению, меня не спасла. Видимо, болен я сильно. В общем, я понял, что цЫфра – это мёртвый звук, а вот аналог – это хорошо (на всякий случай – это была шютка!). Так как моя “Radiotechnica” стояла мертвой уже некоторое время, а запасы винила имеют место быть (приставку "орбита" и бобинник "маяк" я выкинул еще пацаном (вот жеж дурачок!)), решил я приобрести себе вертушку (LP-проигрыватель, Turn Table) Опять месяцы изучения специализированных форумов… Тут, правда, немного проще. Ведь помнишь, дорогой анонимус, я попал в секту всякого старья (они называют это красивым словом винтаж), поэтому современный новодел исключался сразу. Но! Тут ты снова стоишь у развилки. В среде виниловодов есть свои течения («есть отмели, есть заводь») несмотря на то, что все они любят слушать винил (о том, что они на самом деле слушают, мы поговорим как-нибудь потом, а то ты все равно не поверишь!!). Так вот, первая группа (наименее шизанутые) – фанаты директ драйва. Нет, не тот драйв, что на дискотеке под кислотой, а тот, что вращает диск твоей (будущей) вертушки. Не вдаваясь в подробности, мотор крутит вал, на который надет диск, на котором лежит винил – все просто (Technics SL1200 – их бог). Следующая группа, пассиководы, наиболее многочисленная. Пассик – это резиновый жгут, надетый на вал (который крутит мотор, если помнишь), вот этот пассик и крутит диск с винилом на нем. Система проста, надежна, тиха. Нужно лишь следить за состоянием пассика. Самые адекватные владельцы, надо признать. Ну и третья группа, к которой принадлежит и автор сего опуса – это (к)ролиководы – те, что предпочитают роликовые проигрыватели. Система тоже проста, устойчива, работоспособна. Удивительно, но между первой (DD) и последней (Idler) сектами в этих ваших интернетах, идут непримиримые баталии. Пассиководы, как самые адекватные, занимают нейтральную позицию. В общем, изучая форумы (слушая описанный там звук, гы-гы..) я решился на приобретение вертушки. Приобрел я их две (болезнь прогрессирует, однако): одну для утех сладких нынеших – Elac Miracord 50H (50 евро на ебее в базарный день, без доставки, конечно), другую для визуального наслаждения (в старости буду пыль стирать и говорить «а вот раньше ууууу») Braun pcs 5.
Непременно стоит отметить, что вступивший на путь виниловода, помимо опасности промывания мозгов в каждой секте, в которую он попадет (а не попасть туда просто невозможно), грозит ему и финансовые трудности, потому что вертушка, а точнее, TT (сам стол), стоит практически мизер. Ведь не стол определяет звук, а игла звукоснимателя. Вот именно хорошие головы с качественными иглами – самая дорогая часть для начинающего виниловода. Как правило, все винтажные столы продаются с головками, в которых стоят убитые иглы. И нужно подобрать к старой голове старинную, но при этом, неиспользованную, иглу. Вещь, практически не выполнимая, потому как ну где взять иглу 60-70хх годов выпуска, и при этом, чтобы ее ни разу не использовали. Бред. Вариант – искать новодельные вставки. Но чтобы разобраться с этим, необходимо потратить кучу времени- ведь это целый мир. Выход – купить новую голову с новой же иглой. Но цены на них……. Ох, пойду в копилку кину еще один рупь, глядишь, приближусь к заветной Ortofon Bronze II или Empire или.. но и тут не легче – а подойдет ли эта голова под мой headshell, а не тяжела ли она для моего легкого (тяжелого) тонарма и прочее-прочее. В общем, я еще в поиске. Да, забыл упомянуть, что тут взятый мной интегральник сослужил мне хорошую службу – у него есть встроенный фонокорректор, необходимая часть между головкой звукоснимателя и усилителя (если твой усилитель лишен этой опции).
Хотя вот я тут подумал.. и вступил в новую секту. Теперь я собираю детали и потихоньку паяю… уже научился травить платы и скоро (это я себя утешаю), спаяю правильный (ха-ха-ха) фонокорректор. Да-да, видимо, усилок придется менять. Хм. Никому не нужен? А сколько Вы хотите за Ваш? А где Вы брали лампы? Интересно, а чем занимаются в секте правильных проводов из бескислородной меди? А варить кондеры нужно с солью или суповой приправы будет достаточно? И все же, каков он этот теплый ламповый звук…
В общем, ребята, ну его нафиг! мп3 форева и голова не болит. А вот если болит…