Понятно, что задача изобретателей велосипеда - сделать "идеальный ширик". Что в этом плане может предложить BMR? Пишу пока в теории (как когда-то изучая материалы англоязычных форумов и маркетинговые проспекты читал я).
Во-первых, импульсные характеристики. Динамик с очень легкой мембраной работает невероятно шустро, отрабатывая музыкальный материал со скоростью, недоступной типичным поршневым динамикам (ок, тут можно делать много оговорок - можно заставить и медведя на велосипеде ездить, особенно если выдать ему пару-тройку киловатт пендюля, но чтобы каждый раз не оговариваться, я просто буду упоминать какие-то моменты - не спора ради, а для описания своего опыта и причин, толкнувших меня идти этим путем - остальное проверяйте и изучайте сами). Я читал идею, что именно импульсные характеристики задают натуральность звучания. Я слышал в своих арматурных и изодинамических наушниках насколько важна скорость. Если есть шанс это получить от широкополосника - надо брать, в смысле пробовать.
Во-вторых, за счет нестандартной схемы работы у BMR довольно нестандартно себя ведет диаграмма направленности.
Вот типичная АЧХ поршневых динамиков:
Чем дальше отклонение от оси, тем больше идет спад на АЧХ с повышением частоты. Причина этого явления хорошо показана на таком графике, где по оси Х отмечены частоты, по оси Y отклонения от оси излучения динамика вправо и влево (или вверх и вниз, не суть важно), а цветом показана чувствительность, т.е. мы можем увидеть, сколько звуковой энергии излучается в разные стороны:
Т.е. на низких частотах излучение практически всенаправленное (красное во все стороны), а с повышением частоты оно становится все более узконаправленным, а при отклонении от оси излучение энергии существенно снижается.
А вот так себя ведет BMR динамик:
И здесь мы видим, что не смотря на некоторые "проплешины" зеленого цвета, BMR плотно излучает энергию в пределах 90 градусов от оси, и отклонения от осевой АЧХ по меркам поршневых динамиков выглядят весьма неплохо.
Кроме того, из-за самого принципа работы, сигнал от динамиков на высоких частотах и верхней середине убывает не пропорционально квадрату расстояния, как в случае точечного источника, поэтому при чувствительности динамика около 86 Дб для BMR, субъективно на расстоянии их работа ощущается громче, примерно на 3 дБ, потому что они излучают больше звуковой энергии в помещении.
А с учетом того, что в стороны излучается сигнал такого же качества, как и прямой, а не то, что получается в результате работы поршневого динамика выше точки излома - то мы имеем еще и более низкие нелинейные искажения в боковом сигнале.
Что это дает в теории? Хорошее поведение в обычной комнате прослушивания, где "кривая" отраженка может существенно испортить звук и тембрально и добавить неприятных искажений, если в ухо попадает боковой сигнал.
Ну и, собственно, широкополосность.
За счет комбинации поршневого и фрактального режимов работы можно сделать динамик, который при диаметре около 4 дюймов будет иметь резонансную частоту около 70-80 Гц и работать до 20 Кгц при весьма неплохой чувствительности.
Только вот тут и таится засада - BMR патентованная технология и "простым смертным" такие динамики никто не продает.
BMR сегодня в своих акустических системах используют несколько компаний, которые приобрели патенты.
Первым назову Naim - они юзают BMR в Ovator, что вообще-то, трындец как дорого.
Именно из проспекта Naim я взял красивые картинки про BMR, если интересно, почитать можно по ссылке:
_https://www.naimaudio.com/sites/default/files/products/downloads/files/naim_ovator-s-600_bmr_white-paper_may2009.pdf
А посмотреть на всякие сложные технологии, примененные в Ovator можно в следующей брошюре:
_http://www.music-line.biz/cms/fileadmin/pdf/wp_ovator_gen.pdf
В новой линейке своих АС использует BMR и Rega:
Также широко использует их Cambridge Audio - у них BMR работают в серии AERO:
На форуме есть положительные отзывы по этой акустике. В полочниках и напольниках они используют так называемые BMR третьего поколения, а в новой серии аэро - четвертого. Это 2-дюймовые динамики с резонансной частотой около 180 Гц. При помощи пассивного кросса они сращивают где-то в районе 500 Гц их с басовыми динамиками, причем такой подход позволяет им взять скорее сабвуферные дины, т.к. у них нет задачи играть выше.
Их же они используют в сателитной серии MINX, это такие маленькие кубики с BMR, подрезанные пассивным фильтром где-то на 150 Гц и работающие с сабом:
В тыловой акустике они ставят 4-дюймовые динамики с неизвестной АЧХ (похоже кривовастой) и резонансной частотой около 80 Гц судя по всему. Вот их можно бы использовать в полную полосу, но сильно дорого надо будет переплатить за коробки и бренд, что в моей ситуации, когда бюджет поставлен в задающие параметры, это не вариант.
То же касается сателитов MINX - они стоят около 100 баксов штука (у нас их вообще не продают еще, а цены будут ломить судя по всему еще выше), что большая переплата за пластиковую коробочку, учитывая, что аналогичные динамики (один из двух вариантов, доступных в широкой продаже) стоят... 17 долл штука (20 с доставкой, будем считать)!
Учитывая названные варианты, приобрести BMR динамики для реализации проекта я мог в вариантах:
- упомянутые сателиты MINX с переплатой за пластиковый кубик и бренд, а также пассивный фильтр на борту (но тут есть и плюс - они таки уже играют и не надо возиться с оформлением, но это все равно не очень кошерно и явно сильно завышено в цене);
- доступные на партсэкспресс TEBM65C20F-8 (_http://www.tectonicelements.com/wp-content/uploads/2014/04/TEL-DS-TEBM65C20F-8.pdf) - у них есть плюс, это резонансная частота 90 Гц, но и существенный минус - большая дырка в АЧХ в районе 2 кГц. Вообще, это очень неплохой динамик для дешевой системы в спальню - если взять какой-то цифроусь типа упомянутого выше Т-класса и пару АС с 4 головками на BMR такого плана, то за цену музцентра можно получить очень взросло играющие АС. Но все же для основной системы АЧХ у них не выглядела оптимистично.
- И еще один динамик от tectonicelements - TEBM46C20N-4B (_http://www.tectonicelements.com/wp-content/uploads/2014/05/TEL-DS-TEBM46C20N-4B-2.pdf) с реонансной частотой около 170 Гц (плохо) и довольно ровной обещанной АЧХ (хорошо). Эти динамики по характеристикам и свойствам как две капли воды похожи на Cambridge Audio 3 поколения, фактически это почти одно и то же, и я решил остановиться именно на них.
Собственно, головки были заказаны в конце прошлого года и у меня было временное окно в месяц (как оказалось потом, в два), чтобы заняться вопросами баса.
Ту би континуед, как говорится
***
Собственно, по басовой секции интригу я уже раскрыл - это B&W ASW610 с системой ЭМОС.
Отдав на переделку первый саб, который у меня уже был в наличии, я ожидал некоторого улучшения звучания, все таки саб неплохой сам по себе. Дмитрий, кстати, подтвердил, что B&W собирают свои изделия добротно и качественно - по его оценке "донор хороший, точно 9/10" - ну что же, значит в очередной раз я выбрал правильную вещь, хорошо
Ожидания были не просто выполнены, а перевыполнены. Саб был готов поздно вечером, я привез его домой фактически ночью, и упросил жену провести первый тест.
В настройках саба есть эквалайзер, который регулирует саб-бас в пределах +/0/- 3 Дб, и он был включен в положении +3 Дб. Ночью включать громко музыку все равно не было возможности, поэтому я включил его с полочниками где-то при сшивке в районе 50 или 60 Гц, не помню, и кратко настроив по спектроанализатору уровень.
Включил, и поймал вау-эффект. Мне удалось прослушать с пяток композиций, пока жена не ткнула меня в ребра, что пора и меру знать - и все были прослушаны с радостно застывшей миной на моей физиономии. Добавление нижнего баса в музыку настолько оживило происходящее, что сложно было поверить.
На следующий день уже на нормальной громкости прослушивания я уже выяснил, что такой приподнятый саб-бас это не годится для музыки - ощущение постоянного пребывание на аттракционе, когда низкочастотные волны вызывают ощущение "дух захватило" на короткие секунды даже на обычных записях. Спецэффекты из кино - вообще молчу Саб подрегулировал таким образом, чтобы ниже 30 Гц начинался легкий спад, собственно по саб-басу примерно так все и работает до сих пор.
Ну и скопирую отзыв, который написал у Дмитрия в ветке:
"Был у меня саб B&W ASW610, доставшийся незадорого. И я думал, что хороший саб, но мысль внедрить в него ЭМОС давно не давала покоя. Осенью возникли причины для продажи практически всей имеющейся тогда системы, потом с причинами разобрался и появилась возможность часть средств реинвестировать в музыку. Начинать собирать новую систему решил с баса, так в B&W вселился дух ЭМОСа.
Визуально саб совсем не изменился.
А вот звук... Да оказалось, не было там звука. Разница примерно такая, как при сравнении средненьких динамических наушников и топовых изодинамических или трех-четырех-драйверных арматурных. Глубина, скорость и качество баса разительно изменились, я бы сказал, они все появились Улыбка
Сначала я тестировал саб с двумя парами полочных колонок, которые временно брал послушать, пока не приехали динамики на мою новую АС, возлагая на него ответственность именно за суб-бас. Если правильно настроить - саба не слышно, но при выключении пропадает "магия" и эффект присутствия, очень впечатляет.
Если настроить неправильно, то саб можно услышать, или можно испытать странный приступ, похожий на ужас, даже на обычных треках, а не на киношных спецэффектах - это значит, что уровень инфраниза зашкаливает. Правда у меня обычно жена реагирует раньше и сообщает о заложенных ушах Улыбка
Чуть позже появилась возможность добыть еще один такой же саб и теперь в системе, которая еще требует некоторых шагов до завершения, трудится два B&W&M саба, полностью отрабатывая весь басовый диапазон (такая нелегкая роль им выпала по случаю, и они некисло справляются).
Ознакомительно оценить звук можно по видео - не стоит обращать внимания на несколько избыточный уровень нижнего баса, так пишет микрофон (впрочем, главное - что он явно есть, а звуковое давление саба уже элементарно подобрать на свой слух и переносимость) - обращать внимание стоит на качество - скорость и фактурность проработки:
П.С. Я не буду утверждать, что это прям лучший в мире бас и прочие глупости, но получить аналог по глубине, скорости и качеству стоило бы дурных денег и точно бы не влезло в главное требование - бюджет.
В важности нижнего баса для создания реалистичных музыкальных событий я убедился собственноушно, убеждать кого-то в этом точно не намерен, как и не намерен оспаривать другие рецепты достижения аналогичных результатов - за всех, кто слышит хотя бы такой по качеству бас я рад, у кого лучше - слегка завидую