Самодельная аппаратура Hi-Fi времен СССР
Автор Сообщение
persey Не на форуме
Постоялец
***

Откуда: Tashkent
Сообщений: 258
Репутация: 41
RE: Самодельная аппаратура Hi-Fi времен СССР / 05-06-2020 08:52
Итак, с согласия участников, продолжу. Трансформатор питания был выбран с большим запасом по мощности с целью гарантированной работы на линейном участке кривой насыщения и минимизацией полей рассеяния, создаваемыми рабочими токами в обмотках. Тип ТС-40. Первичная обмотка была немного домотана, т.к. знал, что на серийных тр-рах к-во витков в первичке уменьшалось с целью экономии провода. Некоторое снижение нагрузочной способности при этом было изначально компенсировано увеличением габаритной мощности. Этот метод был обкатан на усилителе и показал хороший результат. Тем не менее фон достаточно ослабленный указанными мерами, но присутствовал (конструирование деки это намного более сложная задача, чем усилителя, по крайней мере оказалась для меня, «усилительщики» могут покритиковать меня за это, но я уверен что мало кто из «усилительщиков» строил еще и деку впридачу…). Экранировка тр-ра помогла, но не удовлетворительно, мне хотелось избавиться от фона совсем. Радикально все решилось установкой вместо ТС-40 тороида с возможностью регулировки положения. Для этого тр-р был закреплен на Г-образный кронштейн, который мог поворачиваться в горизонтальной плоскости, (была даже применена специальная красивая блестящая гайка с накаткой от какого-то прибора для затяжки положения кронштейна) и сам тр-р закрепленный на кронштейне мог поворачиваться вокруг оси. Место для всего этого было много, т.к. тороид при одинаковой мощности имеет меньший габарит. Настройка положения тороида заняло меньше времени, чем все это описание сейчас. Не потребовалась даже экранировка тороида!
Блоки Лексиных были удобны тем, что по сути представляли собой законченные изделия, которые можно было предварительно настраивать автономно (после этого опыта я с недоверием отношусь к конструкциям с материнкой которая удобна для промышленного производства, но для радиолюбителя со стесненными условиями, настройка с материнкой представляет собой определенные сложности, попробуй-ка затащи и вытащи материнку через проходную? Сейчас условия для творчества другие, но в середине 80-х все было не так). Этим я и воспользовался, выполняя предварительную настройку на работе, где были поверенные приборы. Одновременно выполнялось изготовление генератора Овечкина (Радио, №8,1982г.) и затем милливольтметра Боровика (Радио, №6,1985г). Необходимо отметить, что в базе первая дека была готова к лету 1984г. Был неописуемый восторг, когда заиграла воспроизводилка! Затем постепенно вводились в строй Автостоп, Запись, Долби, СДП-1, САР ЧВ, УВ Сухова. Это было возможно после изготовления генератора и милливольтметра, т.к. в сборе деку для комплексной настройки и регулировки на работу не затащишь (осциллограф С1-94 к этому моменту был куплен в магазине Орбита в Москве во время командировки за 220руб.). К СДП-1 (Радио, №5,1983г.) сначала было прохладное отношение, однако по совету спеца с работы (интересно-сам спец это не делал, однако настойчиво посоветовал это выполнить, т.к. он каким-то опытом чувствовал, что в то время это имело потенциал «бомбы»), было решено изготовить в виде блока Лексиных (габарит платы, разъем МРН-14). Результат превзошел все ожидания! Дело дошло до того, что известный в нашем регионе меломан заказывал мне записи с фирменных «пластов» для своей коллекции кассет. Таким образом к концу 1986г. я имел в своем распоряжении первоклассную деку с неповторимым дизайном, которая производила впечатление в среде меломанов, которые имели доступ к зарубежной аппаратуре. Меня справедливо могут покритиковать за ЛПМ 3 класса в первоклассной деке, однако кварцованная САР с японским мотором Mitsumi и его демпферным креплением реально улучшила показатели стабильности скорости. Детонометра конечно не было, но проводились сравнительные испытания зарубежной деки и моей путем записи и воспроизведения сигнала 400Гц, стабильность частоты на выходе у моей была выше, синусоида 400Гц стояла как вкопанная! Выход в свет УВ Сухова (Радио,№6, 1987г.), конечно не остался без внимания и был разработан малогабаритный вариант в виде блока Лексиных (габарит платы, разъем МРН-14), при этом схема подключения УВ в деку была переработана с целью унификации. УВ можно было просто менять один на другой. В то время я не подозревал, что это впоследствии сыграет в некотором виде свою положительную роль (УВ Лексиных лежал в запасниках).
В начале 1987г. в продажу стали поступать Маяк231 и Вега МП120. Маяк231 в среде разбирающихся меломанов не стал популярным из-за грохочущего ЛПМ и шумящего КД6/4 (на некоторых образцах реально был слышен шум мотора). А после случаев захлеста ленты внутри кассеты при резким динамическом ударе при вкл. перемотки (я не знаю было ли это дефектом конструкции или заводской регулировки ЛПМ), отношение людей, имеющих коллекции фирменных кассет с «пластовыми» записями к Маяку было отрицательным. Другое дело Вега, на фоне дизайна, трехмоторки, всей автоматики и отличного звучания, моя дека выглядела уже не так «круто». (К слову сказать, триумф Маяка231 был в 1990г. когда в магазинах массово стали продавать новые по цене 150руб, стояли очереди! И в каждой квартире у знакомых и родни был Маяк. Вега между тем цены не снижала, однако компенсировала открытием магазинов Вега, где продавались готовые комплектующие, так называемая некондиция, по факту вполне работоспособные платы. Там же чисто для интереса в 1988г. по бросовой цене была куплена Веговская трехмоторка, которая также отправилась в запасники, что впоследствии сыграло свою положительную роль). Тем не менее к этому времени моя машина была уже в строю на 100% и работала превосходно…до 1989г., когда была «благополучно» украдена. Я не буду углубляться в детали события. Таким образом завершилась история создания и эксплуатации первой деки. Кому интересно могу продолжить далее…
С Уважением.

           
(Отредактировал 05-06-2020 в 09:44 persey.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Kubik112 , saltman , vitalyB , VeschiiOleg , thunder


Сообщения в этой теме
RE: Самодельная аппаратура Hi-Fi времен СССР - persey - 05-06-2020 08:52

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 24 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS